Особенности жанровой структуры современных интернет-изданий

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 19:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – охарактеризовать жанровую структуру периодических изданий в сети Интернет и выявить оригинальные жанры сетевой публицистики. Для этого предлагается решение частных задач:
Дать теоретическое обоснование жанрообразующим факторам в современной журналистике.
Обосновать специфику жанровой структуры интернет-изданий.
Определить специфику подачи информации в сетевых изданиях различной жанровой направленности.
Выявить жанровые особенности веб-публикаций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3 стр.
Глава 1. Жанры в арсенале современной журналистики...10 стр.
1.1 Понятие жанра и жанрообразующие факторы……………………....10 стр.
1.2. Типология жанров в науке о журналистике……………………..….19 стр.
Глава 2. Жанровая структура сетевых публикаций…….…31 стр.
2.1 Феномен Интернета как нового информационного пространства. Роль компьютерных сетей в распространении газетно-журнальной периодики………………………………………………………..………….31 стр.
2.2 Специфика сетевых средств массовой информации……………..…36 стр.
2.3 Характеристика жанровой структуры массовых web-изданий
(на примере он-лайн газет Lenta.ru и Ytro.ru)…………………………...43 стр.
2.4 Особенности функционирования системы жанров в специализированных Интернет-изданиях (в качестве примера использованы молодежная газета «Территория» и женский сетевой журнал «Missus.Ru»). Феномен «Живого Журнала»……………………………………………………………………51 стр.
Заключение…………………………………………………………......58 стр.
Использованная литература……………………………………....63 стр.

Работа содержит 1 файл

Особенности жанровой структуры современных интернет-изданий Курс.doc

— 291.50 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ

Кафедра теории и практики массовых коммуникаций

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности жанровой структуры

современных интернет-изданий

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент гр. 1561

        ____________Полянский Г.Ю.

«____»___________ 2010 г.

 

 

Руководитель: д.ф.н., профессор

          ____________ Лукашевич Е.В.

«____»_________ 2010 г.

 

 

Оценка_______________________

 

 

 

 

 

Барнаул - 2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………..3 стр.

Глава 1. Жанры в арсенале современной журналистики...10 стр.

1.1 Понятие жанра и жанрообразующие факторы……………………....10 стр.

1.2. Типология жанров в науке о журналистике……………………..….19 стр.

Глава 2. Жанровая структура сетевых публикаций…….…31 стр.

2.1 Феномен Интернета как нового информационного пространства. Роль компьютерных сетей в распространении газетно-журнальной периодики………………………………………………………..………….31 стр.

2.2 Специфика сетевых средств массовой информации……………..…36 стр.

2.3 Характеристика жанровой структуры  массовых web-изданий

(на примере он-лайн газет  Lenta.ru и Ytro.ru)…………………………...43 стр.

2.4 Особенности функционирования  системы жанров в специализированных  Интернет-изданиях (в качестве примера использованы молодежная газета «Территория» и женский сетевой журнал «Missus.Ru»). Феномен «Живого Журнала»……………………………………………………………………51 стр.

Заключение…………………………………………………………......58 стр.

Использованная  литература……………………………………....63 стр.

 

Введение

 

Проблема жанровой структуры  в широком смысле остается одним  из самых актуальных направлений  научной мысли в современной  российской журналистике. Теория жанров и сегодня задается все теми же вопросами: что такое жанр, в чем  его функция и насколько тот или иной жанр устойчив. Но если в традиционной, печатной, журналистике, исследователи смогли найти какие-либо общие параметры для характеристики жанра, то электронные СМИ, и в первую очередь интернет-издания, в этом отношении остаются менее всего изученными.

С развитием глобальной сети и доступа к ней, Интернет занял особое место среди средств  массовой информации. Если еще десятилетие  назад всемирную паутину рассматривали и вовсе только как источник информации, то сегодня мы можем констатировать факт рождения нового вида СМИ – сетевых медиа, средой распространения которых стала компьютерная сеть Интернет.

С каждым годом, а в  последнее время и с каждым месяцем, количество сетевых изданий  увеличивается в сотни раз. Наряду с аналогом печатных газет и журналов, в Интернете то и дело появляются исключительно сетевые публикации. Они имеют свои типологические признаки и жанровые особенности. В то же время исследователь всемирной паутины неизбежно столкнется с тем, что практически в каждой web-публикации можно выявить черты всех знакомых традиционной журналистике жанров. А вот найти оригинальный веб-репортаж достаточно трудно.

Именно жанровая разновидность  он-лайн публикаций станет объектом настоящего исследования. Это популярные интернет – газеты и журналы, такие как Kinokadr.ru, Lenta.ru, молодежная газета «Территория».

Предметом исследования является характерные особенности сетевых изданий и своеобразие жанров интернет–публикаций. 

Цель данной работы – охарактеризовать жанровую структуру периодических изданий в сети Интернет и выявить оригинальные жанры сетевой публицистики. Для этого предлагается решение частных задач: 

  1. Дать теоретическое обоснование жанрообразующим факторам в современной журналистике.
  2. Обосновать специфику жанровой структуры интернет-изданий.
  3. Определить специфику подачи информации в сетевых изданиях различной жанровой направленности.
  4. Выявить жанровые особенности веб-публикаций.

Соответственно поставленной цели и обозначенным задачам были выбраны и методы исследования: типологический метод и метод контент-анализа. Поскольку, как известно, любой текст характеризуется как минимум двумя параметрами: содержанием (контентом) и формой (дизайном), а выражением типологии форм и является жанр.

Исследования жанров в сфере газетно-журнальной периодики подготовили теоретическую базу для дальнейшего их изучения. Были рассмотрены работы: А.А. Тертычного «Жанры периодической печати»; Л.Е. Кройчика «Система журналистских жанров»; Л.В. Шибаевой «Жанры в теории и практике журналистики»; М.Н. Ким «Жанры современной журналистики»; Горохова В.М. «Основы журналистского мастерства».

В своем исследовании мы будем опираться на три базовых  способа отображения в медийном пространстве, которые были обоснованны  в книге А.А. Тертычного и использованы при анализе интернет-публикаций Л.В. Кохановой. Именно они и формируют определенные уровни проникновения познающего субъекта в объект: от первоначального чувственного созерцания к абстрагированию, теоретическому освоению его и далее к созданию обогащенного, более полного конкретного образа предмета (в том числе его художественного образа).

Фактография фиксирует  события и преобразует их в  факты, которые отвечают на вопросы: где, что и когда произошло, т.е. отражают свойства предметности (где и что) и актуальности (когда) действительности. Факт — это явление действительности.

Аналитика фиксирует  связи между фактами с целью  выявления и представления закономерностей, разного уровня обобщения, а также  прогнозирования возможных событий (фактов).

Образотворчество создает  максимально емкое обобщенное представление в форме художественного образа целых классов и категорий явлений действительности. Нередко это обобщение достигает такого уровня, который называется публицистической (или даже художественной) типизацией, что сближает журналистику с художественной литературой.

Изучение способов отображения  важно для идентификации жанра  – задача, которая постоянно ставится в журналистской среде.

Другое измерение жанрового  пространства определяется тем, что  жанровая форма предполагает определенный способ организации материала с изображением жизненных явлений. Жанр определяется совокупностью структурно-композиционных средств, особенностями языка и стиля. Каждому жанру свойствен свой объем информативности, свой уровень обобщения фактов. Жанр — исторически складывающийся вид произведения. В литературоведении — тип художественного произведения (в единстве специфических свойств его формы и содержания), принадлежащий к разным литературным родам (эпос, лирика, драма). В жанре обобщаются черты, принадлежащие обширной группе произведений.

Это позволяет рассматривать  жанр как типологическое явление, исторически  устойчивое, свойственное произведениям  разных эпох и направлений.

К жанрообразующим факторам относят:

  • содержание произведения (тематика, проблематика);
  • способ повествования, описания, воспроизведения событий, явлений, системы образов, героев;
  • отношение автора к изображаемому;
  • способы и приемы изображения, изобразительно-выразительные средства;
  • стилевая манера (сравним дружеское или любовное послание и оду, эпиграмму и элегию, драму и комедию);
  • пафос произведения;
  • характер конфликтов и их развитие в сюжете.

В журналистике жанр сочетает все перечисленные факторы и  выступает в качестве элемента метаязыка  интегрированных социальных коммуникаций, это своего рода современный код, с помощью которого шифруется массовая информация СМИ и дешифруется аудиторией. В интернет – изданиях этот код играет особую роль. Качества, которые отличает он-лайн журналистику от традиционной – это интерактивность и постоянное обновление. Интернет позволяет оставаться актуальным, оперативно реагируя на события. Новость может быть вставлена в быстро подготовленный аналитический обзор, который посредством гипертекстовых ссылок связывается с другими материалами. Новость, таким образом, автоматически порождает смысловой контекст и становится центром кристаллизации новой темы. Это стирает какие-либо жанровые границы в сетевых изданиях и является важной особенностью интернет-журналистики.

Но даже в общепринятой науке  о журналистике единого мнения относительно понятия «жанр» в настоящее время не сложилось. Одни1 выделяют оперативно-новостные тексты (заметка), оперативно-исследовательские тексты (репортаж, интервью), исследовательско-новостные тексты (корреспонденция, комментарий, колонка, рецензия), исследовательские тексты (статья, письмо), исследовательско-образные тексты (фельетон, эссе).

Другие2 включают в информационные жанры заметку, отчет, интервью, информационную корреспонденцию, блиц-опрос, вопрос-ответ, репортаж, некролог; к аналитическим относят аналитические отчет, корреспонденцию, интервью, беседу, комментарий, социологическое резюме, анкету, мониторинг, рейтинг, рецензию, статью, журналистское расследование, обозрение, обзор СМИ, прогноз, версию, эксперимент, письмо, исповедь, рекомендацию (совет), аналитический пресс-релиз; а к художественно-публицистическим — очерк, фельетон, памфлет, пародию, сатирический комментарий, житейскую историю, легенду, эпиграф, эпитафию, анекдот, шутку, игру.

Подобная несогласованность говорит о том, что в теории жанров пока не найдено общих системных оснований для описания многообразия жанров, и, кроме того, это свидетельствует в пользу жанра, как практического инструмента журналиста. А сетевые издания, как новый вид средств массовой информации, до сих пор остаются подробно не исследованными. Причина тому не только то, что в России существует небольшое количество интернет-изданий, но и тот факт, что изучение Интернета требует специальных профессиональных навыков работы в виртуальном пространстве. До сих пор не существует определенного метода для описания сетевых публикаций, тем более типологии жанров интернет-изданий. Этим и определяется актуальность исследования.

Степень изученность проблемы определяется лишь попытками дать описания зарождающимся жанрам интернет-журналистики, предпринятыми А.А. Калмыковой и Л.А. Кохановой в учебном пособии «Интернет–журналистика». Но даже в ней авторы отмечают, что «первое, с чем сталкивается исследователь Интернета, взявшийся выявить жанровую типологию публикаций в сети, это присутствие всего во всем, и в каждом, и везде. Черты традиционных журналистских жанров — репортажа, очерка, фельетона, корреспонденции и других — можно найти, если поискать, в любой сетевой публикации. А вот типичный веб-репортаж или типичный веб-фельетон, оказывается, отыскать весьма проблематично. Подобные чистые жанровые формы можно встретить только в изданиях-клонах, но, как мы уже договорились, к веб-изданиям копии несетевых публикаций имеют такое же отношение, как показ по телевизору фотографии газетной полосы к телевизионной новостной передаче»3.

Немалый вклад в типологизацию сетевых изданий принадлежит профессору тольяттинского университета А.И. Акопову. Он посвятил этой проблеме множество работ и статей, опубликованных в различных бумажных и сетевых газетах и журналах. Еще в 1997 году в «Журналисте» вышла его статья «Электронная курилка, компьютерное казино или новый вид СМИ. Обмен новостями и мнениями в сети»4. В ней автор попытался выявить суть зарождающейся тогда сетевой прессы, проанализировать проблемы и перспективы развития нового сектора СМИ. А в 1998 году в «Филологическом вестнике РГУ» была опубликована его статья «Электронные сети, как новый вид СМИ». Эта работа была посвящена электронным сетям вообще, поэтому наряду с Интернетом описывается и сеть Fidonet. Много говорилось о появлении нового информационного пространства и нового сектора СМИ. В заключение автор говорит: «Новому поколению исследователей журналистики предстоит разобраться в типологии электронных СМИ, определить их содержательные и функциональные признаки, детально проанализировать их место и роль в общественном развитии, структуру, жанры, язык и другие составляющие электронной журналистики»5.

Кроме того, в 1998 году Акопов становится главным редактором и издателем Ростовской электронной газеты (www.relga.ru), одной из целей которой является изучение сетевой пресса. На страницах этого веб-издания в 2004 году Александр Иванович публикует статью «Текст как сущность и форма сетевой публикации», где предпримает попытку кратко охарактеризовать и сформулировать вопросы и проблемы, связанные с функционированием русской речи в сети. «Конечно, не только в Сети, но и в реальной действительности существует все разнообразие устной и письменной речи, текстов различных жанров и форм, но только в Сети многочисленные аспекты языкового функционирования объединены в причудливый конгломерат переплетенных и перемешенных тем, проблем и вопросов»6.

Но все эти исследования проводились для изучения сетевой прессы как единого целого, акцентировалось внимание лишь на видах интернет-изданий, изучались публикации на соответствие аудиторным потребностям, а также в поле зрения ученых был язык написания материалов.

Мы же в своем исследовании попытаемся обозначить жанровую структуру веб-публикаций, охарактеризовать жанры, которые используются в сетевых изданиях, будь то веб-репортаж или веб-фельетон, а также проанализировать, как особенности всемирной паутины влияют на формирование жанра публикаций.

 

 

ГЛАВА 1

Жанры в арсенале современной журналистики

 

1.1 Понятие жанра и  жанрообразующие факторы

Информация о работе Особенности жанровой структуры современных интернет-изданий