Особенности жанровой структуры современных интернет-изданий

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 19:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – охарактеризовать жанровую структуру периодических изданий в сети Интернет и выявить оригинальные жанры сетевой публицистики. Для этого предлагается решение частных задач:
Дать теоретическое обоснование жанрообразующим факторам в современной журналистике.
Обосновать специфику жанровой структуры интернет-изданий.
Определить специфику подачи информации в сетевых изданиях различной жанровой направленности.
Выявить жанровые особенности веб-публикаций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3 стр.
Глава 1. Жанры в арсенале современной журналистики...10 стр.
1.1 Понятие жанра и жанрообразующие факторы……………………....10 стр.
1.2. Типология жанров в науке о журналистике……………………..….19 стр.
Глава 2. Жанровая структура сетевых публикаций…….…31 стр.
2.1 Феномен Интернета как нового информационного пространства. Роль компьютерных сетей в распространении газетно-журнальной периодики………………………………………………………..………….31 стр.
2.2 Специфика сетевых средств массовой информации……………..…36 стр.
2.3 Характеристика жанровой структуры массовых web-изданий
(на примере он-лайн газет Lenta.ru и Ytro.ru)…………………………...43 стр.
2.4 Особенности функционирования системы жанров в специализированных Интернет-изданиях (в качестве примера использованы молодежная газета «Территория» и женский сетевой журнал «Missus.Ru»). Феномен «Живого Журнала»……………………………………………………………………51 стр.
Заключение…………………………………………………………......58 стр.
Использованная литература……………………………………....63 стр.

Работа содержит 1 файл

Особенности жанровой структуры современных интернет-изданий Курс.doc

— 291.50 Кб (Скачать)

Жанр всегда остается оптимальной формой решения  творческой задачи. Поэтому он всегда жестко детерминирован: цель, лежащая  в основе решения любой творческой задачи, определяет выбор жанра. Детерминизм (обусловленность) жанра связан: а) с объективными свойствами анализируемого или описываемого факта; б) с конкретными задачами, решаемыми данным изданием и данным автором; в) с мировоззренческими и индивидуально-психологическими особенностями личности журналиста. Разрабатывая тему, анализируя попавшие в поле его зрения факты, корреспондент еще на предварительной стадии своей работы осуществляет определенный выбор жанра, останавливаясь, в конечном счете, на том, который представляется ему наиболее подходящим. Бытующее среди журналистов-практиков убеждение, будто о жанре предстоящего текста он не думает и тот складывается сам по себе, интуитивно, противоречит существу творческого процесса. Интуиция как составная часть творчества способствует рождению целостного текста: текст вбирает в себя необходимые жанровые элементы, подчиняясь логике развития мысли автора.

 

1.2. Типология  жанров в науке о журналистике

 

Еще во введении мы обозначили три базовых способа отображения  действительности в журналистском произведении: 1) фактографический, 2) аналитический, 3) образный. Они опосредуют определенные уровни проникновения познающего субъекта в объект: от первоначального чувственного созерцания к абстрагированию, теоретическому освоению его и далее — к созданию обогащенного, более полного конкретного образа предмета (в том числе — его художественного образа).

На основе этих способов отражения также можно выделить три главных жанровых группы. В  своей классификации мы будем  опираться на исследования профессора А. А. Тертычного, выделившего категории жанров, которые позже только уточнялись и дополнялись.

  1. Информационные жанры.

Для текстов составляющих основную массу этой группы характерен интерес к единичному факту, в  них происходит по преимуществу констатация свершившегося. Публикации такого рода отвечают на три классических вопроса журналистики: что? где? когда?

Ядро этих текстов  – новость, то есть сообщение, содержащее информацию, ранее неизвестную аудитории. Сущность любой новости образует факт – нечто, имевшее место во времени и пространстве. Факт инвариантен, а изложение, интерпретация его вариативны. Разговоры о масштабности, общезначимости, ударности факта бессмысленны: восприятие его зависит от характера подачи сообщения и от уровня аудитории, от ее интересов (социальных, этических, возрастных, профессиональных). «Поэтому принципиальная задача любого СМИ заключается в том, чтобы дать максимально представительный поток информации, удовлетворяющий запросы аудитории. Из этого потока читатель, слушатель, зритель выберет для себя то, что его интересует в данный момент». Важнейшие требования, предъявляемые к информационному сообщению:

  • оперативность;
  • релевантность – соответствие интересам аудитории; фактическая точность;
  • декодируемость – понятность для аудитории сути сообщения;
  • очищенность сущностной информации от «шумов» (дополнительных сведений, деталей и подробностей, отвлекающих от смысла основной темы);
  • краткость информации.

Тексты, относящиеся к  информационным жанрам, в количественном отношении составляют основную часть  массовых информационных потоков. «В периодической печати, как и в СМИ в целом, такого рода тексты выступают основными носителями оперативной информации, позволяющей аудитории осуществлять своего рода постоянный мониторинг наиболее значимых, интересных событий в той или иной сфере действительности.»13.

К информационным жанрам можно отнести: заметку, корреспонденцию, информационный отчет, информационное интервью, блиц-опрос, вопрос – ответ, репортаж, некролог.

Основным функциональным назначением жанра заметка является передача актуальных новостей, поэтому ее структурно-композиционное построение должно быть подчинено данной цели. Обычно журналисты выстраивают заметку по принципу перевернутой пирамиды: главный факт выносится в начало, а второстепенные ранжируются в материале в зависимости от их значимости. Данный подход позволяет сокращать материал без ущерба для смысла.

Структура этого жанра  состоит из трех элементов: заголовок - лид – зачин – подробности. «В зачине журналист может обозначить проблему, привести мнение какого-либо официального лица, констатировать итоги того или иного события и т.д. Если в лиде автор стремится в свернутом виде обозначить событийную канву, то в зачине он, как правило, посредством различных подробностей разворачивает действие. Образно говоря, лид – это стартовая позиция, а зачин – первый шаг в забеге»14. Кроме того, лид всегда фактологическая основа заметки, ее смысловой центр, определяющий структуру текста: изложив суть факта, репортер затем расширяет информационное поле материала, дополняя его новыми сведениями – цифрами, цитатами, ссылками на источники полученной информации. Нередко говорят о протокольной бесстрастности заметки, о ее безусловной, изначальной объективности. Но как бы точен и правдив ни был материал, он в любом случае субъективен, ибо, во-первых, предлагает факт, извлеченный из реальности (и, следовательно, уже получивший субъективное предпочтение автора и редактора), а во-вторых, сохранить абсолютную объективность в изложении факта даже в жанре заметки практически невозможно.

Принципы построения расширенной информации имеют такие  же требования, как и в заметке. В начало ставится главный факт, который в дальнейшем подвергается развернутому пояснению. Однако здесь необходимо позаботиться не только о привлекающем внимание лиде и зачине, но и о соразмерности различных частей, так как в подобного рода публикациях могут использоваться короткие интервью, диалоги. Неизменным остается одно – наличие событийного ядра. В расширенной информации должна присутствовать и заключительная часть.

По своей природе репортаж имеет синтетический характер. Именно поэтому его нельзя однозначно отнести к группе информационных материалов, так как в нем могут проявиться видовые черты и свойства других жанров. Например, в структуре репортажа присутствуют элементы и зарисовки, и интервью, и отчета, и корреспонденции, и т.п. Отличительной же чертой репортажа является динамично развивающееся действие. Для репортера, в отличие от хроникера или обозревателя, важнее показать то, как разворачивается на его глазах событие, а не его итог. Отсюда и проистекают сложности сюжетно-композиционного построения репортажа.

Основная задача журналиста в репортаже – создание целостного впечатления об эпизоде жизни. «Журналистский репортаж, – отмечает В.В. Учёнова, – помимо исходного требования фиксации непосредственных наблюдений очевидца или участника события требует той структурной строгости и цельности воплощения итогов наблюдения в тексте, которая переводит его в особый способ выражения из совокупности того или иного числа авторских заметок, необходимой “цепочки” впечатлений, суммы эпизодов. Жанр репортажа требует достаточно строгой фокусировки точки зрения наблюдателя, искусного отбора и взаимоподчинения деталей наблюдения с одновременной передачей “сиюминутных” ощущений и ассоциаций наблюдателя-автора. В таком сочетании достаточно противоречивых требований кроется, по нашему мнению, творческий “нерв” специфических сложностей репортажного жанра»15.

Стержнеобразующий жанровый элемент здесь – отражение  события в том виде, в каком  оно происходило на самом деле. Как и любому публицистическому  жанру, репортажу свойственно специфическое  воспроизведение времени и пространства. Время в репортаже дискретно (прерывисто), условно, ибо не соответствует по продолжительности реальному времени описываемого события (в литературоведении такое время называют концептуальным), но оно всегда движется в одну сторону – от начала описания события к его завершению. Это жанр фабульный (как и отчет): основу повествования составляет последовательное описание события. В сочетании с наглядностью, то есть воспроизведением деталей и подробностей, последовательность описания создает эффект присутствия репортера на месте события. Эффект присутствия – не имитационный прием, а реальное доказательство того, что публицист описывает событие, лично им наблюдаемое.

В журналистской практике выработана устойчивая схема репортажного описания. Вначале дается зарисовочная заставка, с помощью которой журналист вводит читателя в курс события. Роль такой заставки – привлечение внимания читателей к материалу. Далее следует собственно репортажное описание. Здесь присутствуют различные отступления, диалоги с героями, собственные авторские впечатления и т.п. С содержательной точки зрения именно эти элементы способны создать в репортаже, так называемый, эффект присутствия.

Выделение жанра интервью произошло в результате того, что ряд публикаций, в ходе создания которых (при сборе материала) был применен метод интервью, фиксирует собой реальный процесс интервьюирования или же специально строится в вопросно-ответной форме (форме интервью). В том случае, когда автор такой публикации ставит своей задачей лишь сообщение аудитории сведений, полученных от интервьюируемого лица, никак не пытаясь их комментировать, можно говорить, что он создает информационный материал. Однако в полной мере интервью получится информационным, если и в ответах его собеседника акцент будет сделан на вопросах: что? где? когда? Если же интервьюер или его собеседник начнут «разворачивать» ответы на вопросы: почему? каким образом? что это значит? и пр., то в результате может появиться аналитический материал.

        Структурно-композиционное построение  интервью основывается не четко обозначенными вопросами, а темой. Здесь респондент высказывает мысли по своему усмотрению. Журналист направляет и стимулирует ход беседы, вступая в активный диалог с собеседником. Теоретики считают, что «исходный метод информирования читателя посредством сообщения ответов осведомленного лица на вопросы журналиста переживает в современной журналистике заметную эволюцию по следующим направлениям:

  • увеличивается содержательно-смысловая роль журналиста в беседе;
  • отношение к собеседнику как источнику информации преобразуется в интерес к нему самому как личности;
  • локально-информационная, комментаторская задача беседы сменяется обменом мнениями как импульсом к постановке проблемы, началу широкой дискуссии».

Формы интервью различны: беседы, диалоги, монологи, полилоги, анкеты... Но все это многообразие в сущности своей подчиняется двум важнейшим задачам: выявить точку зрения собеседника по обсуждаемому вопросу (вопросам) и рассказать о собеседнике, создать его психологический портрет. «Важнейшим жанрообразующим признаком интервью является субъективизация повествования. В основе текста лежит высказывание собеседника – его живая речь, отражающая особенности мышления говорящего. Чрезвычайно важно эти особенности уловить и зафиксировать. Высказывание может быть зафиксировано как оперативный отклик на только что случившееся событие (экспресс-интервью, микроинтервью). Но это может быть и развернутый монолог – ответ на заранее сформулированный и переданный собеседнику вопрос. Это может быть беседа-диалог, в которой обе стороны выступают равноправными участниками, обсуждая волнующие их события»16.

Текст интервью в большинстве  случаев представляет собой своеобразный комментарий произошедшего (или  происходящего). В нем господствует не столько факт, сколько отношение к нему. Главное в интервью (то, ради чего оно задумано) – побудить читателя к ответственности за собственную жизнь, обозначить нравственные ориентиры. При этом журналистка постоянно варьирует вопросы к собеседнику – личные и общие.

2. Аналитические жанры.

Объект аналитической  публицистики – группа причинно-связанных фактов, актуальных явлений, тенденций в жизни общества, а метод – исследование, анализ, толкование, авторская оценка этих фактов, явлений и тенденций. Аналитическая публицистика, вскрывающая причинно-следственные связи между явлениями, дающая им социально-политическую оценку, таким образом, отвечает на вопросы: как? почему? с какой целью? с какими последствиями? Значит, в первом случае факт, событие есть не только объект, но и цель, во втором факты скорее становятся средством обоснования позиции журналиста, аргументами в цепи выстраиваемых им доказательств.

Функционирование аналитических  жанров в российских СМИ связано  с нацеленностью изданий не столько  на сообщение новостей, сколько на анализ, исследование, истолкование происходящих событий, процессов, ситуаций. В силу этого СМИ выработали достаточно эффективную систему аналитических жанров. «Система эта не является чем-то раз и навсегда данным – она постоянно развивается, адаптируясь к тем задачам, которые встают перед аналитической журналистикой. Особенно заметные изменения произошли в ней в последние годы: некоторые известные жанры «модифицировались», а, кроме того, появились новые устойчивые типы аналитических публикаций»17.

К аналитическим жанрам относят: аналитический отчет, аналитическую корреспонденцию, аналитическое интервью, аналитический опрос, беседу, комментарий, социологическое резюме, анкету, мониторинг, рейтинг, рецензию, журналистское расследование, обзор, обозрение, прогноз, версию, эксперимент, рекомендацию.

Сложность структурной  организации аналитических жанров заключается в том, что журналист, как правило, имеет дело с большой  группой фактов, которые уже на начальной стадии их обработки требуют  тщательного отбора, систематизации, группировки и классификации по различным основаниям, нахождения причинно-следственных связей между ними и т.д. Именно на этом этапе творческого процесса решаются основные вопросы, связанные с единой организацией фактов в структурную ткань произведения. Целостность может быть достигнута при наличии определенной концепции, идеи или мысли. Журналисту необходимо прежде всего выявить наиболее существенные факты для анализа, определить узловые моменты основной проблемы и выбрать метод предъявления фактологических данных. После этого становится возможным определение целесообразных пропорций между различными частями текста.

Информация о работе Особенности жанровой структуры современных интернет-изданий