Шпаргалка по "Трудовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 17:18, шпаргалка

Описание работы

Предмет трудового права как отрасли права
Трудовое право — самостоятельная отрасль права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих трудовые отношения работников и работодателей, а также тесно связанные с ними иные отношения.
Предметом трудового права является как трудовые отношения, так и отношения непосредственно с ними связанные.
Трудовые отношения – это отношения основанные на соглашение между работником и работодателем, а личном выполнение работодателем выплату з/п, выполнение трудовых функций, а подчиненный работник должен выполнять правила внутреннего трудового распорядка при обеспечение работодателем условий труда предусмотренных трудовым законодательством, а также коллективным договором, соглашение локальных нормативных актов и трудового договора.

Работа содержит 1 файл

Ответы к экзамену.doc

— 802.50 Кб (Скачать)

– избрания на должность;

– избрания по конкурсу на замещение соответствующей  должности;

– назначения на должность или утверждения в  должности;

– направления  на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты;

– судебного  решения о заключении трудового  договора.

Трудовые отношения  между работником и работодателем  возникают также на основании  фактического допущения работника  к работе с ведома или по поручению  работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Изменение трудового правоотношения может происходить только в силу правомерных действий и в большинстве случаев на договорных основаниях (ст. 72–76 ТК РФ).

Прекращается  трудовое правоотношение фактом прекращения трудового договора по основаниям, указанным в ст. 77 ТК РФ. В числе оснований могут быть как соглашение сторон (ст. 78 ТК РФ), так и односторонние волеизъявления каждой из них (ст. 80, 81 ТК РФ).

Основаниями прекращения  трудовых правоотношений считаются и обстоятельства, не зависящие от воли сторон, например призыв работника на военную службу. Перечень пер-воначально закрепленных в ТК РФ (ст. 83) оснований такого рода был дополнен Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ. Среди вновь установленных:

– дисквалификация  или иное административное наказание, исключающее возможность исполнения работником обязанностей по трудовому  договору;

– истечение  срока действия, приостановление  действия на срок более двух месяцев  или лишение работника специального права в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору;

– прекращение  допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска;

– отмена решения  суда или отмена (признание незаконным) решения государственной инспекции  труда о восстановлении работника  на работе.

27. Правоотношения , непосредственно связанные с трудовыми . Субъекты, содержание

Трудовые правоотношения определяют характер др правоотношений, которые вне связи с трудовыми  не имеют самостоятельного значения и выполняют служебную роль. Эти правоотношения, связанные с трудовыми, или как их принято определять- производные от трудовых правоотношения (это такие правоотношения, наличие которых предполагает существование в наст, будущем или прошлом труд правоотношений, без которых бытие производных отношений было бы невозможно или лишено смысла).

К непосредственно связанным с трудовыми отношениями  относятся, согласно ст. 1 ТК, следующие отношения по:

Правоотношения по организации труда и управлению трудом.

Эти правоотношения возникают между работниками (трудовым коллективом) и работодателем (их представителями).

Интерес работников представляет профсоюз, либо иной представитель, избранный общим собранием работников.

Правоотношения по социальному  партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений.

Эти правоотношения возникают по инициативе любой из сторон (работников или работодателей), от их имени выступают представители в связи с необходимостью разработки, обсуждения и принятия как коллективного договора в организации, так и соглашений, заключаемых на различном их уровне.

Правоотношения по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях. Данные правоотношения складываются между работниками, представляющими их профсоюзами и работодателями (их представителями).

Правоотношения по содействию в  обеспечении занятости и трудоустройства предшествуют трудовым правоотношениям.

Субъектами  правоотношений по рассмотрению коллективных трудовых споров являются участники данного спора - работники и работодатель (их представители), а также действующие на этапах примирительной процедуры примирительная комиссия, посредник и (или) трудовой арбитраж.

Правоотношения по рассмотрению трудовых споров являются "факультативными спутниками" трудовых правоотношений, а также рассматриваются как вытекающие из трудовых правоотношений.

Трудовые споры в зависимости от субъектов (участников) и предмета спора подразделяются на индивидуальные и коллективные.

Субъектами  правоотношений по рассмотрению индивидуальных трудовых споров выступают их участники - работник и работодатель (действующий от его имени руководитель) и органы, уполномоченные рассматривать эти споры.

Органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров являются комиссия по трудовым спорам (КТС), создаваемая непосредственно в организации, и суд.

28. Социальное партнерство  в сфере труда

Социальное  партнерство в сфере труда – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Отношения социального партнерства:

а) двусторонние – между представителями работников и работодателей);

б) трехсторонние  – с участием органов государственной  власти и органов местного самоуправления.

Система социального партнерства – совокупность мер организационного, правового, экономического характера, которые должны функционировать на всех уровнях экономики, от общефедерального уровня до уровня отдельно взятой организации в области социально-трудовых отношений, разрешения социально-трудовых конфликтов. Система социального партнерства включает федеральный, региональный, отраслевой, территориальный уровень и уровень организации.

Формы социального партнерства:

коллективные  переговоры – основанные на диалоге  взаимоотношения, результатом которых  является выработка проекта коллективного договора, соглашения и их заключение, установление коллективных условий труда;

взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования  трудовых отношений и иных непосредственно  связанных с ними отношений, обеспечение  гарантий трудовых прав работников и совершенствование трудового законодательства;

участие работников, их представителей в управлении организацией;

участие представителей работников и работодателей в  разрешении трудовых споров.

Основные принципы социального партнерства:

равноправие сторон;

уважение и  учет интересов сторон;

заинтересованность  сторон в участии вдоговорных  отношениях;

содействие  государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической  основе;

соблюдение  сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;

полномочность представителей сторон;

свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

добровольность  принятия сторонами на себя обязательств;

реальность  обязательств, принимаемых на себя сторонами;

обязательность  выполнения коллективных договоров, соглашений;

контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

29. Основные принципы социального партнерства

СП - система  взаимоотношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной  власти, органами МСУ, направленная на обеспечение согласования интересов  работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

осуществляется  в формах:

1) коллективных  переговоров (КП) по подготовке  проектов и заключению коллективных  договоров (КД), соглашений;

2) взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных связанных с ними, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования НПА, содержащих нормы трудового права;

3) участия работников, их представителей в управлении  организацией;

4) участия представителей  работников и работодателей в  разрешении трудовых споров.

Основными принципами являются:

1) равноправие  сторон;

- каждая из  сторон коллективных трудовых  отношений может направить письменное  требование другой о заключении, изменении или дополнении КД;

- для ведения  КП стороны создают на равноправной  основе комиссию из уполномоченных  представителей;

- примирительная  комиссия для разрешения коллективного  трудового спора формируется  из представителей сторон на  равноправной основе;

2) уважение  и учет интересов сторон;

3) заинтересованность  сторон в участии в договорных  отношениях;

обеспечение интересов  обеих сторон;

4) содействие  государства в укреплении и  развитии СП на демократической  основе;

третьим участником в системе СП являются органы государственной власти и органы МСУ. Они - стороны СП, когда выступают в качестве работодателей или их представителей. Государство способно устанавливать юридические нормы, направленные на защиту прав работников и нанимателей, формировать законодательную базу.

5) соблюдение  сторонами и их представителями  трудового законодательства и  иных НПА, содержащих нормы  трудового права;

6) полномочность  представителей сторон;

стороны, ведущие  коллективные переговоры, должны наделять своих представителей необходимыми полномочиями. Органы системы СП должны принимать решения в рамках их полномочий;

7) свобода  выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

8) добровольность  принятия сторонами на себя  обязательств;

право, а не обязанность  заключения КД и соглашений;

9) реальность  обязательств, принимаемых на себя  сторонами;

КД, соглашения не должны заключаться формально  и включать в себя невыполнимые обязательства.

10) обязательность  выполнения КД, соглашений;

Стороны должны выполнять договоренности и исполнять принятые обязательства, иначе-ответственность;

11) контроль  за выполнением принятых коллективных  договоров, соглашений;

12) ответственность  сторон, их представителей за  невыполнение по их вине коллективных  договоров, соглашений.

30.Уровни социального партнерства

Социальное партнерство осуществляется на:

федеральном уровне, на котором устанавливаются  основы регулирования отношений  в сфере труда в Российской Федерации;

межрегиональном уровне, на котором  устанавливаются основы регулирования  отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;

региональном уровне, на котором  устанавливаются основы регулирования  отношений в сфере труда в  субъекте Российской Федерации;

отраслевом уровне, на котором устанавливаются  основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

территориальном уровне, на котором  устанавливаются основы регулирования  отношений в сфере труда в  муниципальном образовании;

локальном уровне, на котором устанавливаются  обязательства работников и работодателя в сфере труда.

31. Коллективный договор

Коллективный  договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Основная задача – регулирование социально-трудовых отношений. Стороны коллективного договора – работники в лице их представителей и работодатель, представляемый руководителем предприятия либо другим полномочным лицом.

Коллективный  договор может заключаться в  организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

Содержание  коллективного договора – согласованные сторонами условия (положения), призванные регулировать социально-трудовые отношения в данной организации. Эти условия определяют права и обязанности сторон и ответственность за их нарушение. Коллективный договор состоит из вступительной части; раздела, содержащего права и обязанности администрации, работодателя, и раздела, содержащего права и обязанности работников организации и их представительных органов. В приложениях к коллективному договору содержатся нормативные положения – нормы, установленные в централизованном порядке, которые посредством коллективного договора доводятся до сведения работников организации, и локальные нормы, применяемые на данном предприятии.

Информация о работе Шпаргалка по "Трудовому праву"