Правовое регулирование порядка рассмотрения индивидуальных трудовых споров

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ правового регулирования порядка рассмотрения индивидуальных правовых споров, а также практики его применения.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить историческое развитие института индивидуальных трудовых споров;
- определить понятие, виды и признаки индивидуального трудового спора;
- исследовать принципы рассмотрения трудовых споров;
- изучить порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в комиссии по трудовым спорам и в суде;
- выявить особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров работников отдельных категорий;
- ознакомиться с пересмотром решений суда по индивидуальным трудовым спорам и их исполнением.

Содержание

Введение 3
1. Историческое развитие законодательства об индивидуальных трудовых спорах 6
2. Понятие и общая характеристика индивидуального трудового спора 14
2.1 Понятие, виды и признаки индивидуального трудового спора 14
2.2 Общие принципы рассмотрения трудовых споров 17
3. Правовое регулирование порядка рассмотрения индивидуальных трудовых споров 20
3.1 Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в комиссии по трудовым спорам 20
3.2 Особенности рассмотрения индивидуального трудового спора в судебном порядке 24
3.3 Регулирование рассмотрения индивидуальных трудовых споров работников отдельных категорий 28
3.4 Пересмотр решений суда по индивидуальным трудовым спорам и их исполнение 30
Заключение 34
Список использованных источников 36

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

    Ведущая роль в регулировании общественных отношений, в том числе в сфере  труда, принадлежит юридическим  нормам. Трудовое право является фундаментом социального благополучия граждан и государства в целом.

    Конституция Российской Федерации закрепляет право  каждого свободно распоряжаться  своими способностями к труду, что  соответствует общепризнанным принципам  и нормам международного права. В настоящее время наиболее распространенной формой распоряжения своими способностями к труду является наемный труд. Необходимость применения свободного наемного труда исторически возникла вследствие развития производительных сил и укрупнения производства, что обусловило и потребность в нормативном регулировании наемного труда.

    Интересы  работодателя и нанимаемого им работника  не всегда совпадают, столкновение интересов  возможно на любой стадии существования трудовых отношений. Это, в свою очередь, приводит к возникновению конфликтов, для разрешения которых законом установлен соответствующий порядок.

    В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции  Российской Федерации каждому гарантируется  судебная защита его прав и свобод, а согласно части 4 статьи 37 Конституции в Российской Федерации признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. В главе 60 Трудового кодекса Российской Федерации установлен порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров.

    Нередко трудовые споры возникают в результате сочетания нескольких условий. Одни из них носят экономический характер, другие – социальный, третьи – юридический. К условиям экономического характера относятся, в частности, финансовые трудности организаций, препятствующие полной и своевременной выплате заработной платы, отсутствие или недостаточность средств на охрану труда. К условиям социального характера относится, например, растущий разрыв в уровне доходов различных социальных групп. К условиям юридического характера относятся: сложность, противоречивость, недостаточная доступность трудового законодательства для работодателей и особенно для работников, нежелание соблюдать законодательство многими руководителями организаций, слабая подготовленность профсоюзных организаций.

    Установленный Трудовым кодексом порядок рассмотрения индивидуальных и коллективных трудовых споров призван обеспечить защиту трудовых прав и законных интересов работников, а также направлен на защиту интересов работодателей от действий недобросовестных работников, нарушающих условия трудового договора, правила внутреннего трудового распорядка.

    Как и любая другая отрасль российского  права, трудовое право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих определенную область общественных отношений, и подразделяется на институты. Институт индивидуальных трудовых споров системно входит в особенную часть трудового права и представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров, а также исполнения решений по ним.

    С развитием социальной и экономической  жизни общества проблема возникновения  трудовых конфликтов и их разрешения не утратила своей актуальности. Напротив, учитывая высокие требования международного права к защите прав и свобод человека, совершенствование механизмов судебной и альтернативных форм защиты прав, в том числе и в сфере труда, приобретает все большее значение.

    В настоящее время появились две негативные тенденции: рост нарушений трудовых прав и ослабление их судебной защиты. Значительно возросло количество судебных разбирательств, связанных с нарушением трудовых прав и несоблюдением трудового законодательства.

    Рассматриваемая проблема интересна для меня, так как я считаю обеспечение правомерного разрешения трудовых споров одной из приоритетных задач любого развитого государства. Вышеперечисленные причины и обусловили выбор темы курсовой работы.

    Целью данной курсовой работы является анализ правового регулирования порядка рассмотрения индивидуальных правовых споров, а также практики его применения.

    Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

    - изучить историческое развитие института индивидуальных трудовых споров;

    - определить понятие, виды и признаки индивидуального трудового спора;

    - исследовать принципы рассмотрения трудовых споров;

    - изучить порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в комиссии по трудовым спорам и в суде;

    - выявить особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров работников отдельных категорий;

    - ознакомиться с пересмотром решений суда по индивидуальным трудовым спорам и их исполнением.

    Актуальность  проблемы рассмотрения индивидуальных трудовых споров объясняется тем, что практика регулирования трудовых отношений выявляет несовершенство законодательных механизмов. Необходимо использовать исторический правовой опыт, его ошибки и прогрессивные решения в совокупности с теоретическими основами трудового права и зарубежным опытом для поиска путей совершенствования трудового законодательства. 

1. Историческое развитие  законодательства  об индивидуальных трудовых спорах

 

    Первые  попытки создания специальных органов  по разрешению трудовых споров были предприняты  в начале XIX века. Так, во Франции первый “Совет сведущих людей” был образован в 1806 году в Лионе.

    Россия  стала осуществлять законодательное  нормирование трудовых споров в 30 – 40-е годы XIX века. В 1865 году был разработан проект Закона “О промышленных судах” по рассмотрению трудовых споров. Разбирательству промышленного суда должны были подлежать конфликты, связанные с дисциплинарными штрафами, возмещением рабочим за увечье и иные. Предусматривалось две стадии: мировое разбирательство и собственно суд. Для мирового разбирательства при промышленном суде предполагалось создать особый комитет из двух членов (по одному от рабочих и хозяев). Проект этого закона в 1866 году поступил на заключение в Министерство внутренних дел, но был отложен. На аналогичных принципах предлагал учредить промышленные суды В.И. Ленин в 1899 году.1

    В дальнейшем вопрос об учреждении промышленных судов поднимался неоднократно, особенно после 1905 года. Так, Министерство торговли и промышленности разработало законопроект о промышленных судах и представило  его в апреле 1906 года Особому совещанию по рабочему вопросу. Одним из его авторов был В.П. Литвинов-Фалинский. Но данный законопроект так и не был внесен в Госдуму.

    До  Февральской революции 1917 года, однако, говорить о выделении норм, регулирующих рассмотрение индивидуальных трудовых споров, в качестве самостоятельного института трудового права нельзя, поскольку в этот период трудовые споры рассматривались в судах по правилам гражданского судопроизводства, отсутствовали специфические правила рассмотрения этих споров. После Февральской революции 1917 года Временное правительство и Советы рабочих и солдатских депутатов активно занимались проблемами разрешения трудовых споров, однако, нормативное регулирование этого вопроса оказалось малоэффективным по ряду экономических, социальных и политических причин. Выделение норм, регулирующих рассмотрение индивидуальных трудовых споров, в качестве самостоятельного института трудового права в России имело место в период НЭПа после принятия в 1922 году прогрессивного Кодекса законов о труде РСФСР. В конце 20-х годов XX века в нашей стране произошла очередная смена курса, отразившаяся самым непосредственным образом на вопросах регулирования трудовых отношений: для достижения поставленных целей требовалась мобилизация всех ресурсов, удешевление рабочей силы, использование труда заключенных и снижение гарантий. В этот период не шло и речи о какой-либо эффективной системе защиты прав трудящихся. В период Великой Отечественной войны и послевоенный период институты, направленные на защиту трудовых прав, также не получили положительного развития. Своего рода возрождение этих институтов началось только в конце 50-х годов ХХ века.

    Трудовые  споры в дореволюционной России рассматривались в судах общей  юрисдикции (в мировых и окружных судах) по правилам гражданского судопроизводства. Типичными были случаи споров между сезонными рабочими и их работодателями. Причинами разногласий между сезонными рабочими и их работодателями зачастую являлись невыполнение работодателем обязательств по выплатам и оставление рабочими работы до конца оговоренного в контракте срока. Также в мировых судах были распространены споры из-за оскорбительного обращения работодателей с работниками.

    10 декабря 1918 года был принят  Кодекс законов о труде –  первый относительно широкий и комплексный по содержанию акт советского трудового законодательства, заложивший основу дальнейшего развития советского трудового права. КЗоТ 1918 года подытожил законодательство о труде первого года советской власти.2

    КЗоТ 1918 года не содержал самостоятельного раздела о порядке разрешения трудовых споров. Существовал ряд статей, предусматривавших возможность обращения с жалобами в административные органы или профессиональные союзы при возникновении отдельных спорных вопросов. Например, Раздел IV Кодекса “О предварительном испытании” содержал положения, регулирующие порядок обжалования непринятия трудящегося на работу по результатам испытания. В статье 36 КЗоТ 1918 года было указано, что “подвергавшийся испытанию и не принятый окончательно на работу может обжаловать непринятие в профессиональный союз, членом которого он состоит”. В соответствии со статьей 37 КЗоТ 1918 года, профессиональный союз, если признавал указанную жалобу основательной, вступал в переговоры с учреждением или лицом, отказавшим трудящемуся в предоставлении постоянной работы, о принятии на работу жалобщика. В случае если переговоры оказывались безрезультатными, дело переходило в местный Отдел труда, решение которого признавалось окончательным.3

    Индивидуальные  трудовые споры подлежали рассмотрению административными органами либо профсоюзами. Рассмотрение и разрешение конфликтов в административном порядке являлось основной формой защиты прав трудящихся.

    Для периода военного коммунизма особенно характерным было преобладание государственных интересов над личными, повсеместное распространение государственных учреждений как основного работодателя. Декрет СНК от 14 ноября 1919 года предусматривал создание рабочих дисциплинарных товарищеских судов из представителей органов управления, профсоюзов и фабрично-заводских комитетов, призванных рассматривать дела о нарушениях трудовой дисциплины. Эти суды наделялись правом применять к нарушителям самые суровые наказания.4

    Второй  советский Кодекс законов о труде, принятый Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) от 9 ноября 1922 года, завершил формирование советского типа трудового права. Было установлено два механизма разрешения трудовых споров: принудительный порядок (особые сессии народных судов) и примирительно-третейское разбирательство (расценочно-конфликтные комиссии – далее: РКК, примирительные камеры и третейские суды).

    Принудительный  механизм использовался в случае нарушений нанимателями законодательства о труде и коллективных договоров, если эти нарушения преследовались в уголовном порядке, а также при любых индивидуальных и коллективных трудовых спорах, если они не были направлены для разрешения в примирительном порядке. Особые (трудовые) сессии народных судов образовывались в составе председателя — народного судьи и двух членов суда — одного представителя НКТ (народного комиссариата труда) (губернского Отдела труда) и одного представителя от профсоюзов (губернского совета профсоюзов). Трудовые сессии создавались при каждом губернском суде, а в уездных городах и в крупных промышленных центрах — когда губернский суд признавал это необходимым. Там, где трудовых сессий не было, трудовые дела рассматривались народными судами в общем порядке.

    В августе 1928 года были утверждены постановлением ЦИК и СНК СССР Правила о примирительно-третейском и судебном рассмотрении трудовых конфликтов, которые узаконили два важнейших положения, относившихся к деятельности РКК, примирительных камер и третейских судов: а) решения всех этих органов являлись окончательными и не нуждались в чьем-либо утверждении; б) отменить их могли лишь органы труда в порядке надзора. Основания для отмены решений были установлены в законодательном порядке. К их числу относилось ухудшение условий труда по сравнению с законом или коллективным договором.

    Помимо примирительно-третейского и судебного порядка рассмотрения трудовых споров Правилами 1928 года был введен новый административный порядок разрешения споров в отношении лиц, пользовавшихся правом найма и увольнения, а также иных категорий ответственных работников. Эти должности перечислялись в особых перечнях, которые утверждались НКТ СССР и НКТ союзных республик по согласованию с ВЦСПС (Всероссийским (Всесоюзным) Центральным Советом Профессиональных союзов) и республиканскими советами профсоюзов. Работники, перечисленные в перечнях, могли обжаловать свое увольнение или наложение на них дисциплинарных взысканий в вышестоящие органы в порядке ведомственной подчиненности. Дела о восстановлении иных работников, не включенных в указанные перечни, в соответствии с Правилами 1928 года рассматривались в РКК и трудовых сессиях народных судов.

Информация о работе Правовое регулирование порядка рассмотрения индивидуальных трудовых споров