Контрольная работа по "Трудовое право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 06:54, контрольная работа

Описание работы

1. Допускает ли Трудовой кодекс Российской Федерации индивидуальное регулирования трудовых отношений, то есть регулирование трудовых отношений посредством трудового договора между работником и работодателем?
Регулирование трудовых отношений посредством трудового договора является основным методом регулирования в отношениях между работодателем и работником.
В соответствии со ст. 56 ТК РФ, трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные Трудовым кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами,

Работа содержит 1 файл

ТП(ХГАЭП)вар-1(2009)_Б3596.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

План

 

Вопросы

1. Допускает ли Трудовой кодекс Российской Федерации индивидуальное регулирования трудовых отношений, то есть регулирование трудовых отношений посредством трудового договора между работником и работодателем?

Регулирование трудовых отношений посредством трудового  договора является основным методом  регулирования в отношениях между  работодателем и работником.

В соответствии со ст. 56 ТК РФ, трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные Трудовым кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.1

По трудовому договору работник выполняет трудовую функцию, т.е. работает по конкретной специальности, квалификации, должности. Трудовой договор имеет личный характер в силу того, что выполнение трудовой функции возможно только лично работником, поскольку трудовой способностью может распорядиться ее обладатель. В процессе выполнения трудовой функции работник обязан подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка. В случае нарушения правил работодатель может применить к нему дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.

2.  Всегда  ли работодателем является организация  — юридическое лицо? Может ли  быть работодателем другой субъект?

На основании ст. 20 ТК РФ можно сделать вывод, что  Работодателем может быть - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Например, работодателем  могут выступать частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию.

3. Каково понятие   социального партнерства согласно Трудовому кодексу Российской Федерации?

Согласно ст. 23 ТК РФ социальное партнерство в сфере труда - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

4. Как регулируется  порядок разработки коллективных договоров?

Порядок разработки проекта  коллективного договора в Кодексе  прямо не установлен. Ст. 42 ТК РФ, право определения порядка разработки и заключения коллективного договора предоставлено сторонам, которые должны разрабатывать и утверждать этот порядок в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами.

На практике в организациях, как правило, принимаются положения  о порядке разработки и принятия коллективного договора. Либо эти  вопросы включаются в единое Положение  о порядке ведения коллективных переговоров, разработки и принятия коллективного договора.

Разработкой проекта  коллективного договора занимается комиссия по коллективным переговорам  на основе материалов (вариантов проекта), представленных профкомом и работодателем  с учетом предложений и замечаний работников. Для выработки предложений и замечаний проект необходимо вынести на обсуждение работников. Проект должен быть обсужден в подразделениях организации.

Во многих организациях после доработки с учетом замечаний  проект выносится на обсуждение и одобрение (утверждение) общего собрания (конференции) работников. Одобренный (утвержденный) коллективный договор подписывается полномочными представителями работодателя и работников.

Такой порядок позволяет  работникам непосредственно участвовать в принятии коллективного договора, призванного регулировать социально-трудовые отношения у данного работодателя. Он предпочтительнее принятия коллективного договора только в результате соглашения между представителями работников и работодателя.

5. Каково разграничение нормотворческих полномочий между федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления?

В соответствии со ст. 72 Конституции  РФ (подп. "к" п. 1) трудовое законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Однако сама Конституция (ст. 72) не раскрывает содержание понятия "совместное ведение".

Трудовой кодекс РФ вслед  за Конституцией РФ предусматривает  регулирование полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Законодатель устанавливает  четкий перечень полномочий федеральных  органов государственной власти в сфере трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений, предусмотренных ТК РФ. Этот перечень носит исчерпывающий характер. Он отражен в ч. 1 ст. 6 ТК. Это, прежде всего, закрепление основных направлений государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Гарантированный государством уровень трудовых прав, свобод работников - это тоже область действия федеральных  органов. Существуют федеральные законы, в которых закреплены трудовые права и свободы работников. Например, минимальный размер оплаты труда, гарантированная минимальная продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска и др.

Ст. 6 ТК РФ к полномочиям федеральных органов государственной власти относит нормы, связанные с порядком заключения, изменения и прекращения трудового договора.

В настоящее время  резко повышается роль социального  партнерства в сфере труда. Социальное партнерство является предметом  полномочий федеральных органов  государственной власти.

Сюда также относятся порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, условия и порядок материальной ответственности сторон трудового договора, принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. К ведению федеральных органов государственной власти относятся виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения, система и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (см. ст. 147 и 212 ТК РФ), государственной экспертизы условий труда, подтверждение соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда, особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 ТК РФ на региональном уровне органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. Законодатель при этом устанавливает, что более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, приводящий к увеличению или уменьшению бюджетных расходов, должен обеспечиваться за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Органы государственной  власти субъектов Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. Это право предоставляется субъектам РФ, если они не урегулированы федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Ст. 7 ТК РФ, которая наделяла органы местного самоуправления полномочиями в сфере издания нормативных  актов утратила силу.

6. Какова трудовая  правоспособность субъектов трудовых правоотношений?

Правоспособность означает обладание по закону правами и  обязанностями, а дееспособность - способность  своими действиями приобретать права  и обязанности. В трудовом праве  сочетание правоспособности и дееспособности имеет отличительную особенность. В гражданском праве правоспособность и дееспособность не совпадают по субъектам: лицо может обладать гражданской правоспособностью, но не обладать гражданской дееспособностью.

В трудовом праве это  невозможно. Только с достижением  трудового совершеннолетия (16 лет) лицо приобретает трудовые права и обязанности. Работник как субъект трудового права всегда выступает только в личном качестве. В трудовом праве действует принцип "кто трудоспособен, тот и дееспособен". Поэтому трудовая правосубъектность выступает в качестве единой категории трудовой праводееспособности.

В случаях получения  основного общего образования либо оставления в соответствии с федеральным  законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать  лица, достигшие 15 лет.

7. Могут ли  органы государственной власти  и органы местного самоуправления  выступать сторонами социального  партнерства и в каких случаях?

Сторонами социального  партнерства являются работники  и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (ст. 25 ТК).

Органы государственной  власти и органы местного самоуправления выступают сторонами социального  партнерства в тех случаях, когда  они являются работодателями, а также  в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством (ч. 2 ст. 25 ТК).

8.  Каково  отличие коллективного договора  от соглашения?

Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или  у индивидуального предпринимателя  и заключаемый работниками и  работодателем в лице их представителей.

В соответствии со ст. 45 ТК РФ социально-трудовые отношения регулируются кроме коллективных договоров также соглашениями, заключаемыми на различных уровнях: федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом, территориальном и локальном.

Соглашения устанавливают  общие принципы регулирования социально-трудовых отношений, общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам.

В отличие от коллективного договора при заключении соглашения может  участвовать третья сторона, заинтересованная в социальном партнерстве, - органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления. При этом участие данных органов является обязательным, если соглашения предусматривают полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов.

9. Что считается локальным нормативным актом?

Исходя из ст. 8 ТК РФ, локальным  нормативным актом является принимаемый  работодателем внутренний документ, содержащий нормы трудового права, распространяющийся на всех работников или на определенные категории работников данной организации независимо от места выполнения ими работы и регулирующий отдельные аспекты трудовых правоотношений работодателя и работников данной организации.

Локальные нормативные акты, упоминающиеся  в ТК РФ, можно разделить на две  подгруппы:

- обязательные, т.е. акты, наличие которых предусмотрено трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;

- необязательные - акты, принимаемые по усмотрению работодателя (в рамках его компетенции).

10. Кто осуществляет  права работодателя в трудовом  правоотношении в обществе с  ограниченной ответственность?

Особенностью правового  положения руководителя организации  является то, что он одновременно рассматривается  как наемный работник в отношениях с собственником имущества организации и как работодатель в отношениях с наемными работниками организации. Совокупность прав и обязанностей руководителя как работника и как работодателя составляет общий объем его прав и обязанностей как руководителя организации.

Таким образом, на основании  ст. 40 ТК РФ  права работодателя в  отношении наемных работников осуществляет единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие).

Договор между обществом  и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, на котором избрано лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества.

11. Распространяются  ли нормы социального партнёрства  на работников налоговой полиции,  военных и военизированных органов?

Особенности применения норм о социальном партнерстве к государственным служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, устанавливаются федеральными законами (ст. 28 ТК).

Информация о работе Контрольная работа по "Трудовое право"