Шпаргалка по "Трудовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 17:18, шпаргалка

Описание работы

Предмет трудового права как отрасли права
Трудовое право — самостоятельная отрасль права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих трудовые отношения работников и работодателей, а также тесно связанные с ними иные отношения.
Предметом трудового права является как трудовые отношения, так и отношения непосредственно с ними связанные.
Трудовые отношения – это отношения основанные на соглашение между работником и работодателем, а личном выполнение работодателем выплату з/п, выполнение трудовых функций, а подчиненный работник должен выполнять правила внутреннего трудового распорядка при обеспечение работодателем условий труда предусмотренных трудовым законодательством, а также коллективным договором, соглашение локальных нормативных актов и трудового договора.

Работа содержит 1 файл

Ответы к экзамену.doc

— 802.50 Кб (Скачать)

И самым большим  недостатком ТК является именно отсутствие в нем наиважнейших ныне вопросов: о праве на труд, его понятии, четких его гарантиях, о содействии занятости и трудоустройству, о полномочиях трудовых коллективов, которые во всем мире постепенно признаются, а у нас признанная миром производственная демократия значительно Кодексом урезана.

В случае противоречия между Кодексом и иным федеральным  законом применяется Кодекс. А  если вновь принятый федеральный  закон противоречит Кодексу, то этот закон будет применяться лишь при условии внесения в Кодекс соответствующих изменений.

11. ФЗ « О профессиональных  союзах, их правах и гарантиях  деятельности» ( общая характеристика)

Федеральные законы дополняются законами субъектов  Федерации по вопросам прав профсоюзов. Давая их общую характеристику, надо отметить, что Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» состоит из шести глав, объединяющих 33 статьи: гл. I «Общие положения» (ст. 1 — Ю); гл. II «Основные права профсоюзов» (ст. 11—23); гл. III «Гарантии прав профсоюзов» (ст. 24—28); гл. IV «Защита прав профсоюзов» (ст. 29, 30); гл. V «Ответственность профсоюзов

Статья 3 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»  раскрывает понятия терминов: «первичная профорганизация», «общероссийский профсоюз», «общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов», «межрегиональный профсоюз», «межрегиональное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов», «территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов» «территориальная организация профсоюза», «профсоюзный орган» и «профсоюзный представитель».

Профсоюзный представитель  — это профорганизатор, профгрупорг, руководитель профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, профсоюзного органа или другое лицо, уполномоченное на представительство уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, положением о первичной профсоюзной организации или решением соответствующего профсоюзного органа. Профсоюзные представители имеют по закону определенные представительские права. Они вправе: беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены его профсоюза для реализации профсоюзных задач и прав; участвовать в работе различных представительных органов работников; непосредственно обращаться к работодателям по вопросам, затрагивающим интересы членов профсоюза.

Профсоюзы со своими членами имеют не правовые, а общественно-профсоюзные отношения в соответствии с их уставом. Взаимоотношения между различными органами профсоюзов также регулируются их уставами и другими актами профсоюзов. Все это не правовые, а внутрипрофсоюзные отношения. Но отношения профсоюзов с другими органами и в первую очередь с работодателями, их администрацией по вопросам труда, социально-экономическим вопросам регулируются трудовым правом на всех уровнях социально-партнерских отношений. Здесь профсоюзы выступают и как представители работников, и как органы, наделенные определенными правами по защите интересов трудящихся. Эти отношения профсоюзов (как указывалось в гл. 1 учебника) являются по их характеру организационно-управленческими.

Основными направлениями  деятельности профсоюзов являются функции представительства работников, и ее они осуществляют на всех уровнях своих органов, и защитная — по защите социально-трудовых прав и интересов работников и повышению их уровня.

12.Закон РФ « О  занятости населения в РФ»

Правовые, экономические и организационные  условия обеспечения занятости  и гарантии реализации права граждан  на труд определяются современным трудовым законодательством. Конкретное регулирование этих гарантий определяется в первую очередь Трудовым кодексом РФ, а также законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. с последними изменениями, внесенными ФЗ № 287 - ФЗ от 25. 12. 2008 г.

Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в первой главе «Общие положения» дает легальные определения важнейших понятий в сфере занятости, а также участвующих в этой сфере объектов.

Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход.

Во всей указанной системе нормативных  актов о занятости определяющим является Закон РФ «О занятости населения  в РФ». Он состоит из 45 статей, сгруппированных в 8 разделов. Его общая характеристика следующая:

   Раздел I «Общие положения» (ст. 1—7) определяет понятия занятости  (кто считается занятым), безработного, подходящей и неподходящей работы, государственную политику в области занятости, разграничивает в этой области полномочия Федерации и ее субъектов.

Раздел II «Права граждан в области  занятости» (ст. 8—11) закрепляет право  граждан на выбор места работы, на консультацию, профессиональную подготовку, переподготовку, повыше­ние квалификации и получение информации о профессиональной деятельности за границей.

Раздел III «Гарантии в области  занятости» (ст. 12—13) закрепляет общие  для всех гарантии реализации права  на труд и специальные гарантии для  слабо защищенных категорий граждан, в том числе квотирование (бронирование) рабочих мест для инвалидов, молодежи и других граждан, нуждающихся в специальной защите.

Раздел IV «Регулирование и организация  занятости» (ст. 14—24) предусматривает  организацию работы по содействию полной, продуктивной и свободно избранной занятости, меры, осуществляемые государством для этого, а также деятельность Федеральной государственной службы занятости населения, ее органов на местах по финансированию мер по обеспечению занятости, профподготовки, переподготовки безработных и по организации общественных работ. В ст. 21 предусмотрены права профсоюзов и иных представительных органов работников в области содействия занятости.

 Раздел V «Государственная служба  занятости» (ст. 25—27) предусматривает права и обязанности этой службы.

  В разделах VI—VIII говорится  об участии работодателей в  обеспечении занятости, их правах, социальных гарантиях и компенсациях  высвобождаемым работникам и  безработным и о порядке выплаты  пособий безработным и оказании  им и членам их семей матери-ачьной помощи. Закон устанавливает и определенную социальную помощь безработным.

13. Единство и дифференциация в правовом регулировании условий труда , Факторы дифференциации . Общее специальное законодательство о труде

Единства трудового права отражается в его общих конституционных принципах в единых основных трудовых правах и обязанностях, как работника, так и работодателя в общих нормативно правовых актах, содержащих нормы трудового права, которые распространены на всю территорию РФ и на всех работников, где бы и кем бы они не работали.

Дифференциация  правового регулирования труда  отражена прежде всего в нормах 12 раздела ТК РФ (регулирующие особенное  применения труда отдельных категорий  работников).

Все нормы дифференциации являются специальными нормами, которые позволяют разным категориям работников на равнее с другими осуществлять трудовые права и обязанности.

По контингенту  работников источники трудового  права делятся на общие, которые  распространяются на всех работников, и специальные источники, распространяющиеся на отдельные категории работников.

В системе источников трудового права отражаются единство и дифференциация трудового законодательства. Единство отражено в единых для всех трудовых отношений принципах правового регулирования труда и в общих актах и общих нормах для всех работников на территории России, т е в общем трудовом законодательстве.

Дифференциация  норм трудового права выражается в специальном законодательстве для некоторых категорий работников, т е специальных нормативных актах трудового права и специальных нормах в общих актах.

Дифференциация  трудового права и ее результат- специальное законодательство дает всем работникам равную возможность  реализовать свои конституционные трудовые права, обеспечивая их осуществление особенностями правового регулирования труда отдельных категорий работников, нуждающихся в дополнительной защите от производственных вредностей или с учетом характера их труда, трудовой связи.

Специальные нормы  могут быть трех видов:

  1. нормы-льготы
  2. нормы-приспособления
  3. нормы-изъятия.

Все нормы дифференциации — это  специальные (в отличие от общих) нормы, позволяющие разным категориям работников равно с другими осуществлять основные трудовые права и обязанности.

Все специальные нормы дифференциации могут содержаться и в общих актах. Специальные нормы могут составлять отдельный специальный акт.

Специальные нормы могут быть грех видов: нормы-льготы, нормы-изъятия (ограничивающие права против общих) и нормы-приспособления (например, в отраслевой дифференциации с учетом условий труда в дайной отрасли народного хозяйства).

Единство и дифференциация правового  регулирования труда отражаются во всех институтах трудового права,

14. Значение руководящих постановлений высших судебных органов в единообразном применении норм законодательства о труде

 Особую роль и значение  играют постановления Пленума  Верховного Суда РФ по разъяснению  вопросов судебной практики. Эти  разъяснения обладают всеми признаками  источника права, обеспечивая  единообразное применение правовых  норм, в частности трудового законодательства.

В определении понятий трудового  законодательства играют роль и акты высшего судебного органа Союза  ССР. Так, постановление Пленума  Верховного суда СССР от 23 сентября 1977 г. N 15 "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации" с последующими изменениями и дополнениями уточняет значение терминов института материальной ответственности, содержащихся в статьях 118 и 122 КЗоТ, - "прямой действительный ущерб" (п.4) и "день обнаружения ущерба" (п.24).

 Существенное значение для  развития понятийного аппарата  трудового права имеют решения  судов первой инстанции, а также  определения судов кассационной  и надзорной инстанций по конкретным делам, в особенности те из них, которые публикуются в обзорах и обобщениях судебной практики. Эти акты официального казуального толкования доводятся до сведения неопределенного круга правоприменителей с целью обеспечения единства в понимании и применении законодательства о труде. Однако в отличие от руководящих постановлений пленума Верховного суда, имеющих для судов обязательный характер, правоположения, выработанные в ходе разрешения трудовых споров, имеют характер рекомендательного судебного толкования. В этих актах судебных органов редко встречаются определения терминов в виде абстрактной формулы, логически оформленной мысли, чаще используется такой способ, как обозначение "рамок" или "границ" понятия путем исключения отдельных явлений (элементов), не относящихся к данному понятию. Характерны в этом отношении решения по делам о восстановлении на работе лиц, незаконно уволенных за прогулы. Суды уточняют, что не является прогулом: невыход на работу, на которую лицо переведено с нарушением закона, отсутствие работника лишь на своем рабочем месте без уважительной причины более трех часов, если он находился на территории предприятия.

 Иногда решения судов по  конкретным трудовым спорам дополняют  определения или расширяют рамки  понятий. Так, продолжен перечень случаев явного нарушения закона при увольнении работников, приведенный в п.48 постановления пленума Верховного суда РФ от 22 декабря 1992 г.: судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РСФСР назвала в качестве основания для привлечения должностного лица к материальной ответственности незаконное увольнение работницы за ее критические выступления в адрес администрации

15. Отраслевые принципы трудового права

Под принципами трудового права понимаются закрепленные в законодательстве основные руководящие начала, отражающие содержание норм трудового права и основные направления государственной политики в сфере наемного труда и направленные на их дальнейшее развитие. В ст. 2 ТК РФ закрепляются основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. К основным принципам относятся:

1) свобода труда,  включая права на труд;

2) запрещение  принудительного труда и дискриминации  в сфере труда;

3) защита от  безработицы и содействие в трудоустройстве;

4) права каждого  работника на справедливые условия  труда;

5) равенство  прав и возможностей работников;

6) права работника  на участие в управлении организацией;

7) права на  обязательное социальное страхование  работников и т.д.

Традиционной в правовой науке считается такая классификация принципов: общеправовые; межотраслевые; отраслевые.

Общеправовые  принципы закрепляются во всех отраслях права (к ним относятся принципы законности, запрещения дискриминации, неотвратимости ответственности, приоритета международных норм и т.д.).

При этом межотраслевые принципы являются общими для смежных отраслей права. Для трудового права смежными признаны: административное, гражданское, право социального обеспечения, предпринимательское, аграрное. Межотраслевым является, например, принцип свободы труда, поскольку каждый гражданин самостоятельно решает вопрос, связанный с родом своей деятельности. Это может быть и предпринимательская деятельность (в этом случае - предпринимательское право), и поступление на военную службу (административное), занятие фермерским хозяйством (аграрное), заключение трудового договора (трудовое). Межотраслевыми принципами являются также принципы возмездности труда, обеспечения права на отдых и т.д.

Отраслевые  принципы трудового права характеризуются преломлением межотраслевых и общеправовых принципов к отношениям, регулируемым нормами этой отрасли права. Например, межотраслевой принцип свободы труда преломляется в отраслевой - свободы трудового договора. Межотраслевой принцип возмездности труда - в отраслевой - обеспечение права работника на своевременную и в полном размере выплаченную справедливую заработную плату, обеспечивающую достойное человека существование для него самого и членов его семьи, не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда.

Информация о работе Шпаргалка по "Трудовому праву"