Система заработной платы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 08:54, доклад

Описание работы

В современных условиях перехода России к рыночной экономике меняется понимание заработной платы как правовой категории. Действующий Трудовой кодекс заработной плате отводит разд. VI (гл. 20—22). В нем впервые дается легальное определение оплаты труда. В соответствии со ст. 129 ТК оплата труда -система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 29.93 Кб (Скачать)

   К.М. Варшавский, анализируя  КЗоТ 1922 г., писал о привилегированном  характере вознаграждения за  труд, который означал, во-первых, недопустимость необоснованных  удержаний из вознаграждения  за труд; во-вторых, право трудящегося  на преимущественное удовлетворение  денежных требований по выплате  заработной платы.

   С.С. Каринский и Е.Б. Фрадкин, опираясь на КЗоТ 1971 г., в число гарантий, обеспечивающих охрану заработной платы, включали установление законом порядка и сроков выплаты заработной платы; ограничение удержаний из заработной платы, гарантии сохранения за работником заработной платы в предусмотренных законодательством случаях, контроль за соблюдением законодательства о заработной плате, разрешение споров о заработной плате. По мнению этих ученых, гарантии зарплаты представляют собой систему законодательных мероприятий, защищающих права работников на получение заработной платы. М.В. Молодцов определял гарантии как средства, с помощью которых обеспечивается фактическое исполнение субъектом прав и свобод, а также возложенных на него обязанностей. Отметим, что понятие «гарантии заработной платы» первым ввел в научный оборот В.С. Андреев.

   В настоящее время  понятие «гарантии заработной  платы» является дискуссионным,  а в литературе уже были  предложения заменить его на «охрану, защиту заработной платы». Нам такой подход кажется вполне обоснованным, так как охрана или защита заработной платы более адекватно отражают сущность явления, включают в себя защиту от дискриминации в сфере оплаты труда, недопустимость снижения заработной платы по причинам, не зависящим от работников (в том числе в связи с уменьшением прибыли или доходности деятельности работодателя) и др. К тому же государственные гарантии должны предполагать право требования к государству в случае нарушения этих гарантий, а это можно сказать только про установление МРОТ, да и то с некоторыми оговорками. В этой связи более правильно говорить о гарантиях по оплате труда работников, установленных государством, но обеспечиваемых работодателем под возможностью государственного принуждения. Эти гарантии являются частью более широкого понятия защиты (охраны) заработной платы, одним из способов этой защиты (наравне с самозащитой и др.). Очевидно, что данная проблема нуждается в дальнейших исследованиях, направления которых уже определяются.

   Как отмечалось  выше, в ТК РФ законодатель  впервые в рамках общей статьи  закона перечислил основные государственные  гарантии по оплате труда работников (ст. 130). Многие из них - «хорошо  забытые старые», которые уже  имели легальное закрепление  в предшествующем российском  дореволюционном и советском  законодательстве. Часть гарантий  являются новеллой в трудовом  законодательстве, они порождены  современными реалиями. Рассмотрим  эти гарантии, взяв за основу  принципы обеспечения права каждого  работника на своевременную и  в полном размере выплату справедливой  заработной платы (ст. 2 ТК РФ) и  соответственно исполнения работодателем  обязанности по ее выплате  (ст. 22 ТК РФ).

   При этом перечень  предусмотренных ТК РФ гарантий  по оплате труда (определенных  не совсем удачно в качестве  государственных) является, на наш  взгляд, открытым, хотя это прямо  не следует из содержания ст. 130 ТК РФ. Они могут быть дополнены  на коллективнодоговорном, локальном  и индивидуально-договорном уровнях  правового регулирования трудовых  отношений. Более того, эти гарантии  могут быть увеличены на вышеназванных  уровнях правового регулирования.  В этой связи ТК РФ устанавливает  только основные минимальные  государственные гарантии по  оплате труда. Каждая из этих  гарантий заслуживает специального  исследования, мы же ограничимся  лишь отдельными замечаниями. 

   Минимальныйразмер  оплаты труда (МРОТ)

   Практика законодательного  регулирования минимальной заработной  платы имеет длительную историю.  Она возникла, как отмечалось  выше, в 1896 г. в Австралии, где  были созданы советы по вопросам  заработной платы из представителей  предпринимателей, рабочих и общественности. Эти советы были уполномочены  устанавливать справедливую минимальную  заработную плату для всех  отраслей. Затем законы о минимальной  заработной плате принимаются  в Великобритании (1909 г.), Франции  (1915 г.), Австрии и Норвегии (1918 г.), Германии (1923 г.), Испании (1926 г.) и  других европейских странах. Однозначного  определения минимальной заработной  платы не существовало. Но везде  она определялась как «жизненная  заработная плата» (living wages), «стоимость приличного существования для рабочих», «плата по потребностям». В 1917 г. в Федеральной Конституции Мексики (ст. 123) было записано, что минимальная заработная плата работника - главы семьи должна быть достаточна и соответствовать условиям проживания в каждом регионе страны для обеспечения нормальных жизненных условий, образования и досуга.

   Впоследствии названная  практика была обобщена экспертами  Международной организации труда  (МОТ) и в 1928 г. была принята  Конвенция МОТ № 26 о процедуре  установления минимальной заработной  платы. Согласно Конвенции установленный  минимум заработной платы является  обязательным для соответствующих  предпринимателей и трудящихся и не подлежит снижению ни по индивидуальному соглашению, ни - если только не имеется общего разрешения или разрешения, касающегося отдельного случая, со стороны компетентного органа власти - по коллективному договору (ст. 3). Трудящийся, на которого распространяются минимальные ставки и который получил заработную плату по более низким ставкам, имеет право получить в судебном порядке или посредством иной законной процедуры сумму, которая была ему недоплачена, при условии соблюдения такого срока давности, какой может быть установлен национальным законодательством (ст. 4). Аналогичное правило содержится в Конвенции МОТ от 22 июня 1962 г. № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики».

   Позднее ст. 2 Конвенции  МОТ от 22 июня 1970 г. № 131 «Об  установлении минимальной заработной  платы с особым учетом развивающихся  стран» подчеркнула юридическое  значение минимальной заработной  платы: она не подлежит понижению,  следовательно, работодатель не  вправе платить работнику заработную  плату ниже такого предела.  Россией рассматриваемая Конвенция  МОТ, как, впрочем, и большинство  других международных правовых  актов, до сих пор не ратифицировано.

   В соответствии  с международными стандартами  уровень минимальной зарплаты  рассматривается как нижняя граница,  которая должна гарантировать  удовлетворение основных жизненных  потребностей не только трудящегося,  но и его семьи, при этом, как правило, «набор» таких  потребностей не определяется, а  указываются возможные критерии  их установления. Так, Хартия Европейского сообщества от 9 декабря 1989 г. «Об основных социальных правах трудящихся» указывает на то, что трудящимся должна быть обеспечена справедливая заработная плата, т.е. заработная плата, достаточная для того, чтобы обеспечивать приличный (удовлетворительный) жизненный уровень, более того, устанавливается, что в случае производства удержаний из заработной платы должны быть приняты меры, позволяющие продолжать получение необходимых средств для работника и членов его семьи. Статья 3 Конвенции МОТ от 22 июня 1970 г. № 131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» при определении уровня минимальной заработной платы также предлагает учитывать потребности не только трудящихся, но и их семей, принимая во внимание общий уровень заработной платы в стране, стоимость жизни, социальное пособие, сравнительный уровень жизни других социальных групп, экономические соображения, уровень производства и желательность достижения и поддержания высокой занятости. В соответствии с Европейской социальной хартией Совета Европы (ETS № 163) от 3 мая 1996 г. (подписанной Российской Федерацией в 2000 г., но не ратифицированной) для реализации права на справедливое вознаграждение за труд государства обязуются признать право работников на такое вознаграждение, которое обеспечит им и их семьям достойный жизненный уровень. Данное положение, несомненно, можно отнести и к МРОТ. Еще дальше идет Рекомендация МОТ от 16 июня 1928 г. № 30 «О применении процедуры установления минимальной заработной платы», указывая на учет по общему правилу ставок заработной платы, выплачиваемой за выполнение аналогичной работы в тех отраслях промышленности, в которых трудящиеся организованы в достаточной мере и заключили эффективные коллективные договоры.

   Итак, согласно международным  правовым актам минимальная заработная  плата должна устанавливаться,  с одной стороны, с учетом  интересов работников, а также  членов их семей и, с другой  стороны, интересов экономического  развития. Именно от социально-экономического  положения страны в конечном  итоге зависит определение критериев  установления минимального уровня  основных жизненных потребностей  трудящихся.

   Необходимо отметить, что рассмотренные международные  правовые акты непосредственно  не называют «набор» жизненно  важных потребностей, необходимых  для поддержания достойного уровня  жизни. В отличие от актов  МОТ, перечень последних содержит  Всеобщая декларация прав человека 1948 г., принятая Генеральной Ассамблеей  ООН. Так, в ней указывается,  что каждый человек имеет право  на такой жизненный уровень,  включая пищу, одежду, жилище, медицинский  уход и необходимое социальное  обслуживание, который необходим  для поддержания здоровья и  благосостояния его самого и  его семьи. Международный пакт  об экономических, культурных  и социальных правах 1966 г. закрепляет  право каждого на достаточный  жизненный уровень для него  и его семьи, включающий достаточное  питание, одежду и жилище, и  на непрерывное улучшение условий  жизни. Тем самым МРОТ призван  выполнять функцию обеспечения  достойного уровня жизни.

   Отметим, что Европейский  комитет по социальным правам  выработал концепцию порогового  уровня заработной платы, обеспечивающей  достойный уровень жизни, при  этом любая заработная плата,  которая чрезмерно занижена (по  сравнению со средним уровнем  в стране), не может обеспечить  достойный уровень жизни.

   В соответствии  с международными стандартами  уровень минимальной зарплаты  рассматривается как нижняя граница,  которая должна гарантировать  удовлетворение основных жизненных  потребностей трудящегося и его  семьи. Однако определение критериев  минимального уровня жизненных  потребностей во многом зависит  от социально-экономического положения  страны. Еще в начале ХХ в. Л.С. Таль, не отрицая значение минимального размера заработной платы, писал, что установление минимума зарплаты составляет чрезвычайно сложную и трудную задачу. Необоснованная нормировка минимальной заработной платы, по его мнению, приводит либо к разрушению промышленности и увеличению безработицы, либо остается мертвой буквой закона.

 

 

 

 

 

 

 

 

В систему основных государственных  гарантий заработной платы, т.е. в то, что устанавливает и гарантирует  государство, включаются:

 

– величина минимального размера оплаты труда в России;

 

– величина минимального размера  тарифной ставки работникам бюджетной  сферы;

 

– меры, обеспечивающие повышение  уровня реального содержания заработной платы;

 

– ограничение перечня  оснований и размеров удержаний  из зарплаты и налогов из нее;

 

– ограничение выплаты  зарплаты в натуральной форме;

 

– обеспечение получения  работником зарплаты в случае банкротства  работодателя;

 

– государственный надзор и контроль за полной и своевременной  выплатой зарплаты и предоставлением  установленных ее гарантий;

 

– ответственность работодателей  за нарушение требований Кодекса, трудового  законодательства по оплате труда (ст. 130 ТК).


Информация о работе Система заработной платы