Принципы правового регулирования трудовых отношений. Социальное партнерство в сфере труда. Профессиональная подготовка

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 16:30, контрольная работа

Описание работы

На рубеже XIX - XX вв. формирование рыночных отношений в экономике России, обусловило возникновение и развитие партнерских отношений.Однако основные идеи согласования интересов капиталистов или рабочих были сформированы значительно раньше. Чтобы понять сущность социального партнерства, необходимо исходить из истории взаимоотношений между основными классами общественных систем. На первых этапах становления капиталистических отношений, элементы социального партнерства находили выражение в повседневном взаимодействии работника и работодателя.

Содержание

Введение.
1. Принципы правового регулирования трудовых отношений.
2. Социальное партнерство в сфере труда.
3. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников.

Работа содержит 1 файл

ТРУДОВОЕ ПРАВО.docx

— 38.13 Кб (Скачать)

С позиции производственно-технического назначения в обучении рабочих выделяют:

· подготовку новых  рабочих;

· переподготовку и  обучение рабочих вторым (смежным) профессиям;

· повышение квалификации.

В отношении специалистов и руководителей обучающая функция  предприятия проявляется прежде всего в организации повышения их квалификации.

Обучение рабочих  непосредственно на рабочем месте  ориентировано прежде всего на освоение конкретного трудового процесса, выполнение конкретной работы. Этот тип обучения не требует больших расходов и сокращает период адаптации работника. Обучение на рабочем месте характерно прежде всего для рабочих и служащих простых должностей.

Обучение вне рабочего места более эффективно, имеет  большую теоретическую направленность, дает разностороннюю подготовку, но требует  значительных затрат. Кроме того, работник отрывается от своей работы. Это  могут быть лекции и практические занятия в аудитории, использование деловых игр и разбор конкретных производственных ситуаций, обучающие программы (в том числе и на базе ЭВМ), обмен опытом и др.

Обучение вне рабочего места может применяться для  всех категорий работников, но в  большей степени характерно для  руководителей, специалистов и служащих.

Цель деятельности предприятия (фирмы) в области обучения состоит в обеспечении:

— надлежащего уровня подготовки работника, соответствующего требованиям рабочего места (должности);

— условий для  мобильности работника, как предпосылки  к лучшему использованию и  обеспечению занятости;

— возможности для  продвижения работника как условия  формирования мотивации и удовлетворенности  трудом.

Подготовка, переподготовка кадров и повышение квалификации - важное звено в поддержании баланса спроса и предложения рабочей силы.

Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников на предприятии в условиях рынка основана на балансе интересов. С одной стороны, такая система  должна быстро реагировать на изменения  потребностей производства в рабочей силе, а с другой -предоставить работникам возможность для обучения в соответствии с их интересами.

Перед системой управления персоналом на предприятии стоят  следующие задачи в области подготовки, переподготовки кадров и повышения  их квалификации:

1) выработка стратегии  в формировании квалифицированных  кадров;

2) определение потребности  в обучении кадров по отдельным его видам;

3) правильный выбор  форм и методов подготовки, переподготовки  и повышения квалификации;

4) выбор программно-методического  и материально-технического обеспечения  процесса обучения как важного  условия качества обучения;

5) изыскание средств для финансирования всех видов обучения в необходимом количестве и с требуемым качеством.

Подготовка кадров рабочих

Подготовка квалифицированных  рабочих осуществляется в профессионально-технических  училищах, а также в учебных  комбинатах и непосредственно на производстве.

Кадровая политика предприятия в части подготовки кадров может иметь различную  направленность -- от ориентации на сиюминутные интересы, на подготовку узкоспециализированных рабочих, умеющих выполнять одну-две конкретные операции, до ориентации на долгосрочные интересы (подготовка рабочих широкого профиля на базе серьезной теоретической подготовки).

Современная система  подготовки должна учитывать как  интересы предприятия в более  быстром заполнении вакантных рабочих  мест, экономии на издержках, связанных  с затратами на обучение (но при  этом не стоит забывать пословицу "Скупой платит дважды" - имея в виду необходимость  затрат на последующее повышение  квалификации и переподготовку), так  и интересы рабочего -- получить полноценную  профессиональную подготовку (хотя некоторых  могут устраивать быстрые сроки  подготовки и последующего получения заработка). Далее, необходимо учитывать, что подготовка кадров -- это лицензируемая деятельность. Иными словами, предприятие, прежде чем получить лицензию на ее проведение, обязано доказать свои возможности ее осуществления на уровне требований установленных стандартов качества обучения.

Важной задачей  управления персоналом на предприятии  является правильное определение численности  рабочих, которых следует обучить  той или иной профессии, а также  выбор форм подготовки кадров.

Другая важная задача управления персоналом -- оценить возможности обеспечения надлежащего уровня подготовки рабочих по достаточно сложным профессиям на предприятии, а при ее отсутствии -- найти более рациональный путь решения этой задачи с использованием других образовательных структур, т.е. ориентироваться на подготовку на стороне. Здесь должны быть учтены:

· структура необходимой  профессиональной подготовки по ее сложности  и срокам, по требованиям к теоретической  и практической компоненте обучения;

· наличие на предприятии  соответствующей материальной базы и квалифицированного педагогического  персонала, опыта в подготовке кадров;

· финансовые возможности  предприятия для подготовки кадров на стороне.

Подготовка новых  рабочих (не имевших ранее профессии) осуществляется на предприятии по индивидуальной, групповой и курсовой формам обучения. Такая подготовка должна включать не только производственное обучение, но и изучение теоретического курса в объеме, обеспечивающем освоение профессиональных навыков начальной квалификации, необходимых в условиях автоматизированного производства. Сроки такого обучения составляют от 3 до 6 месяцев - в зависимости от сложности приобретаемой специальности. Заканчивается обучение сдачей квалификационного экзамена и присвоением рабочему определенного тарифного разряда.

При индивидуальной форме подготовки каждый обучающийся  прикрепляется к высококвалифицированному рабочему, мастеру или другому  специалисту - либо включается в состав бригады, где его производственным обучением руководит бригадир или  другой член бригады. Теоретический  курс индивидуальной подготовки изучается  обучающимся самостоятельно.

— При групповой  форме обучающиеся объединяются в учебные бригады и выполняют  работу согласно учебной программе  под руководством бригадиров-инструкторов.

— Курсовая форма  подготовки используется для обучения рабочих особо сложным профессиям, требующим значительного объема теоретических знаний и освоения различного вида работ, которыми невозможно овладеть на рабочем месте. Теоретическое  обучение при этом производится в  учебно-курсовых комбинатах либо в  специализированных (в том числе, и лицензированных частных) учебных  заведениях.

Сам процесс обучения в условиях договорных отношений  определяется интересами участвующих сторон, что и обуславливает различия в сроках, содержании, методах профессиональной подготовки. Более того, подготовка кадров на договорной основе за соответствующую плату является своего рода гарантией для реального трудоустройства работника.

В случае заключения тройственного договора (предприятие - работник - учебное заведение) оговариваются обязанности каждой из сторон:

· предприятия - в отношении места работы, организации и оплаты труда, элементов социального обслуживания. При этом оговариваются требования к уровню квалификации работника, сроки его обязательной отработки. Последнее предусматривается, если была осуществлена специальная материальная поддержка работника во время обучения за счет предприятия;

· учебного заведения - в отношении сроков и качества обучения;

· работника - в отношении согласия на занятие данного рабочего места и подготовку либо переподготовку.

В условиях расширения самостоятельности предприятий  качественные требования к подготовке (переподготовке) кадров реализуется  через соответствующие нормативы  на сроки и стоимость подготовки по различным формам и видам обучения, профессиям и уровню квалификации.

Целесообразно, особенно с учетом возросших требований к  качеству рабочей силы и наметившейся тенденции сокращения выделяемых на подготовку кадров средств, иметь на предприятиях самостоятельный фонд подготовки кадров на равных правах с фондом развития производства, науки и техники.

Следует отметить, что  эффект от формирования квалифицированной рабочей силы не столь очевиден и часто отдален во времени - а это служит серьезным препятствием на пути реализации концепции расширения вложения средств в человеческий капитал и подготовку квалифицированных кадров.

Не преодолена и  иждивенческая психология некоторых  хозяйственных руководителей, привыкших  ориентироваться на подготовку квалифицированных  рабочих за счет средств госбюджета.

Есть и сугубо экономические причины такого положения - в частности, серьезные недостатки в налогообложении предприятий, когда остающихся у них средств просто не хватает для качественной подготовки кадров на договорной основе. Поэтому предприятия часто вынуждены довольствоваться малым -краткосрочной подготовкой кадров через индивидуальные формы обучения.

В этих условиях предприятие  нуждается в определенной поддержке. Регулирующее воздействие на предприятие, на его политику в отношении подготовки кадров может проводиться в тесной увязке с программой занятости, реализуемой на данной территории (в регионе), с различными формами территориальной организации подготовки кадров в лице таких субъектов управления, как федеральная служба занятости, администрация области (города) и др. Следовательно, регулирование деятельности предприятия в области подготовки кадров со стороны государственных органов может носить различный характер. Это и соответствующие федеральные программы, и стимулирование заводской системы обучения путем выделения предприятиям различного рода субсидий целевого назначения (на создание новых рабочих мест, подготовку и переподготовку кадров) при условии обеспечения соответствующих стандартов качества, дифференцированная налоговая политика (например, скидка с налога на прибыль при организации соответствующих курсов по переподготовке работников, освобождение от налога сумм, направленных на обучение работников, сокращение размеров или даже освобождение от взносов на социальное страхование и т.п.).

Переподготовка  рабочих кадров

В отличие от подготовки новых рабочих, т.е. обучения людей, не имеющих профессии, и от повышения  квалификации (обучение рабочих той  же профессии без перемены этими  рабочими своей трудовой деятельности.

С позиции организации  процесса обучения принципиальной разницы  между первичным обучением и  переподготовкой нет. Переподготовка рабочих осуществляется прямо на предприятии (конечно, если есть возможность  сохранить рабочих, заняв их на других участках производства), а также  силами территориальной службы занятости (если произошло фактическое высвобождение -увольнение с предприятия).

Переподготовка на предприятии широко практикуется на предприятиях, ориентированных в своей кадровой политике на собственную рабочую силу. Необходимость в переподготовке вызывают такие процессы, как высвобождение работников и их плановое продвижение, внутризаводская текучесть работников (в поисках лучшей работы, условий труда и т.п.).

Следует иметь в  виду, что переподготовка касается не только высвобождаемых рабочих, но и рабочей силы при формировании ряда профессий широкого профиля. В  этом случае переподготовка должна тесно  увязываться с профессиональным продвижением рабочих, а основная ее форма -- обучение смежным и вторым профессиям.

Особенность переподготовки кадров -- в контингенте рабочих, которых она охватывает. Это в основном рабочие средних и старших возрастов, проработавшие определенное время по определенной профессии, что накладывает свою специфику на обучение. Существенно отличается и образовательный уровень данного контингента рабочих: и низкий уровень среднего общего образования, и давность лет его получения.

Численность работников, нуждающихся в переподготовке, зависит  от:

— численности высвобождаемых работников;

— контингента высвобождаемых работников;

— возможностей их трудоустройства  на предприятии (появление новых  или вакантных рабочих мест на других участках производства);

— доли работников (из числа высвобождаемых), согласившихся  на переподготовку.

Планирование переподготовки кадров предполагает наличие информации о том, по каким профессиям требуется  обучить рабочих.

Подробные сведения о высвобождаемых формируются на предприятии не менее чем за два  месяца до их высвобождения.

Поскольку система  профориентации на предприятии развита  слабо и в большей мере направлена на новых работников, чем на высвобождаемую рабочую силу, выбор новой профессии  большинством работников осуществляется самостоятельно, что увеличивает  вероятность ошибки.

Информация о работе Принципы правового регулирования трудовых отношений. Социальное партнерство в сфере труда. Профессиональная подготовка