Особенности жанровой структуры современных интернет-изданий

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 19:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – охарактеризовать жанровую структуру периодических изданий в сети Интернет и выявить оригинальные жанры сетевой публицистики. Для этого предлагается решение частных задач:
Дать теоретическое обоснование жанрообразующим факторам в современной журналистике.
Обосновать специфику жанровой структуры интернет-изданий.
Определить специфику подачи информации в сетевых изданиях различной жанровой направленности.
Выявить жанровые особенности веб-публикаций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3 стр.
Глава 1. Жанры в арсенале современной журналистики...10 стр.
1.1 Понятие жанра и жанрообразующие факторы……………………....10 стр.
1.2. Типология жанров в науке о журналистике……………………..….19 стр.
Глава 2. Жанровая структура сетевых публикаций…….…31 стр.
2.1 Феномен Интернета как нового информационного пространства. Роль компьютерных сетей в распространении газетно-журнальной периодики………………………………………………………..………….31 стр.
2.2 Специфика сетевых средств массовой информации……………..…36 стр.
2.3 Характеристика жанровой структуры массовых web-изданий
(на примере он-лайн газет Lenta.ru и Ytro.ru)…………………………...43 стр.
2.4 Особенности функционирования системы жанров в специализированных Интернет-изданиях (в качестве примера использованы молодежная газета «Территория» и женский сетевой журнал «Missus.Ru»). Феномен «Живого Журнала»……………………………………………………………………51 стр.
Заключение…………………………………………………………......58 стр.
Использованная литература……………………………………....63 стр.

Работа содержит 1 файл

Особенности жанровой структуры современных интернет-изданий Курс.doc

— 291.50 Кб (Скачать)

Важно не просто предъявить читателю факты, а проиллюстрировать  их в контексте той проблемы, которую  журналист пытается рассмотреть. Поэтому при структурной организации статьи главная роль отводится следующим моментам:

  • выдвижению основного тезиса для доказательства;
  • построению системы аргументации, раскрывающей суть выдвинутого тезиса, выводам из системы доказательства.

Расширение жанрового спектра комментирующей журналистики – одна из примет современных российских СМИ. Конечно, комментарий в газете, на радио и ТВ существовал и раньше: оперативно сообщаемая новость комментировалась, уточнялась, разъяснялась. Однако именно в последнее десятилетие (точнее – с начала 1990-х гг.) в ответ на экспансию «интенсивной журналистики» получают свое развитие жанры, прочно связанные с оперативным осмыслением факта. Рубрика «Факт и комментарий» становится первополосной (в разных вариантах названий). Комментарий из метода обработки факта превращается в жанр. Каковы признаки этого жанра?

Комментарий – это  оперативный отклик на событие, это  впечатление, не претендующее на исчерпывающую  полноту анализа. Предметом разговора  может быть новость, а может –  факт, уже обнародованный ранее. Важна здесь не быстрота передачи сообщения, а точка зрения на событие. При этом факт служит отправной точкой разговора с аудиторией. Стержневой доминантой жанра выступает рассуждение по тому или иному поводу. Подчеркнутая субъективность стиля, с одной стороны, как бы снижает претензии на справедливость оценок, а с другой – предлагает аудитории (соглашаясь или не соглашаясь с позицией публициста) самой сделать определенные выводы. В комментарии главное – прогностическая оценка факта или события. Важно подчеркнуть, что данный прогноз – лишь один из возможных вариантов. Вариантность обсуждения проблемы входит в число жанровых признаков комментария. Автор препарирует факт, мнение, суть проблемы, ориентируясь на эмоциональный отклик аудитории. Конечно, когда анализ подменяется одной из версий оценки, опасность ошибок довольно велика, но эта естественная уязвимость комментария оборачивается и его достоинством – следить за движением мысли публициста всегда любопытно. Целостность текста обеспечивается целостностью личности автора и его позицией.

 

Главной текстообразующей операции относится осмысление реальной проблемы общественной жизни (предмет  публикации – «заявления Ю.Лужкова, которые могут осложнить взаимоотношения  с Украиной). Среди композиционных узлов комментария выделяют:

  • «ввод» в проблему (эквивалент экспозиции);
  • «постановка проблемы», предусматривающая сопоставление по крайней мере двух противоположных точек зрения на описываемое событие;
  • столкновение тезиса и антитезиса (эквивалент «развития события»);
  • «рекомендация» (своего рода «синтез) – производное от сопоставления «тезиса» и «антитезиса» в результате практической постановки вопроса (эквивалент «кульминации»);
  • «образный ориентир» – обобщенная оценка, дающая возможность расширительного применения рабочей идеи для осмысления и оценки других аналогичных проблемных ситуаций, возникающих в реальной общественной жизни.

3. Художественные  жанры.

В жанрах художественной публицистики определяющим является наличие  образа, а анализ и сообщение фактов играют подчинённую роль, имеют второстепенное значение. Функция художественной публицистики - в раскрытии типического, общего, через индивидуальное, отдельное. Журналистские произведения этого вида есть результат художественной организации фактического документального материала.

Образная публицистика, сближаясь по методам своего исследования с искусством, вводит в тексты СМИ  личность как некую социально-нравственную целостность, позволяя исследовать  героя и автора-повествователя в  их поступках и переживаниях. Жанры образной журналистики создают психологически достоверную картину действительности. Принято считать, что тексту СМИ чужд психологизм при изображении внутреннего мира личности. Между тем психологизм публицистики проявляется на всех уровнях ее функционирования – уровне автора, уровне героя, уровне аудитории. «Восприятие произведения во многом определяется убедительностью личности повествователя (включая психологическую достоверность его собственных чувств, зафиксированных в тексте) и правдивостью поведения персонажей. Автор и герой создают в тексте мощный психологический фон для восприятия идей, заложенных в материал. Соединяя логико-понятийный анализ с образным, публицистика способна объяснить самые сложные и противоречивые социально-нравственные и нравственно-психологические аспекты ситуаций. Удачно найденный образ продлевает жизнь журналистского текста – так, как это происходит с художественными произведениями»18.

Название жанра фельетон происходит от французского слова «feuille», которое переводится как «лист; листок». Листком в свою очередь, называли приложение к газете, которое обычно размещалось в нижней части полосы и отделялось от остальной части газеты жирной линией. В отечественной журналистике эта часть газетной полосы называлась подвалом. Здесь располагались не только материалы, которые напоминают по своему типу современные фельетоны, но и произведения, которые сейчас называются отчеты, рецензии, обзоры литературы и т.п. Появление таких подвалов в газетах исследователи относят к XVIII в. Со временем понятие «фельетон» стало применяться только по отношению к одному виду текстов, о котором и идет здесь речь. Отечественную журналистику прославили такие выдающиеся фельетонисты, как М.Е. Салтыков-Щедрин, В.М. Дорошевич, А.В. Амфитеатров, М.Е. Кольцов, И.А. Ильф и Е.П. Петров, С.Д. Наринъяни, Э.Я. Пархомовский и многие другие

Будущие недостатки фельетона  обычно «закладываются» еще до его  написания – на подготовительном этапе. В чем особенности подготовки к созданию фельетона? Главная из них – поиск так называемого «фельетонного факта». Поиск этот идет не всегда осознанно. И происходит так нередко потому, что автор не всегда до конца осознает специфику фельетона как сатирического жанра и отождествляет его задачи с задачами, скажем, критической статьи, реплики и пр. Если это происходит, то ему нетрудно принять любой «острый» факт (который вполне можно было бы, к примеру, использовать в той же реплике) за факт, достойный описания в фельетоне. Но для фельетона подходит только особый факт, а именно – содержащий в гипертрофированном виде черты, типичные для явлений того класса, к которому он относится. Причем это должны быть черты, достойные осмеяния (нельзя, например, высмеивать трагические события). Разумеется, фельетон может строиться не на одном факте, а на их совокупности, что чаще всего и происходит. В этом случае типичное выступает как определенная закономерность, связывающая ряд отдельных фактов. А факты в свою очередь выступают как опорные точки сатирической типизации, т.е. создания сатирического образа определенного жизненного явления, которое таким путем сводится до уровня ущербного.

Другие изъяны фельетона  могут возникать в результате недостаточной продуманности логических связей, обнаруженных фельетонистом  явлений, неумения установить причинно-следственные отношения между разными фактами, оценить их и предвидеть дальнейшее их развитие. Жанр этот является очень трудоемким, работа в нем требует от журналиста особого таланта и постоянного совершенствования своего мастерства. Фельетон, как и другие художественно-публицистические жанры, очень «чуток» к языковым ошибкам и неточностям. Если же он написан ясным, образным языком, то это во многом повышает его возможность быть замеченным читателем.

 

ГЛАВА 2

Жанровая структура  сетевых публикаций

 

2.1 Феномен Интернета как нового информационного пространства. Роль компьютерных сетей в распространении газетно-журнальной периодики

 

Без какой-либо доли преувеличения  Интернет можно рассматривать как  некое глобальное средство массовой информации. Он дает возможность иметь практически мгновенный доступ ко всем источникам информации одновременно и при этом делать индивидуальный выбор. Это все равно что выписывать домой все газеты, журналы, книги и одновременно включить все каналы телевидения и радио.

Интернет, зародившись в 70-е годы ХХ века, в 90-х обрушился мощным шквалом информационных потоков на весь мир. К началу 2000 года, по оценке специалистов, только в России услугами всемирной паутины пользовались около 1,5 миллионов человек. В мировом масштабе эта цифра достигала полумиллиарда. Сегодня уже не вызывает удивления домашний компьютер, подключенный к сети Интернет, а использование веб-технологий в учебной сфере и бизнесе стало неотъемлемым явлением жизни современного человека.

В основе всех сетевых  коммуникаций – компьютерная сеть, которая сводится к физическим каналам между двумя или более компьютерами. Но её появлению мы обязаны военным, которые разрабатывали системы передачи информации. В начале семидесятых годов отдел Министерства обороны США, известный под названием ARPA (Агентство исследовательских проектов особой сложности), занимался проблемами поддержки и сохранения коммуникационного контроля в случае потери основных систем связи при ядерном взрыве, произведенном Советским Союзом. Следуя терминологии военных стратегов, опасения вызывала возможность «обезглавливающего» удара по национальному коммуникационному центру, который лишил бы военачальников связи с Американскими стратегическими силами и, тем самым, способности нанести ответный удар. Единственным способом формирования такой компьютерной сети было особое соединение компьютеров, при котором коммуникация не зависела бы от какого-либо центрального сервера. При потере одного, нескольких или даже большей части компьютеров, подсистемы должны были продолжать работать, обеспечивая неотвратимость ответного удара.

В известном смысле это  казалось нетрудной задачей. Каждое здание имеет систему электропроводки, при которой одна перегоревшая лампочка не влияет на работу других. Но с компьютерами это было невозможно. В американской компьютерной индустрии 1970х-80х годов разные производства выпускали массу компьютеров с различными оперативными системами. Проблему вызвались решить ученые.

Некоторые историки Интернета  ведут отсчет глобальной Сети с 1961 года, когда Леонард Кейнрок, нередко называемый отцом Интернета, опубликовал статью с изложением пакетной пересылки информации. Сам же профессор считает, что первый значительный шаг в создании Интернета был сделан 2 сентября 1969 года в Калифорнийском университете, он вместе со своей командой успешно соединил компьютер с маршрутизатором (сетевое устройство передачи данных). В интервью агентству Рейтер Леонард Клейнрок описал это следующим образом: 20 октября 1969 года группа компьютерщиков Калифорнийского университета решила соединить свой компьютер с компьютером в Стенфордском исследовательском институте. Поначалу сеть помогала лишь ученым пользоваться информацией, находящейся в компьютерах коллег в других центрах. Тогда еще никому не приходило в голову, каких масштабов достигнет Интернет. Однако профессор не считает, что он вместе с коллегами породил монстра.

С развитием Интернета эволюционировали и каналы связи. Информацию стали  передавать по телефонной линии, оптоволоконным сетям, а позже стали пользоваться и беспроводной связью.

«Количество компьютеров в сети может значительно колебаться. На начальном уровне между собой  могут быть соединены компьютеры какой-либо одной рабочей группы. Сеть этой рабочей группы может входить  в сеть отдела, а затем в сеть всей компании. Сеть компаний может быть соединена с сетями других компаний».19

Интернет – это термин, используемый для описания взаимосвязи между  множеством компьютерных сетей, которая  позволяет им общаться друг с другом. Хотя популярный термин «информационная  сверхскоростная магистраль» и может ввести в заблуждение, Интернет действительно подобен сети дорог и магистралей, и в общем смысле функционирует сходным образом. Интернет – слово, используемое для обозначения взаимосвязи между последовательными уровнями компьютерных сетей. И в это смысле Интернет представляет собой последовательность физических связей, которые служат в качестве системы дорог для компьютерной информации. «Но физические связи – это только одна часть Интернета. Согласно одному из существующих определений, Интернет – это соглашение. Оно включает в себя набор правил или протоколов, которые позволяют информации путешествовать от компьютера к компьютеру по «системе магистралей». Если компьютер или сеть компьютеров не поддерживают такой набор правил, то они не являются частью Интернета»20. Другими словами, чтобы отправлять и получать информацию через всемирную паутину, компьютеры должны упаковывать её одинаковым образом. 

Web по своим возможностям почти полностью соответствует издательству. Во-первых, потому что каждый человек теоретически может добраться до любого веб-узла (исключение составляют те случаи, когда вебмастер по собственному желанию закрывает доступ к своим узлам для широкой публики, или когда канал не достаточно хорошо соединен с далеко находящимся узлом). Таким образом, даже самый мелкий сетевой издатель в идеале может получить всю читательскую аудиторию. Кроме того, мелкие издатели могут зарегистрировать свои узлы в базах данных, либо опубликовать свои ссылки в поисковых машинах.

Во-вторых, стоимость создания и поддержания простого Веб-узла чрезвычайно низка. Многие организации, предоставляющие доступ в Интернет, в качестве стандартной услуги предлагают подписчикам место для создания персональных веб-страничек.

«Эффективность электронных  версий состоит в способе их передачи и доставки, которыми пользуется часть  читателей, как единственным источником информации, и в скорости её получения, не сравнимой с традиционными  формами. Чаще всего текст электронной  версии можно прочитать намного раньше, чем издание выйдет в свет. Особенно это относится к так называемым «толстым журналам»21. Но в то же время электронная версия не всегда является копией бумажного издания. Редакции иногда практикуют публикацию текстов, существующих только в электронном виде и отсутствующих в бумажном варианте. Электронная версия каждого издания имеет адрес, по которому её можно найти в Интернете. Адрес может быть либо общим для всего издания, либо каждый редактор и журналист могут иметь свои адреса. Это создает исключительное удобства для читателей и особенно для авторов, имеющих возможность из любого, даже далекого от своего города населенного пункта оперативно согласовать с редакцией все вопросы и вставить какие-то свежие факты, происходящие буквально на глазах, прямо накануне очередного выпуска издания. Крупнейшие информационно-поисковые системы и серверы хранят электронные версии сотен газет, журналов, периодических сборников на русском и английском языках.

Информация о работе Особенности жанровой структуры современных интернет-изданий