Регулирование занятости в Чувашии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 14:32, курсовая работа

Описание работы

Цель представленной курсовой работы может быть сформулирована следующим образом: пути и способы совершенствования государственной политики в сфере занято-сти. В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи:
- определить основные признаки таких явлений как занятость населения, безработи-ца, выявить их причины;
- исследовать возможные пути совершенствования государственной политики в сфе-ре занятости.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ 4
1.1 Понятие занятости и безработицы 4
1.2 Регулирование занятости 7
1.3 Правовые основы занятости 9
2. АНАЛИЗ ЗАНЯТОСТИ В ЧУВАШИИ 12
2.1 Динамика рынка труда в Чувашии в 2001-2003 гг. 12
2.2 Динамика рынка труда в Чувашии начиная с 2004 г. 16
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ В ЧУВАШИИ 22
3.1 Регулирование рынка труда в странах СНГ: опыт для Чувашии 22
3.2 Прогнозы развития рынка труда в Чувашии 25
3.3 Приоритетные направления государственной политики 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
ЛИТЕРАТУРА 33

Работа содержит 1 файл

курсач.rtf

— 620.11 Кб (Скачать)

    3.1. Профессиональная ориентация граждан и психологическая поддержка безработных граждан в виде: совершенствование системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения как важнейшего средства развития профессиональной карьеры; развитие профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда; развитие системы социально-профессиональной адаптации выпускников учреждений профессионального образования в целях повышения их конкурентоспособности на рынке труда; оказание психологической поддержки безработным гражданам, профессиональная адаптация на рынке труда длительно не работающих безработных граждан, а также безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет; беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; лица, освобожденные из исправительных учреждений; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей или детей-инвалидов; лица предпенсионного возраста и др.).

    3.2. Профессиональное обучение безработных граждан направленное на: обеспечение соответствия объемов и профилей их подготовки потребностям рынка труда в рамках реализации Указа Президента Чувашской Республики от 4 августа 2003 г. N 81 "О Республиканской программе сбалансированности потребностей экономики в кадрах и рынка образовательных услуг на 2003 - 2005 годы и на период до 2010 года"; повышение эффективности профессионального обучения безработных граждан путем осуществления контроля качества обучения, внедрения в учебный процесс современных педагогических технологий; развитие системы стажировок безработных граждан в организациях республики как самостоятельного вида обучения.

    4. Реализация профилактических мер по содействию трудоустройству населения, оказание адресной поддержки при трудоустройстве граждан, особо нуждающихся в социальной защите, включающих в себя: повышение информированности населения и работодателей о положении на рынке труда; организацию ярмарок вакансий и учебных рабочих мест; организацию общественных работ, позволяющих обеспечить потребность районов и городов в работах, носящих временный или сезонный характер, сохранить у безработных граждан мотивацию к трудовой деятельности и обеспечить им материальную поддержку в виде временного заработка; временное трудоустройство безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите (инвалидов, имеющих показания к труду; одиноких и многодетных родителей; граждан, освобожденных из мест лишения свободы, и других); организацию временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет; организацию временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые; социальную адаптацию безработных граждан на рынке труда; оказание содействия самозанятости населения, особенно проживающего в сельской местности.

    5. Содействие занятости сельского населения: содействие развитию самозанятости и предпринимательской инициативы безработных граждан, проживающих в сельской местности; организация профессионального обучения безработных граждан по профессиям, специальностям, ориентированным на занятость в сельскохозяйственном производстве, сфере бытового обслуживания, потребительской кооперации и других отраслях экономики, а также в народных промыслах; организация общественных работ в сельской местности для обеспечения потребности территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер; проведение ярмарок вакансий для сельских безработных.

    6. Содействие организации альтернативной гражданской службы: формирование банка рабочих мест для прохождения альтернативной гражданской службы в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти Чувашской Республики; участие специалистов органов службы занятости населения в работе призывных комиссий; взаимодействие с военными комиссариатами, заинтересованными министерствами и ведомствами в разработке и реализации комплекса мер по организации учета и контроля за прохождением гражданами альтернативной гражданской службы на территории республики.

    7. Регулирование трудовой миграции: внутренней - использование федерального банка вакансий в целях содействия гражданам в трудоустройстве в другой местности; информирование населения республики о наличии свободных рабочих мест и вакансий в регионах Российской Федерации; заключение договоров с организациями других регионов о направлении к ним рабочей силы; внешней - разработка предложений в Министерство труда и социального развития РФ по определению ежегодной квоты на прием иностранной рабочей силы; выдача заключений о целесообразности привлечения и использования иностранной рабочей силы; содействие занятости беженцев и вынужденных переселенцев.

    8. Социальная поддержка безработных граждан: выплата пособий по безработице в период поиска подходящей работы; стипендий в период прохождения безработными гражданами профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по направлению органов службы занятости населения; оказание материальной помощи; обеспечение выплат пенсий, оформленных безработным гражданам досрочно.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

    Вопрос о необходимости и пределах вмешательства государственных органов (учреждений), собственно и составляющих механизм государства, в ситуацию, складывающуюся на рынке труда (рынке рабочей силы),  на протяжении многих столетий волновавший умы величайших мыслителей - экономистов, будучи в той или иной степени затронутым в их работах, до сих пор остается актуальным.

    Рынок труда (рабочей силы), формируясь не стихийно, а под влиянием множества факторов, не может не быть объектом пристального внимания (опеки) государства с лице его должностных лиц (чиновников). Функционально, государство как институт по управлению делами общества посредством специально созданного, финансируемого на средства, уплачиваемые в виде налогов, сборов, иных платежей, государственного аппарата осуществляет вмешательство в сферу занятости населения, в первую очередь определяя юридическую основу такого рода деятельности. Создавая различного рода учреждения, эффективно реализующие государственную политику в этой сфере, государство определяет в своем законодательстве такой порядок, при котором максимально могут быть достигнуты его цели, согласующиеся с мировыми тенденциями, тенденциями формирования социального государства, политика которого направлена на обеспечение достойного уровня жизни населения.   

    Вопросы государственного регулирования рынка труда не перестанут быть актуальными. Поскольку именно люди, их уровень жизни и развитие является конечной целью любой экономической политики, а политика занятости связана непосредственно с созданием благоприятных условий для труда и соответственно, роста благосостояния нации.

    Безработица, с одной стороны, является позитивным моментом рыночной экономики, стимулируя конкуренцию за лучшие места на рынке труда. Однако вместе с тем, одна приносит немало социальных проблем, поскольку безработный теряет законный источник доходов, с течением времени ослабевает его квалификация, снижается самооценка  - растет напряженность в обществе в целом.

    Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной  занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

    В распоряжении государства присутствует немало способов и административных мер воздействия на рынок труда с целью его корректировки в нужном направлении. Политика занятости населения находится в тесном взаимодействии с другими областями государственного регулирования: трудовое законодательство, область социальной защиты, налоги и др.

    Проводить государственную политику в области занятости необходимо на основе тщательного изучения и анализа всех тенденций и особенностей конкретного объекта регулирования.

    В работе проведен анализ рынка труда в Чувашии за последние 5 лет.

    Данный анализ позволяет сделать выводы, что государственная политика занятости является достаточно эффективной. В результате действий правительства, различных правительственный организаций и в том числе службы занятости постепенно удается снизить уровень безработицы, в том числе среди молодежи и инвалидов.

    Однако остается ряд негативных тенденций таких как например занятость в сельской местности. Для решения указанной проблемы выделяются дополнительные средства для проведения различных мероприятий в области занятости населения в сельской местности. Изучаются и претворяются в жизнь программы по социальному партнерству, позволяющие увеличить эффективность усилий по повышению занятости в сельской местности. Регулярно проводятся ярмарки вакансий, гражданам, зарегистрированным в службе занятости выплачивается небольшое пособие, стимулирующее желание безработного всё-таки найти работу и вместе с тем хоть как-то облегчающее его положение. Кроме того, предлагается ряд бесплатных консультаций для всех, кто обращается в службу занятости и желает найти работу.

    К дальнейшим направлениям совершенствования государственной политики занятости в Чувашии относится совершенствование нормативной правовой базы в сфере занятости населения республики, в том числе в области миграции, дальнейшее развитие социального партнерства на рынке труда, повышение качества рабочей силы и конкурентоспособности граждан на рынке труда с помощью психологической помощи и поддержки и переквалификации и дополнительного обучения безработных. Кроме того, оказание адресной поддержки при трудоустройстве граждан и безусловно содействие занятости сельского населения, в том числе в организации собственного дела.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    Законодательство 

  1. Закон «О занятости населения в Российской Федерации»
  2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г с изменениями и дополнениями
  3. О программе содействия занятости населения Чувашской Республики на 2004 - 2006 годы. Постановление Кабинет Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2003 г. N 330
  4. О Республиканской программе сбалансированности потребностей экономики в кадрах и рынка образовательных услуг на 2003 - 2005 годы и на период до 2010 года. Указ Президента Чувашской Республики N 81 от 4 августа 2003 г.
 

    Учебники, монографии, сборники научных трудов 

  1. Ананьев А. Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике - М.: Юнити, 2000
  2. Архипова АИ, Нестеренко АН, Большакова А.К. Экономика. - М: Проспект 2000
  3. Базылев Н.И., Гурко С.П.  Экономическая  теория (макроэкономика).- М: Дис, 2003
  4. Ведяпин В.И.  Общая экономическая теория. - М.: Книга сервис, 2002
  5. Государственное регулирование экономики, под ред. С.В.Пирогова, В.М.Иванченко, М., РАН институт экономики, 1994 г.
  6. Козырев В. М. Основы современной экономики, учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2000
  7. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: В 2 т. М., 2004
  8. Мамедов О. Ю. Современная  экономика, учеб. пособие.- М.: Зевс, 2004
  9. Мочерный С.В.,  Некрасов В.Н., Овчинников В.Н., Секретарюк В.В., Экономическая теория, учебник для вузов. - М: Книга сервис, 2003
  10. Райзберг Б.А. Курс экономики - М.: ИНФРА-М, 2003
  11. Рофе А. И., Збышко Б. Г., Ишин В. В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда, учеб. пособие.- М.: «МИК», 2004
  12. Рузавин Г.И., Мартынов В.М. Курс рыночной экономики. М., 2001
  13. Сажина М. А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория - М.:ФиС, 1999
  14. Экономическая теория: Вводный курс. Учеб. пособие. - Мн.: БГЭУ, 2004

    Статьи из журналов, газет, интернет - источники 

  1. Прокопов Ф. Макроэкономическая динамика, занятость и безработица в переходной экономике - М.: Человек и труд, 2000
  2. Кашепов А. Проблемы предотвращения массовой безработицы в России - М.: Вопросы экономики, № 5, 2003
  3. Мониторинг социально-экономических реформ в России, 2005. - http://www.recep.ru/ru
  4. Славуцкий О. Повысить взаимную ответственность субъектов рынка труда - М.: Человек  и  труд, 2003
  5. Уровень безработицы в развитых странах мира. - http://www.dengi-info.com
  6. http://www.allmedia.ru
  7. http://www.demoscope.ru
  8. http://www.regnum.ru
  9. http://zakon.chuvashia.com

Информация о работе Регулирование занятости в Чувашии