Источники трудового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 12:56, реферат

Описание работы

Основой правового регулирования труда являются его источники. Источником трудового права называется нормативный правовой акт трудового законодательства, t.je. акт, содержащий нормы этой отрасли права. Как форма выражения трудового законодательства источник может содержать нормы только трудового права, например Трудового кодекса РФ, но может быть и комплексным, т. е. содержать нормы и других отраслей права, например ранее приведенные федеральные законы о производственной кооперации и о сельскохозяйственной кооперации.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 51.36 Кб (Скачать)

Трудовое законодательство органов местного самоуправления и  локальные нормативные акты трудового  права не должны противоречить Трудовому кодексу, федеральному трудовому законодательству и трудовому законодательству соответствующего субъекта Федерации.

В случае противоречия между  Трудовым кодексом и иными федеральными законами по трудовому праву применяются положения Кодекса.

Если же новый федеральный  закон противоречит Трудовому кодексу, то этот закон применяется при  условии внесения соответствующих изменений и дополнений в Трудовой кодекс.

Разграничение в создании источников трудового права полномочий между Федерацией и ее субъектами предусмотрено

46

ст. 6 ТК, которая отнесла к компетенции Федерации создание минимума гарантий закрепляемых ею основных трудовых прав работников. Повышение этих гарантий отнесено к компетенции субъектов Федерации.

Как видно из приведенной  ранее классификации, виды источников трудового права могут быть различными. Это не только законы и подзаконные нормативные акты, но и социально-партнерские соглашения и коллективные договоры. Последние как регуляторы труда также относятся к источникам, хотя это и не нормативные акты, издаваемые органами власти и управления. Но они содержат нормативные договорные положения социальных партнеров, в том числе представителей органов исполнительной власти при трипартизме (трехсторонние соглашения). Все указанные акты объединены единой системой источников трудового права, последовательно располагаясь в ней по динамике развития трудового отношения по соответствующим институтам данной отрасли. Следовательно, система источников трудового права строится по системе данной отрасли, которая, в свою очередь, построена по предмету правового регулирования труда. Под системой источников как целого комплекса понимаются не только состав этого комплекса, но и последовательность расположения источников внутри данной системы, их взаимосвязь и субординация, т. е. подчинение содержания одного источника другому — высшему. В случае же их расхождения действует нормативный акт трудового законодательства более высокого иерархического уровня. В системе источников российского трудового права находятся и соответствующие международные акты по труду ООН, МОТ, ратифицированные нашей страной. Рекомендуется знать и акты Европейского сообщества, поскольку Россия является его членом.

Следует отметить, что с  объединением стран Европы в Европейское сообщество (Совет Европы) происходит более быстрое развитие трудового права этих стран на основе соответствующих актов ЕС. Так, Хартия Сообщества об основных социальных правах трудящихся 1989 года1 закрепила ряд трудовых и социально-обеспечительных прав, дав странам ЕС определенный их стандарт и нацелив на развитие этих прав. Еще шире, яснее и глубже эти социальные трудовые права провозглашены были Советом Европы в Европейской Социальной Хартией в 1961 году (пересмотренной в 1996 году), которая закрепила более 30 важных социально-трудовых прав и принципов2.

См.: Основные права человека в сфере труда и их защита. Основополагающие международные правовые документы-стандарты // Библиотека «Российской газеты». Вып. №22-23. М., 1999. С. 56-59.

См.:" Там же.    С. 45-55.

47

Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России.

Система источников трудового  права отражает объективные требования системы данной отрасли, но в то же время не лишена такого субъективного фактора, как целенаправленное усмотрение законодателя при создании данного конкретного нормативного акта или определенной группы актов. Вот почему эти две системы (отрасли и источников) не всегда совпадают. Например, Кодекс имеет не все институты трудового права, выделенные в учебнике в самостоятельные  главы.  Так,  нет  в   Кодексе  главы  по  содействию  занятости и трудоустройству. В то же время есть главы, содержащие только специальные нормы: о труде женщин, несовершеннолетних и другие (разд. XII ТК), которые не могут вне соответствующих общих норм составлять самостоятельный институт трудового права. Они относятся соответственно, как ранее указывалось, к институтам охраны труда, рабочего времени и времени отдыха, трудовому договору.

Статья 5 ТК указывает, что  законодательство РФ о труде состоит из Кодекса и иных актов трудового законодательства России и ее субъектов, т. е. в ней предусматривается кратко система источников трудового права.

Система источников трудового  права имеет следующие особенности.

1. Она  обусловлена   федеративным  устройством   Российского  государства как добровольного  объединения на основе федеративного договора ее республик и других ее субъектов (краев, областей и т. д.), которые в пределах, указанных в Конституции РФ, самостоятельно   осуществляют  государственную  власть  и  правотворческую деятельность на своей территории. Поэтому в системе источников трудового права России находятся не только законы и подзаконные акты федеральных органов власти и управления, но и акты трудового законодательства субъектов Российской Федерации,   которые  не  должны  противоречить   Конституции   РФ, Кодексу и другому федеральному трудовому законодательству.

Часть 1 ст. 72 Конституции  РФ указывает, что трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия закона субъекта действует федеральный закон (ст. 76).

2.  В системе источников  трудового права находятся не  только нормативные акты по труду, но и договорные нормативные условия социально-партнерских соглашений и коллективных договоров. В ней отражается также сочетание императивных норм, • принятых в централизованном порядке, с все более расширяющимися диспозитивными нормами, локальными, разрабатываемыми и применяемыми непосредственно в организации в пределах прав работодателя и профсоюзного органа.

3.   В системе источников  трудового права находятся ратифицированные    Российской    Федерацией    международно-правовые акты по труду. Международные источники трудового права повышают защищенность трудящихся и условия их труда.

4.   В систему источников  трудового права входит много  актов специализированного   ведомства  — Министерства   труда   и   социального развития  РФ, а также других специализированных ведомств — Федеральной инспекции труда, Госгортехнадзора и др.

5.   В создании нормативных  актов трудового законодательства  активно участвуют сами работники  через свои профсоюзы и другие представительные органы, а также работодатели Kaif непосредственно в создании локальных актов и локальных норм, так и через своих представителей на разных уровнях, вплоть до федерального. Это отражает и специфику метода трудового права.

6.   В системе источников  трудового права отражаются единство  и  дифференциация  трудового  законодательства.   Единство отражено  в  единых для  всех  трудовых  отношений  принципах правового регулирования труда и в общих актах и общих нормах для всех работников на территории России, т. е. в общем трудовом законодательстве.

Дифференциация (различие) норм трудового права выражается в специальном законодательстве для некоторых категорий работников, т. е. в специальных нормативных актах трудового права и специальных нормах в общих актах. Например, специальным актом является Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 г., а специальными нормами в общих актах — нормы разд. XII ТК об особенностях правового регулирования труда 15 категорий работников.

Дифференциация трудового  права и ее результат — специальное законодательство дает всем работникам равную возможность реализовывать свои конституционные трудовые права, обеспечивая их осуществление особенностями правового регулирования труда (дифференциацией) отдельных категорий работников, нуждающихся в дополнительной защите от производственных вредностей или с учетом характера их труда, трудовой связи. Специальные нормы могут быть трех видов:

1)   нормы-льготы,   предоставляющие   дополнительные   гарантии трудовых прав. Таких  норм большинство среди специальных  норм;

2)   нормы-приспособления, приспосабливающие общие нормы  к данным условиям труда. Например, отраслевая дифференциация, т. е. по отраслям народного хозяйства, содержит в основном нормы-приспособления;

1 Ведомости РФ.  1993. № 16. Ст. 551.

49

48

3) нормы-изъятия. Их мало. Такие нормы ограничивают права по сравнению с общими нормами для некоторых работников (временных, сезонных, государственных служащих и др.).

Новые нормативные правовые акты не должны нарушать общие принципы правового регулирования труда, снижать достигнутые социальные гарантии.

§ 3. Общая характеристика важнейших источников трудового  права

Важнейшими источниками  трудового права являются Конституция РФ и Трудовой кодекс РФ.

Конституция РФ 1993 г. закрепляет основные трудовые права граждан  как возможных субъектов трудового  права и отражает принципы трудового  права. Тем самым Конституция  РФ предопределяет содержание институтов Особенной части трудового права, направленных на обеспечение юридическими гарантиями этих основных конституционных трудовых прав. Конституция РФ обеспечивает единство общероссийского правового регулирования труда в первую очередь указанными принципами этого регулирования, закрепленными теперь прямо в ст. 2 ТК, которые находят свою конкретизацию и юридические гарантии во всей системе трудового законодательства. Конституция РФ- закрепляет равноправие перед законом и судом (ст. 19); право на создание профессиональных союзов для защиты своих интересов (ст. 30); право на равный доступ к государственной службе (ст. 32); право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34); право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41); право на образование (ст. 43); гарантии свободного творчества, преподавания (ст. 44). В ст. 37 Конституции РФ закреплены такие основные трудовые права, как свобода труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, запрет принудительного труда, право на труд в условиях, отвечающих безопасности и гигиене, право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного государством минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Эта же ст. 37 Конституции РФ закрепляет и право на отдых, на ограничение законом рабочего времени, на выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск, а также право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку.

Основные трудовые обязанности  в Конституции РФ не закреплены, но они предусмотрены ст. 21 ТК для работника и ст. 22 для работодателя. Конституция РФ в ст. 76 разграничива-

50

ет компетенцию органов федеральной власти и субъектов Федерации по принятию трудового законодательства и устанавливает субординацию этих актов. Конституция и федеральные законы, согласно ст. 4 Конституции РФ, имеют верховенство на всей территории России.

К компетенции Федерации  относятся установление: основ правового  регулирования, минимального гарантированного уровня трудовых прав и их гарантий по рабочему времени, отпускам, охране труда, трудовому договору, минимальной оплаты труда, процедуры заключения трудовых договоров, коллективных договоров и соглашений, порядка разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, организации надзора и контроля за трудовым законодательством, охраной труда, определение особенностей правового регулирования труда отдельных категорий работников, порядка дисциплинарной и материальной ответственности по трудовому праву. В настоящее время это конкретизировано в ст. 6 ТК.

Субъекты Федерации вправе издавать законы и подзаконные нормативные  акты о труде, повышая тем самым  установленный федеральный минимум  гарантий, детализировать, конкретизировать и дополнять федеральное трудовое законодательство, восполнять его пробелы.

Среди других законов главным  источником трудового права является Трудовой кодекс РФ.

Первый Кодекс законов  о труде 1918 года предусматривал лишь основные институты трудового права.

Второй Кодекс законов  о труде 1922 года действовал почти 50 лет и предусматривал нормы всех институтов трудового права, кроме института занятости и трудоустройства. Он сыграл большую роль не только в правовом регулировании труда в России, но и в разработке кодексов законов о труде других союзных республик бывшего СССР. Он также прогрессивно влиял на международно-правовое регулирование труда, на принятие норм конвенций и рекомендаций Международной организации труда (МОТ).

Ушедший в историю третий Кодекс законов о труде РФ, принятый 9 декабря 1971 г. и введенный в действие с 1 апреля 1972 г., значительно расширил гарантии права на труд женщин, несовершеннолетних, инвалидов, льготы обучающимся без  отрыва от производства, полномочия трудовых коллективов и др. В него неоднократно вносились отдельные изменения и дополнения. Кардинально его нормы были изменены в связи с переходом России к рыночным отношениям Законом РФ от 25 сентября 1992 г.1 Этот Закон дал новую редакцию всех статей гл. XIV

'Ведомости РФ.  1992. №41. Ст. 2254.

51

Кодекса о трудовых спорах, изменил редакцию почти одной  трети других статей и исключил ст. 6, 8—14, 18', 41, 69, 79, 101, 109, 120, 2352-2358, 256. Поэтому новая редакция КЗоТ существенно отличалась от прежней.

Ныне действующий Трудовой кодекс, четвертый по счету, был принят 30 декабря 2001 г. и введен в действие с 1 февраля 2002 г. По объему он почти  в два раза больше, чем КЗоТ. В  нем 424 статьи (в КЗоТе было 256 статей), и структура его иная. Он состоит  из 6 частей, 14 разделов и 62 глав. Если в  КЗоТе главы представляли, как  правило, самостоятельные институты трудового права, то в Трудовом кодексе их представляют разделы, кроме разд. XII «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников»,— его специальные нормы относятся к разным институтам трудового права.

Трудовой кодекс по сравнению  с прежним КЗоТ имеет следующие достоинства:

1.   Он в большей мере учитывает условия сферы труда в нынешний переходный к рыночным отношениям период, а также права работодателей, закрепив их впервые в ст. 22 ТК, учитывает появившееся у нас ненормальное явление, которого не было в  советский,  даже  в  военный  период,— это  многомесячные  задержки выплаты заработной платы, установил в ст. 142   ответственность работодателей за нарушение сроков выплаты заработной платы и иных причитающихся работнику сумм.  Он также установил, что минимальная оплата труда должна быть не ниже прожиточного минимума трудоспособного человека (ст. 133 ТК).

Информация о работе Источники трудового права