Основные жанры социальной рекламы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 07:01, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время реклама занимает большое место в российском информационном пространстве, управляя поведением широкой аудитории с помощью постоянных призывов и настойчивых просьб приобрести бесчисленное множество разнообразных товаров и воспользоваться различными услугами. Используя весь набор приемов пропаганды и постоянно присутствуя в СМИ, реклама формирует сознание всего общества.

Работа содержит 1 файл

Курсовая переделанная.Павлова 090.docx

— 195.65 Кб (Скачать)

Каждый из родов  массово-информационной деятельности содержит несколько типов сообщений: публицистические, художественные, научные.

Научный тип сообщений  предполагает особый язык и стиль: однозначное, не вызывающее разночтений, изложение  специфических научных сведений. Используется в чисто научных  изданиях, частично - в научно-популярных, а также в научных статьях  в массовой прессе. Причем, если в  научном журнале для описания понятий, экспериментов, явлений природы  уместен язык усложненный, то в массовой периодике об этих же понятиях и  явлениях следует говорить понятным и доходчивым языком. И об этом всегда должен помнить журналист, занятый  подготовкой материала, а так  же его редактор.

Художественный  тип сообщений, в отличие от научного, характеризуется образностью языка, многозначностью понятий, умением  обобщить единичный факт, типизировать явление. Если в научных публикациях  речь идет, по преимуществу, об окружающем человека мире, то в художественных-вероятнее  всего, о самом человеке, о его  внутреннем мире, об отношении к  миру внешнему и его восприятии отдельной  личностью.

Публицистика (от лат.Publicus - общественный) - способ организации и распространения социальной информации, род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни[10]. Публицистика играет важную политическую, идеологическую роль, влияя на деятельность различных социальных институтов и в целом на общественное сознание.

Иногда понятие  публицистика воспринимается как синоним  к слову журналистика. Это объясняется  тем, что публицистика, в сущности, тоже родовое понятие, включающее в  себя произведения, освещающие актуальные социально-политические и другие проблемы современности в печати, на радио  и телевидении и в отдельных  печатных изданиях. Публицистика существует в словесных (устных и письменных), графических изобразительных (плакат, карикатура), фото- и кинематографических (фоторепортаж, документальный фильм), театрально-драматических и словесно-музыкальных  формах.

Если говорить о  видах журналистской деятельности, то здесь выделяют информационную публицистику, аналитическую публицистику и художественную публицистику. Понятно, что произведения каждого вида можно встретить  в любом из родов журналистики. Здесь в качестве наиболее существенного  и устойчивого признака следует  считать меру типизации, уровень  постижения конкретного жизненного материала. Информация, фиксируя, - констатирует; аналитическая публицистика- осмысливает  и обобщает; художественное творчество - типизирует.

В свою очередь, каждый из журналистских видов подразделяется на подвиды, или жанры. Видовое и  жанровое членение отражает стремление осмыслить реальный мир во всем многообразии действительности.

Жанр справедливо  называют памятью искусства. В чем  причина сохранения старой формы  в новом явлении? Почему первые автомобилипоходили на конные экипажи, а электрические  люстры - на люстры свечные? Безусловно, причина состоит в общности функций: автомобиль так же является средством  передвижения, как и конный экипаж, а люстра источником света, независимо от используемой энергии.

Любая творческая деятельность многообразна в средствах, приемах, формах изображения, как многообразны явления, о которых идет речь. Это  многообразие находит конкретное выражение  в системе жанров.

Теоретические основания  для определения жанра, его признаков  следует искать в искусствоведении и литературоведении, откуда это  понятие пришло в теорию журналистики. Для лучшего понимания здесь  уместно обратиться к методике системного анализа.

Если культуру рассматривать  как совокупность объектов и субъектов  материальной и духовной деятельности, или некую гиперсистему, то, скажем, искусство как вид духовного  освоения действительности и ее преобразования по законам красоты есть самостоятельный  и весьма обширный пласт человеческой культуры. Это практически независимая (автономная) система внутри гиперсистемы культурной деятельности человечества. Внутри этой системы существуют подсистемы (или системы более мелкого  уровня), такие, как изобразительное  искусство, литература, художественный кинематограф и т.д.

Точно так же в  идеологический системе можно выделить журналистику, или систему средств  массовой информации. Внутри системы  СМИ, как мы знаем, существуют подсистемы периодической печати, радио, телевидения  и интернет изданий (роды журналистики). Составными частями, или компонентами этих подсистем, можно назвать информационную, аналитическую и художественную публицистику (виды журналистики). Реклама, распространяемая при помощи СМИ (в  отличие от directmail, наружной и т.п.), тоже вид журналистики. Наконец, составными частями, или элементами этих компонентов, являются разнообразные жанры, которые, по сути, выполняют роль своеобразных «кирпичиков», из которых строится полноценная журналистская конструкция.

Условимся, что  под жанром мы будем понимать исторически  определившийся тип отображения  реальной действительности, обладающий рядом относительно устойчивых признаков.

В основу жанрового  деления положена не только уже упоминавшаяся  мера типизации. Здесь учитывается  также способ отражения реальной действительности, тематическое своеобразие, функциональные особенности, технические  условия создания журналистских  произведений. При помощи этих признаков  все разнообразие журналистской  продукции можно классифицировать по ряду формальных признаков. Это позволяет  выделить определенное количество соответствующих  жанров, жанровых форм и модификаций, что важно не столько для теоретического осмысления проблем современной  журналистики, сколько для практической деятельности журналистов. Кроме того, теория жанров, отличающаяся чрезвычайной сложностью, многоаспектностью, что  объясняется нестабильностью объекта  исследования, также находится в  постоянном процессе развития, видоизменяясь  вместе с живой и изменчивой журналистской  практикой.

Важно помнить, что  в «чистом» виде многие жанры не так уж и часто встречаются  на газетных полосах, в телевизионных, радиопрограмма и интернет изданиях. То и дело мы видим, как жанры видоизменяются, взаимопроникают друг в друга - это  явление называется диффузией. На «стыке» жанров подчас точнее отражаются сложные жизненные отношения, драматические коллизии нашего времени.

Но сколь бы сложной, ни была конструкция журналистского произведения, в его основании  всегда можно обнаружить более простые  элементы - основные жанровые формы.

Некоторые жанры  можно назвать общежурналистскими: используя специфические изобразительно-выразительные  средства, они встречаются в каждом из родов журналистики. Таковы заметка, интервью, репортаж, очерк.

Для информационной публицистики характерен интерес к  единичному факту, конкретному событию. Ее метод - по преимуществу, констатация  свершившегося. С традиционной точки  зрения, информация должна отвечать на вопросы: что? где? когда? Объект аналитической  публицистики - группа причинно-связанных  фактов, актуальных явлений, тенденций  в жизни общества, а метод - исследование, анализ, толкование, авторская оценка этих фактов, явлений и тенденций. Аналитическая публицистика, вскрывающая  причинно-следственные связи между  явлениями, дающая им социально-политическую оценку, таким образом, отвечает на вопросы: как? почему? с какой целью? с какими последствиями? Значит, в  первом случае факт, событие - не только объект, но и цель, во втором - факты  скорее становятся средством обоснования  позиции журналиста, аргументами  в цепи выстраиваемых им доказательств.

В жанрах художественной публицистики определяющим является наличие  образа, а анализ и сообщение фактов играют подчиненную роль, имеют второстепенное значение. Функция художественной публицистики - в раскрытии типического, общего, через индивидуальное, отдельное. Журналистские  произведения этого вида есть результат  художественной организации фактического документального материала.

К жанрам информационной публицистики сегодня принято относить: заметку, текст которой может  быть опубликован в газете, прочитан на радио, сопровождать изображение  на ТВи использоваться в сети интернет; интервью (общежурналистский жанр); событийный репортаж, имеющий специфические  черты в каждом из родов журналистики.

К жанрам аналитической  публицистики относятся: проблемная статья в печати, проблемный репортаж, корреспонденция, беседа, комментарий, обозрение в  прессе, на радио, ТВ и интернет изданиях.

К жанрам художественной публицистики относятся: зарисовка, очерк, эссе, фельетон и другие сатирические жанры.

Каждый из жанров обладает немалым числом форм. Например, широко распространенная разновидность  интервью - пресс-конференция.Протокольный репортаж с официального события  называется отчетом. Иногда в отдельный  жанр выделяют произведения инвестигейтивной (от англ. investigate- расследовать) журналистики, его так и называют -расследование. Ток-шоу на телевидении родились из обычной беседы, но превратились в своеобразное театрализованное представление с участием публики, самостоятельный жанр, имеющий черты как аналитической, так и художественной публицистики. К художественной публицистике, безусловно, относятся многочисленные телеигры, многие развлекательные передачи на радио и ТВ.

1.2  Типология рекламы

Типология рекламы  традиционно строится на иных принципах: здесь жанровые особенности уступают содержательным характеристикам, а  на передний план выводится понятие  целеполагания. До сих пор теоретики  рекламы, похоже, считают более важным, какую цель преследует тот или  иной материал, нежели то, как он сделан. Однако, в плане профессионального  мастерства второе уж не как не менее  важно.

Все начиналось очень  просто: рекламная классификация, в  сущности, укладывалась в два понятия - так называемая прямая реклама  или рекламное объявление и, как  говорят в англоязычных странах, «адверториал» (advertorial)- нечто промежуточное между объявлением и редакционной статьей в газете, теле- и радиопередачей, в которых рекламный материал выносится из раздела, где господствует шумиха, сообщения громоздятся друг на друга, вместо этого «адветориал» спокойно обсуждает проблему, решаемую при помощи предлагаемого товара или услуги.

По мере совершенствования  рекламной деятельности усложняется  типология рекламы. Сегодня охотно говорят о престижной или имиджевой  рекламе (ею пользуются для формирования долговременного образа фирмы, учреждения, организации), о рекламе марки (тоже для долговременного выделения  конкретного марочного товара), рубричной  рекламе (для распространения информации о продаже, услуге или каком-то событии  в деловом мире), о разъяснительно-пропагандистской рекламе (для отстаивания конкретной идеи).

Американцы, для  которых профессионализм - главное  в любом деле, классифицируют рекламу  с позиции типичных способов ее производства.

Жанрами они называют следующие типы создания рекламных  сообщений: прямая продажа, обращение  от лица фирмы, рекомендации знаменитостей  или специалистов, интервью с покупателем, демонстрация, прямое сравнение товаров, драматизация, музыкальная реклама, анимация. Такая классификация намного  удобнее.

К сожалению, в учебниках  по рекламе отсутствует хоть какая-то попытка рассматривать производство рекламы для СМИ с позиций  теории журналистики. Между тем, это  представляется вполне убедительным. У рекламы в СМИ есть четко  выраженные родовые признаки: реклама  может быть печатной, звуковой, видео  ицифровой.Вполне возможен также перенос  видовых и жанровых признаков.Жанры  рекламыносят специфический характер. Например, рекламный видеоматериал  нельзя называть только роликом или  клипом- и все.Рекламная деятельность -это самостоятельный вид творчества, но он находится в очень близком  родстве с журналистикой. Очевидно, что многие свойства и функции  рекламы зависят от ее информационного  содержания. Реклама призвана, прежде всего, информировать потребителей и убеждать их воспользоваться теми или иными товарами, услугами.[11]

 
2.  ЖАНРОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕКЛАМЫ В СМИ

Формы рекламы, использующей слово, весьма разнообразны. Выделяют зрительную, слуховую и зрительно-слуховую рекламу. Первую группу - наиболее распространенную - образуют газетно-журнальная, печатная, световая, оформительская и фотореклама. Ко второй группе относятся радиореклама, устные сообщения и объявления. Третью группу составляют теле- и интернет реклама в сопровождении текста. Во всех этих формах рекламы слово - действенное средство информации и  пропаганды.

2.1 Журналистские жанры  печатной рекламы

жанр журналистский  рекламный

Современная печатная реклама представляет собой сложное, многоаспектное и многоступенчатое образование - от прагматичной, краткойлистовки, внезапной появившейся в вашем  почтовом ящике, до красочной страницы с приложением образцов шампуня  или крема в дорогом глянцевом  журнале. В жанровом отношении эта  продукция столь же разнообразна, сколь и сложна для идентификации.

Кратко рассмотрим традиционные рекламные жанры и  начнем с жанров печатной рекламы. Печатная реклама, к которой относят каталоги, буклеты, проспекты, брошюры, плакаты, рекламные листовки, рекламно-подарочные издания и т.п., - одно из важнейших  средств распространения рекламной  информации. В отличие от рекламы  в прессе, размещение соответствующих  материалов в подобных изданиях не налагает ограничений с точки  зрения места, что позволяет давать подробные разъяснения и исчерпывающие  описания. Однако и здесь не следует  забывать об общих правилах рекламного искусства. Экстравагантные утверждения, плохой дизайн, неряшливые иллюстрации, низкокачественная печать на плохой бумаге могут вызвать у потенциального покупателя обратную реакцию - не купить, а, наоборот, отказаться от покупки. Печатная реклама является своего рода визитной карточкой, по которой клиенты судят  о фирме. Особенно это касается буклетов, проспектов и каталогов. Они относятся  скорее к рекламным материалам престижного  характера, для которых существует чрезвычайно простое правило: они  либо должны быть выполнены с очень  высоким качеством, либо не выпускаются  вообще. Реклама престижного характера, выглядящая хуже, чем у конкурентов, способна нанести больший урон, чем  ее отсутствие. Печатные рекламные  материалы широко используются в  ходе деловых встреч и коммерческих переговоров, распространяются на выставках, ярмарках, семинарах, презентациях, рассылаются  по почте потенциальным клиентам, а также вручаются посетителям  любого предприятия. Рассмотрим виды печатной рекламы более подробно. («Приложение  А»).

Фирменный каталог- сброшюрованное или переплетенное  печатное издание, содержащее систематизированное  представление всей коммерческой программы. Его главная особенность - ясное  изложение содержания, преимущественная установка на рациональность и логичность, четкое следование основной цели (представить  покупателю ассортиментные возможности  фирмы и стимулировать большее  количество покупок). К жанровой разновидности  каталога можно также отнести  проспект. Его цели часто близки к целям каталога; главная из них - создать обширное и красочное  представление о возможностях фирмы  или организации. Проспект сообщает о будущих планах, в то время  как каталог о возможностях, имеющихся  в наличии.

Информация о работе Основные жанры социальной рекламы