Источники, субъекты трудового права в переходный период к рыночной экономике

Автор: Александр Басюк, 30 Августа 2010 в 18:38, контрольная работа

Описание работы

30 декабря 2001 года принят новый Трудовой кодекс, заменивший привычный Кодекс законов о труде, а также федеральные законы, полностью обновившие отдельные правовые институты трудового законодательства, например Закон «О коллективных договорах и соглашениях»; федеральные законы, определяющие правовой статус новых для России организационно-правовых форм юридических лиц – акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, которые заключают с работниками трудовые договоры; федеральные законы, решающие частные, но весьма важные вопросы – о возмещении морального вреда, о лицах имеющих право на льготы при обучении без отрыва от работы, и т. д. Существуют и другие новые положения, применение на практике которых играет важную роль для защиты, как работников, так и работодателей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………… 3
Понятие и виды источников трудового права в России…………………..4
Понятие и классификация субъектов трудового права………………….10
Трудовое право, дееспособность граждан и ее ограничение
в предусмотренных законом случаях…………………………………….12
Трудовая правосубъективность различных категорий работодателей....16
Заключение…………………………………………………………………………22
Литература………………………………………………………………………….24

Работа содержит 1 файл

трудовое право контрольная.docx

— 60.65 Кб (Скачать)

     Особо следует выделить значение постановлений  Правительства РФ как источников трудового права, регулирующих условия труда отдельных категорий работников и устанавливающих посредством утверждения специальных «Положений» юридический статус отдельных органов и категорий работников. К их числу можно отнести, например. Положение о целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1995 г.

     Акты  Минтруда РФ как источники трудового права по юридической силе относятся к подзаконным актам органов государственного управления и стоят вслед за актами Правительства РФ. Они, следовательно, не должны противоречить законам РФ и постановлениям Правительства РФ. Если такие противоречия все же имеются. Правительство РФ вправе отменить или изменить их.

     Учитывая, что акты Минтруда РФ касаются регулирования  труда различных категорий наемных  работников, занятых в организациях различных министерств и ведомств, их следует рассматривать как межведомственные источники трудового права. Такой межведомственный характер могут носить и акты некоторых других министерств, например Министерства социальной защиты РФ, Министерства экономики, Министерства торговли. Министерства финансов, если они получили на то поручение Правительства РФ или принятие таких актов предусмотрено в Положениях о соответствующих министерствах.

     Наряду  с рассмотренными выше федеральными нормативными актами органов государственной власти и государственного управления к числу источников трудового права относятся и акты органов власти и управления субъектов Российской Федерации.

     Соглашения  как специфические  договорные источники трудового права характеризуются тем, что они исходят не от органов государственной власти и управления, а от субъектов общественных трудовых отношений и их представителей. Государственные органы здесь могут лишь участвовать в качестве третьей стороны, обеспечивая социальное партнерство между работниками и работодателями. При этом государство уполномочивает социальных партнеров на договорное нормотворчество в сфере труда.9

     Локальные нормативные акты как источники трудового права связаны, как правило, с социально-партнерской нормотворческой деятельностью, осуществляемой непосредственно в организациях между работодателем (администрацией предприятия, предпринимателем) и наемными работниками. С переходом на рыночные экономические отношения коллективный договор, соглашения по охране труда и другие акты совместного нормотворчества постепенно приобретают ведущее значение в количественном и качественном (содержательном) отношениях. К локальным нормативным актам относятся также приказы администрации организаций, принятые в пределах ее компетенции.

     Локальные нормативно-правовые акты относятся  к категории подзаконных источников права, стоящих на низшем уровне юридической иерархии. Они имеют ограниченную сферу действия (пределами данной организации) и не должны противоречить законам и другим подзаконным актам.

  1. Понятие и классификация субъектов трудового права
 

      Субъекты  трудового права — это участники трудовых и иных непосредственно с ними связанных отношений10.

        С появлением новых экономических отношений, безработицы появились новые субъекты трудового права: служба занятости и безработный в отношениях по подысканию работы и трудоустройству, а также новые субъекты социально-партнерских отношений на уровнях выше предприятия, организации. Появились и ранее неизвестные субъекты разрешения трудовых споров: государственная служба по урегулированию коллективных трудовых споров, примирительные комиссии, посредники и трудовой арбитраж.

      Субъекты  трудового права являются сторонами  правоотношений трудового права и как таковые — носителями трудовых прав и соответствующих им трудовых обязанностей. Поэтому надо знать не только объективное, т. е. заключенное в нормах законодательства, но и субъективное трудовое право каждого субъекта этой отрасли права. Для субъективной стороны трудового права необходимо четко определить, кто его субъекты, каковы их виды и правовой статус (правовое положение) каждого субъекта.

      Виды  субъектов трудового  права мы определяем применительно к составу общественных отношений, являющихся предметом трудового права. При этом один и тот же субъект, например работодатель или работник, может быть субъектом не одного, а одновременно нескольких отношений трудового права (например, трудового отношения, отношения по материальной ответственности за вред, отношения по рассмотрению трудовых споров).

Поскольку субъекты трудового права имеют  на основании законодательства трудовые права и обязанности, то для их обладания и реализации они должны иметь:

      трудовую  правоспособностьпризнаваемую законом способность иметь трудовые права и обязанности;

      трудовую  дееспособность — способность по трудовому законодательству осуществлять лично своими действиями трудовые права и обязанности;

      трудовую  деликтоспособностъпризнаваемую трудовым законодательством способность отвечать за трудовые правонарушения.

В трудовом праве все эти три правовые способности неразделимы, поэтому мы говорим о единой в трудовом праве трудовой праводееделиктоспособности, т. е. правосубъектности.

   Трудовая правосубъектностьэто признаваемая трудовым законодательством способность данного лица (физического или юридического) быть субъектом трудовых и непосредственно с ними связанных правоотношений, иметь и реализовывать трудовые права и обязанности и отвечать за трудовые правонарушения.

      Субъектами отрасли трудового права являются стороны всех девяти отношений предмета трудового права, т. е. трудовых и иных восьми непосредственно с ними связанных.

      Выделяют  следующие виды субъектов  трудового права:

  • граждане (работники);
  • работодатели (предприятия, учреждения, организации, фирмы любой формы собственности);
  • представители работников и работодателей;
  • профкомы или иные уполномоченные работниками выборные на производстве органы;
  • социальные партнеры в лице их соответствующих представителей на федеральном, отраслевом, региональном, территориальном и профессиональном уровне;
  • органы службы занятости и трудоустройства, юрисдикционные органы по рассмотрению трудовых споров, органы надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, охраны труда.

      Каждый  из указанных субъектов имеет  свой трудоправовой статус на основании трудового законодательства.

      Правовой  статус субъекта трудового  праваэто его основное правовое положение, определяемое трудовым законодательством. 

  1. Трудовое  право, дееспособность граждан и ее ограничение  в предусмотренных  законом случаях
 

      Гражданин становится субъектом отношений  трудового права еще до их возникновения, когда он подыскивает необходимую работу. С возникновением трудовых отношений он приобретает правовой статус работника. Поэтому надо отличать правовой статус гражданина как субъекта трудового права от правового статуса работника конкретного производства.

      Правовой  статус гражданина состоит из общих по составу для всех граждан основных конституционных трудовых прав. В гарантиях же их есть определенные отличия, например некоторые субъекты (женщины, молодежь, инвалиды и др.) имеют помимо общих еще и специальные гарантии (например квоты приема на работу).

      В правовой статус работника также входят и специальные гарантии (трудовые льготы для некоторых из них). Поэтому правовой статус и гражданина, и работника — всегда конкретный для данного лица. Работником является физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем11. Трудовая правосубъектность гражданина — общая, возникающая с 16-летнего возраста, когда он может самостоятельно устроиться на работу. Прием на некоторые виды работ предусматривается с более позднего возраста (например на опасные взрывные работы — с 21 года, на вредные и тяжелые — с 18 лет).

      Трудовой  договор могут заключать и 15-летние, если они получили основное общее образование или оставили в соответствии с федеральным законом общеобразовательное учреждение. Для подготовки молодежи к производственному труду допускается прием на работу с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) учащихся с 14 лет на легкий труд, не причиняющий вреда здоровью и не нарушающий учебу, в свободное от учебы время12. В таких случаях и трудовая правосубъектность возникает с 14 лет. Во всех случаях учитывается и состояние волевой способности гражданина. Лицо, не обладающее ею (психически больное), не может быть субъектом трудового права. При приеме на конкретные специальности, например грузчиком, летчиком, водителем, на вредные, опасные виды работ учитывается не только общая, но и специальная трудоспособность гражданина.

      Специальную трудоспособность, определяемую состоянием здоровья, надо отличать от специальной правоспособности гражданина, определяемой его обученностью по данной специальности, квалификацией (врача, инженера, повара и т. д.). Правовой статус работника — это его правовое положение по отношению к работодателю, принявшему его на работу в данную организацию труда.

      Основные  статутные трудовые права граждан  закреплены в Конституции РФ13, а работников — в ст. 21 Кодекса. В ней указаны 14 основных (статутных) прав работника, вытекающих из основных принципов правового регулирования труда, и семь его основных (статутных) обязанностей. Эти основные права и обязанности работника, предусмотренные ст. 21 Кодекса, надо хорошо усвоить.

      Работник  имеет право на:

  • заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
  • предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;
  • рабочее место, соответствующее условиям, предусмотренным государственными стандартами организации и безопасности труда и коллективным договором;
  • своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;
  • отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением   еженедельных   выходных  дней,   нерабочих  праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;
  • полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;
  • профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
  • объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для зашиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;
  • участие в управлении организацией в предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах;
  • ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений;
  • защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми, не запрещенными законом, способами;
  • разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
  • возмещение вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
  • обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.

      Работник  обязан:

Информация о работе Источники, субъекты трудового права в переходный период к рыночной экономике