Журналист: профессиональные особенности личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 17:58, реферат

Описание работы

Многое в работе журналиста зависит от того, в какой неповторимый узор сложатся элементы его личности – особого, формирующегося в социокультурной среде качества человека. Понять личность – значит установить, как взаимодействуют друг с другом ее компоненты, обусловленные биологически, психологически, социально.

Работа содержит 1 файл

ЖУРНАЛИСТ.doc

— 390.50 Кб (Скачать)

    Да-а... Тогда выходит, что у каждой разновидности творчества есть какой-то... какой-то репродуктивный посыл!

     Конечно! Давайте разберемся, откуда он берется, этот посыл – пожалуй, его, действительно, можно так назвать. И тут нам придется взглянуть на творчество еще с одной стороны. Ведь мы пока не говорили о том, что творчество есть труд?

    Но это как бы само собой разумеется!

    – Да, конечно. Однако и здесь есть моменты, на которые  хотелось бы обратить особое внимание. Во-первых, считается, что это не просто труд, а высшая форма труда. А во-вторых... Впрочем, давайте не будем спешить, рассмотрим все по порядку.

    Как известно, труд – важнейшее проявление человеческой деятельности, с помощью труда человек обеспечивает себе необходимые условия существования. Современная наука трактует труд как деятельность, направленную на создание общественно полезного продукта, способного удовлетворить материальные или духовные потребности человека. В соответствии с этим мы легко можем определить социальную суть творчества – это труд, направленный на создание существенно нового продукта, который отвечает материальным или духовным потребностям людей. В развитом обществе творчество, как и всякий труд, институализируется и приобретает специализированный характер. Что это означает?

    У человека множество  потребностей. Общество как организм, объединяющий людей, имеет этих потребностей еще больше. (Среди них и такие, например, как нужда в совершенствовании средств деятельности, средств труда.) Развитие системы потребностей, дифференциация их – непрерывны. Чтобы получать определенные предметы для их удовлетворения, оказываются необходимы соответствующие области творчества. И они возникают, оформляясь в определенные социальные институты – организации, объединения, учреждения. Все эти области подчинены общим закономерностям творчества – и тем объединены. Но в каждой из них действуют и свои собственные законы – и это их разделяет, сообщает им специфику (правильнее сказать, составляет их специфику).

    Такая специфика  отражается в представлениях людей  о некоторых общих признаках  продуктов того или иного вида творчества, их характерных чертах. Уже трехлетний ребенок в ответ на предложение потанцевать не станет рассказывать стишок или петь песенку – он закружится или запрыгает в танце.

    Да еще и попросит музыкальное сопровождение!

     Вот-вот. Складываются такие представления стихийно, и роль их в развитии человеческой личности весьма существенна: они выступают в некотором смысле как побуждение к пробе творческих сил – посыл, как Вы заметили. Но и для общества в Целом эти представления имеют большое значение: в процессе разделения труда, в процессе специализации творчества они совершенствуются на базе становящегося научного знания, уточняются и начинают выступать как порождающие модели того или иного вида творческой деятельности, поддающиеся освоению. В сознании профессионалов они образуют нечто вроде сигнальных огней, высвечивающих посадочную полосу аэродрома: чтобы «вписаться» в нее при посадке, надо идти определенным маршрутом

    Ну да, я понимаю... Процесс творчества «самолет», курс которому на «взлетном поле» задает такая порождающая модель. Потому и выходят из-под кисти художника живописные полотна, из-под резца скульптора изваяния, а инженерные проекты превращаются в машины.

     Между прочим, именно потому и у журналиста результатом труда оказывается не симфония, не опера, не поэма, а журналистское произведение.

    А возьмите исполнительские  искусства. На первый взгляд кажется, что  это простое тиражирование однажды  подаренных миру шедевров. Но вспомним, как непохожи порой бывают образы, родившиеся у разных исполнителей на одной и той же литературной или  музыкальной основе! Надо полагать, что здесь именно эта основа используется как порождающая модель для создания новых уникальных творений человеческого ума и души. В истории культуры сохранятся как величайшие ценности балетные партии Галины Улановой и Майи Плисецкой, концертные программы Эмиля Гилельса и Святослава Рихтера, спектакли Анатолия Эфроса и Марка Захарова, роли, сыгранные Фаиной Раневской, Юрием Никулиным, Любовью Орловой...

    И все-таки мне кажется, что во всех этих порождающих моделях таится серьезная опасность для творчества: стандартизация!

     Таится. Люди с невысокими творческими потенциями подвергаются ей часто. Вы же слышали такое определение – «ремесленник». Оно как раз и говорит о том, что в данном случае «самолету» творчества не удается оторваться от «взлетной полосы». Поднялся, может быть, чуть-чуть – и опять опускается на плоскость порождающей модели. А она ведь предполагает «приращение объемов» – впрочем, об этом мы уже говорили. Дома Гауди хоть и дома, но в то же время – нечто совершенно фантастическое, захватывающее дерзостью проникновения в невидимые связи человека и природы.

    Но вот ведь какая штука... У нас, в студенческой среде, часто возникают споры: что такое журналистика творчество или ремесло? Быть может, в них все-таки проявляется ощущение того, что профессия наша не очень творческая?

    – О сути нашей  профессии мы поговорим чуть позже. А пока – вот об этом противопоставлении: творчество или ремесло. Мне вообще-то оно кажется некорректным. Понятие  «ремесло» родилось в сфере материального производства, и прямой его смысл весьма конкретен: изготовление изделий ручным, кустарным способом, в большинстве случаев – индивидуально.

    Такое изготовление вовсе не исключало творческих решений! С другой стороны, ремесленное производство предполагало знание дела, т. е. способность хорошо выполнять репродуктивные элементы деятельности, ориентированные на копирование уже существующих продуктов – в соответствии с социальным заказом на их тиражирование. И вот эта «другая сторона» дала путевку в жизнь переносному смыслу понятия «ремесло»: умение действовать на основе уже существующих решений – и не более того. Иначе говоря, слово «ремесло» фактически стало синонимом понятия «репродуктивная деятельность». Но ведь мы с Вами уже разобрались: любой вид творчества в той или иной степени включает в себя репродуктивное начало, «чистого творчества» практически не найти. Все дело в том, как они соотносятся, репродуктивное и творческое, в самом виде творчества и в мотивации творца.

    А теперь, Алеша, я  хотела бы вернуться к Вашему вопросу, с которого наши беседы начались. Можно ли...

    ...творчеству научить? Думаю, что я сам теперь могу на него ответить. Творчеству научить нельзя, но ремеслу как элементу творческого процесса можно и нужно. Так ведь?

    – Можно и так сказать. Но я предпочитаю не пользоваться переносными значениями слов, когда дело касается теоретических проблем. Поэтому мой ответ будет звучать так: да, творчеству научить нельзя, но можно научить профессиональному способу той или иной творческой деятельности, структура которого достаточно сложна и отнюдь не сводится к технической стороне дела.

    В развитом обществе все области творчества знают  две формы организации: творчество любительское и творчество профессиональное. Рождается всякое творчество как  любительское. Это первая фаза его развития, исходная форма организации. Она отмечена тем, что творческая деятельность осуществляется вне рамок каких-либо должностных обязанностей, без специальной подготовки и жесткой ответственности за качество результата. Область ее выбирается человеком стихийно, в зависимости от склонностей, в которых проявляет себя характер задатков личности. (Между прочим, Гёте по этому поводу заметил, что в наших желаниях уже заключено предчувствие возможностей их осуществить.)

Творчество же профессиональное формируется на базе любительского в ходе процесса разделения труда. Оно характеризуется тем, что становится для человека основным родом занятий, протекает в рамках сотрудничества с определенной профессиональной общностью, связано с исполнением соответствующих должностных обязанностей и с ответственностью за качество результата. И тут уж возникает нужда в специальной подготовке.

    Чем по существу различается творчество любительское и профессиональное? Только одним: первое представляет собой стихийное следование закономерностям данного вида деятельности, а второе основывается на закрепившемся в профессиональной установке сознательном изучении этих закономерностей и стремлении следовать им.

    Но, по-моему, с возникновением профессионального творчества любительское вовсе не склонно отмирать!

     Бесспорно! Оно существует параллельно – его продуцирует творческая природа человека. При этом нередки ситуации, когда из любителей вырастают классики, а иные профессионалы не выдерживают сравнения с любителями средней руки. Чем это объяснить?

    Наверное, разной мерой таланта!

     Отчасти – да. Но дело не только в этом. Попробуем понять, в чем тут соль, на конкретном примере. Вспомним, как шло становление любителя театрального искусства, выросшего в реформатора театра, – всем известного Константина Сергеевича Станиславского. Во-первых, конечно же, высокий уровень задатков личности, которые со временем развиваются в талант. Во-вторых, удивительная целеустремленность, позволившая ему достичь высокого уровня благоприобретенных качеств, необходимых для артиста, для режиссера. В-третьих, благоприятное окружение, творческая среда, в которой он получал импульсы для развития... Так вот: оказывается, если человек с хорошо обозначенными задатками попадает в благоприятные обстоятельства, в творческое окружение, он может стихийно и достаточно глубоко освоить способ того или иного вида творчества, сформировать себя как личность, пригодную к данной сфере деятельности. И тогда профессионалы охотно принимают его в свою среду. В то же время человек, выбравший то или иное дело своей профессиональной дорогой, может из-за разных причин (например, не очень богатые задатки или неблагоприятные условия обучения) не освоить профессионального способа деятельности, даже получив свидетельство об образовании. И это оборачивается драмой: профессиональная общность отторгает его, не принимает в коллеги. Как болезненны подобные процессы! Увы, наблюдать их можно в самых разных областях творчества, и нередко.

    Не пугайте, пожалуйста! Я бы не хотел пережить такую драму. А можно как-нибудь проверить, готов ты или нет вступить в профессиональную среду?

     Можно – работой. Анализ обстоятельств адаптации вчерашнего студента к «взрослой» профессиональной жизни показывает, что готовность к успешной деятельности определяется прежде всего такими моментами:

    1.

Степенью  точности представлений об общественной роли профессии, об устойчивых характеристиках  произведений данного вида творчества и его способе (ведь нет спору, что путь к созданию симфонии –  не то же самое, что процесс подготовки оригинального инженерного проекта).

    2.

Мерой развитости способностей и личностных качеств, соответствующих данному  виду творчества.

    3.

Наличием  умений и навыков, потребных для  решения основных и второстепенных творческих задач.

    4.

Богатством  общего творческого потенциала личности, во многом зависящего от уровня ее социального, интеллектуального, нравственного  развития.

    5.

Устойчивостью и качеством профессиональной мотивации  деятельности – иначе говоря, преобладанием  в ней профессионально значимых мотивов творческого поведения.

    Все это более  или менее отчетливо проявляется, как только человек оказывается  «в полевых условиях», то есть начинает самостоятельную творческую жизнь  среди других профессионалов.

    Вы хотите сказать, что профессионалом себя можно почувствовать, едва покинув студенческую скамью? Ну, если с этими пятью моментами все в порядке?..

    – А почему нет? И  на студенческой скамье можно достичь  профессионализма. Но при этом надо иметь в виду, что есть три его  ступени. Первая из них, исходная, – обученность. Это такой уровень освоения профессии, при котором процесс творческой деятельности идет успешно, когда надо решать принципиально знакомые задачи и потому можно обойтись в основном использованием уже известных приемов и средств.

Информация о работе Журналист: профессиональные особенности личности