Правовое регулирование труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Север – это часть территории Российской Федерации, характеризующаяся суровыми природно-климатическими условиями и повышенными затратами на производство продукции и жизнеобеспечения населения. Российский Север занимает около 64 процентов территории нашей страны. Здесь сосредоточены неисчерпаемые богатства: лес, газ, нефть, алмазы, золото и многое другое, то есть все то, от чего зависят темпы социально-экономического развития нашей страны.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 40.20 Кб (Скачать)

Введение

 

Север – это  часть  территории Российской Федерации, характеризующаяся  суровыми природно-климатическими условиями  и повышенными затратами на производство продукции и жизнеобеспечения населения.

Российский Север занимает около 64 процентов территории нашей  страны. Здесь сосредоточены неисчерпаемые  богатства: лес, газ, нефть, алмазы, золото и многое другое, то есть все то, от чего зависят темпы социально-экономического развития нашей страны.

В то же время экстремальные  природно-климатические условия, огромные расстояния, труднодоступность многих мест выдвигают на первый план вопросы  социальной защищенности людей, проживающих  и работающих на Крайнем Севере.

Живя и работая в  экстремальных природно-климатических  условиях Севера, люди производят дополнительные материальные и физиологические  затраты. Поэтому государство устанавливает  специальные льготы и компенсации  для данной категории граждан  с целью наиболее приблизить качество их жизни к общему нормальному  уровню.

Правовые нормы, регулирующие условия труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях имеют целью компенсировать разницу  в затратах труда и стоимости  жизни по сравнению с европейской  частью России.

С учетом  этого, объектом исследования при написании данной работы  являются трудовые отношения  граждан, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, особенности предоставления социально-трудовых гарантий работающим в данных регионах за работу в экстремальных природно-климатических  условиях и методы правового регулирования  социально-трудовых отношений в  северных регионах.

Актуальность данной работы выражена тем, что наблюдается тенденция  явного сокращения государственной  поддержки северян. Законодательство о Крайнем Севере в последнее  время перенесло существенные изменения, совершенно устарела нормативная база, регулирующая трудовые отношения в  районах Крайнего Севера и вопросы  районирования Севера. Так же отсутствует  продуманная государственная политика в области жилищных вопросов, в  том числе при переселении  из северных районов и не вызывает никаких сомнений, поскольку проблема применения законодательства о государственных  гарантиях и компенсациях северянам. Предоставление и сохранение данных государственных гарантий и компенсаций  в меняющейся среде рыночных отношений  остается весьма острой.

Особенностей предоставления социально-трудовых гарантий работающим в данных регионах и механизмов их регулирования позволит выявить  проблемы севера и попытаться найти  пути их разрешения.

С учетом этого целью данной работы является рассмотреть:

1. особенности трудового  договора с лицами, работающими  в районах Крайнего Севера  и приравненных к ним местностям;

2. компенсация расходов, связанная с переездом в районы  Крайнего Севера и местности  приравненные к ним;

3.процентная надбавка  за стаж работы в районах  Крайнего Севера и приравненным  к ним местностям;

4. порядок предоставления  ежегодного дополнительного отпуска.

При написании данной работы мной исследовались нормативно-правовые акты, регулирующие условия и порядок  предоставления "северных" гарантий, льгот и компенсаций, проводился анализ развития законодательства о  данных гарантиях, льготах, призванных компенсировать работу в тяжелых  климатических условиях.

 

 

  1. Трудовой договор с лицами, работающими в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним

 

Содержание трудовых договоров, заключаемых с общей категорией работников отличается от содержания трудовых договоров, заключаемых с рядом отдельных категорий работников. В ряде случаев это обусловлено их отличительными особенностями, спецификой условий их труда.

Трудовое право выделяет отдельные категории работников, которые отличаются своим правовым статусом, а также условиями в которых им приходится выполнять трудовую функцию, предусмотренную трудовым договором. Например, женщины, лица с семейными обязанностями, работники в возрасте до 18 лет, бесспорно, отличаются от общей категории работников и нуждаются в установлении для них дополнительных гарантий  в целях обеспечения равенства прав и возможностей.

В отдельные категории  выделены работники, условия труда  которых значительно отличаются от условий труда иных работников. Должного внимания заслуживают те, кто работает в условиях Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним. Суровые природно-климатические  условия, в которых приходится трудиться  указанной категории работников, предопределили необходимость установления особых правил регулирования трудовых отношений.

Особенности правового регулирования  труда лиц, работающих в районах  Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, установленные трудовым законодательством, не могут не сказаться на содержании трудовых договоров, заключаемых с  такими работниками. Неслучайно в целях оказания практической помощи работникам и работодателям сначала Минтрудом РСФСР по согласованию с Советом Федерации независимых профсоюзов РСФСР был разработан и утвержден Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 г. № 2 Типовой трудовой договор о работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а затем постановлением Минтруда России от 23.07.1998 г.  № 29 были утверждены Рекомендации по заключению трудового договора, отражающие специфику регулирования социально-трудовых отношений в условиях Севера, а также Примерный трудовой договор (контракт) с работниками, привлекаемыми для выполнения работ в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.1

Установление дополнительных гарантий указанным работникам обусловлено  экономической заинтересованностью  государства, сопряженной с необходимостью привлечения рабочей силы для  работы в таких местностях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные гарантии и компенсации лицам,  в связи с работой в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним

 

Прежде чем приступить к рассмотрению гарантий и компенсаций, предусмотренным для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним необходимо  раскрыть  понятие гарантий и компенсаций  в сфере труда, выделить обстоятельства, характеризующие гарантии и компенсации  как правовые понятия.

1. В ч.1 ст. 164 Трудового кодекса РФ гарантии определены как средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений. Таким образом, в качестве цели применения установленных законодательством гарантий указано осуществление имеющихся у работников прав. Следовательно, гарантии выполняют обеспечительную функцию по отношению к установленным работникам правам.

Права работников могут носить как имущественный, так и неимущественный  характер. Существующие гарантии для  осуществления этих прав могут  быть также имущественного и неимущественного характера.

Отличительной чертой неимущественных  гарантий является их непосредственная связь с местом работы, они призваны обеспечить сохранение за работником в установленных законодательством  случаях прежних условий труда, включая рабочее место. В связи  с чем,  главной неимущественной  гарантией является предоставление работнику прежнего места работы после отсутствия по уважительным причинам, например, при нахождении работника  в отпуске по уходу за ребенком.

Имущественные гарантии непосредственно  связаны с правом работника на получение денежного вознаграждения за свой труд.

2. В ч. 2 ст. 164 Трудового кодекса РФ компенсации определены как денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных законодательством обязанностей. Из действующего законодательства можно выделить следующие обстоятельства, характеризующие компенсации как правовое понятие.

Во-первых, компенсации имеют  возмездный характер, они призваны возместить работнику определенные затраты. Тогда как гарантии, которые  предоставляются работникам, не имеют  возмездного характера. Гарантии призваны обеспечить работников реализацию трудовых прав работников, а компенсации имеют  своей целью возмещение понесенных работниками затрат при исполнении установленных обязанностей, а также  при использовании отдельных  прав.

Во-вторых, применение понятия "компенсация" предполагает доказывания  наличия непосредственной связи  понесенных или предполагаемых затрат работника с исполнением трудовых или иных, предусмотренных законом  обязанностей.

Работа в тяжелых климатических  условиях, которые характерны для  районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на протяжении десятков лет компенсировалась предоставлением  гарантий и компенсационных выплат работнику.

В Трудовом кодексе РФ для  получения гарантий и компенсаций  предусмотрены определенные требования к работникам, прибывающим на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности:

- заключение трудового  договора на срок до 5 лет по  инициативе работника либо работодателя, если это связано с переездом  к месту работы, согласно ст. 59 Трудового кодекса;

- наличие у работника,  прибывшего на Север из других  регионов, заключения об отсутствии  медицинских противопоказаний для  работы и проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, согласно ст. 324 Трудового кодекса;

- продолжительность трудового  стажа, необходимого для получения  гарантий и компенсаций, согласно  ст. 314 Трудового кодекса;

В Законе РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1 "О государственных гарантиях  и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"1, Трудовой кодекс РФ и   других нормативных правовых актах к гарантиям и компенсациям для работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, помимо районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате за стаж работы, отнесены;

- ежегодные дополнительные  оплачиваемые отпуска;

- дополнительный выходной  день для работников, имеющих  детей в возрасте до 16 лет;

- сокращенная рабочая  неделя для женщин;

- компенсации семьям, имеющим  детей;

- гарантии медицинского  обслуживания;

- оплата стоимости проезда   и провоза багажа к месту  использования отпуска и обратно  работнику и членам его семьи;

- гарантии и компенсации  расходов, связанных с переездом;

- государственные гарантии  работникам, уволенным в связи  с ликвидацией организации, сокращением  численности или штата сотрудников;

- компенсация расходов  на оплату стоимости проезда  пенсионерам, являющимся получателями  трудовых пенсий по старости  и инвалидности, к месту отдыха  и обратно.

 

 

    1. Районный коэффициент к заработной плате

 

До настоящего времени  применение районных коэффициентов  было установлено  законодательно в  Законе РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1(с изменениями от 24 июля 2009г.) "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"2, в ст. 316 Трудового кодекса, а размеры районных коэффициентов определены  нормативными правовыми актами СССР, постановлениями Правительства РФ и Указами Президента РФ.

Опять таки, Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122 – ФЗ внесены изменения как в Закон о Севере3, так и в ст. 316 Трудового кодекса. Теперь размер районного коэффициента должен устанавливаться Правительством РФ, а не федеральным законом, как было раньше.

В редакции Закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. ст. 10 Закона о Севере называется "Районный коэффициент к заработной плате, пособиям, стипендиям и компенсациям". В ней говорится, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части  трудовой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ.  Из положений данного закона вытекает, что Правительство устанавливает размеры районного коэффициента   к заработной плате работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, а субъекты РФ и органы местного самоуправления решают вопрос об их установлении самостоятельно, но не ниже, чем на федеральном уровне. Работодатели организаций, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливают  к заработной плате работников районные коэффициенты в размерах, предусмотренных для территории, где расположена организация.

Районный коэффициент  – это мера (степень) повышения  заработной платы, компенсаций и  выплат, призванная компенсировать различия в стоимости жизни населения  по регионам. Размер районного коэффициента указывает на какую часть, превышающую единицу, должен быть увеличен заработок работника. Например, при величине районного коэффициента равного 1.15, заработная плата подлежит увеличению на 15%.

По действующему законодательству районный коэффициент начисляется  на фактический месячный заработок  без ограничений его максимального  размера, в который включаются:

-заработная плата, начисленная   по тарифным ставкам (должностным  окладам) за отработанное время,  по сдельным расценкам, в процентах  от выручки при реализации  продукции или в долях; 

Информация о работе Правовое регулирование труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях