Особенности жанровой структуры современных интернет-изданий

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 19:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – охарактеризовать жанровую структуру периодических изданий в сети Интернет и выявить оригинальные жанры сетевой публицистики. Для этого предлагается решение частных задач:
Дать теоретическое обоснование жанрообразующим факторам в современной журналистике.
Обосновать специфику жанровой структуры интернет-изданий.
Определить специфику подачи информации в сетевых изданиях различной жанровой направленности.
Выявить жанровые особенности веб-публикаций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3 стр.
Глава 1. Жанры в арсенале современной журналистики...10 стр.
1.1 Понятие жанра и жанрообразующие факторы……………………....10 стр.
1.2. Типология жанров в науке о журналистике……………………..….19 стр.
Глава 2. Жанровая структура сетевых публикаций…….…31 стр.
2.1 Феномен Интернета как нового информационного пространства. Роль компьютерных сетей в распространении газетно-журнальной периодики………………………………………………………..………….31 стр.
2.2 Специфика сетевых средств массовой информации……………..…36 стр.
2.3 Характеристика жанровой структуры массовых web-изданий
(на примере он-лайн газет Lenta.ru и Ytro.ru)…………………………...43 стр.
2.4 Особенности функционирования системы жанров в специализированных Интернет-изданиях (в качестве примера использованы молодежная газета «Территория» и женский сетевой журнал «Missus.Ru»). Феномен «Живого Журнала»……………………………………………………………………51 стр.
Заключение…………………………………………………………......58 стр.
Использованная литература……………………………………....63 стр.

Работа содержит 1 файл

Особенности жанровой структуры современных интернет-изданий Курс.doc

— 291.50 Кб (Скачать)

При запросе «молодежные  сетевые издания» поисковая машина выдает множество ссылок на издания, которые большей частью таковыми не являются. Мы же рассмотрим жанровую структуру действительно электронной молодежной газеты «Территория».

Электронная молодежная газета «Территория» (http://www.mterra.ru) была зарегистрирована, как СМИ в середине 2001 года в городе Барнауле. Сайт создавался на базе общественной организации «Молодые журналисты Алтая» как творческая площадка для молодых журналистов: школьников, абитуриентов и студентов факультета журналистики. Тематика статей довольно обширная: от анонсов культурных событий города до спортивных увлечений, учебы и странички о сексуальных проблемах молодежи. Основной девиз издания: «молодежь пишет о том, что её интересует». Этому девизу и подчинены все рубрики газеты: Армия, Боди-арт, Граффити, Здоровье, Игры, Карьера, Культура, Мода, Музыка, Образование, Общество, Отдых, Политика, Право, Профессия, Природа, Психология, Секс, Спорт.

Основной жанр – информационная заметка на актуальные темы. Это  небольшие по объему материалы, в  которых рассказывается о культурных событиях города, выставках, презентациях, концертах и т.д. Но портал насыщен публикациями и других жанров: репортажа, интервью, обзора, комментария, рецензии, эссе и др.

Однако благодаря широким возможностям Интернета в области обратной связи с читателями на страницах «Территории» используется и исключительно сетевой жанр, в традиционной журналистике ему можно было бы дать название «совета». На сайте посетители оставляют свои истории, которые позже дополняются комментариями других читателей, а также рекомендациями профессиональных психологов и специалистов по работе с молодежью. Функционирование такого жанра стало возможно только из-за свойства всемирной паутины – интерактивности.

Электронные издания  для женщин с трудом поддаются  определенной типологической характеристике, так как специальные средства компьютерных сетей позволяют им соединять в себе признаки нескольких типов печатных изданий. В Рунете по тематике представлены издания четырех основных типов: женские социально- и семейно-бытовые журналы, издания для девушек, специализированные (профессиональные) издания и электронные версии элитарных печатных журналов. Каждый из типов представлен как хорошими, с точки зрения сетевой журналистики и дизайна, так и плохими изданиями.

К сожалению, на данном этапе  времени в сетевой прессе для женщин доминируют некачественные и непрофессиональные издания. И нарастающую тенденцию к улучшению качества сетевых изданий для прекрасной половины человечества должны поддержать прежде всего законодательно. Думается, что следует ограничить доступ к издательско-редакторской деятельности в сети и ввести обязательную регистрацию сетевых изданий.

Женский интернет-журнал Missus.Ru мало чем отличается от огромного количества весьма посредственных интернет-изданий для женской аудитории (здесь мы не говорим о сетевых версиях популярных печатных изданий). Missus.Ru  является подразделением холдинга интернет-ресурсов "Правда.Ру", который был создан в январе 1999 года. По рубрикам Missus.Ru больше напоминает печатное издание. Среди жанров представлены: заметка, комментарий и обозрение. Активно используется жанр памфлетов, через который передаются женские истории. Также в числе основных разделов: «Сонники», «Тесты» и «Гороскопы». Что ж, массовое издание.

Но в сетевой прессе в последнее десятилетие появился и вовсе уникальный жанр – интернет – дневников (или, как принято, их именовать во всемирной паутине – блоги). Рождение этого жанра связано с распространение в России портала www.livejournal.com. В настоящее время некоторые блоггеры развились до такой степени, что в профессиональном журналистском сообществе всё чаще возникают дискуссии на тему реальной конкуренции между СМИ в классическом представлении и блогосферой.

Livejournal, или «Живой журнал», стал вторым после ICQ глобальным коммуникационным проектом, который хорошо прижился на российской почве. По определению, данному на странице гильдии Интернет-журналистики Медиасоюза. «LiveJournal - «Живой журнал» был создан для того, чтобы дать возможность вести личный дневник, открывая записи сколь угодно детализированному кругу друзей, но довольно скоро превратился в гибкий инструмент, незаменимый для совместной работы над различными проектами. Существует русская версия клиента».

За этими скупыми  словами скрывается море личных впечатлений  сотен тысяч пользователей этой коммуникационной системы, дающей возможность обмена впечатлениями и интернет-публикаций без всяких хлопот благодаря удобному интерфейсу добавления сообщений и изображений. По сути дела, Liveiournal.com съел львиную долю нерожденных «домашних страничек». Эта форма публикации не требует создания специальных сайтов: владельцам дневников не приходится думать ни о чем, кроме их содержания. Но это российский взгляд, для Америки, наверное, проще говорить о появлении нового сетевого феномена «блогов», по названию одноименного сервиса Blog.com, который прославился не меньше, чем Livejournal.com и, что не менее важно, в другом амплуа – информационного издания одного журналиста. Символом этого феномена стали личные страницы журналистов крупных западных изданий и сайт героя-одиночки Drudge Report, с которого и началась история с Левински. Сегодня Живой Журнал имеет влияние не меньшее, чем любое СМИ. Обсуждение какого-либо события или личности в блогах говорит, об их актуальности и интересу со стороны общества. Известны случаи, когда информация в ЖЖ становилась самостоятельным информационным поводом. Если сравнивать материалы в Интернет- дневниках с другими публикациями, то они по жанру напоминают эссе, но с элементами информационной статьи. В них доминирует четкая позиция автора и ярко выраженный субъективный характер. Но в тоже время все размышления посвящены определенной проблеме, факту или явлению. Да и по структуре многие публикации в блогах похожи на информационную заметку (заголовок – лид – зачин – подробности). Однако, этот жанр интернет – журналистики остается абсолютно неизученным, не смотря на то, что многие теоретики медиасреды утверждают, что за интернет-дневниками будущее всемирной паутины и сетевых средств массовой информации.

 

Заключение

 

В заключение подведём итоги  и тезисно ещё раз обозначить основные положения настоящего исследования.

Проблема жанровой классификации  и жанрового разнообразия обсуждается  как в серьезных научных исследованиях  известных российских теоретиков журналистики, так в небольших специализированных изданиях. Интерес к этому вопросу с каждым годом только возрастает. Но, как ни странно, исследователи все чаще обращаются к классификации жанров традиционных СМИ, оставляя Интернет-журналистику неизученной.

Однако сетевые газеты и журналы развиваются гораздо быстрее. Окончательное утверждение электронных сетей как нового вида СМИ произойдет уже в ближайшее десятилетие. Уже сейчас многие миллионы людей используют сетевые издания в качестве первоисточника информации. А некоторые сетевые газеты могут конкурировать по популярности даже с федеральными каналами.

Вместе с тем в  журналистике продолжается эволюция жанров. Под влиянием творческой мысли автора возникают новые формы произведений, название которым в научной теории пока не дано. Жанры с трудом поддаются систематизации и классификации (в отличии от родов литературы), упорно сопротивляются им. Прежде всего, потому, что их очень много: в каждой художественной культуре жанры специфичны, к тому же имеют разный исторический объем, зависят от уровня развития культуры языка и связано с открытие новых технологичных процессов.

В новой среде всемирной  паутины жанровая структура журналистики почувствовала себя по-иному. Сохраняя своё лицо, в системе жанров стали  образовываться новые виды, в зависимости от специфики сетевых изданий. А чем же отличаются интернет газеты и журналы от своих печатных аналогов?

  1. Жанр "сетевой" прессы определяется спецификой Сети как медийной среды и особенностями восприятия информации с экрана монитора.
  2. Многочисленные формы обратной связи (интерактив, гостевые книги, форумы, конференции) дают читателю возможность участвовать в производстве информационного продукта и размывают грань между автором и читателем. Содержательное качество интерактивной журналистики обеспечивается одномоментностью или близкой сопряженностью во времени действий по производству, обработке и распространению.
  3. Сетевые СМИ обладают целым рядом преимуществ по сравнению с печатной прессой. Это возможность незамедлительной публикации материалов, благодаря которой сетевые издания оказываются оперативнее газет и телевидения, ведь оперативность газеты ограничена сроком выхода номера, а оперативность телевидения - временем выхода в эфир новостей; оперативность же сетевого издания вообще ничем не ограничена.
  4. Относительно малая себестоимость сетевых проектов и отсутствие централизации благоприятствуют расцвету специализированных газет и журналов. Тем самым обеспечивается гарантированная Конституцией свобода слова и самовыражения.

Такие свойства определили и жанровые особенности многих сетевых изданий. При этом структура жанров во всемирной паутине практически ничем не отличается от общепринятой классификации. Основу многих изданий для массовой аудитории составляют информационные и аналитические материалы. Примером служат интернет-газеты «Lenta.ru» и «Ytro.ru». Более половины публикаций написаны в жанре информационной заметки, репортажа и интервью.

«Lenta.ru» - газета с ежедневным обновлением материала, некоторые из них представлены в рубрике «лента новостей». Самые яркие материалы номера располагаются на главной странице с фотографиями. Представленные в форме краткой аннотации (или лида) они заканчиваются гиперссылкой, щелкнув на которую посетитель может либо прочитать до конца заметку, либо попасть на страницу уже аналитического материала на эту же тему. Таким образом, в сети осуществляется трансформация жанра по одной тематике. Правда, контент электронного издания не сильно отличается от печатного аналога этого типа: новости экономики, политики, музыки, искусства и т.д. Но здесь не содержится сканвордов, кроссвордов и т.д., то есть той развлекательной части, которая обычно располагается на последней полосе печатных изданий. Связь с читательской аудиторией электронная газета поддерживает посредством форумов и чатов, круглосуточно работающих при издании. Особенностью этого издания являются публикации особого жанра, которому можно присвоить понятие - биография. Лентапедия – проект внутри «Ленты.ру» - это база справочно-биографических текстов о людях, организациях, объектах, явлениях и событиях, часто встречающихся в российских новостях. Задача проекта - обеспечить читателя сведениями, необходимыми для более полного понимания происходящего в стране и в мире.

Еще одним изданием данного  типа является ежедневная интернет-газета «Ytro.ru». По своей структуре и жанровым особенностям она схожа с «Лентой.ру», отличается лишь дизайном и скоростью обновления «ленты новостей». В качестве основных жанров здесь используются: заметка, репортаж, интервью, комментарий, обзор, корреспонденция.

Специальной рубрикой на сайте отмечена ссылка на пресс-релизы, в которых собрана вся официальная  информация от государственных и  частных организаций России. Они  расположены в хронологическом  порядке и обновляются по мере выхода новой информации.

Мы также рассмотрели  два достаточно узконаправленных издания: женский журнал Missus.ru и молодёжная газета «Молодёжная территория» (mterra.ru). Их наполнение довольно любопытно и, в целом, соответствует запросам целевой аудитории. Жанровое своеобразие отражает задачи, которые стоят перед изданиями. Так, молодёжи важно получить ответы на вопросы связанные со здоровьем, взрослением, половой жизнью и т.д. Для этого на mterra.ru существуют соответствующие рубрики и возможность интерактивной коммуникации между читателями и специалистами. По мнению издателей, для большинства женщин основной движущей силой в жизни является сила интуиции и полумистических переживаний. Такой вывод можно сделать, исследовав только названия рубрик на сайте Missus.ru («Сонники», «Психологические тесты», «Гороскопы»). Кроме этого, чрезвычайно важными являются выстраивание межличностных отношений в семье и светские хроники. Думается, если на рынке медиа-продукции существует подобное предложение, то существует и соответствующий спрос.

Livejournal, или, как говорят у нас, «Живой журнал», стал вторым после ICQ глобальным коммуникационным проектом, надежно пустившим корни в России. По сути дела, Livejournal.com съел львиную долю нерожденных «домашних страничек».

Эта форма публикации не требует создания специальных сайтов: владельцам дневников не приходится думать ни о чем, кроме их содержания. Но это российский взгляд, для Америки, наверное, проще говорить о появлении нового сетевого феномена «блогов», по названию одноименного сервиса Blog.com, который прославился не меньше, чем Livejournal.com и, что не менее важно, в другом амплуа – информационного издания одного журналиста. Символом этого феномена стали личные страницы журналистов крупных западных изданий и сайт героя-одиночки Drudge Report, с которого и началась история с Левински. Сегодня живой журнал имеет влияние не меньшее, чем любое СМИ. Обсуждение какого-либо события или личности в блогах говорит, об их актуальности и интересу со стороны общества. Известны случаи, когда информация в ЖЖ становилась самостоятельным информационным поводом. Если сравнивать материалы в сетевых дневниках с другими публикациями, то по жанру они больше напоминают эссе, но с элементами информационной статьи. В них доминирует четкая позиция автора и ярко выраженный субъективный характер. Но в тоже время все размышления посвящены определенной проблеме, факту или явлению. Да и по структуре многие публикации в блогах похожи на информационную заметку (заголовок – лид – зачин – подробности). Однако, этот жанр интернет-журналистики остается абсолютно неизученным, не смотря на то, что многие теоретики медиасреды утверждают, что Интернет-дневниками будущее всемирной паутины и сетевых средств массовой информации.

Аудитория сетевых изданий растет очень быстро и такими же темпами возрастает желание получать все больше интересной информации в виртуальном пространстве. И в тоже время увеличивается конкуренция между изданиями, которая влияет на их качество.

Анализ сетевых изданий  показал, что нынешние сетевые издания  пока мало отличаются от своих бумажных аналогов. Поэтому для улучшения Интернет-журналистики следует глубже изучать специфику сетевых СМИ, отслеживать трансформацию жанров, и выработать терминологический аппарат для характеристики жанров web-публикаций. Такими представляются перспективы дальнейшего изучения темы.

 

Список литературы

 

  1. Акопов А.И. Взгляд на проблемы сетевой журналистики изнутри и снаружи Интернета. // http://www.relga.ru/environ/
  2. Акопов А.И. Периодические издания. Учебно-методическое пособие для студентов-журналистов. Ростов-на-дону, 1999
  3. Акопов А.И. Текст как сущность и форма сетевых публикаций. // http://www.relga.ru/Environ/WebObjects
  4. Акопов А.И. Электронная курилка, компьютерное казино или новый вид СМИ? Обмен новостями и мнениями в сети. Масс-медиа без редакций// Журналист. 1997, № 11. С 59-60
  5. Акопов А.И. Электронные сети как новый вид СМИ // Филологический вестник РГУ. 1998, № 3 с. 17-25
  6. Антонов С.Г. Редакторская подготовка изданий. М., 2002
  7. Бакулев Г.П. Массовые коммуникации. Западные теории и концепции. М., 2005
  8. Беневоленская Т.А. Композиция газетного очерка. М., 1975 
  9. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М., 2003
  10. Вакурова Н.В., Московкин Л.И. Типология жанров современной экранной продукции. М., 1997
  11. Вартанова Е.Л. Журналистика на перепутье. Опыт России и США. М., 2006
  12. Вейлер К., Мауер Р.И. Сетевые СМИ – другая журналистика. Пер. с англ. // http://www.mediasprut.ru/jour/theorie/
  13. Володина М.Н. Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. М., 2003
  14. Воронина Е.П. WWW: интеллектуальная паутина, полная чудес // Журналист. 1996, № 5, с 45-51
  15. Воронина Е.П. Кодекс виртуального джентльмена // Журналист. 1996, № 4. с. 21-27
  16. Голядкин Н. Страна электронных джунглей // Арсенал. 1997, № 1 с. 17-22
  17. Горохов В., Гринберг Т. Интерактивная журналистика: Путь в будущее // От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия. Отв. ред. Засурский Я. Н., Вартанова Е.Л. М., 2000
  18. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1993
  19. Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. М., 1969
  20. Засурский И.Я. Масс-медиа второй республики. М., 1999
  21. Ким М.Н. Жанры современной журналистики. М., 2004
  22. Кихтан В.В. Информационные технологии в журналистике. М., 2004
  23. Колесникова М.М. Основные виды сетевых СМИ и некоторые аспекты их функционирования // Филологический вестник РГУ. 2000, № 1 с. 25-31
  24. Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий. Ростов-на-дону, 1999
  25. Коханова Л.А. Калмыкова А.А. Интернет – журналистика. М., 2005
  26. Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров. / Основы творческой деятельности журналиста под ред. Корконосенко С.Г. С-Пб, 2000
  27. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001
  28. Левкин А. Рунет на пути в масс-медиа // Среда, № 1, 1999, с. 15-36
  29. Носик А. Давайте ссылаться на Сеть // Интернет, 1999, № 3(8) с. 21-25
  30. Носик А. Как прожить без плагиата. // Газета.Ру, 1999
  31. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. М., 2003
  32. Особенности восприятия сетевых СМИ // Open.by // http: www.open.by
  33. Почепцов Г.Г. Информационные войны. М., 2000
  34. Пронин Е.И. Открытая журналистика // Информационное общество. 1997 № 4-6. с 25-32
  35. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2005
  36. Реддик Р., Кинг Э. Журналистика в стиле on-line. Перевод с англ. М., 1999
  37. Сайфер Л. Бумажные газеты исчезнут как вид// http://www.utro.ru
  38. Социальная практика и журналистский текст // Под ред. Я.Н. Засурского, Е.И. Прониной. М., 1990
  39. Социология журналистики / Под. ред. С.Г. Корконосенко. М., 2004
  40. Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики. М., 1982
  41. Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход М., 1998
  42. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 2000
  43. Титов М.И. Новые технологии в журналистике. Воронеж, 2001
  44. Учёнова В.В. Метод и жанр: Диалектика взаимодействия // Методы     журналистского творчества М., 1982.
  45. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999
  46. Цвик Л.В. Реклама как вид журналистики. М., 2004
  47. Шибаева Л.В. Жанры в теории и практике журналистики.    // http://www.relga.rsu.ru/n47/jur47.htm 
  48. Шостак М.И. Еженедельник как тип издания. М., 1986
  49. Шостак М.И. Журналист и его произведение. М., 1998
  50. Шушан Р., Райт Д., Льюис Л. Дизайн и компьютер / Пер. с англ. М., 1997
  51. Юрьева А. Информационная журналистика как будущее коммуникации // http://www.seocontent/page5/page5_1.html
  52. Яшин З. Дизайн СМИ в Интернете // Журналистика конца 20 века. Под ред. В.В. Тулупова. Воронеж, 2000
  53. http://www.izvestia.ru
  54. http://www.smi.ru
  55. http://www.mediarus.ru
  56. http://www.relga.ru
  57. http://www.vesti.ru
  58. http://www.mediasprut.ru
  59. http://www.lenta.ru
  60. http://www.ytro.ru
  61. http://www.livejouranl.com
  62. http://www.mterra.ru
  63. http://wikipedia.ru

Информация о работе Особенности жанровой структуры современных интернет-изданий