Экстремальная журналистика

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Изучение широкого спектра проблем, связанных с работой журналистов печатных и электронных СМИ в экстремальных ситуациях, вызванных боевыми действиями внутри Российской Федерации и за ее пределами, при освещении хроники выполнения российскими гражданами миротворческих операций. Передача практического опыта сбора, анализа, проверки и интерпретации фактического материала, полученного непосредственно в районах боевых действий, миротворческих операций, стихийных бедствий.

Работа содержит 1 файл

extrimsit.doc

— 233.50 Кб (Скачать)

Вместе  с тем, нужно понимать, что журналистика экстремальных ситуаций является исключительно  опасным ремеслом. Только за первый год чеченской компании погибли 23 и были ранены 30 журналистов, представляющих различные российские и зарубежные издания, были отмечены многие десятки случаев угроз, ограблений журналистов, изъятия у них видео- и фотооборудования (А.Князев. Журналистика конфликта. Учебное пособие. — Бишкек: Изд-во КРСУ, 2003. 2.).

Две крупнейшие правозащитные организации, отслеживающие соблюдение свободы слова в мире, в своих докладах, подводящих итоги года, пришли к выводу, что 2006 год был одним из самых опасных для журналистов. Так, по данным "Репортеров без границ" (Reporters sans Frontieres), в 2006 году в 61 стране мира погиб 81 журналист. Большее число жертв было лишь в 1994 году, указывают "Репортеры без границ", когда погибли 103 журналиста.

Международная федерация журналистов (International Federation of Journalists) располагает еще более  трагическими сведениями, что в 2006 году погибли как минимум 155 журналистов - больше, чем когда-либо за последние несколько десятилетий.

Все это  позволяет сформулировать вывод  о том, что журналистика экстремальных ситуаций является самостоятельным направлением журналистики, требующим специальных знаний, навыков, овладения особыми методиками сбора, проверки, обработки и анализа информации, а также умения минимизировать угроз, возникающие при работе в зонах повышенной опасности.  

Тема 1. Правовые аспекты  работы журналиста в  зоне экстремальной ситуации 

Командировка  на войну или в район, где по каким-то обстоятельствам объявлено чрезвычайное положение, при затруднении государственного управления или его полном отсутствии ставит перед редакцией и самим журналистом вопросы о его правовом статусе и правовой защищенности профессиональной деятельности. Поэтому ознакомление с вопросами права является одним из ключевых вопросов подготовки к выполнению редакционных задач в сложных и небезопасных условиях экстремальной журналистики.

Какие юридические вопросы в обязательном порядке должны быть изучены журналистом? Прежде всего, те, которые касаются его прав на получение информации в зонах чрезвычайных ситуаций. Статья 19 Всеобщей декларации прав человека и статья 29 Конституции Российской Федерации провозглашают право каждого человека свободно искать, получать, передавать, распространять информацию любым законным образом. Российское законодательство наделяет журналиста, работающего в чрезвычайной ситуации, определенными привилегиями, которые призваны гарантировать ему возможность осуществлять в таких условиях свою профессиональную деятельность. Так, например, статья 47 Закона «О средствах массовой информации» прямо предоставляет журналистам право посещать специально охраняемые места аварий и катастроф. Журналисты должны быть допущены к работе в указанных местах даже в том случае, если каким-либо ведомственным нормативным актом запрещается допускать на такие территории «посторонних лиц», так как они «посторонними» в силу прямого указания закона не являются. На это в частности указала и Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации в своем решении по заявлению телекомпании «Афонтово».

Правоохранительные  органы не только не могут препятствовать работе журналиста, но, напротив, на них ложится обязанность организовать работу журналиста в месте аварии или катастрофы таким образом, чтобы она не мешала проведению спасательных работ или работе криминалистов и следователей. Правоохранительные органы обязаны обеспечить безопасность журналиста, которому Законом «О средствах массовой информации» гарантирована защита как лицу, исполняющему общественный долг.

Какие ограничения для  работы журналиста возможны в местах аварий, катастроф, стихийных  бедствий и массовых беспорядков? Законодательство не дает четкого и однозначного ответа на этот вопрос. Поэтому, логичным будет предположить, что эти ограничения могут быть обусловлены лишь требованиями соблюдения личной безопасности журналиста и иных лиц (то есть, когда должностные лица действуют в состоянии крайней необходимости).

Принципиальное  значение для определения правового  статуса журналиста и возможностей для работы имеет Федеральный  конституционный Закон «О чрезвычайном положении» (от 30 мая 2001 года, №3-ФКЗ), который  четко определяет предпосылки к объявлению в стране или отдельных ее регионах чрезвычайного положения, формулирует условия особого правового режима и, в том числе, ограничения на передвижения граждан. Хотя Закон не содержит прямых ограничений на работу журналистов, отдельные его положения могут трактоваться должностными лицами на местах для введения дополнительных условий, затрудняющих для журналистов выполнение их профессиональных обязанностей.

Кроме вышеперечисленных российских законодательных  и подзаконных актов, настоятельно рекомендуем журналисту в ходе подготовки к работе в зоне экстремальной ситуации изучить следующие важнейшие документы: «Военная доктрина Российской Федерации»(утверждена Указом Президента Российской Федерации №706 от 21 апреля 2000 г.), Закон «О статусе военнослужащих» (от 27.05.1998 №76-ФЗ), Закон «Об обороне» (№61-ФЗ от 31.05.96 г.), Закон «О милиции» (от 31 марта 1999 года,№68-ФЗ), Закон «Об информации, информатизации и защите информации» (от 20.02.95, №24-ФЗ), Закон «О борьбе с терроризмом (от 25 июля 1998г., №130-ФЗ).

Если  журналисту предстоит работать за рубежами Российской Федерации, то есть смысл  ознакомиться, хотя бы в общих чертах, с особенностями местного законодательства, в ряде случаев существенно отличающегося  от российского и европейского, а  иногда и основанного, например, на религиозных нормах.

В отличие  от российского законодательства международное  право регламентирует правила работы журналиста в зонах экстремальных  ситуаций и в том числе и  регионах, где идут боевые действия, достаточно четко. Первые такие документы появились еще в начале ХIХ века. В статье 13 Гаагского Положения о законах и обычаях войны, а также в статье 81 Женевской конвенции от 27 июля 1929 года говорится о «газетных корреспондентах». Согласно женевской конвенции, «лица, следующие за вооруженными силами, но не входящие при этом в их личный состав, такие как корреспонденты, репортеры газет, маркитанты и поставщики, оказавшиеся во власти противника, который считает необходимым их задержание, имеют право на обращение с ними как с военнопленными, при условии имеющегося у них законного разрешения властей вооруженных сил, за которыми они следуют».

Вопрос  об улучшении защиты журналистов  в опасных командировках неоднократно обсуждался в различных международных  организациях, в том числе и на заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН. 8 июня 1977 года были приняты Дополнительные протоколы к женевским конвенциям. В Протокол I, который относится к международным вооруженным конфликтам, включена статья 79 «Меры по защите журналистов». Статья констатирует, что:

-журналист,  находящийся в опасной командировке  в районе вооруженного конфликта,  будучи гражданским лицом, пользуется  в полном объеме защитой, предоставляемой  международным гуманитарным правом  гражданским лицам;

-за  военными корреспондентами, аккредитованными при вооруженных силах, сохраняется особое положение, которое признается ст.4-а, п.4 III Конвенции;

-удостоверение  личности, образец которого приводится  в приложении к Протоколу, является  доказательством, что владелец  удостоверения действительно является журналистом.

В отношении  журналиста, которого задерживают власти страны, гражданином которого он является, применяется внутреннее законодательство.

В отношении  журналистов страны, не участвующей  в конфликте, в случае задержания их одной из конфликтующих сторон, действуют нормы права мирного времени.

Следует понимать, что само по себе российское и международное законодательство не в состоянии защитить журналиста во всех абсолютно ситуациях и, в  условиях войны, носит для воюющих  сторон скорее рекомендательный, декларативный характер. Журналист, находящийся на переднем крае, действует на свой страх и риск, равно как и тот, кто выходит на боевые задания вместе с подразделениями специального назначения. Практика работы журналистов в зонах стихийных бедствий и техногенных катастроф показывает, что они легко могут стать жертвами мародеров и преступных групп. Журналист лишается защиты права и в случае, когда он непосредственно принимает участие в боевых действиях.

Знание  журналистом своих юридических прав и обязанностей не только значительно облегчает его пребывание в сложных условиях боевых действий и катастроф, но и создает благоприятный фон для выполнения им профессиональных задач.

Литература:

Гассер  Ганс-Петер. Защита журналистов в  опасных командировках; Моду Ален. Международное гуманитарное право и деятельность журналистов. МККК, 1994.

«Горячая  точка»: справочник для журналистов. М., 1995.

Военная доктрина Российской Федерации

Закон «Об информации, информатизации и  защите информации»

Закон «Об обороне»

Закон «О чрезвычайном положении»

Закон «О статусе военнослужащих»

Закон «Об оперативно-розыскной деятельности»

Закон «О борьбе с терроризмом»

Мелков  Г.М. Международное право в период вооруженных конфликтов. М., 1988.

Основные  положения Женевских конвенций и Дополнительных протоколов к ним. МККК. 1994.

Чемякин Ю.В. Международное гуманитарное право  и СМИ: Конспект лекций/Уральский государственный университет им.А.М.Горького. Факультет журналистики. - Екатеринбург, 2005. 
 

Тема  2. Этика журналиста, работающего в экстремальной ситуации 

Журналисту, работающему над освещением хода боевых действий, специальных операций по борьбе с терроризмом, мероприятий по ликвидации последствий катаклизмов природного и техногенного характера, постоянно приходится решать для себя нелегкую проблему. Это проблема определения «главности» информации перед этикой или этики перед добытой им опасным трудом информации. Профессионализм требует от журналиста максимально полной и объективной передачи полученного материала, а этические  установки накладывают на него определенные ограничения. Найти баланс бывает подчас  непросто, особенно в ситуации, когда жизни журналиста угрожает опасность, а на проверку, осмысление и обработку информации нет достаточного количества времени. И, тем не менее, нахождение баланса, умение донести до читателя, зрителя или слушателя максимальный объем материала при исключении ущерба для его героев и репутации самого журналиста - показатель профессиональной и гражданской зрелости представителя масс-медиа. Причем, принцип «не навреди» должен определять тактику и стратегию его поведения. 

Различными  российскими и международными общественными  организациями разработаны правила  работы журналиста в экстремальных  ситуациях. Наиболее концентрировано  на наш взгляд, они выражены в документе, который называется «Этические принципы профессионального поведения журналистов, освещающих акты терроризма и контртеррористические операции». Документ принят Федеративным Советом Союза журналистов России 30.10.2001 г. И одобрен VII Съездом Союза журналистов России16.05.2003 г.

Представляется, что логика документа делает его  универсальным для многих ситуаций, в которых может оказаться  журналист, пишущий на «экстремальные»  темы.  

  Этические принципы  профессионального  поведения журналистов, освещающих акты терроризма и контртеррористические операции

Настоящие Принципы исходят из недвусмысленного осуждения мировым сообществом  всех актов, методов и практики терроризма как преступных и неоправданных, независимо от их мотивировки, во всех их формах и проявлениях, где бы и кем бы они ни совершались. При этом под террористическим актом понимается, во-первых, любое деяние, направленное на то, чтобы лишить жизни любого человека, не принимающего активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, или причинить ему тяжкое телесное повреждение, когда цель такого деяния в силу его характера или контекста заключается в том, чтобы запугать население или заставить правительство или международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения, а во-вторых, любое деяние, представляющее собой преступление согласно сфере применения любого из международных договоров, перечисленных в Приложении к Международной Конвенции о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999. 
Настоящие Принципы являются ответом на Резолюцию конференции ЮНЕСКО «Терроризм и средства массовой информации» (Манила, 1 - 2 мая 2002 г.), в которой содержится призыв к журналистским и медийным ассоциациям принять меры по расширению способностей СМИ профессионально сообщать о терроризме и способствовать толерантности, в том числе через обеспечение возможностей для обсуждения этических проблем, касающихся освещения терроризма в СМИ.

При сборе информации журналист должен прежде всего думать о жизни заложников и потенциальных жертв. Вот почему он обязан:

- не  предпринимать никаких действий, которые реально и непосредственно  могут подвергнуть жизнь заложников  и потенциальных жертв еще  большему риску; 
- избегать прямых контактов с террористами, если это может подвергнуть еще большей опасности жизнь заложников и потенциальных жертв, а также создать угрозу жизни самого журналиста; 
- проявлять особую чуткость к очевидцам событий как к источникам информации, в особенности, в отношении детей, женщин, пожилых, а также беженцев; 
- избегать идентификации родственников и друзей заложников и потенциальных жертв без их согласия; 
- помнить, что спасение раненых и пострадавших, а также освобождение заложников имеют приоритет перед правом информирования общественности; 
- собирать, анализировать и сопоставлять информацию из всех возможных источников, согласовывая свои действия с правоохранительными органами только в том случае, если в результате действий журналиста жизнь заложников и потенциальных жертв могут быть реально и непосредственно подвергнуты опасности; 
- не брать на себя роль посредника между террористами и правоохранительными органами; 
- не предлагать террористам, заложникам, беженцам, другим вовлеченным в конфликт лицам предпринимать какие-либо действия для получения удачных видео- или фотокадров; 
- не брать интервью у террористов во время совершения ими террористического акта; 
- незамедлительно предать гласности ставшую ему известной информацию о готовящемся террористическом акте или об иной угрозе, исходящей от террористов.

Информация о работе Экстремальная журналистика