Предмет трудового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 10:35, контрольная работа

Описание работы

Трудовое право регулирует трудовые отношения как работников государственных и муниципальных предприятий, так и участников хозяйственных товариществ и обществ, основанных на личном труде. К предмету трудового права относятся также трудовые отношения работников с бюджетными учреждениями и некоммерческими организациями.

Содержание

Введение.
1. Предмет трудового права.
2. Механизм правового регулирования общественного труда.
3. Трудовое право и рынок труда.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Трудовое право АВИ.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

Арбитражному заседателю пропорционально количеству рабочих  дней, в течение которых он участвовал в осуществлении правосудия, соответствующим  арбитражным судом субъекта РФ за счет средств федерального бюджета выплачивается вознаграждение в размере 1/4 должностного оклада судьи данного арбитражного суда, но не менее 5-кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ.

Гарантийные и компенсационные выплаты, полагающиеся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым в связи с явкой в налоговый орган или работой по его поручению, перечислены в ст. 131 Налогового кодекса. Порядок выплаты и размеры сумм, подлежащие выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, определены в Положении, утв. постановлением Правительства РФ от 16 марта 1999 г. N 298. В нем, в частности, говорится, что за лицами, вызываемыми в налоговый орган в качестве свидетелей, за время их отсутствия в связи с этим на работе сохраняются место работы (должность) и средний заработок по основному месту работы.

Переводчики, специалисты  и эксперты получают денежное вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению налогового органа, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей, по нормам оплаты, утв. Минтрудом России по согласованию с Минфином России. Привлечение указанных лиц осуществляется на договорной основе.

B соответствии  со ст. 9 Закона РФ "О коллективных договорах и соглашениях" лица, участвующие в переговорах в качестве представителей сторон, а также специалисты, приглашенные для участия в работе комиссии, на время переговоров освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех месяцев в течение года и включением времени участия в переговорах в трудовой стаж. Все затраты, связанные с участием в переговорах, компенсируются в порядке, предусмотренном законодательством о труде, коллективным договором, соглашением.

Оплата труда  приглашенных по договоренности сторон экспертов и посредников производится по соглашению с ними органами исполнительной власти и хозяйственного управления, работодателями (их объединениями).

Коллективным  договором может быть предусмотрено освобождение от работы тех лиц, которые по поручению трудового коллектива защищают его интересы перед работодателем, в судах и иных государственных органах. В подобных случаях в коллективном договоре оговариваются период освобождения от работы, размер и источник гарантийной выплаты.

Для выборных профсоюзных  работников гарантии, обеспечивающие им возможность наиболее полно осуществлять общественную деятельность, были представлены в Федеральном законе от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".

Применительно к членам комиссий по трудовым спорам (КТС) в ст. 171 ТК названа лишь одна гарантия - предоставление свободного от работы времени для участия  в работе КТС с сохранением  среднего заработка. Об этом же ранее говорилось в ст. 235 КЗоТ. Об исчислении среднего заработка см. ст. 139 ТК.

Как следует  из ч. 3 ст. 171, увольнение членов КТС  по инициативе работодателя производится с учетом мнения выборного профсоюзного органа. В ст. 373 ТК представлен порядок учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа.

Гарантии выборным работникам, занятым в государственных  органах и в органах местного самоуправления, в Трудовом кодексе  не называются. Их можно найти в  первую очередь в федеральных  законах, определяющих статус депутатов государственных органов различных уровней. Так, в Федеральном законе "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (он действует в ред. Федерального закона от 5 июля 1999 г. N 133-ФЗ) есть ст. 25 "Гарантии трудовых прав члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы", ст. 26 "Права депутата Государственной Думы в случае роспуска Государственной Думы" и др., в которых подробно освещены гарантии и компенсации, полагающиеся членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы и их помощникам.

Условия осуществления  лицом, избранным в законодательный (представительный) орган государственной  власти субъектов РФ, депутатской  деятельности (на профессиональной постоянной основе, на профессиональной основе в определенный период, без отрыва от основной деятельности), в том числе полагающиеся им гарантии и компенсации, устанавливаются конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ ФЗ №184 от 6/11/1999 Об общих принципах организации законодательных (исполнительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ст. 11.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации" с последующими изменениями и дополнениями статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий, гарантии прав должностных лиц местного самоуправления определяются в Уставе муниципального образования. Устав принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно.5

3. Трудовое  право и рынок труда

Основополагающими положениями, регулирующими отношения граждан в сфере занятости, являются статья 37 Конституции РФ и основанные на ней законодательные акты: ТК РФ, Закон РФ "О занятости населения в РФ", Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях", а также ряд других законов. Так в ст.37 Конституции РФ содержится:

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно  распоряжаться своими способностями  к труду, выбирать род деятельности  и профессию.

2. Принудительный  труд запрещен.

3. Каждый имеет  право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается  право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет  право на отдых. Работающему  по трудовому договору гарантируются  установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Отсюда видно, что среди прав, гарантируемых  Конституцией, нет действовавшего в  СССР права на труд, т.е. гарантированного права на занятость. Какие же гарантии в области занятости предоставляет гражданам российское законодательство, чего конкретно они вправе требовать от органов государственной власти, обращаясь при необходимости за защитой своих прав в суд? Ответ на этот вопрос дают положения Закона о занятости. Закон предусматривает систему гарантий государства его гражданам в области занятости и социальной поддержки безработных. Приведем эти гарантии. Так, согласно п.1 ст.12 Закона, государство гарантирует гражданам:

- свободу выбора  рода деятельности, в том числе работы с разными режимами труда;

- охрану труда,  правовую защиту от необоснованного  увольнения или необоснованного  отказа в приеме на работу  в соответствии с законодательством  РФ;

- бесплатное  содействие в подборе подходящей  работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости.

Что же касается безработных граждан, то для них  в п.2 ст.12 приводятся особые гарантии. При этом следует иметь в виду, что здесь речь идет о тех гражданах, которые зарегистрированы в органе службы занятости в качестве безработных. Согласно п.2 ст.12, государство гарантирует безработным гражданам:

- бесплатные  профессиональную ориентацию, профессиональную  подготовку, переподготовку и повышение  квалификации по направлению  органов службы занятости;

- обеспечение социальной поддержки;

- компенсацию  в соответствии с законодательством  РФ материальных затрат в связи  с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению  органов службы занятости;

- бесплатное  медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение;

- возможность  заключения срочных трудовых  договоров (контрактов) на участие  в оплачиваемых общественных  работах, организуемых с учетом  возрастных и иных особенностей  граждан.

Статьей 13 Закона предусмотрены дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения.

1.Государство  обеспечивает дополнительные гарантии  гражданам, особо нуждающимся  в социальной защите и испытывающим  трудности в поиске работы, путем:  разработки и реализации целевых программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, предоставления услуг по профессиональной ориентации, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

2. Квота для  приема на работу инвалидов  устанавливается в соответствии  с Федеральным законом "О  социальной защите инвалидов  в РФ". Механизм введения квоты  определяется Правительством РФ.

3. Жены (мужья)  военнослужащих и граждан, уволенных  с военной службы, при прочих  равных условиях имеют преимущественное  право поступления на работу  на государственные и муниципальные  предприятия.

Гарантии социальной поддержки безработных приводятся в ст.28 Закона.

1. Государство  гарантирует безработным:

- выплату пособия  по безработице, в том числе  в период временной нетрудоспособности  безработного;

- выплату стипендии  в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;

- возможность  участия в оплачиваемых общественных  работах;

- возмещение  затрат в связи с добровольным  переездом в другую местность  для трудоустройства по предложению органов службы занятости.

Время, в течение  которого гражданин в установленном  законом порядке получает пособие  по безработице, стипендию, принимает  участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для  переезда по направлению органов  службы занятости в другую местность и трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей, не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий трудовой стаж.

В условиях формирования рынка труда становится правилом установление размера оплаты труда  на основе договорного регулирования (коллективного и индивидуального), что создает эффект полной свободы основных партнеров на рынке труда и невмешательства государства в регулирование заработной платы (кроме нормирования оплаты труда работников, занятых в бюджетной сфере). Такое положение, казалось бы, дает повод сделать концептуально важный вывод: рынок труда и принцип равной оплаты за равный труд - явления, взаимоисключающие друг друга. Однако право на равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия последовательно закрепляется в международных актах (во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах) и в нормах российского законодательства. Что же включается в содержание данного права? Прежде всего это запрещение дискриминации в оплате труда. Первоначально основанием для дискриминации в оплате труда, запрещенной международной конвенцией, стал признак пола. Конвенция N 100 "Относительно равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности" (1951 г.), ратифицированная СССР 4 апреля 1956 г., распространяет принцип равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности как на основную заработную плату, так и на всякие иные вознаграждения, предоставляемые прямо или косвенно в деньгах или в натуре предпринимателем трудящемуся в силу выполнения последним какой-либо работы. Она определяет равное вознаграждение за труд равной ценности как вознаграждение, определяемое без дискриминации по признакам пола. Затем перечень оснований, по которым запрещается дискриминация в оплате труда, существенно был расширен. СССР ратифицировал Конвенцию N 111 "Дискриминация в области труда и занятий" (1958 г.), в которой дискриминация определяется как "всякое различие, недопущение или предпочтение, проводимое по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, иностранного происхождения, социального происхождения (или по любой другой причине, оговоренной государством) и приводящее к уничтожению или нарушению равенства возможностей доступа к труду и к различным занятиям, а также к профессиональному обучению". Указанные основания дискриминации признаются недопустимыми не только при решении проблем "доступа к труду", но и для реализации других прав человека в сфере труда, включая право на равное вознаграждение за равный труд.

Информация о работе Предмет трудового права