Экстремальная журналистика

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Изучение широкого спектра проблем, связанных с работой журналистов печатных и электронных СМИ в экстремальных ситуациях, вызванных боевыми действиями внутри Российской Федерации и за ее пределами, при освещении хроники выполнения российскими гражданами миротворческих операций. Передача практического опыта сбора, анализа, проверки и интерпретации фактического материала, полученного непосредственно в районах боевых действий, миротворческих операций, стихийных бедствий.

Работа содержит 1 файл

extrimsit.doc

— 233.50 Кб (Скачать)

В.М.Амиров, кандидат филологических наук, доцент кафедры периодической печати факультета журналистики УрГУ

                 

                    Журналистика экстремальных ситуаций

                                              (конспект лекций) 

Введение 

Цель  курса:

Ознакомление  студентов факультета журналистики с практическим опытом работы российских журналистов в условиях боевых действий и в ситуациях ликвидации последствий  техногенных и природных катастроф, с методами сбора и анализа  информации в экстремальных условиях.

Задачи  курса:

Изучение  широкого спектра проблем, связанных с работой журналистов печатных и электронных СМИ в экстремальных ситуациях, вызванных боевыми действиями внутри Российской Федерации и за ее пределами, при освещении хроники выполнения российскими гражданами миротворческих операций. Передача практического опыта сбора, анализа, проверки и интерпретации фактического материала, полученного непосредственно в районах боевых действий, миротворческих операций,  стихийных бедствий. Профессиональная подготовка журналистов, специализирующихся в направлении экстремальной журналистики, на примерах работы лучших военных корреспондентов ведущих российских и региональных СМИ.  Исследование особенностей работы журналиста в зонах экстремальных ситуаций, разработка практических рекомендаций по различным аспектам подготовки «экстремального» материала.

Ознакомление  с законодательными актами,  ведомственными документами и инструкциями, нормами международного права,    определяющими условия выполнения редакционных задач в ситуациях различной сложности, в том числе и связанных с угрозой жизни и здоровью журналиста. Обучение практике взаимодействия журналиста с органами власти при подготовке материалов из зон боевых действий, природных и техногенных катастроф.

Экстремальная журналистика - это одно из направлений  журналистики, в котором сбор и анализ информации для подготовки публикаций в средствах массовой информации ведется непосредственно  в зонах боевых действий, этно-религиозных и иных вооруженных конфликтов, районах чрезвычайных положений, природных и техногенных катастроф. При этом работа журналиста осложнена самой ситуацией, в которой он выполняет свои профессиональные обязанности, а также риском для его жизни и здоровья.  

Для понимания  важности и актуальности изучаемой темы,  необходимо очертить круг проблем, входящих в сферу так называемой экстремальной журналистики, термина, появившегося в лексиконе профессионалов и в исследованиях российских ученых различных областей знания в начале 90-х годов прошлого века, когда после распада Советского Союза    на его бывших окраинах начали вспыхивать политические конфликты, часто переходившие в кровопролитные межэтнические столкновения.

В соответствии с  данным выше определением, в изучаемом  курсе рассматриваются профессиональные аспекты работы журналиста в боевых конфликтах различного происхождения и течения, а также в ходе освещения ликвидации последствий природных и техногенных катастроф. Ряд источников, в том числе основанный в 2004-м году «Центр экстремальной журналистики» (www.cjes.ru) относит к экстремальной еще и криминальную журналистику, однако, представляется, что ее корректнее классифицировать как расследовательскую и в представленном курсе она не рассматривается.

Журналистика  экстремальных ситуаций имеет  в  российской журналистике глубокие традиции.   Огромным плодородным пластом этого направления журналистики можно считать, к примеру, репортажи и очерки русских военных журналистов с полей сражений Кавказской войны XIX века, из окопов русско-турецкой кампании 1977-1978 годов, с бортов крейсеров Российского Военно-морского флота, ведущих боевые операции  во время русско-японской войны начала ХХ века,   опубликованные в газете «Русский инвалид», журнале «Военный сборник», многих других периодических изданиях того времени. Такие материалы, как «Переход через Балканы отряда генерала Скобелева» (Военный сборник. 1889..№8), «Очерк действий западного отряда генерал-адьютанта Гурко» (Там же. 1992. №1), «Оборона Баязитской цитадели» (Там же. 1993..№5) свидетельствуют не только о профессиональном мастерстве, но и о мужестве журналистов, рисковавших жизнью, добывая информацию для своих читателей и продемонстрировавших глубокое и всестороннее знание темы и конкретной военно-политической ситуации. Имена таких замечательных военных журналистов, как М.Газенкампф, В.Немирович-Данченко, Е.Вердеревский знала вся просвещенная часть страны. Обличительными очерками в «Русском слове» публициста и писателя Василия Немировича-Данченко, честно, часто непосредственно под огнем японской пехоты собиравшего материалы о неготовности российской армии к войне, о коррупции, разъедавшей военно-политическую верхушку страны, зачитывалась русская интеллигенция. Они оказали влияние на осмысление итогов войны, легли в основу выступлений депутатов Государственной думы России, требовавших с парламентской трибуны реформ военной организации государства после унизительного поражения. 

Военные корреспонденты многих российских газет  активно работали и на полях первой мировой войны, которая дала мощный импульс к развитию батальной журналистики.  В этот период в России появляются десятки новых военных изданий, не выходят без хотя бы одного материала с мест боев ведущие общественно-политические издания, как правило, командировавшие своих корреспондентов на войну.

Традиция  организовывать работу журналистов  непосредственно в местах дислокации войск и публиковать материалы  с передовой была в полном объеме перенята и творчески развита  в советской печати. Особенно показательна в этом смысле  организация работы печати в годы Великой Отечественной войны, когда в действующей армии в качестве военных корреспондентов работали такие выдающиеся советские журналисты, писатели и поэты, как Константин Симонов, Илья Эренбург, Михаил Шолохов, Лев Кассиль, Константин Паустовский, Михаил Светлов, Алексей Толстой, Николай Тихонов, Борис Горбатов, Леонид Соболев, Всеволод Вишневский, Леонид Леонов, Мариэтта Шагинян, Алексей Сурков, Владимир Величко и многие, многие другие. «Правда», «Комсомольская правда», «Литературная газета», «Известия» и «Красная звезда» регулярно, из номера в номер публиковали фронтовые репортажи своих корреспондентов. Фронтовые репортажи и публицистика звали читателей к защите Родины, к непреклонной решимости в борьбе с врагом. Огромный резонанс общественности вызвали такие материалы, как «Родина» и «Кровь народа» А.Толстого, «Сила России» Н.Тихонова, «Размышления у Киева» Л.Леонова, «Украина в огне» А.Довженко, «душа России» И.Эренбурга, «Уроки истории» В.Вишневского.

Уже в  первые дни июля в «Правде» и «Красной звезде» появились материалы  Михаила Шолохова. Непосредственно  из действующей армии был подготовлен  материал «На сталинском направлении», основную мысль которого можно выразить строкой из самого материала: «Какие бы тяжелые испытания не пришлось перенести нашей Родине, - она непобедима». Волнующую, не оставившую никого равнодушным статью о зверствах фашистов, о гневе, нарастающем в сердцах людей, писатель рассказал в замечательном очерке «На юге». В первом военном номере  газеты «Красная звезда» появились материалы В. Вишневского, который неоднократно выезжал позднее на линию фронта, собирая материалы для своих публикаций.

Военными  корреспондентами были подготовлены и  многие яркие радиоматериалы. В памяти радиослушателей периода Великой Отечественной войны остались выступления у микрофона А.Гайдара, Р.Кармена, Л.Кассиля, П.Мануйлова, А.Фрамма, К.Паустовского, Е.Петрова, Л.Соболева, делившихся с аудиторией фронтовыми наблюдениями и эмоциями.

Большое развитие получила фронтовая фотожурналистика. С риском для жизни работали в расположении действующей армии фотокорреспонденты «Правды», «Известий», «Красной Звезды», «Комсомольской правды», чьи снимки получили мировую известность - А.Устинов, Б.Кудоров, Г.Хозмер и другие.

Интересные  данные приводит в статье «Печатные  издания в годы войны» исследователь  А.Малыгин (Мир библиографии. 2004..№5). В годы Великой Отечественной, пишет он, сформировалась «фронтовая газетная периодика», суммарный разовый тираж которой составлял 6 миллионов 256 тысяч экземпляров. К этому числу нужно прибавить 1 миллион 960 тысяч экземпляров журналов, выходивших ежемесячно. Всего же в годы войны выходили 1357 наименований военных газет и журналов, в том числе на языках народов СССР. И каждая газета, каждый журнал содержали материалы, добытые журналистами непосредственно на передовой».

В силу  известных обстоятельств советские  журналисты были лишены возможности  работать на полях боевых конфликтов, проходивших с участием наших  сограждан после Великой Отечественной. Редакции отечественных газет до постперестроечного времени не могли и думать о направлении своих корреспондентов в служебную командировку, например, во Вьетнам или Северную Корею, где воевали десятки тысяч советских солдат и офицеров, а также писать еще о шестнадцати боевых конфликтах, в которых наша страна принимала участие, направляя советников и специалистов по военно-техническому обеспечению. Даже сама информация об участии советских граждан в такого рода ситуациях была строго засекречена и стала доступной журналистскому перу сравнительно недавно. Примером такой засекреченности может служить очерк «Свой среди чужих», опубликованный  в 1992-м году в газете «На страже»:

«О том, что Григорий Матевосович Джагаров не всегда был тем, за кого сегодня себя выдает, до последнего времени знали только его жена и несколько самых близких друзей. Наверняка отражен был этот факт в документах Комитета государственной безопасности, но здесь все покрыто мраком тайны, ибо в анкетах Джагарову было предписано без всяких угрызений совести писать, что за границей нашего Отечества он никогда не был.

Недавно Григорию Матевосовичу позвонили из военкомата и пригласили прийти для получения  Почетной грамоты  Верховного Совета СССР. В грамоте, подписанной М.С.Горбачевым, Джагарову высказывалась благодарность как воину-интернационалисту, участвовавшему в боевых действиях в Афганистане.

Грамоту Джагаров положил  в семейный архив, хотя твердо знал, что  никогда в богатой  на события жизни  нога его не переступала  афганских пределов. Самому ему двойное это существование надоело уже до чертиков, тем более, что в госпитале категорически отказались засчитывать его астму за заболевание, полученное за рубежом. А чего удивляться, не был, значит, не был, а на нет и болезни нет.

И все-таки признать заграничное происхождение астмы медикам, похоже, придется. Придется, потому что в силу известных обстоятельств, тайное, наконец, становится явным, и Григорий Матевосович может с полным основанием поведать о нескольких белых пятнах своей биографии…».  

Запрет  на любое упоминание в печати действовал долгое время и на афганские события. Хотя «груз-200» (ставшее общеупотребительным условное обозначение перевозимого для захоронения тела погибшего военнослужащего) пришел в тогдашний Свердловск уже через месяц после начала в декабре  1979-го боевых действий с участием наших военнослужащих, а вернувшиеся с орденами и медалями молодые ветераны рассказывали о боях, засадах и перестрелках. Первыми начали писать о боевых действиях самые маленькие военные газеты - «дивизионки», на номерах которых стоял гриф «из части не выносить». Военнослужащие-корреспонденты этих газет, добывая материалы и снимки, ходили вместе с подразделениями десанта «на боевые», лежали пластом в засадах, сидели на блок-постах, будучи в постоянной готовности отложить блокнот и взять в руки автомат. Именно они, журналисты в погонах, написали первые летописи афганской трагедии. 

Первые материалы о боях в Афганистане в общественно-политических СМИ появились лишь после начала перестройки, да и то в строго дозированном варианте. Примерами такой подачи могут служить тщательно срежиссированные и идеологически выверенные телерепортажи из Кабула собкора Центрального телевидения Михаила Лещинского и  публицистика Александра Проханова.

Партийная идеология доминировала и в материалах советских журналистов, которым было доверено писать о крупнейших катастрофах последнего времени - землетрясении в Спитаке и аварии на Чернобыльской АЭС. По сути, задача пишущей и снимающей братии сводилась к показу героики будней ликвидаторов, а в случае с Чернобылем - к минимизации в глазах читателей масштабов произошедшего.  Правда об этой, первой в истории человечества ядерной аварии появилась гораздо позднее.

Демократизация  общественной жизни страны предоставила журналистам федеральных и региональных СМИ возможность освещать  боевые действия и последствия катаклизмов непосредственно с места действия. Репортажи с полей сражений в Сербии, Афганистане, Ираке, Чечне, из разрушенных ураганом «Катрина» городов США и смытых цунами курортов Индонезии обошли газеты, журналы и телеканалы всего мира. Такие материалы остро  востребованы на рынке журналистской информации, и этот спрос хорошо оплачивается как потребителем, так и редакциями СМИ. Можно говорить даже о появлении значительной по численности группы журналистов, специализирующихся на освещении боевых конфликтов, актов терроризма и иных экстремальных ситуаций, наработавших на этом направлении определенные навыки и сформулировавших некие принципы поведения в опасных для жизни зонах.

Информация о работе Экстремальная журналистика