Шпаргалка по "Журналистике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 15:13, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 22 вопроса по дисциплине "Журналистика".

Работа содержит 1 файл

Экзамен Дякина.docx

— 505.69 Кб (Скачать)

С августа 1839 г. Белинский  начал печататься в «Отечественных записках», а в конце октября  переселился из Москвы в Петербург  и принял на себя руководство критико-библиографическим  отделом журнала. Работе в «Отечественных записках» Белинский отдался  со всей присущей ему страстью. «Отечественные записки» и «Литературные прибавления» – наше общее дело: отныне я их душою и телом, их интересы – мои  интересы», – писал он Краевскому.

К активному участию в  журнале Белинский призывал и  своих друзей. «Журналистика в  наше время все: и Пушкин, и Гете, и сам Гегель были журналисты. Журнал стоит кафедры... Потягнем, братцы!»  – горячо убеждал он их. Его призыв не остался без ответа. Вскоре Боткин, Бакунин, Грановский, Кетчер, Кудрявцев, а несколько позднее Огарев, Герцен, Некрасов, Тургенев начали работать в  «Отечественных записках».

Белинский и новые сотрудники постепенно заставили покинуть журнал многих прежних его участников, враждебно  относившихся к происходившим в  нем переменам: Жуковского, Вяземского, Плетнева, Бенедиктова, Межевича, будущих  славянофилов и будущих сотрудников  «Москвитянина». «Отечественные записки» стали трибуной Белинского и Герцена  и органом писателей-реалистов.

В «Отечественных записках»  появились лучшие произведения русской  литературы, созданные в 1840-х годах.

Еще в 1838 г. в «Литературных  прибавлениях», редактируемых Краевским, вышла «Песнь о купце Калашникове» Лермонтова. В «Отечественных записках»  были помещены почти все произведения поэта, написанные в 1839–1841 гг., несколько  десятков стихотворений, «Бэла», «Тамань», «Фаталист». Публиковать произведения Лермонтова журнал продолжал и после  смерти поэта.

Много своих «песен» и  «дум» поместил в «Отечественных записках» Кольцов, в их числе  такие стихотворения, как «Хуторок», «Что ты спишь, мужичок?», «Доля бедняка».

Благодаря Белинскому и тому направлению, которое он придал журналу, в «Отечественных записках» стали  сотрудничать писатели, принадлежавшие к натуральной школе.

Одним из наиболее активных авторов, вместе с Белинским определявшим направление журнала, был Герцен. Под псевдонимом «Искандер» он поместил в «Отечественных записках» несколько  художественных произведений («Записки одного молодого человека», «Еще из записок  одного молодого человека», первую часть  романа «Кто виноват?»), а также философские  работы («Дилетантизм в науке», «Письма  об изучении природы») и публицистические статьи, в том числе три фельетона, направленных против журнала «Москвитянин».

Тургенев передал «Отечественным запискам» почти все свои произведения, созданные до «Записок охотника», печатавшихся с 1847 г. в «Современнике». Здесь появилось  несколько его стихотворений  и поэм, пьесы «Неосторожность» и  «Безденежье», рассказы «Андрей Колосов», «Бреттер» и др. Сотрудничество Тургенева  в журнале Краевского продолжалось и после перехода Белинского, Герцена, Некрасова в «Современник». В  конце 1840-х и в начале 1850-х годов  в «Отечественных записках» были напечатаны тургеневские пьесы «Холостяк» и «Провинциалка», повести «Дневник лишнего человека», «Яков Пасынков».

С начала 1840-х годов в, журнале сотрудничал Некрасов. Кроме  нескольких рассказов («Необыкновенный  завтрак», «Опытная женщина») и стихотворений («Современная ода», «Огородник»), ему  принадлежало значительное количество острых анонимных рецензий, которые  нравились Белинскому.

Достоевский, дебютировавший в литературе романом «Бедные  люди», опубликованном в «Петербургском сборнике» Некрасова (1846), поместил в «Отечественных записках» почти  все свои последующие произведения сороковых годов: «Двойник», «Господин  Прохарчин», «Белые ночи», «Неточка Незванова» и другие.

С «Отечественными записками» связано начало литературной деятельности Салтыкова-Щедрина. В 1847 г. в журнале  была опубликована его повесть «Противоречия», а в следующем году – повесть  «Запутанное дело», за которую автор  поплатился ссылкой. Кроме названных  писателей, в отделе словесности  «Отечественных записок» 1840-х годов  помещали свои произведения Д.В. Григорович, В.Ф. Одоевский, В.И. Даль, В.А. Соллогуб, Г.Ф. Квитка-Основьяненко, И.И. Панаев, Н.П. Огарев, Е.П. Гребенка, А.Д. Галахов, А.Н. Майков, А.А. Фет и др.

Переводная художественная литература в журнале также отличалась высоким качеством. В «Отечественных записках» работали опытные переводчики: Кронеберг, Кетчер, Струговщиков. Помещались почти исключительно произведения современных зарубежных авторов: Жорж Санд, Диккенса, Ф. Купера, Г. Гейне. Кроме  того, было опубликовано несколько переводов из Гете (отрывки из «Фауста», «Вильгельма Мейстера», стихи) и перевод «Двенадцатой ночи» Шекспира.

В отделе критики и библиографии печатались работы Белинского: общие  обзоры русской литературы за 1840–1845 гг., статьи о народной поэзии, две  статьи о творчестве Лермонтова, одиннадцать  статей о Пушкине, несколько полемических заметок о «Мертвых душах» Гоголя и большое число других статей и рецензий.

В качестве критиков и рецензентов  «Отечественных записок» выступали  также Боткин, Некрасов, Галахов, Катков и другие литераторы, которые в  большей или меньшей степени  находились тогда под влиянием Белинского. Критика журнала уделяла внимание не только отечественной, но и зарубежной словесности, помещая обзоры иностранных  литератур и переводные статьи об отдельных писателях.

Среди произведений, опубликованных в других отделах, необходимо назвать  статьи Герцена, Бакунина («О философии»), Милютина («Пролетарии и пауперизм  в Англии и Франции»), Заблоцкого-Десятовского («О причинах колебания цен на хлеб в России»), полемические выступления  Грановского против Хомякова, рецензии Кавелина на книги по русской истории.

Внимание читателей привлекли  также «Рассказы о сибирских  золотых приисках» Небольсина, статья Мельникова-Печерского о нижегородской  ярмарке, «Записки пензенского землевладельца о теории и практике сельского  хозяйства» Сабурова.

В отделе «Науки», кроме оригинальных статей русских ученых, были напечатаны работы иностранных исследователей: Тьерри, Фр. Листа, Гумбольдта и др. Особое внимание уделялось современной  западноевропейской жизни.

Даже краткий обзор  содержания «Отечественных записок» за сороковые годы свидетельствует, что  это был журнал, в котором публиковались  многие замечательные произведения художественной литературы, критики, публицистики и науки.

Краевский, весьма заинтересованный в успехе своего издания, некоторое  время не препятствовал превращению  журнала в орган Белинского и  его единомышленников. Желание Краевского сделать «Отечественные записки» массовым журналом совпадало с планами  Белинского, но в то время как  издатель руководился лишь материальными  интересами, критик старался превратить и превратил журнал в трибуну  идей народного освобождения и прогресса  России. Белинский хотел, чтобы «Отечественные записки» сделались подлинным выразителем  народных чаяний и обращались бы не только к узкому кружку оппозиционно настроенной интеллигенции, а ко всем передовым читателям.

Белинский вел «Отечественные записки» в духе своих убеждений. Известно, что в период написания  первых статей для «Отечественных записок» («Бородинская годовщина», «Очерки  Бородинского сражения», «Менцель, критик Гете», «Горе от ума») он находился  под влиянием теории «примирения  с действительностью». Однако уже  в 1840 г. Белинский порвал с «примирением». В своих последующих статьях, которые решали не только литературно-эстетические, но все «проклятые вопросы» русской  жизни, он стремился пробудить политическую активность у читателей журнала, воспитать их в революционном  духе.

В тяжелых цензурных условиях «Отечественные записки» боролись с  крепостничеством и всеми его  проявлениями в политическом строе, идеологии и быту. Журнал ратовал  за просвещение и свободу за прогрессивные  формы экономической, политической и культурной жизни страны, за всестороннее развитие России, отстаивал интересы народных масс. Передовые идеи находили выражение не только в статьях  Белинского и Герцена, в художественных произведениях, публиковавшихся в  «Отечественных записках», но и в  содержании всех отделов журнала. Не случайно, например, под рубрикой «Смесь»  часто появлялись материалы о  рабовладении в Америке, в отделе «Науки» помещались статьи, прозрачно  доказывающие необходимость отмены крепостного права. Отдел «Современная хроника России» с сочувствием  следил за развитием отечественной  промышленности и торговли.

Критика социальных отношений  крепостнической России, стремление к их коренному преобразованию естественно  соединялись в «Отечественных записках»  с борьбой против «квасного патриотизма». Защитникам православия, самодержавия и крепостного права был противопоставлен подлинный патриотизм, не отделимый  от борьбы за освобождение народа от власти помещиков, царя и церкви.

Белинский и Герцен решительно осуждали пренебрежительное отношение  к русскому народу, к национальной культуре, свойственное господствовавшим классам России. Критикуя политическую, экономическую и культурную отсталость страны, «Отечественные записки» были далеки от какого бы то ни было преклонения  перед капиталистической цивилизацией Запада. Белинский и Герцен ценили достижения иностранной культуры, но отвергали основы буржуазного строя  и буржуазной идеологии. В статье о романе Э. Сю «Парижские тайны» (1844, №4) Белинский с поразительной  глубиной раскрыл непримиримые противоречия между капиталистами и рабочими и фальшь буржуазной демократии.

Полагая, что капитализм был шагом вперед в историческом развитии России, Белинский и Герцен рассматривали его как переход  к новой, высшей фазе общественных отношений  – социализму. Известно, что в  сороковые годы идея социализма стала  для Белинского «идеею идей, бытием бытия, вопросом вопросов, альфою и  омегою веры и знания». В некоторых  статьях «Отечественных записок» велась пропаганда утопического социализма. Так, в статье «Пролетарии и пауперизм  в Англии и Франции» (1847, №1–4) В.А. Милютин утверждал: «Одна из самых  главных и самых деятельных причин нищеты заключается в экономическом  устройстве европейских обществ...»; «Богатство вместо того, чтобы распространяться в одинаковой мере на все классы общества, сосредоточивается в руках  немногих избранных, в руках людей, владеющих капиталами..»; «Интересы  капиталистов не только не тождественны с интересами работников, но прямо  противоположны! им...»; «Недалеко то время, когда, не довольствуясь одними частными мерами, приступят к полному  и существенному преобразованию хозяйственных отношений и заменят  ныне существующее неустройство более  правильною, твердою и разумною организациею труда».

Все отделы «Отечественных записок» активно участвовали в  пропаганде социалистических взглядов. В отделе «Науки» излагались работы социалистов Запада, отдел «Смесь»  знакомил читателей с жизнью и  деятельностью Томаса Мора, Кабэ, Луи  Блана и рекомендовал книги Консидерана, Пьера Леру и других, содержавшие  теории утопического социализма.

О философских позициях журнала  ярко и убедительно говорят замечательные  работы Герцена «Дилетантизм в науке» и «Письма об изучении природы». Здесь русская философская мысль 1840-х годов нашла глубокое и  блестящее выражение. В них содержится и последовательное отрицание всякой поповщины, и понимание недостатков  позитивизма и механического  материализма, и убежденная пропаганда естественных наук. Несомненно, что  Герцен сделал шаг вперед не только по сравнению с учением Гегеля, но и по сравнению с созерцательным материализмом Фейербаха. «Герцен, – утверждал В.И. Ленин, – вплотную подошел к диалектическому материализму и остановился перед – историческим материализмом» [1].

Журнал пристально следил за развитием философской мысли  на Западе. Не только учение Шеллинга и  Гегеля, но и работы Бруно Бауэра, Штрауса, Фейербаха были хорошо известны сотрудникам «Отечественных записок». Возникновение среди немецких последователей Гегеля группы левых гегельянцев  также было отмечено журналом. Больше того, в одном из номеров (1843, №1) появилось  изложение основных мыслей работы молодого Энгельса «Шеллинг и откровение», вышедшей в Берлине в 1842 г. и направленной против мистической философии Шеллинга и против реакционных положений  в учении Гегеля. Это сделал, не указывая источника, Боткин в вводной части  своей статьи о немецкой литературе, где не только пересказал брошюру Энгельса, но и местами дал буквальный перевод из нее.

Основой литературно-эстетических позиций «Отечественных записок» явилось  утверждение подлинно реалистического, истинно народного, глубоко прогрессивного по своему идейному содержанию искусства.

Опираясь на материалистическую философию, Белинский разъяснял, что  искусство – это реалистическое воспроизведение действительности, что природа искусства – земная, материальная, а не потусторонняя, метафизическая, как считали идеалисты. В искусстве  он видел выражение общественных идей и, подчеркивая, что «наш век» решительно отрицает «искусство для искусства, красоту для красоты», горячо защищал  гражданскую, социальную направленность искусства и литературы. По мнению критика, в настоящем произведении искусства глубокое общественное содержание гармонично соединяется с высокохудожественной формой. При этом, указывал Белинский, «свобода творчества легко согласуется  с служением современности: для  этого не нужно принуждать себя писать на темы, насиловать фантазию; для этого  нужно только быть гражданином, сыном  своего общества и своей эпохи, усвоить  себе его интересы, слить свои стремления с его стремлениями; для этого  нужна симпатия, любовь, здоровое практическое чувство истины, которое не отделяет убеждения от дела, сочинения от жизни» («Речь о критике...», статья 1).

Информация о работе Шпаргалка по "Журналистике"