Коллективный договор и соглашения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 10:30, реферат

Описание работы

Уровень активности трудового коллектива в разработке, обсуждении и выполнении коллективного договора влияет и на его эффективность в решении вопросов труда, быта, социального развития трудового коллектива.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….
1. Коллективный договор ………………………………………………….
1.1. Понятие коллективного договора ………………………………….
1.2. Стороны коллективного договора ………………………………….
1.3. Содержание и структура коллективного договора …………………
1.4. Срок и сфера действия коллективного договора ………………….
2. Соглашения ……………………………………………………………….
2.1. Понятие соглашения …………………………………………………..
2.2. Регистрация коллективного договора, соглашения ………………...
2.3. Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения …
Заключение ……………………………………………………………………
Список использованной литературы ………………………………………..

Работа содержит 1 файл

правоведение3курс.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

     Соглашения  подписывают представители сторон. Подписание полномочными представителями сторон означает его заключение.

     Изменения и дополнения соглашения должны производиться, ТК РФ в том же порядке.

     ТК  РФ устанавливает правила, имеющие  весьма существенное значение не только для практики финансирования расходов, предусматриваемых соглашениями, но и для формирования бюджетов соответствующего уровня:

     1) заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, по общему правилу, осуществляется сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения;

     2) генеральное соглашение, отраслевые тарифные соглашения по отраслям, организации которых финансируются из федерального бюджета, должны заключаться, по общему правилу, до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;

     3) региональные и территориальные соглашения должны заключаться, по общему правилу, до внесения проектов соответствующих бюджетов в представительные органы субъектов РФ и органов местного самоуправления.

     Очевидно, что этот порядок следует соблюдать  при заключении региональных и территориальных  отраслевых (межотраслевых) соглашений.

     Срок  и сфера действия соглашений также  определены ТК РФ.

     Срок  действия соглашения в пределах 3 лет определяют его стороны. Они же вправе продлить действие соглашения на срок не более 3 лет.

     Действие  соглашения распространяется:

     на  работников и работодателей, уполномочивших своих представителей на проведение коллективных переговоров, разработку и заключение соглашений от их имени;

     на  органы государственной власти и  органы местного самоуправления в пределах взятых на себя обязательств.

     Действие  соглашения распространяется также  на работников и работодателей, присоединившихся к нему после его заключения.

     Распространение действия соглашения на работодателей  зависит от их членства в объединении  работодателей, заключившем это  соглашение. Действие соглашения распространяется на всех работодателей, являющихся членами  такого объединения, поскольку объединение заключает его от имени своих членов. Однако прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением.

     Другой  вариант распространения на работодателя действия соглашения состоит в следующем.

     Когда на федеральном уровне заключено  отраслевое соглашение, руководитель федерального органа исполнительной власти по труду (Минтруд РФ) имеет право предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему.

     Если  работодатели в течение 30 календарных  дней со дня официального опубликования  предложения о присоединении к соглашению не представили в названный федеральный орган письменный мотивированный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей и, естественно, на лиц, работающих у них по трудовому договору, со дня официального опубликования этого предложения.

     Таким образом, ТК РФ предусматривает 2 правовых основания распространения действия соглашения на работодателей (и, следовательно, на лиц, работающих у них по трудовому  договору): во-первых, членство в объединении работодателей, заключившем соглашение, и, во-вторых, присоединение к соглашению по инициативе федерального органа исполнительной власти по труду.

     Законодательством ряда субъектов РФ предусмотрена  возможность распространения действия региональных соглашений на работодателей по инициативе органа исполнительной власти по труду соответствующего субъекта РФ с соблюдением процедуры и сроков, установленных ТК РФ.

     На  практике существует и третий вариант  распространения действия соглашения на работодателя, не состоящего членом объединения, его заключившего, - добровольное присоединение к соглашению по собственной инициативе.

     Поскольку соглашения предусматривают условия  труда, повышающие уровень, закрепленный законодательством, наиболее широкая  сфера их действия отвечает интересам работников.

     Интересам работников отвечает также положение  ТК РФ (ст. 48) о том, что в случаях, когда на работников в установленном  порядке одновременно распространяется действие нескольких соглашений, применяются  наиболее благоприятные для работников положения. 

     2.2. Регистрация коллективного договора, соглашения 

     Регистрация коллективного договора, соглашения ТК РФ (ст. 49) предусматривает процедуру  уведомительной регистрации коллективного  договора, соглашения, которая осуществляется в соответствующих органах исполнительной власти по труду. Обязанность направить в семидневный срок в указанные органы подписанные сторонами коллективный договор, соглашение возлагается на представителя работодателя (работодателей).

     С уведомительной регистрацией, однако, не связывается вступление коллективного договора в юридическую силу. Такое значение имеет не уведомительная регистрация, а акт подписания коллективного договора, соглашения его сторонами.

     При осуществлении регистрации коллективного договора ^оглашения) соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с ТК РФ, иными нормативными правовыми актами, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда.

     Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны  и не подлежат применению. Их недействительность и неправомерность применения вытекает из самого факта противоречия таких норм коллективного договора, соглашения нормам трудового законодательства. Они незаконны изначально, а не в связи с констатацией факта их противодействия трудовому законодательству регистрирующим органом. 

     2.3. Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения 

     Успешной  реализации коллективных договоров, соглашений способствует, контроль за исполнением  содержащихся в них обязательств и норм. Он осуществляется по двум направлениям:

     на  основе принципов социального партнерства;

     уполномоченными государственными органами.

     Принципы  социального партнерства проявляются  при осуществлении контроля за выполнением  коллективных договоров, соглашений сторонами  социального партнерства, их представителями.

     В частности, первичным профсоюзным  организациям, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям) как представителям работников предоставлено право осуществлять профсоюзный контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений. Такой контроль имеет общественный характер.

     Государственный контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений поручен соответствующим органам по труду.

     На  практике зачастую проводятся совместные проверки выполнения коллективных договоров, соглашений, в которых участвуют  представители сторон, их заключивших, а также профсоюзов, государственной инспекции труда, прокуратуры. Выявление противоречий действующему законодательству фиксируется в совместном документе, на основе которого коллективный договор, соглашение приводится в соответствие с законодательством либо путем непосредственного признания в силу закона противоречащих ему норм недействительными и недействующими, либо путем внесения в коллективный договор, соглашение необходимых изменений в установленном порядке. Эффективный контроль невозможен без полной информации о ходе и итогах выполнения коллективного договора, соглашения. Поэтому ТК РФ предусматривает обязанность представителей сторон предоставлять друг другу необходимую информацию. Такая информация должна быть предоставлена при осуществлении общественного (профсоюзного) и государственного контроля, при проведении совместных проверок органами, контролирующими выполнение коллективных договоров, соглашений.

 

      Заключение 

     Трудовой  кодекс и Закон «О коллективных договорах и соглашениях» установили ответственность представителей сторон за уклонение от участия в переговорах или неправомерный отказ от подписания согласованного коллективного договора, соглашения или невыполнение коллективного договора, соглашения, за не предоставление необходимой информации для ведения коллективных переговоров, осуществления контроля за выполнением коллективного договора, соглашения. Лица, виновные в этом, несут материальную ответственность за причинение материального ущерба, дисциплинарную ответственность или подвергаются по решению суда штрафу до 50 МРОТ. В постановлении Исполкома генерального Совета Федерации независимых профсоюзов Российской Федерации «О мерах по усилению защиты социально-трудовых прав работников» от 17 сентября 1997 г. отмечаются беспрецедентный рост ныне массовых нарушений социально-трудовых прав работников, массовые увольнения работников вопреки действующему законодательству, попытки законодательно закрепить снижение уровня правовой защиты и правовых гарантий труда, отменить или понизить существующие нормативы социального обеспечения работников. Это постановление признало необходимым внесение в действующее законодательство норм, обеспечивающих усиление защиты социально-трудовых прав работников и предусматривающих для этого ряд мер, в том числе повышение правовых требований к содержанию, заключению и выполнению трудовых и коллективных договоров и соглашений (п. 1). Оно рекомендовало членским организациям ФНРП активнее использовать для защиты интересов работников трудовые и коллективные договоры и соглашения, а также внесение в коллективные договоры и соглашения норм, обеспечивающих необходимую компенсацию за несвоевременную выплату заработной платы и социальных пособий. 

 

      Список использованной литературы 

1. Трудовой кодекс  РФ от 30.12.2001г. № 197-ФЗ (в ред. ФЗ от 30.12.2006 № 271-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.03.2005 № 3-П, Определением Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 № 213-О)

2. ФЗ от 12.01.1996г  «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // СЗ РФ 1996 № 3

3. Трудовое законодательство. Сборник нормативных актов / Сост. К. Н. Гусов. 7-е изд. М., 2002.

4. Трудовое право:  Учебник / Под ред. О. В. Смирнова. М.: Проспект, 1997.

5. Чуча С. Ю.  Становление и перспективы развития  социального партнерства в Российской Федерации. М., Вердикт, 2001. С. 92.

6. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право  России: Учеб.- М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.

7. Трудовое право: учеб. / Н. А. Бриллиантова, И. Я. Киселев [и др.]; под ред. О. В. Смирнова. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

8. Миронов В.И. Трудовое право России. Учебник. - ООО «Журнал «Управление персоналом», 2004 г.

Информация о работе Коллективный договор и соглашения