Особенности жанровой структуры современных интернет-изданий

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 19:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – охарактеризовать жанровую структуру периодических изданий в сети Интернет и выявить оригинальные жанры сетевой публицистики. Для этого предлагается решение частных задач:
Дать теоретическое обоснование жанрообразующим факторам в современной журналистике.
Обосновать специфику жанровой структуры интернет-изданий.
Определить специфику подачи информации в сетевых изданиях различной жанровой направленности.
Выявить жанровые особенности веб-публикаций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3 стр.
Глава 1. Жанры в арсенале современной журналистики...10 стр.
1.1 Понятие жанра и жанрообразующие факторы……………………....10 стр.
1.2. Типология жанров в науке о журналистике……………………..….19 стр.
Глава 2. Жанровая структура сетевых публикаций…….…31 стр.
2.1 Феномен Интернета как нового информационного пространства. Роль компьютерных сетей в распространении газетно-журнальной периодики………………………………………………………..………….31 стр.
2.2 Специфика сетевых средств массовой информации……………..…36 стр.
2.3 Характеристика жанровой структуры массовых web-изданий
(на примере он-лайн газет Lenta.ru и Ytro.ru)…………………………...43 стр.
2.4 Особенности функционирования системы жанров в специализированных Интернет-изданиях (в качестве примера использованы молодежная газета «Территория» и женский сетевой журнал «Missus.Ru»). Феномен «Живого Журнала»……………………………………………………………………51 стр.
Заключение…………………………………………………………......58 стр.
Использованная литература……………………………………....63 стр.

Работа содержит 1 файл

Особенности жанровой структуры современных интернет-изданий Курс.doc

— 291.50 Кб (Скачать)

В это же время возникает один из самых амбициозных проектов «Рамблер Медиа Групп» - Интернет-газета «Lenta.ru». Свидетельство о регистрации электронного средства массовой информации было выдано изданию 21 февраля 2001 года, но сам портал начал функционировать гораздо ранее.Сегодня ежемесячная аудитория газеты – более 3,5 миллионов человек, и с каждым месяцем эта цифра растет. Вот как рассказывают создатели сайта о популярности своего проекта: «Уникальность проекта состоит, прежде всего, в беспрецедентном охвате источников информации: Rambler Mass Media круглосуточно взаимодействует с более чем 50 ведущими российскими и зарубежными СМИ, как хорошо известными, так и появившимися недавно. Кроме того, Rambler Mass Media - безусловный лидер по внедрению мультимедиа. Помимо текстовых материалов и фоторепортажей, ставших визитной карточкой проекта, Rambler Mass Media представляет пользователям аудио и видеосюжеты, в числе поставщиков которых ВГТРК и BBC, Deutsche Welle, радио "Маяк" и другие»28. Концепцию, техническое сопровождение и информационную поддержку агентства осуществляет Фонд эффективной политики, что определенным образом влияет на контент и качество информационного продукта.

Основная масса сообщений  на сайте написана в жанре новостной заметки и является кратким анонсом публикаций других сетевых изданий. Жанр новости с его пирамидальной структурой, свойственной ему лаконичностью и концентрацией внимания на факте наиболее популярен в сетевой журналистике. Это связано с тем, что огромный массив информации в Интернете трудно поддается упорядочению путем использования сложных выразительных средств. Оперативность и точность подачи материала, свойственные этому жанру востребованы в Интернете. Кроем того, Интернет – издания - это журналистика малых (по объему) форм. Трудно представить себе человека, который будет читать на компьютерном мониторе сочинение больше, чем 8–10 тыс. знаков, особенно на повременном dial-up соединении.

Информационная заметка  в интернет – газете подчинена всем основных правил журналистики: оперативности, краткости, релевантности и лаконичности, и отвечает на три главных вопроса: что? где? когда? 

 

Число жертв аварии на шахте "Распадская" выросло вдвое

 

 Число погибших  в результате аварии на шахте "Распадская" в Кемеровской области достигло 30 человек. Об этом утром в понедельник, 10 мая, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу МЧС России Сергея Шойгу29.

 

Отличительной чертой подачи информации на портале «Лента.ру», как  в целом в сетевых изданиях, это возможность прочитать об интересующей вас теме как можно больше материалов. Используя технологию гиперссылок, авторы проекта предлагают посетителям под основной частью заметки перейти к другим статьям, схожим по тематике. Так, например, познакомившись со свежими подробностями кемеровской трагедии, можно прочитать про:

 

  Ссылки по теме:

- Подняты на  поверхность тела еще шести  погибших на кузбасской шахте  – Lenta.ru, 10.05.2010

- На шахте  "Распадская" возобновилась спасательная  операция – Lenta.ru, 09.05.2010

- Шойгу предупредил  об опасности третьего взрыва  на шахте "Распадская" – Lenta.ru, 09.05.2010

- Опубликован  список горняков с шахты "Распадская" – Lenta.ru, 09.05.2010

- Названы имена  спасателей из шахты "Распадская" – Lenta.ru, 09.05.2010

 

Новостные заметки на сайте располагаются в хроникальной последовательности с указанием появления информации в сети. Это позволяет читателю быстро и удобно отыскать свежую информацию и не закапываться в архиве новостей со всего мира. Тематика заметок достаточно обширна: политика, экономика, общество, технологии, преступность, кино, музыка, масс-медиа, авто, оружие и так далее. 

Особое развитие в  сетевых изданиях получили жанры  аналитической журналистики: комментарий  и обзор. Это связано нацеленностью  Интернет-журналистики не только констатировать произошедшее, но и анализировать тенденции и практики. Кроем того, всемирная паутина с легкостью позволяет «завязать диалог» с читателем по средством форумов и чатов. «Обсуждение крупных проблем в Интернете происходит обычно на сайтах авторитетных аналитических изданий. Если постановка темы оказывается актуальной, она сразу подхватывается рядом известных сетевых авторов и публикации этого направления продолжаются довольно долго. При этом "рядовые" читатели также принимают участие в дискуссии в так называемых "форумах" - своего рода доступных трибунах, где каждый может высказать свое мнение или просто отпустить реплику в несколько слов по поводу очередной статьи или какого-то одного вопроса, затронутого в чьей-либо публикации. Однако главным наполнением темы, естественно, являются фундаментальные статьи "асов" сетевой публицистики. В отличие от обычных хроникальных текстов периодического издания фундаментальные основополагающие работы хранятся длительное (неопределенное) время на заглавной странице издания в качестве «гуманитарных ресурсов»30. Любой комментарий может быть расширен материалами схожих по теме статей, расположенных на других сайтах. Обычно, как новость, так и комментарий сопровождаются ссылками и на архив газеты, где хранится дополнительная информация. Наглядным материал позволяет сделать большой объем фактографий и видеосюжет (технология, которая появилась в Рунете всего два-три года назад, но уже получили массовое распространение).Создается эффект диалога, при пространственной отдаленности автора и адресата. Эпистолярность сетевых жанров обусловлена характером коммуникации во Всемирной паутине, обмен сообщениями по примеру традиционной переписки, когда текст или послание доставляются адресату не непосредственно путем чувственного восприятия (зрения или слуха), а могут быть восприняты лишь посредством медиума, телекоммуникационной сети. При этом движение информации можно сравнить не с однонаправленным вектором, а со сложной спиралью, которая каждым своим оборотом (автор - адресат), вносит коррективы и в форму, и в содержание информации.  

Выбор жанра комментария  или обзора в сетевых изданиях связан с тем, что журналист имеет  дело с большой группой фактов, которые требует тщательной обработки, систематизации и группировки. Так на портале «Лента.ру» обозреватель говорит о том, что «Две самых больших в мире атомных подводных лодки проекта 941 "Акула" прослужат в составе ВМФ России до 2019 года.» и дает краткий обзор ситуации вокруг технического состояния некоторых атомных судов ВМФ России.  

 

Самые большие атомные подлодки ВМФ  России прослужат до 2019 года

 

Две самых  больших в мире атомных подводных  лодки проекта 941 "Акула" прослужат  в составе ВМФ России до 2019 года. Об этом, как сообщает РИА Новости, заявил главком ВМФ России Владимир Высоцкий, отметив, что "модернизационные возможности у них очень большие". В данный момент рассматривается несколько вариантов, однако окончательное решение пока не принято.

Сейчас в  боевом составе ВМФ России находятся  две АПЛ проекта "Акула" - "Архангельск" и "Северсталь". Головной корабль проекта - "Дмитрий Донской" - в боевом составе ВМФ не числится. В 2002 году на этой АПЛ завершилась модернизация, в ходе которой подлодка прошла ремонт и на нее была установлена ракетная шахта, предназначенная для испытаний межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования "Булава".

В конце мая 2009 года стало известно, что в  Северодвинске завершилась утилизация стратегической атомной подводной  лодки проекта 941 ТК-13. Утилизация проводилась при финансовой поддержке США и Канады в рамках российско-американской программы "Совместного уменьшения угрозы". Ранее на верфях в Северодвинске были утилизированы две других АПЛ проекта 941 - ТК-12 "Симбирск" и ТК-202.

Тяжелые атомные  ракетные крейсеры стратегического назначения типа "Акула" были разработаны в ЦКБ "Рубин" и являются крупнейшими АПЛ в мире. Всего в 1977-1989 годах было построено шесть таких АПЛ. Водоизмещение подлодок проекта 941 составляет 48 тысяч тонн, а скорость полного хода - 25 узлов. Автономность плавания атомных крейсеров составляет 180 суток.

АПЛ проекта 941 вооружены шестью торпедными аппаратами калибра 533 миллиметра и баллистическими  ракетами31.

 

Создатели интернет-газеты «Лента.ру» выступили авторами нового жанра он-лайн публикаций: лентапедии. Лентапедия – это база справочно-биографических текстов о людях, организациях, объектах, явлениях и событиях, часто встречающихся в российских новостях. Задача проекта - обеспечить читателя сведениями, необходимыми для более полного понимания происходящего в стране и в мире. Источником информации для статей "Лентапедии" служат материалы из нескольких сотен российских и зарубежных массовых изданий за последние несколько лет. «При работе над текстами "Лентапедии" мы старались по возможности полностью исключить субъективный подход к предмету описания при помощи использования как можно большего количества источников, обязательных ссылок на них, многократного перекрестного редактирования. Вместе с тем, следует иметь в виду, что предметом описания "Лентапедии" являются не живые люди (настоящие организации, реальные события), а именно ньюсмейкеры, то есть медийные образы, формируемые в средствах массовой информации, - образы, которые на самом деле и являются настоящими персонажами новостного жанра»32. Одним главных ньюсмейкеров новостей, по мнению редакторов сайта, являются известные политики, бизнесмены, лидеры стран, люди культуры и искусств. В этом разделе дается краткая биографическая информация о человеке и его деятельности.

Еще одним изданием данного типа является ежедневная интернет газета «Ytro.ru». По своей структуре и жанровым особенностям она схожа с «Лента.ру», отличается лишь только дизайном и скоростью обновления «ленты новостей». В качестве основных жанров здесь используется: заметка, репортаж, интервью, комментарий, обзор, корреспонденция.

В отличии от своих  печатных аналогов интернет-газета не содержит сканвордов, кроссвордов и  т.д., то есть то развлекательной части, которая обычно располагается на последней полосе печатных изданий. Специальной рубрикой на сайте отмечена ссылка на пресс-релизы, в которых собрана вся официальная информация от государственных и частных организаций России. Они расположены в хронологическом порядке и обновляются по мере выхода новой информации.

 

2.4 Особенности функционирования системы жанров в специализированных Интернет-изданиях (в качестве примера использованы молодежная газета «Территория» и женский сетевой журнал «Missus.Ru»). Феномен «Живого Журнала»

 

В противовес основным качествам Интернет-журналистики – оперативности, постоянному обновлению и господствующему положению класса информационных жанров – в специализированных издания всемирной паутины серьезно представлены аналитические и публицистические жанры: статья, очерк, эссе и корреспонденция. Собственно, они и составляют художественное лицо сетевой журналистики. Особенно следует выделить роль корреспонденции. Этот жанр наиболее точно вписывается в схему коммуникации в сети. Новое развитие в интернете получили такие публицистические жанры как эссеистика, жанр путевых и бытовых записок, поскольку терпимость и автономность, заложенные в концепции всемирной паутины, всячески поощряют сколь угодно большую индивидуализацию журналистского творчества. Присутствует и обратная тенденция к общественной коммуникации, свойственная Интернету вообще, а русскоязычному Интернету в особенности. На страницах сетевых СМИ можно встретить множество обсуждений, дискуссий, открытых диалогов. Диалогичность, даже многоголосие были тоже свойственны паутине изначально.

Также в сетевой журналистике можно встретить множество образцов коллективного творчества. Общинность, свойственная обитателям сети, весьма располагает к этому. В качестве примера такого коллективного творчества можно привести интернет-энциклопедию «Wikipedia», куда каждый желающий может добавить свою статью или комментарий. Любой пользователь также может поправить факты в любом энциклопедической статье, если, например, обладает более точной информацией по вопросу. У руководителей данного проекта не так давно была идея ограничить такую всеобъемлющую свободу (и ведь ради благой цели – более качественной проверки фактов, повышения достоверности информации), но сетевое сообщество воспротивилось этому с такой силой, что ничего не оставалось, кроме как отказаться от подобных мер.

На данный момент не было выработано четкой законодательной  системы регламентации сети. Сетевые  авторы подчиняются лишь законам  художественной образности, пользовательского  спроса и технологическим требованиям. Вероятно, последнее и привело  к тому, что во Всемирной паутине наиболее развитыми являются виды печатной журналистики, пресса, как мы убедились, популярна в сети значительно больше, чем ее «медиа-сестры». Это связанно с тем, что информация в сети, как мы писали выше, прежде чем быть представленной пользователю должна быть упорядочена, каталогизирована и проиндексирована. И чем более точно, тем больше ее шанс найти себе аудиторию, а современные технические средства интернета, ориентированы в первую очередь на то, чтобы индексировать текстовую, а не аудиовизуальную информацию. Впрочем, такое свойство сети как мультимедийность позволяет ей с легкостью преодолевать традиционные рамки телевизионной и радиожурналистики, удачно совмещая все их достижения и возможности с достижениями прессы.

Рынок молодежной прессы на сегодняшний день представлен достаточно широко. Но, в большинстве случаев это либо дорогие глянцевые журналы, либо рекламные газеты низкого качества. В российском сегменте Интернета в настоящее время имеется более 50 электронных изданий разного типа и толка, освещающих жизнь молодежи. И с каждым годом, по данным исследований факультета филологии и журналистики Ростовского Государственного Университета, количество сетевых изданий для студентов и школьников увеличивается на треть. А из этого количества примерно 34 назвали себя «газетами», хотя только 10-13 изданий соответствуют требованиям нормальных сетевых изданий и выходят с соответствующей периодичностью. Их основное сходство состоит в широте охвата затрагиваемых тем, проще говоря, в тематике: в основном это жизнь студентов и школьников во всех её проявлениях – учеба, любовь, отношения с родителями и преподавателями, времяпрепровождение, хобби, события в тех городах, где живут авторы таких электронных газет. Есть специализированные издания, освещающие вопросы музыки, клубной культуры или спорта, но процент таких изданий довольно мал.

Различия – в периодичности, дизайне, понимании своих основных целей и задач. Некоторые издатели считают выпуск электронной газеты простой данью прогрессу. Поэтому в таких изданиях чаще всего можно встретить перепечатки из популярных молодежных бумажных журналов. Другой вариант издания электронной газеты, когда она является продолжением бумажной вузовской. В этом случае в Интернет копируется содержание номера без иллюстраций и оглавления. Если вуз большой, и в нем есть своя локальная сеть, то практикуется создание в этой сети электронной газеты. Рядовые жители сети тоже создают свои электронные газеты, ставя их на ноги собственными силами, на общественных началах. Они сравнимы с коммерческими бумажными газетами, так как издателям таких газет нужно все организационные вопросы решать самим и очень быстро. Также проблемой для таких издателей становится вопрос о техническом обеспечении своей газеты: необходимо определенное количество виртуального пространства (хостинга), которое чаще всего бывает платным, желателен легко запоминающийся и доступный из любой точки сети адрес.

Информация о работе Особенности жанровой структуры современных интернет-изданий