Источники, субъекты трудового права в переходный период к рыночной экономике

Автор: Александр Басюк, 30 Августа 2010 в 18:38, контрольная работа

Описание работы

30 декабря 2001 года принят новый Трудовой кодекс, заменивший привычный Кодекс законов о труде, а также федеральные законы, полностью обновившие отдельные правовые институты трудового законодательства, например Закон «О коллективных договорах и соглашениях»; федеральные законы, определяющие правовой статус новых для России организационно-правовых форм юридических лиц – акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, которые заключают с работниками трудовые договоры; федеральные законы, решающие частные, но весьма важные вопросы – о возмещении морального вреда, о лицах имеющих право на льготы при обучении без отрыва от работы, и т. д. Существуют и другие новые положения, применение на практике которых играет важную роль для защиты, как работников, так и работодателей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………… 3
Понятие и виды источников трудового права в России…………………..4
Понятие и классификация субъектов трудового права………………….10
Трудовое право, дееспособность граждан и ее ограничение
в предусмотренных законом случаях…………………………………….12
Трудовая правосубъективность различных категорий работодателей....16
Заключение…………………………………………………………………………22
Литература………………………………………………………………………….24

Работа содержит 1 файл

трудовое право контрольная.docx

— 60.65 Кб (Скачать)
  • добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
  • соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации;
  • соблюдать трудовую дисциплину; выполнять установленные нормы труда;
  • соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
  • бережно относиться к имуществу работодателя и других работников;
  • незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя.

      Юридическая ответственность  работника за допущенные им трудовые правонарушения применяется в виде санкций трудового права: дисциплинарной или материальной, а для должностных лиц администрации еще и административной ответственности.

      Работником  может быть и иностранец, и лицо без гражданства, обладающие трудовой правосубъектностью.

      Трудовая правосубъектность является необходимой предпосылкой возникновения трудовых и непосредственно с ними связанных отношений трудового права. 

  1. Трудовая  правосубъективность  различных категорий  работодателей
 

      Работодатель — физическое или юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником (ст. 20 Кодекса).

В законом  установленных случаях им может  быть иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

      Работодателем может быть предприятие, учреждение, организация любой формы собственности, т. е. государственное, муниципальное, частное (коллективное или индивидуальное) или общественные организации (профсоюзные, партийные, фонды и т. д.), обладающие трудовой правосубъектностью, и в первую очередь ра-ботодательской правоспособностью — способностью принимать граждан на работу, заключать с ними трудовые договоры. Поэтому трудовая правосубъектность у них возникает с момента регистрации как работодателя, имеющего определенный фонд заработной платы, расчетный счет в банке. Работодателем может быть и частный предприниматель, как россиянин, так и иностранец, орган общественной организации, принимающий сотрудников в свой аппарат, религиозная организация, принимающая (через профсоюз) работников, и отдельный гражданин, принимающий на работу домашнюю работницу, личного секретаря и т. д14.

      Предприятия, учреждения, организации по их уставам имеют определенные цели и задачи. Поэтому их трудовая (работодательская) правоспособность всегда специальная в соответствии с этими целями и задачами. Правовой статус предприятий, учреждений, организаций как работодателей включает не только их трудовую правосубъектность, работодательскую способность, ее объем, но и способность проводить подготовку, переподготовку кадров, осуществлять повышение квалификации работников, обеспечивать работникам необходимые условия, охрану и оплату труда, а также их деликтоспособность.

      Правовой  статус работодателя включает не только его трудовую правосубъектность, но и основные трудовые обязанности и права по отношению к каждому его работнику, трудовому коллективу и профсоюзному органу в организации. Работодательская правосубъектность организаций возникает или одновременно с их гражданской правосубъектностью, или несколько позднее ее. Важно, чтобы работодатель имел фонд оплаты труда. Трудоправовой статус конкретного работодателя всегда конкретен.

Собственник имущества производства может сам  руководить этим производством, а может и через назначенных им должностных лиц его администрации.

      Права и обязанности работодателя в  отношениях трудового права осуществляются: физическим лицом, являющимся работодателем; органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном законодательством, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

      По  обязательствам учреждения, вытекающим из трудовых отношений, дополнительную ответственность несет собственник (учредитель), его финансирующий (полностью или частично) в установленном законом порядке. Администрация является представителем работодателя, но в отношениях с работниками, их трудовым коллективом, на государственных и муниципальных производствах она является и самостоятельным субъектом трудового права, имеющим определенные статутные трудовые обязанности и права по управлению, руководству трудом, его организацией. В администрацию производства входят все должностные лица, имеющие в своем подчинении работников. Технические исполнители аппарата администрации (секретари, машинистки и т. д.) не относятся к администрации.

      Администрация, все ее должностные лица обязаны  соблюдать трудовое законодательство, правильно организовать труд работников, эффективную их работу и обеспечить безопасное для здоровья каждого работника рабочее место.

У общественных органов их трудовая правосубъектность как работодателей возникает с момента утверждения ими штатного расписания и фонда оплаты труда.

      Прием (назначение, избрание) руководителя организации  является правом собственника производства. Руководитель организации имеет свой трудоправовой статус. Он обладает правом приема, перевода, наложения дисциплинарных взысканий, увольнения.

      Основные (статутные) трудовые права и обязанности  работодателя предусмотрены Кодексом.

Работодатель  имеет право15:

  • заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым Кодексом, иными федеральными законами;
  • вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры;

      поощрять  работников за добросовестный эффективный  труд;

  • требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка организации;
  • привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим  Кодексом, иными федеральными законами;
  • принимать локальные нормативные акты;
  • создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них.

Работодатель  обязан:

  • соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;
  • предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором;

    обеспечивать  безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда;

  • обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей;
  • обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности;
  • выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные Трудовым Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка организации, трудовыми договорами;
  • вести коллективные переговоры, а также заключать коллективный договор в порядке, установленном трудовым законодательством;
  • предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением;
  • своевременно выполнять предписания государственных надзорных и контрольных органов, уплачивать штрафы, наложенные за нарушения законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • рассматривать представления соответствующих профсоюзных] органов, иных избранных работниками представителей о выявленных нарушениях законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, принимать меры по их устранению и сообщать о принятых мерах указанным органам и представителям;
  • создавать условия, обеспечивающие участие работников в управлении организацией в предусмотренных Трудовым Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах;
  • обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей;
  • осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами;
  • возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым Кодексом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
  • исполнять иные обязанности, предусмотренные Трудовым Кодексом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями и трудовыми договорами.

      Поскольку действие Кодекса  и других нормативных правовых актов трудового права распространяется и на трудовые отношения иностранных граждан16, лиц без гражданства, организаций, ими созданных или учрежденных, или с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, то иностранец и лицо без гражданства могут быть как работниками, так и работодателями со всеми их правами и обязанностями.

       Все возможные субъекты гражданского права, объединяемые единым понятием "лица", подразделяются на три группы. Первая - физические лица. Вторая - юридические лица. Третью группу составляют Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, их органы и организации.

          Подобно физическим и юридическим лицам, отправным пунктом предпринимательской правосубъективности государства и муниципальных образований служит их статус как субъектов гражданского права. При этом надо подчеркнуть, что никакими льготами в гражданском правоотношении по сравнению с другими "не властными" его участниками они не пользуются. Российское законодательство, последовательно стоит на позиции недопустимости какого бы то ни было смешения функций государства как властной политической организации, выражающей и защищающей интересы российского народа и выступающей от имени народа, с его участием в качестве партнера в гражданском обороте, рыночных отношениях.

    Российская  Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные  образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками  этих отношений - гражданами и юридическими лицами17.

        В  области  публичного  права   органы  государства  выступают   как самостоятельные субъекты, обладающие полномочиями по осуществлению  властных функций законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Правовой статус государственного органа очерчивается его компетенцией. Только прямо указанные  в  законе  полномочия (властные права и обязанности)  составляют  его правовой  статус.  Выход государственного  органа  за  пределы  своих  полномочий,  так же  как и неосуществление их в надлежащих случаях, является неправомерным,  незаконным действием.

          Должностные лица органов управления, судьи и судебные  исполнители

также  наделяются  законом  определенным  правом  статусом  в  рамках  своей

компетенции и обязаны действовать в его пределах.

      Правосубективность    юридического    лица    в    отличие    от правосубъектности  лица  физического   является   специальной.   По   своему содержанию она должна соответствовать целям и  задачам  деятельности  данной организации, предприятия или учреждения, определенным  в  уставе. 

      Поскольку цели и задачи  организации,  выступающих  юридическими  лицами,  чрезвычайно разнообразны,  то   для   них   не   может   и   не   должно   быть равной правосубъектности. Специальная правосубъектность означает, что ее  объем и содержание у разных организаций существенно различаются.

      Сторонами трудового договора являются работодатель и работник, договор дает возможность оговорить сторонам особые условия трудовых взаимоотношений, характерных для определенного вида деятельности, в то же время не может противоречить трудовому законодательству. Эту возможность является правосубъективностью работодателя, то есть его способность своими действиями осуществлять субъективные права и обязанности18. 

Заключение 

     Новое трудовое законодательство отражает специфику  использования труда в условиях малого и среднего бизнеса. Это отвечает потребностям и самой направленности рыночных реформ, проводимых в Российской Федерации.

     Вместе  с тем, было бы преждевременно «захваливать»  вступивший в силу Трудовой Кодекс. Его еще предстоит апробировать временем. Но даже сегодня можно  заметить, что ряд несогласованностей в трудовом законодательстве сохраняются. Регулирование некоторых трудовых отношений между субъектами предусматривается локальными нормативными актами (принимаемыми на уровне конкретной организации). Это одна из особенностей трудового права.

     Уходя от чрезмерного вмешательства в  регулирование трудовых отношений, государство сегодня нередко  оставляет работников практически  один на один с работодателем. Не отлажены до конца механизмы правовой реализации принципов, заложенных в основу законодательства. Не все гарантии в сфере труда  получают подтверждение на практике.

     Таким образом, стоявшая вчера задача создания нового трудового законодательства теперь трансформировалась в задачу его оптимизации на базе комплексного подхода, с использованием методов  других отраслей права (бюджетного, налогового и др.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Источники, субъекты трудового права в переходный период к рыночной экономике