Правовое регулирование порядка рассмотрения индивидуальных трудовых споров

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ правового регулирования порядка рассмотрения индивидуальных правовых споров, а также практики его применения.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить историческое развитие института индивидуальных трудовых споров;
- определить понятие, виды и признаки индивидуального трудового спора;
- исследовать принципы рассмотрения трудовых споров;
- изучить порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в комиссии по трудовым спорам и в суде;
- выявить особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров работников отдельных категорий;
- ознакомиться с пересмотром решений суда по индивидуальным трудовым спорам и их исполнением.

Содержание

Введение 3
1. Историческое развитие законодательства об индивидуальных трудовых спорах 6
2. Понятие и общая характеристика индивидуального трудового спора 14
2.1 Понятие, виды и признаки индивидуального трудового спора 14
2.2 Общие принципы рассмотрения трудовых споров 17
3. Правовое регулирование порядка рассмотрения индивидуальных трудовых споров 20
3.1 Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в комиссии по трудовым спорам 20
3.2 Особенности рассмотрения индивидуального трудового спора в судебном порядке 24
3.3 Регулирование рассмотрения индивидуальных трудовых споров работников отдельных категорий 28
3.4 Пересмотр решений суда по индивидуальным трудовым спорам и их исполнение 30
Заключение 34
Список использованных источников 36

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

    Новое Положение о порядке рассмотрения трудовых споров было утверждено Указом ПВС СССР (Президиума Верховного Совета СССР) от 31 января 1957 года. Оно вносило  следующие изменения: на всех предприятиях (в учреждениях и организациях) должны были создаваться комиссии по трудовым спорам (КТС) из равного числа представителей администрации и ФЗМК. КТС были первичными органами по рассмотрению исковых споров между работниками и администрацией (по вопросам увольнений и перевода на другую работу, установления норм выработки, оплаты сверхурочных работ, брака, простоя и т. п.). Решения КТС могли быть обжалованы в ФЗМК, а постановления последнего — в народный суд. Как и в прежнем законодательстве, трудовые споры работников, занимавших должности, указанные в особом перечне, рассматривались вышестоящими в порядке подчиненности органами.

    Кодекс  законов о труде, принятый на сессии Верховного Совета РСФСР 9 декабря 1971 года и введенный в действие с 1 апреля 1972 года, дополнив и конкретизировав Основы законодательства о труде, существенно модернизировал КЗоТ РСФСР 1922 года, который превратился в анахронизм.

    КЗоТ  РСФСР 1971 года содержал Главу XIV “Трудовые споры”. Органами, рассматривающими трудовые споры, в соответствии со статьей 201, являлись комиссии по трудовым спорам (КТС); фабричные, заводские, местные комитеты профессиональных союзов (ФЗМК); районные (городские) народные суды. Порядок рассмотрения трудовых споров в КТС и ФЗМК, помимо КЗоТ РСФСР 1971 года, регулировался Положением о порядке рассмотрения трудовых споров, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 мая 1974 года и содержавшим нормы, определяющие порядок создания и компетенцию КТС, порядок исполнения решений; а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах – Положением о порядке рассмотрения трудовых споров и Гражданским процессуальным кодексом РСФСР от 11 июня 1964 года.

    Непосредственно в судах, без обращения в КТС  и ФЗМК, рассматривались, в соответствии со статьей 210 КЗоТ РСФСР 1971 года, трудовые споры по заявлениям о восстановлении на работе рабочих и служащих, уволенных по инициативе администрации предприятия и по заявлениям администрации о возмещении рабочими и служащими ущерба, причиненного предприятию. Пропущенные по уважительным причинам сроки обращения в суд восстанавливались.

    КЗоТ  РСФСР 1971 года, как и ранее, предусматривал рассмотрение споров отдельных категорий  работников вышестоящими в порядке  подчиненности органами.

    В советской теории права отмечалась сложная правовая природа трудового спора, что предопределило широкий круг органов по рассмотрению трудовых споров. Подчеркивалось, что трудовые споры разрешаются незаинтересованным органом в обстановке состязательности сторон. Для управленческих отношений в силу их административной природы считался необходимым императивный характер регулирования и разрешения споров вышестоящим по подчиненности органом.5

    В 1989-1991 годах обнаружился кризис политики перестройки, стали очевидны неудачи в осуществлении реформ, и произошел новый поворот в политике – курс на развитие демократии во всех сферах общественной жизни. В этот период были приняты последние в советской истории законы СССР о труде. В марте 1991 года был принят Закон СССР “О порядке разрешения индивидуальных трудовых споров”, заменивший Положение о порядке рассмотрения трудовых споров 1974 года. Изменился порядок формирования КТС на предприятиях: они стали рассматриваться как органы трудового коллектива и избираться общим собранием трудового коллектива предприятия, учреждения, организации (подразделения) с числом работающих не менее 15 человек. Для обращения в КТС был установлен срок давности — три месяца со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Максимальная оплата за вынужденный прогул в связи с незаконным увольнением увеличилась с трехмесячного до годового среднего заработка. Были ликвидированы перечни категорий работников, трудовые споры которых рассматривались в порядке подчиненности, но предусматривалось, что споры руководящих работников, избираемых высшими органами государственной власти и управления СССР, рассматриваются вышестоящими органами государственной власти и управления.6

    Изменения, происшедшие в экономической  и политической жизни России после 1991 года, сделали необходимым внесение существенных поправок и дополнений и в КЗоТ РСФСР 1971 года. Закон РФ от 25.09.1992 № 3543-1 “О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР” внес в Кодекс многочисленные изменения. Глава XIV КЗоТ РСФСР 1971 года “Трудовые споры” была изложена в новой редакции. Изменился состав органов, рассматривающих индивидуальные трудовые споры: из них были исключены профсоюзные комитеты предприятий; остались две инстанции: КТС и суд. В новой редакции Кодекса был расширен круг трудовых споров, подлежавших рассмотрению непосредственно в суде.

    Кодекс  законов о труде РФ 1971 года утратил силу с 1 февраля 2002 года в связи с введением в действие действующего в настоящее время Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ. В действующий Трудовой кодекс РФ существенные изменения вносились в 2006 году Федеральным законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ “О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации”; однако изменения, внесенные указанным законом в главу 60 Трудового кодекса РФ, посвященную рассмотрению индивидуальных трудовых споров, имели лишь уточняющий характер. В частности, в статью 384 Трудового кодекса РФ было внесено изменение, согласно которому был установлен десятидневный срок для направления в комиссию по трудовым спорам представителей работодателем или представительным органом работников, исчисляемый с момента получения предложения от другой стороны о создании КТС; в статью 391 – положение о рассмотрении индивидуальных трудовых споров работников религиозных организаций непосредственно в судебном порядке (однако такое положение существовало и в прежней редакции в статье 348 указанного документа) и другие.

    Таким образом, принятие действующего Трудового  Кодекса Российской Федерации стало  одним из стержневых направлений  в развитии отрасли российского  трудового права и способствовало совершенствованию института трудовых споров.

2. Понятие и общая характеристика индивидуального трудового спора

2.1 Понятие, виды и признаки индивидуального трудового спора

 

    Конституция РФ признает право каждого гражданина на индивидуальные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения (часть 4 статьи 37).

    Общие гарантии защиты гражданами своих прав и законных интересов закреплены в статьях 45 и 46 Конституции РФ: каждый имеет право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными  законом; каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Трудовым законодательством предусматривается защита прав работников и работодателей как в суде, так и при помощи органов, специально созданных для разрешения трудовых споров. Следовательно, каждый работник, считающий свои права нарушенными, имеет право на квалифицированную юридическую помощь, и прежде всего на судебную защиту.7

    Термин  “трудовые споры” появился лишь в 1971 году в действовавшем до принятия нынешнего Трудового кодекса РФ КЗоТе. Ранее употреблялся термин “трудовые конфликты”.

    Возникновению трудовых споров, как правило, предшествуют трудовые правонарушения, то есть виновное невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанным субъектом своей трудовой обязанности. Трудовой спор может возникнуть и при отсутствии правонарушения, если действия обязанного субъекта были законными, а другой субъект считает их неправомерными.

    Если  изобразить динамику возникновения  трудового спора, то она будет следующей:

    а) трудовое правонарушение (действительное или лишь по мнению трудового субъекта);

    б) его различные оценки субъектами правоотношения;

    в) попытка урегулировать разногласие  сторонами при непосредственных переговорах;

    г) обращение для разрешения разногласия в юрисдикционный орган и, вследствие этого, возникновение трудового спора.8

    Индивидуальный  трудовой спор представляет собой неурегулированные  разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.9 Таким разногласием признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с ним, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

    Из  указанного в статье 381 ТК РФ определения  можно отметить ряд юридически значимых обстоятельств (признаков), в частности  следующие:

    а) неурегулированные разногласия  между работником и полномочным  представителем работодателя в лице администрации;

    б) поступление разногласий на рассмотрение юрисдикционного органа, который  наделен полномочиями для разрешения возникшего спора;

    в) особый предмет данных разногласий.

    Предметом индивидуального трудового спора  может стать:

    - применение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

    - применение положений коллективного договора или соглашения;

    - применение трудового договора;

    - установление тому или иному работнику новых или изменение существующих индивидуальных условий труда;

    - необоснованный (дискриминационный) отказ в приеме на работу.

    Классификация индивидуальных трудовых споров может  быть проведена по разным основаниям. В зависимости от их предмета выделяют два вида индивидуальных трудовых споров: 1) о применении трудового права; 2) об установлении новых или изменении существующих индивидуальных условий труда. По этому признаку выделяются такие подвиды индивидуальных трудовых споров:

    - по вопросам переводов на другую  работу;

    - об оплате труда;

    - о гарантиях и компенсациях;

    - по вопросам рабочего времени;

    - по вопросам полагающегося отдыха;

    - по вопросам дисциплины труда  и дисциплинарных взысканий;

    - по вопросам материальной ответственности  работника за ущерб, причиненный  организации;

    - по вопросам охраны труда;

    - по вопросам увольнения.

    По  способу разрешения индивидуальные трудовые споры делятся на:

    а) разрешаемые в общем порядке (в  комиссии по трудовым спорам, затем  в суде);

    б) разрешаемые в судебном порядке, когда в комиссию по трудовым спорам обращаться не нужно;

    в) разрешаемые в особом порядке (в вышестоящем в порядке подчиненности органе либо в суде).

    Следует обратить внимание на то, что до момента письменного обращения в комиссию по трудовым спорам или в суд (к мировому судье) индивидуального трудового спора не существует.

    Органами  по рассмотрению индивидуальных трудовых споров в соответствии со статьей 382 ТК РФ, являются комиссии по трудовым спорам и суды.

    Индивидуальный  трудовой спор следует отличать от коллективного спора. Их различает  и субъектный состав, и предмет  спора. Сторонами индивидуального спора выступают работник и работодатель, коллектив работников или его представительные органы не могут быть участниками такого спора. Кроме того, индивидуальный трудовой спор во многих случаях возникает в связи с применением норм трудового законодательства или положений трудового договора. Коллективный же спор соотнесен законодателем исключительно с заключением, изменением или выполнением коллективного договора, соглашения.

    Наличие в организациях трудовых споров отражает уровень законности и степень активности профсоюзов в осуществлении контроля за соблюдением трудового законодательства.

2.2 Общие принципы рассмотрения трудовых споров

 

    Принципы  порядка рассмотрения трудовых споров – основополагающие начала, отражающие суть норм данного института права и определяющие характерные черты этого порядка.10

    Необходимо  в связи с этим выделить следующие  принципы:

    - обеспечение защиты трудовых прав работников  - обязанность юрисдикционных органов на основе закона прекратить нарушение трудовых прав работников, восстановить их;

    - равенство сторон перед законом  - и работник (работники), и представитель работодателя в лице администрации  в одинаковой мере обязаны подчиниться  требованиям закона и решениям юрисдикционных органов при разрешении трудовых споров;

    - демократизм (участие представителей работников)  - формирование органов по рассмотрению индивидуальных трудовых споров в организациях (КТС) трудовым коллективом из его состава; участие профсоюзов как представителей работников при разрешении трудовых споров; участие представителей работников организации или профсоюза в органах по рассмотрению коллективных трудовых споров и их участие в выборе посредника;

Информация о работе Правовое регулирование порядка рассмотрения индивидуальных трудовых споров