Источники трудового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 14:23, контрольная работа

Описание работы

Категория «источники права» в науке обычно толкуется в двух взаимосвязанных аспектах. Во-первых, к ним относят объективные факторы, «порождающие» право как социальное явление. В качестве таких факторов выступают материальные условия жизни общества, экономические, политические и социальные потребности господствующего класса и иных социальных групп. Иначе говоря, в данном случае речь идет об источнике права в материальном смысле слова.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1 ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ……………………………………………………………...4

1.1 Понятие источников трудового права……………………………………….4

1.2 Классификация источников трудового права……………………………….8

1.3 Субъекты трудового права………………………………………………….13

2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА……………………………………………………………………………16

2.1 Акты международного правового регулирования………………………...16

2.2 Конституция РФ……………………………………………………………..17

2.3 Законы…………………………………………………………...…………...18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21

СИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...…………...22

Работа содержит 1 файл

Контрольная.docx

— 44.19 Кб (Скачать)

       В источниках трудового права России отражены материальные условия жизни общества и с их изменением меняются и источники трудового права. Это происходит часто, в связи с чем трудовое законодательство быстро обновляется, совершенствуется. С изменением в настоящий период производственных отношений, трансформацией форм собственности, расгосударствлением государственных и муниципальных предприятий изменяются трудовые отношения в них. Меняются и трудовое законодательство, и его источники в направлении большего их соответствия возникающим рыночным отношениям. Устаревшие нормативные акты трудового права отменяются, изменяются, дополняются, а новые появляются.

       Источники трудового права принято классифицировать по разным основаниям: по степени важности и субординации; по системе трудового  права, ее институтам; по органам, принявшим  нормативный акт; по форме акта; по сфере действия; по степени обобщенности.

       По  степени важности и субординации источники делятся на законы и  подзаконные акты трудового законодательства. Законы принимаются высшим представительным органом власти Российской Федерации и ее субъектов, т. е. законодательной властью. Согласно Конституции РФ (ст. 71 и 72), вопросы регулирования трудовых отношений относятся к совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и в соответствии с ними принимаются законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ст. 76). Трудовой кодекс РФ, восполняя пробел КЗоТ, предусмотрел разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по созданию источников трудового права (см. ст. 6 ТК).

       К ведению федеральных органов  власти относится принятие обязательных для применения на всей территории России федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:

       1) основные направления государственной  политики в сфере трудовых  отношений и иных непосредственно  связанных с ними отношений;

       2) основы правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, т. е. принципы регулирования;

       3) обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);

       4) порядок заключения, изменения и  расторжения трудовых договоров;

       5) основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;

       6) порядок разрешения индивидуальных  и коллективных трудовых споров;

       7) принципы и порядок осуществления  государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, а также систему и полномочия федеральных органов государственной власти, осуществляющих этот надзор и контроль;

       8) порядок расследования несчастных  случаев на производстве и профессиональных заболеваний

       9) систему и порядок проведения  государственной экспертизы условий труда и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда;

       10) порядок и условия материальной  ответственности сторон трудового  договора;

       11) виды (т. е. меры) дисциплинарных  взысканий и порядок их применения;

       12) систему государственной статистической  отчетности по вопросам труда  и охраны труда;

       13) особенности правового регулирования  труда отдельных категорий работников, т. е. дифференциацию трудового  права.

       Вот важнейшие вопросы правового  регулирования труда на федеральном  уровне. Остальные вопросы, кроме  указанных, могут регулировать и субъекты Федерации своими законами и подзаконными нормативными правовыми актами.

       Законы  о труде могут быть кодифицированными, например Трудовой кодекс РФ, и текущими, по отдельным институтам трудового  права, например Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г. в ред. Федерального закона от 24 ноября 1995 г. с изменениями от 1 мая 1999 г. Кодифицированный закон (Кодекс) — это цельный, внутри согласованный акт, содержащий нормы разных институтов трудового права. Текущие российские законы о труде стали приниматься в основном лишь с 1990 года. До этого их было мало, а нормативные акты трудового законодательства в России были союзными. Однако Россия имела свой Кодекс. С образованием российского государства стали разрабатываться и приниматься новые источники трудового права.

       Источники трудового права классифицируются также по системе данной отрасли. Одни источники относятся как к Общей, так и ко всем институтам Особенной части трудового права— это Конституция РФ и Трудовой кодекс РФ; другие — к определенным институтам Особенной части, например Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями относится к институту правового регулирования занятости и трудоустройства и к институту трудового договора; третьи — к нескольким институтам Особенной части, например Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. относится к институтам трудового договора, оплаты труда, рабочего времени и др.

       Подзаконные нормативные правовые акты по труду  имеют форму указов Президента РФ; постановлений и распоряжений Правительства  РФ; правил, инструкций, приказов, положений  и других нормативных актов министерств  и ведомств; приказов и распоряжений нормативного характера глав администраций; решений органов местного самоуправления. Новым особым источником являются социально-партнерские соглашения на федеральном, отраслевом, региональном и территориальном уровнях. К подзаконным актам относятся и локальные нормативные акты организаций (правила внутреннего трудового распорядка, уставы и положения, коллективные договоры и т. п.), распространяющиеся лишь на работников данной организации.

       Источники трудового права можно классифицировать по органам, их принявшим. При этом различаются нормативные правовые акты трудового права, принятые: а) высшим органом законодательной власти РФ (законы, постановления); б) Президентом РФ (указы, распоряжения) и высшими органами исполнительной власти РФ (постановления и распоряжения Правительства РФ); в) центральными органами государственного управления (например, Министерством труда и социального развития РФ и другими министерствами и ведомствами); г) органами государственной власти и управления республик РФ в других субъектов РФ; д) органами местного самоуправления; е) локальные нормы на предприятии, в организации.

       К источникам трудового права относятся  также договоры и соглашения коллективного  характера, т. е. социально-партнерские соглашения на всех уровнях и коллективные договоры и соглашения в организациях, содержащие локальные нормы трудового законодательства.

       По  форме акта источники трудового права делятся на декларации, конвенции, законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, правила, положения, решения, приказы, рекомендации, разъяснения, договоры, соглашения и другие формы.

       По  сфере действия источники трудового  права делятся на международные, общефедеральные (например, Трудовой кодекс РФ), региональные, республиканские  в составе Федерации и других субъектов РФ (областные, краевые), отраслевые (ведомственные), межотраслевые (правила, стандарты по технике безопасности, охране труда), муниципальные (местные) и локальные (в пределах данного производства), а по контингенту работников — на общие, которые распространяются на всех работников, и специальные источники, распространяющиеся на отдельные категории работников.

       По  степени обобщенности, как ранее указывалось, акты трудового законодательства могут быть кодифицированные, комплексные и текущие.

       Из  всей этой классификации в первую очередь следует выделить юридическую субординацию источников трудового права на законы и подзаконные акты России и ее субъектов, отдельно при этом по каждому институту отрасли. Все законы о труде и подзаконные акты трудового законодательства должны соответствовать Конституции РФ, а все подзаконные нормативные правовые акты еще — и Трудовому кодексу РФ. Конституция РФ и Трудовой кодекс — это основа всех источников трудового права и их системы. 

    1. Субъекты трудового  права
 

    Субъектами  трудового права являются стороны  трудовых и иных непосредственно  связанных с ними отношений, обладающие трудовой правосубъектностью. Ограничение трудовой правосубъектности граждан возможно только временное, по приговору суда. Например, в соответствии со ст. 47 УК РФ суд может лишить за некоторые преступления гражданина права занимать определенные должности, заниматься определенной деятельностью сроком до пяти лет.

    Происходящие  ныне изменения в российском обществе, его экономике отражаются и в  изменении субъектного состава  трудового права. Так, безработица привела к появлению новых субъектов трудового права — органов службы занятости и безработных, а урегулирование законом социально-партнерских отношений на разных уровнях — таких субъектов, как социальные партнеры уровня выше самой организации, вплоть до федерального.

    С появлением многочисленных коллективных трудовых споров появились также новые субъекты, их разрешающие: примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж.

    Все субъекты трудового права — носители соответствующих трудовых прав и  обязанностей, обладающие определенным правовым статусом (положением) в сфере труда.

    Виды  субъектов трудового права —  это стороны всех девяти групп  общественных отношений, являющихся предметом  данной отрасли. При этом один и тот  же субъект (работодатель или работник) может выступать субъектом не одного, а нескольких правоотношений трудового права (трудовых, по материальной ответственности, по трудовым спорам и др.).

    Субъектами  трудового права могут быть:

    1) граждане (работники);

    2) работодатель — организации любых  форм собственности, фирмы, другие  работодатели;

    3) профсоюзные органы или иные  уполномоченные работниками выборные органы на производстве;

    4) социальные партнеры на федеральном,  отраслевом, региональном и других уровнях в лице представителей от соответствующих объединений профсоюзов (от работников), объединений работодателей и от исполнительных органов власти;

    5) правоохранительные соответствующие  органы (КТС, суд, примирительная  комиссия, трудовой арбитраж, органы  надзора и контроля за охраной труда и трудовым законодательством).

    Каждая  из названных групп субъектов имеет свой специфичный для нее правовой статус в трудовом праве.

    Правовым  статусом субъекта трудового права  называется его основное правовое положение как данного субъекта, закрепленное трудовым законодательством.

    В содержание правового статуса субъекта трудового права входят следующие  его элементы:

    а) трудовая правосубъектность (трудовая праводееспособность и деликтоспособность);

    б) основные (статутные) трудовые права и обязанности, закрепленные в законодательстве;

    в) юридические гарантии (общие и специальные) этих основных трудовых прав и обязанностей;

    г) предусмотренная законодательством ответственность за на рушение трудовых обязанностей.

    Таким образом, все элементы содержания правового  статуса субъекта трудового права  предусмотрены трудовым законодательством.

    Трудовая правосубъектность предусмотрена трудовым законодательством для каждого из возможных субъектов трудового права. Статутные права и обязанности и их юридические гарантии в правовом статусе субъекта предусмотрены различными институтами трудового права для разных его субъектов и входят в правовой статус субъекта трудового права именно на основании трудового законодательства 
 
 

Информация о работе Источники трудового права