Правовое регулирование порядка рассмотрения индивидуальных трудовых споров

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ правового регулирования порядка рассмотрения индивидуальных правовых споров, а также практики его применения.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить историческое развитие института индивидуальных трудовых споров;
- определить понятие, виды и признаки индивидуального трудового спора;
- исследовать принципы рассмотрения трудовых споров;
- изучить порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в комиссии по трудовым спорам и в суде;
- выявить особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров работников отдельных категорий;
- ознакомиться с пересмотром решений суда по индивидуальным трудовым спорам и их исполнением.

Содержание

Введение 3
1. Историческое развитие законодательства об индивидуальных трудовых спорах 6
2. Понятие и общая характеристика индивидуального трудового спора 14
2.1 Понятие, виды и признаки индивидуального трудового спора 14
2.2 Общие принципы рассмотрения трудовых споров 17
3. Правовое регулирование порядка рассмотрения индивидуальных трудовых споров 20
3.1 Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в комиссии по трудовым спорам 20
3.2 Особенности рассмотрения индивидуального трудового спора в судебном порядке 24
3.3 Регулирование рассмотрения индивидуальных трудовых споров работников отдельных категорий 28
3.4 Пересмотр решений суда по индивидуальным трудовым спорам и их исполнение 30
Заключение 34
Список использованных источников 36

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

    Районному суду подсудны все дела о восстановлении на работе, независимо от основания прекращения трудового договора, включая и расторжение трудового договора с работником в связи с неудовлетворительным результатом испытания; дела по искам работников, трудовые отношения с которыми прекращены, о признании увольнения незаконным и об изменении формулировки причины увольнения.

    Суды  рассматривают трудовые дела по правилам гражданского судопроизводства, установленным ГПК РФ. Исковое заявление подается в суд в письменной форме. К заявлению должны быть приложены необходимые документы.19 При обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов (статья 393 ТК РФ).

    Непосредственно в суд с заявлением о разрешении индивидуального трудового спора  работник  вправе обратиться в течение 3 месяцев со дня, когда узнал или  должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении — в месячный срок со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. Работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба. В случае пропуска указанных сроков по уважительной причине они могут быть восстановлены судом. Возражение ответчика относительно пропуска истцом без уважительных причин срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть рассмотрено судьей в предварительном судебном заседании. Если же ответчиком сделано заявление о пропуске истцом срока обращения в суд или срока на обжалование решения комиссии по трудовым спорам после назначения дела к судебному разбирательству, оно рассматривается судом в ходе судебного разбирательства.20 Признав причины пропуска срока исковой давности уважительными, суд восстанавливает этот срок.

    В соответствии с общими правилами  о предъявлении исков, заявление о рассмотрении трудового спора подается работником в суд по месту нахождения ответчика (организации).21 Иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен по месту нахождения филиала или представительства (часть 2 статьи 29 ГПК РФ). Согласно части 6 статьи 29 ГПК РФ, иски о восстановлении трудовых прав, связанные с возмещением убытков, причиненных гражданину незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным применением в качестве меры пресечения заключения под стражу, подписки о невыезде либо незаконным наложением административного наказания в виде ареста, могут предъявляться также в суд по месту жительства истца.

    Решение по трудовому спору должно быть законным и обоснованным. При вынесении решения орган, рассматривающий трудовой спор, оценивает доказательства, определяет, какой закон должен быть применен и подлежит ли иск удовлетворению.22

    Решения судов по трудовым спорам, принятые по первой инстанции, за исключением решений мировых судей, могут быть обжалованы любой из сторон в кассационном порядке (в вышестоящий суд в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме). Решения мировых судей могут быть обжалованы в соответствующий районный суд через мирового судью (в апелляционном порядке, в течение 10 дней со дня принятия мировым судьей решения в окончательной форме).23 Постановление районного суда, принятое по жалобе на решение мирового судьи, вступает в законную силу со дня его принятия (часть 2 статьи 329 ГПК РФ) и обжалованию в кассационном порядке (в вышестоящий суд) не подлежит.

    Следовательно, в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального  союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам либо когда работник обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует законам или иным нормативным правовым актам.

3.3 Регулирование рассмотрения индивидуальных трудовых споров работников отдельных категорий

 

    В круг работников, для которых устанавливаются  особенности порядка рассмотрения трудовых споров, входят:

    1) руководящие работники, избираемые, утверждаемые, назначаемые на должности высшими органами государственной власти и управления Российской Федерации и республик в составе Федерации;

    2) судьи, прокуроры, их заместители  и помощники.

    Особенности порядка рассмотрения индивидуальных трудовых споров названных категорий работников устанавливаются по поводу: увольнения, перевода на другую работу, оплаты за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы, наложения дисциплинарных взысканий. Все другие трудовые споры названных работников должны рассматриваться в общем порядке.

    Порядок рассмотрения указанных вопросов устанавливается  законодательством РФ (для тех, кто  избран, утвержден или назначен органами власти и управления РФ) и законодательством  субъектов РФ (для тех, кто избран, утвержден или назначен органами власти и управления субъектов РФ).

    Особенности порядка разрешения трудовых споров этих работников состоят в том, что  жалобы по названным выше вопросам подаются ими в вышестоящие органы. Однако на основании статей 46 и 18 Конституции РФ это не исключает возможности обращения в суд.

    ТК  РФ не распространяется на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших  с данной организацией трудовой договор), лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера, других лиц, если это установлено федеральным законом, кроме случаев, когда вышеуказанные лица в установленном Кодексом порядке одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей.

    Если  между сторонами заключен договор  гражданско-правового характера, но в ходе судебного разбирательства  будет установлено, что этим договором  фактически регулируются трудовые отношения  между работником и работодателем, к таким отношениям должны применяться положения ТК РФ.

    Правила рассмотрения трудовых споров (обязанность  органа, рассматривающего спор, всесторонне  исследовать материалы дела, сроки  подачи жалобы и другие) действуют  и при разрешении споров в особом порядке. Для судей установлено правило о том, что вопросы дисциплинарных переводов и увольнений решаются квалификационными коллегиями.

    Таким образом, для отдельных категорий  работников законом предусматриваются  особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров. Особенности касаются: во-первых, только строго ограниченного круга работников, который не подлежит расширенному толкованию; и, во-вторых, только точно перечисленных в законе вопросов. Этот перечень также не подлежит расширению.

3.4 Пересмотр решений суда по индивидуальным трудовым спорам и их исполнение

 

    В Российском государстве правильность осуществления правосудия контролируют суды кассационной (второй) и надзорной  инстанций. Кассационный пересмотр является общим способом проверки судебных решений, а надзорный пересмотр - исключительным порядком процессуального действия.

    Кассационный  пересмотр (от лат. cassatio - отмена, уничтожение) представляет собой деятельность суда кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности обжалованных судебных решений, не вступивших в законную силу или пересматриваемых по кассационным представлениям прокуроров. Кассационная коллегия рассматривает дела по жалобам лиц, участвующих в деле, на решение суда. Решения, определения суда или судьи районного (городского) суда в кассационном порядке обжалуются в суд соответствующего субъекта РФ, а решения, определения судов субъектов РФ - в Верховный Суд РФ. Кассационные жалобы и представления прокуроров подаются только на решения, определения суда, не вступившие в законную силу. Они могут быть поданы в течение десяти дней после вынесения судом решения в окончательной форме. Жалоба или представление, поданные по истечении указанного срока, оставляются без рассмотрения и возвращаются лицу, подавшему их. При подаче кассационной жалобы или представления, не подписанных подающими их лицами, без указания на решение, которое обжалуется, либо без приложения всех необходимых копий, а также при подаче жалобы, не оплаченной государственной пошлиной, судья или председатель суда выносит определение, которым оставляет жалобу или представление без движения и назначает лицу, подавшему жалобу или представление, срок для исправления недостатков. Суд, рассмотрев дело в кассационном порядке, вправе своим определением: оставить решение без изменения, а жалобу или представление - без удовлетворения; отменить решение полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином или в том же составе судей; отменить решение полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения; изменить решение или вынести новое решение, не передавая дела на новое рассмотрение, если обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся, а также дополнительно представленных материалов, с которыми ознакомлены стороны. Определение суда кассационной инстанции вступает в законную силу с момента его вынесения.24 То же самое касается и определений, вынесенных по частной жалобе или представлению.

    В порядке надзора проверяется правильность актов правосудия, вступивших в законную силу. В надзорном порядке пересматриваются акты правосудия независимо от того, проверялись ли они ранее в кассационном, частном или надзорном порядке. Даже в случае, когда решение ранее неоднократно проверялось в надзорном порядке, не исключается возможность новой проверки его правильности. В соответствии со статьей 376 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда РФ, могут быть обжалованы в порядке, установленном главой 41 ГПК РФ, в суд надзорной инстанции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и  законные интересы нарушены судебным постановлением. По результатам изучения надзорной жалобы или представления прокурора судья выносит определение: 1) об отказе в передаче надзорной жалобы или представления прокурора для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорная жалоба или представление прокурора, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции; 2) о передаче надзорной жалобы или представления прокурора с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции.25 В надзорной инстанции представление новых доказательств недопустимо, в связи с этим задача отмены вынесенного решения, определения или постановления усложняется.

    Решения, определения суда, вступившие в законную силу, могут быть пересмотрены по вновь открывшимся обстоятельствам. Вновь открывшимся признается такой факт, который имел место в момент производства по делу, но не был и не мог быть известен заявителю. С учетом вновь открывшихся обстоятельств решение становится необоснованным или незаконным, судебная ошибка очевидна и бесспорна.26 Заявление о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам подается лицами, участвовавшими в деле, или прокурором в суд, вынесший решение или определение в течение трех месяцев со дня установления обстоятельств, служащих основанием для пересмотра (статья 394 ГПК РФ).

    Заключительным  актом погашения возникших трудовых споров является фактическое исполнение решений органов, рассматривавших эти споры. Решение считается исполненным, когда реально выполнены его предписания: выплачена истцу вся присужденная сумма, истец восстановлен на работе и так далее. Решение суда по трудовому спору приводится в исполнение, по общему правилу, после вступления его в законную силу. Решение о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника: 1) подлежит немедленному исполнению; 2) обеспечивается судом тем, что за задержку работодателем исполнения такого решения, суд выносит определение о выплате работнику (за все время задержки исполнения) среднего заработка или разницы в заработке.27 Решения по трудовым спорам, как правило, исполняются добровольно. В противном случае установлен принудительный порядок их исполнения. Исполнительное производство в принудительном порядке начинается, как правило, по просьбе истца — заинтересованного работника. Но оно может быть возбуждено и по инициативе прокурора или профсоюзного органа. Исполнение решений суда по трудовым спорам регулирует Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ (ред. от 21 апреля 2011 года) “Об исполнительном производстве” (принят ГД ФС РФ 14 сентября 2007 года).

    Следовательно, возможность обжалования судебного  решения гарантирует исправление ошибок судов. Индивидуальный трудовой спор, рассмотренный в суде, прекращается исполнением судебного решения, то есть реальным осуществлением содержащихся в нем предписаний.

Заключение

    Среди основных принципов регулирования  трудовых отношений, закрепленных в  статье 2 Трудового кодекса РФ, большое  значение имеет, в частности, принцип  обеспечения права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров.

    Индивидуальный  трудовой спор в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации – неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Также индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора. Отношения, имеющие место при возникновении, рассмотрении и разрешении индивидуальных трудовых споров, представляют собой достаточно обособленную группу, отличную от группы отношений, имеющих место при возникновении коллективных трудовых споров.

    К юридически значимым признакам индивидуального  трудового спора относятся следующие:

    а) неурегулированные разногласия  между работником и полномочным  представителем работодателя в лице администрации;

    б) поступление разногласий на рассмотрение юрисдикционного органа, который  наделен полномочиями для разрешения возникшего спора;

    в) особый предмет данных разногласий (применение трудового договора, установление тому или иному работнику новых или изменение существующих индивидуальных условий труда и другие)

Информация о работе Правовое регулирование порядка рассмотрения индивидуальных трудовых споров