Тематический анализ ток-шоу Андрея Малахова "Пусть говорят"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследовать тематическое своеобразие ток-шоу «Пусть говорят».

Объект исследования – ток-шоу «Пусть говорят».

Задачи исследования – изучить феномен ток-шоу в контексте массовой культуры, определить его место в системе отечественного телевидения, а также выяснить виды ток-шоу, их функции и формальные признаки, произвести структурно-тематический анализ ток-шоу «Пусть говорят».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ-----------------------------------------------------------------------------С.3

ГЛАВА I. Феномен ток-шоу в контексте массовой культуры----------------С.5

ГЛАВА II. Структурно-тематический анализ ток-шоу «Пусть говорят» С.17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ-----------------------------------------------------------------------С.29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ-----------------------------

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

 ГЛАВА 2 СТРУКТУРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТОК-ШОУ       «ПУСТЬ ГОВОРЯТ» 
 

 Биография Андрея Малахова – очередное опровержение мифа о том, что звездами телеэфира  становятся только люди со связями  и громкими фамилиями. Его слава  – результат изнурительной, едва ли не круглосуточной работы. Андрей родился  в провинциальном городе Апатиты Мурманской области, после окончания школы поступил  в МГУ на факультет журналистики, который и закончил с красным дипломом. Во время обучения Малахов стажировался в США, где продавал газеты, а потом практиковался на телевидении Детройта.

 Будучи  студентом, Андрей случайно попал в Останкино и просидел там всю ночь со словарем в руках. Переводил новости CNN. В начале девяностых зрители лишь слышали голос Малахова, который рассказывал о последних тенденциях в мире моды в рамках утренней программы «Стиль». Но однажды, когда ведущие оказались в отпуске, руководство «Доброго утра» решило поставить Малахова на замену. И не ошиблось.

 В 2001 году начался большой период в  жизни Андрея – появилось горячее  ток-шоу «Большая стирка». Малахов  сумел привлечь огромную аудиторию и продемонстрировать свой искрометный профессионализм. По признанию телезрителей, он в одночасье стал самым успешным шоуменом страны и самым стильным ведущим. Этот период жизни Андрей Малахов после изложил в своей книге «Мои любимые блондинки»: вся «кухня программы» вперемешку с личной жизнью ведущего нашла отражение в этом романе.

 Ток-шоу  «Большая стирка» наряду с «Окнами» имело репутацию трэшевого  шоу: гостями в студии и главными героями, как оказалось потом, были подставные актеры. «Большая стирка», «Пять вечеров», «Пусть говорят»…Проекты подобного рода стали визитной карточкой Малахова. Его фирменному стилю подражали, его же – безжалостно критиковали. Но, тем не менее, Андрея заметили, и вскоре пресса стала называть его не иначе как лицом Первого канала.

 Безусловно, стиль Малахова как ведущего - проамериканский. Он создает интригу, задает накал  страстей, но вместе с тем, следит за порядком. Профессиональным взглядом он выбирает среди зрителей того, кто  способен дать острый, интересный комментарий. На ток-шоу «Пусть говорят», которое ведет Малахов, нет уютной атмосферы, напротив: там царит постоянное напряжение. Для многих тем, которые поднимает Андрей, - это вполне подходящий фон. Сенсация или злободневная проблема оказывается в своей естественной атмосфере.

 Прежде  чем говорить о тематике программы, следует отметить некоторые  ее особенности. Производством ток-шоу занимается Студия Спецпроектов. Связаться с передачей довольно просто, любой человек, желающий стать гостем или участником, может позвонить по телефону в Москве +74956179640 и уточнить все формальности. В эфир ток-шоу «Пусть говорят» выходит со вторника по пятницу в 19 20.

 В отличие  от подавляющего большинства других ток-шоу, «Пусть говорят» записывается так, как будто идет в прямом эфире, то есть без дублей.14

 Кстати  говоря, некоторые его выпуски  действительно транслируются в  прямом эфире на Дальний Восток, но если надо переделать небольшой  эпизод, то этот момент переснимают, а  затем вклеивают в окончательную  версию шоу, которая показывается на Москву. Из-за привязки к формату прямого эфира во время съемок делается несколько перерывов на рекламу, во время которых студия преображается: сидящие в зале начинают громко переговариваться между собой, бурно выражать свои эмоции.

 Андрей  Малахов же во время перерыва на рекламу, наоборот, сосредотачивается, погружается в чтение сценария. Ведь при всей видимости свободы ведущего у программы есть жестко выстроенный план, отступления от которого, мягко говоря, не поощряются. Роль сценария в этом ток-шоу очень велика, поскольку редакторы при его подготовке плотно работают с каждым из участников, выясняя их взгляды, позиции, характерные реакции и вообще проясняют, что от них можно ожидать. Перед ними стоит задача построить драматургию шоу таким образом, чтобы раскрыть своих героев и получить от них откровенные признания как можно скорее, поскольку у съемочной бригады нет возможности снимать эту программу долго, а потом заниматься ее монтажом.15

 В одном  из интервью, которое касалось Малахова и его ток-шоу, продюсер студии спецпроектов Наталья Никонова отметила некоторые особенности программы: Андрей Малахов не тупо повторяет сценарные вопросы, а по большей части импровизирует. У программы существует довольно большая сеть корреспондентов, работающих в различных регионах страны, которые читают местную прессу и выбирают из нее все самое интересное. Также передача активно сотрудничает с региональными издательствами. Существуют и иные каналы поиска, позволяющие поднимать волнующие телезрителей темы и собирать в студии героев, которые могли бы быть им интересны.

 Безусловно, ток-шоу «Пусть говорят» перекликается  с американскими трэшевыми ток-шоу, такими как «Шоу Джерри Спрингера». В нем также обсуждаются «горячие», неоднозначные и не всегда приличные  темы, в студии довольно часто случаются драки между героями (как ранее происходило в «Большой стирке»).

 Андрей  Малахов как ведущий подобного  рода программы, делает все возможное, чтобы свести чрезвычайные ситуации на площадке к минимуму, но в то же время, он умеет разогреть аудиторию, усилить накал страстей путем каверзных вопросов или оглашением скандальных фактов из жизни того или иного героя. 
 

 Что касается тематики, то программа представляет собой обсуждение заданной темы приглашенными  экспертами, которые являются носителями разных точек зрения на ту или иную проблему. Чаще всего в роли экспертов выступают врачи, психологи, сексологи, депутаты, а также звезды кино и шоу-бизнеса. В студию также приглашаются герои, которые рассказывают свои жизненные ситуации, связанные с темой программы. Количество героев варьируется в зависимости от того, насколько «горяча» обсуждаемая тема.

 Так, например, в программе, тема которой  была «Золотая клетка», в студии обсуждалась  история героини Ольги Егоровой, актрисы, которую регулярно избивал муж бизнесмен. В качестве экспертов выступили певицы Слава и Ирина Отиева, писатель Михаил Веллер, публицист Леонид Жуховицкий, а также депутат Мосгордумы Маргарита Баржанова.16 Обсуждение проходило на удивление пассивно, «истерила» только сама героиня, пытавшаяся вызвать на конфликт хоть кого-нибудь из присутствующих в студии.

 В другом выпуске программы – «Спасти  ангела», напротив, атмосфера в зале была накалена до предела – крайне эмоциональны были не только главные  герои- Евгений Урасов и его жена Светлана (она родила шестимесячного младенца, которого приняли за мертвого и отдали отцу в пакете из-под кроссовок), но и оппоненты супругов -  главврач родильного дома города Верхний Ухалей Наталья Семенова, Лана Сухарева, чья подруга умерла после родов из-за халатности все того же главврача, а также Михаил Приходько – главный гинеколог Челябинской области.17 Зрители в студии не сдерживались в выражениях, обвиняя Наталью Семенову в преступной халатности, эксперты же спокойно, но довольно жестко высказывались в адрес персонала роддома и самой роженицы. Особенно активно вели обсуждение актриса Марина Яковлева и дрессировщица Карина Багдасарова.

 Кроме всего прочего, передача имела несколько  граней: наряду с трагической историей семьи Урасовых, была рассказана и история Евгения Куликова и Елены Зеленовой, чья дочь Лера родилась весом в 600грамм, но благодаря помощи врачей выжила.

 Как уже упоминалось ранее, ток-шоу  имеет ряд функций: формирующую, аналитическую, воспитательную, рекреативную и коммуникативную. Рассмотрим их действие на конкретных примерах * выпусках программы «Пусть говорят» с 29 октября по 29 ноября 2007 года (17выпусков). Безусловно, воспитательная функция является самой неоднозначной: с одной стороны в программах присутствуют герои, с которых зрители должны и могут брать пример, а с другой – некоторые герои вызывают презрение, непонимание, жалость, а иногда и открытую ненависть. Так, например, «Подчиниться обстоятельствам», где обсуждалась проблема абортов в России, две героини сделали аборт и не жалеют об этом.18 Неужели эти героини – примеры для подражания, надо ли воспитывать людей на подобных примерах? Третья же героиня передачи, Варвара Артамкина, несмотря на все трудности жизни, отказалась делать аборт и родила пятерню. Поступок этой женщины действительно похвален, и то, что ее историю рассказали – признак осуществления той самой воспитательной функции, которая так необходима современному обществу.

 Аналитическая функция осуществляется в той  или иной мере в каждом выпуске  программы. Эксперты, сидящие в студии, анализируют ту или иную ситуацию в жизни героев, если таковая касается их профессиональной деятельности. Так, в программе «Погребенные заживо» о сектантах, которые ушли жить в подземелье в Пензенской области, экспертами, приглашенными в студию, были религиовед и социолог Ремир Лопаткин, представитель церкви отец Олег Стеняев и доктор философских наук Алексей Тягунов. 19

 Формирующая или просветительская функция, пожалуй, является главной в ток-шоу «Пусть говорят». Она проявляется, например, в выпусках, которые посвящены тем или иным безвременно ушедшим деятелям науки, искусства, звездам шоу-бизнеса. Примером может служить программа, посвященная памяти Лидии Ивановой. В течение часа обсуждается, какой была эта известная дама, открываются новые подробности ее жизни, о ней высказываются ее дочь, внуки, ее последний муж, а также соседи и многочисленные друзья.20

 Коммуникативная функция также проявляется в  каждом выпуске «Пусть говорят». Между  аудиторией, героями, экспертами и ведущим  происходит постоянная коммуникация. Телезритель становится частью этого процесса.

 И, наконец, рекреативная функция в «Пусть говорят», как и во всех других ток-шоу является главной. В данном случае она реализуется  через подыскивание наиболее «жареных фактов», шокирующих новостей, скандальных историй, которые практически ежедневно выставляются на суд телезрителей, развлекая их, уводя от реальности.

 В программе  почти каждый вечер  рассматриваются  какие-либо социальные проблемы, а так  как «Пусть говорят» сотрудничает с  газетой «Твой день», то это чаще всего темы, которые были размещены в газете и вызвали наибольший отклик у читателей. Это социальные, психологические, правовые и т. д. проблемы, но все они, так или иначе, затрагивают «семейную» тему.

 Вообще  семейная - бытовая тематика в ток-шоу «Пусть говорят» является доминирующей. Ей посвящены до 90процентов выпусков. И это не случайно: семья – наиболее распространенный вид социальной группы, основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть жизни находится человек. По сути, семейно-бытовую тематику программы можно разделить на две подгруппы:

  1. интимная тематика, то есть вопросы, касающиеся личных, сокровенных отношений мужа и жены («Счастливы вместе» от 14 ноября 2007 года, «Золотая клетка» от 30 октября 2007 года, ”Честь и достоинство” от 1 ноября 2007 года).
  2. проблема «Отцов и детей» («Запрещенная любовь» от 29 ноября 2007 года, ”Мама, не плачь” от 16 ноября 2007 года).

 Кроме семейно-бытовой тематики в ток-шоу  присутствуют и выпуски, посвященные чрезвычайным происшествиям в стране, а также гибели или смерти известных россиян («Памяти Александра Дедюшко» от 27 ноября 207 года, «Катя Огонек. Жертва шансона» от 20 ноября 2007 года, «Погребенные заживо» от 23 ноября 2007 года).

 Существует  отдельная группа выпусков, которые  посвящены громким и ужасным  преступлениям в отношении семьи, детей («Спасти ангела» от 13 ноября 2007 года, «Никому не нужна?» от 22 ноября 2007 года, «Выйти замуж за убийцу» от 15 ноября 2007 года), а также истории о необычных людях («Дневник Казановы» от 29 ноября 2007 года, «Ошибка природы» от 7 ноября 2007 года).

 И, наконец, есть выпуски, которые не касаются семейной тематики, они более развлекательные, рассказывают о звездах шоу-бизнеса («Полюбить звезду» от 16 ноября 2007 года).

 По  всей вероятности, «Пусть говорят» относится  к кич-культуре, так как отвечает ее основным характеристикам:

 1. Упрощенная  подача проблематики. Действительно,  несмотря на то, что темы программ  каждый день абсолютно разные, порой проблемы у героев очень серьезные, конструктивных решений по ходу передачи не выносится, тему просто «переливают из пустого в порожнее», чаще всего начинается обычная «бытовуха» (особенно это касается интимной тематики).

 2. Опора  на стереотипные образы, сюжеты.  Герои программы – стереотипные личности, их ситуации также не отличаются особой оригинальностью. Почти в каждом доме иногда случаются подобные проблемы. С другой стороны, даже самые невероятные истории становятся стереотипными – такие истории можно найти на страницах как желтой прессы девяностых годов, так и в современных желтых изданиях. Все это объясняется довольно просто – героев и сюжеты для ток-шоу «Пусть говорят», как уже было сказано, подбирают специальные корреспонденты в каждом регионе, которые старательно читают местную прессу и находят наиболее «горячие» на их взгляд истории, которые могут вызвать большой интерес у зрителей.

 3.Ориентированность  на обывателя, чья жизнь протекает  скучно и однообразно. «Горячие»  темы интригуют, при хорошей  работе творческого коллектива программы вызывают бурю различных эмоций, развлекают обывателя.

 Кроме того, ток-шоу «Пусть говорят» в контексте  массовой культуры имеет ряд характеристик:

 1. Ориентированность  на гомогенную аудиторию. Основную  аудиторию ток-шоу составляют домохозяйки, пенсионеры и так называемые ТВ-фрики – люди, сидящие сутками у телевизора, которые смотрят все подряд, вне зависимости от предпочтений.

Информация о работе Тематический анализ ток-шоу Андрея Малахова "Пусть говорят"