Правовое регулирование охраны труда на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2011 в 03:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является уяснение понятия «охрана труда», его содержания и значения; установление объёма прав работника на охрану труда, его гарантии, а также правового регулирования обеспечения безопасных и здоровых условий труда, основных принципов института охраны труда.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОХРАНА ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1. Понятие охраны труда 5
1.2. Организация охраны труда у нанимателя 8
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНЫХ И ЗДОРОВЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА НАНИМАТЕЛЕМ 21
2.1. Нормативные требования по охране труда 21
2.2. Гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда 23
2.3. Ответственность нанимателя за невыполнение (ненадлежащее выполнение) обязанностей по обеспечению безопасных и здоровых условий труда 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Работа содержит 1 файл

трудово_право_курс_Андрей.doc

— 193.50 Кб (Скачать)

     5. для работников-изобретателей и рационализаторов;

     6. для работников, направляемых на обследование или осмотр в медицинские учреждения. 

     2.3. Ответственность нанимателя за невыполнение (ненадлежащее выполнение) обязанностей по обеспечению безопасных и здоровых условий труда 

     Взаимоотношения между работниками и нанимателями регулируются трудовым законодательством. Наниматели обязаны организовать труд работников и обеспечивать соблюдение законодательства о труде.

     В сфере обеспечения занятости  складываются отношения, прямо связанные  с трудовыми. Поэтому наниматели имеют права и обязанности  в этой сфере. Если имеются обязанности, то соответственно есть и ответственность.

     Самим специальным законодательством  ответственность нанимателя за совершение указанных правонарушений не предусмотрена. Законодательство о распределении  тесно связано с трудовым законодательством.

     Причины нарушения трудового законодательства и законодательства об охране труда различны: несоблюдение и игнорирование действующего законодательства, незнание правовых нормативных актов нанимателем и т.д.

     Статьей 465 ТК установлено, что юридические  и физические лица, виновные в нарушении законодательства о труде, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством [22].

     Как видно из приведённой нормы ТК, законодательство выделяет два вида субъектов, несущих ответственность  за нарушение трудового законодательства: юридические и физические лица.

     Наиболее  распространенным видом ответственности  нанимателя за нарушение трудового  законодательства является административная ответственность. Она выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с КоАП.

     Административную  ответственность следует отличать от дисциплинарной ответственности, которая применяется к работнику за неисполнение или ненадлежащее исполнение по его вине возложенных на него трудовых обязанностей органом или должностным лицом, которому виновное лицо подчинено по службе [19, c. 22].

     В отдельных случаях правонарушение может содержать одновременно признаки как дисциплинарного, так и административного проступка и влечёт соответственно два вида ответственности. Например, нарушение должностным лицом правил по охране труда и законодательства о труде может вызвать применение к нему мер со стороны администрации предприятия (дисциплинарная ответственность) и наложение денежного штрафа государственным инспектором по охране труда (административная ответственность) [19, c. 24].

     Статья 6.2. КоАП предусматривает следующие виды административных взысканий [2]:

     1) предупреждение;

     2) штраф;

     3) исправительные работы;

     4) административный арест;

     5) лишение специального права;

     6) лишение права заниматься определенной  деятельностью;

     7) конфискация;

     8) депортация;

     9) взыскание стоимости предмета административного правонарушения.

     В отношении юридических лиц применяются  административные взыскания в виде штрафа, лишение права заниматься определенной деятельностью, конфискация, взыскание стоимости предмета административного  правонарушения.

     За  нарушение законодательства о труде  в большинстве случаев нормы  КоАП предусматривают применение штрафа.

     КоАП  содержит целый ряд норм, предусматривающих  административную ответственность за нарушения трудового законодательства. Наиболее значимыми из них являются [2]:

  • нарушение законодательства о занятости населения (ст. 9.15);
  • отказ в приеме на работу (ст. 9.16);
  • нарушение правил по охране труда (ст. 9.17);
  • нарушение законодательства в сфере коллективных трудовых отношений (ст. 9.18);
  • нарушение законодательства о труде (ст. 9.19);
  • сокрытие страхового случая (ст. 9.20);
  • нарушение порядка и условий трудоустройства граждан за границей
  • (ст. 9.23);
  • приём на работу без документов (ст. 23.15).

     Материальная  ответственность наступает в  отношении уполномоченных должностных лиц нанимателя в случае незаконного увольнения работника. При рассмотрении гражданских дел о восстановлении на работе суды взыскивают с уполномоченных должностных лиц нанимателя ущерб, причинённый незаконным увольнением: средний заработок за время вынужденного прогула и моральный вред.

     Уголовная ответственность наступает в  соответствии со ст. ст. 199 и 306 Уголовного кодекса Республики Беларусь. По общевидовому объекту в данном случае также можно говорить об ответственности, предусмотренной статьями 303-305 УК [3]. 

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В заключении хотелось бы сделать вывод о том, что вопрос охраны труда является одним из важнейших на современном этапе жизни нашего общества, в период, когда работодатели ставят для себя основной задачей как можно быстрее и с минимальным вложением средств извлечь наибольшее количество прибыли, и, пользуясь наличием дефицита рабочих мест, уделяют недостаточно внимания, а порой и вообще игнорируют требования безопасности труда.

     Имеющие место профессиональные заболевания, несчастные случаи на производстве, приводящие к травмам, а иногда и к гибели людей, всё это заставляет задуматься о необходимости строгого соблюдения норм, регулирующих правоотношения в сфере охраны труда, совершенствования законодательной базы в данной области.

     Одним из направлений деятельности государства  на улучшение ситуации в области  охраны труда является расширение использования  норм локального характера, что позволяет  особенности охраны труда конкретного  предприятия отразить в коллективных и трудовых договорах. 

 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

     
  1. Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994, с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдумах 24.11.1996 и 17.10.2004.
  2. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.- Минск: Национальный центр правовой информации Респ. Беларусь, 2009.
  3. Уголовный кодекс Республики Беларусь /МВД РБ, Академия МВД. – Минск: Академия МВД Респ. Беларусь, 2010.
  4. Трудовой Кодекс Республики Беларусь от 26.06.1999 (в ред. 2009 г.)// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2006. - № 106. - 2/1230.
  5. Закон Республики Беларусь «Об охране труда» от 23.06.2008 №356-З.
  6. Закон Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании» от 05.01.2008 №322-З.
  7. Инструкция по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по её результатам, утверждённой постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.02.2008 №35 «Об утверждении Инструкции по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по её результатам и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства труда Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь».
  8. Постановление Министерства труда «Об утверждении нормативной численности специалистов по охране труда на предприятиях» от 23.07.1999. №94.
  9. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь «О некоторых мерах по реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23.11.2007. №152/123.
  10. Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О бесплатном обеспечении лечебно-профилактическим питанием работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» от 23.10.2007 №1386.
  11. Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О бесплатном обеспечении работников молоком или равноценными пищевыми продуктами при работе с вредными веществами» от 27.02.2002. №260.
  12. Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О государственных нормативных требованиях охраны труда в Республике Беларусь» от 10.02.2003 №150.
  13. Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О дополнительных отпусках за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и особый характер работы» от 19.01.2008. №73.
  14. Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования» от 09.10.2008 №1490.
  15. Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об аттестации рабочих мест по условиям труда» от 22.02.2008. №253.
  16. Барбашова Т.П. Защита трудовых прав работников. - Минск: Амалфея, 2007. - 104 с.
  17. Бердычевский В.С., Акопов Д.Р., Сулейманов Г.В. Трудовое право: Учебное пособие. - Ростов - на - Дону: Феникс, 2002. - 512 с.
  18. Важенкова Т.Н. Трудовое право Республики Беларусь. - Минск: Амалфея, 2003. – 512 с.
  19. Василевич Г.А. Ответственность работника и нанимателя за причиненный ущерб. – Минск: Тесей, 2001. – 310 с.
  20. Губенко А.В., Губенко М.И. Защита трудовых прав работников. - М.: Издательство «Феникс», 2006. - 126 с.
  21. Желенкова В. Защита трудовых прав работников на государственном уровне. // Кадровик, 2003. - № 7. - С. 12 - 15.
  22. Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь/ Под общей редакцией Г.А. Василевича. - Минск: Амалфея, 2000. - 1072 с.
  23. Кривой В.И. Трудовые кодексы Беларуси и России: основные концептуальные сравнения. // Государство и право, 2003. - № 10. - С. 77-81.
  24. Сафонов В.А. О некоторых принципах регулирования трудовых отношений.// Государство и право. 1996. - № 7. - С. 82 - 87.
  25. Тихонова Е.В. Органы, осуществляющие надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде.//Отдел кадров, 2005. с. 74 - 76.
  26. Томашевский К. Регулирование и защита субъективных прав работника и нанимателя при изменении трудового договора по трудовому законодательству Беларуси // Трудовое право, 2001 - № 1. - С. 78-79.
  27. Трудовое право: Учебник / Под общей редакцией В.И. Семенкова. – Минск: Амалфея, 2002. - 672 с.
  28. Юридический справочник работника по кадрам. В 2 ч. Ч. 1 / Под общ. ред. к.ю.н., доцента Г.Б. Шишко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Минск: Амалфея, 2001. – 541 с.

Информация о работе Правовое регулирование охраны труда на предприятии