Субъекты трудового права. Трудовые правоотношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:13, реферат

Описание работы

Субъект права – лицо (физическое и юридическое), обладающее по закону способностью иметь и осуществлять непосредственно или через представителя права и юридические обязанности.
Субъект права это необходимый элемент любого правоотношения, но в каждой отрасли права имеет свою специфику.

Содержание

1. Понятие и классификация субъектов трудового права 3
2. Правовой статус субъектов трудового права 8
2.1. Физическое лицо как субъект трудового права 8
2.2. Юридические лица (работодатели) как субъекты трудового права 11
2.3. Профессиональные союзы, объединения работодателей 13
3. Понятие, система и содержание трудового правоотношения 15
Ответ на задачу № 1 22
Ответ на задачу № 2 22
Использованная литература 23

Работа содержит 2 файла

Ready2n_Субъекты трудового права.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

     Например, правовой статус такой категории  учреждений, как образовательные, установлен Законом РФ «Об образовании». В соответствии с ним в федеральную компетенцию входит установление порядка создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений, определяющего в том числе их статус как субъектов трудового права, а также регулирование трудовых отношений, установление норм труда и федеральных нормативов его оплаты в образовательных учреждениях.

     Согласно  данному Закону к компетенции  образовательного учреждения относятся: 1) подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации; 2) установление структуры управления, штатного расписания, распределение должностных обязанностей; 3) установление ставок заработной платы и должностных окладов работников в пределах собственных средств и с учетом ограничений, установленных федеральными и местными нормативами, а также надбавок и доплат к должностным окладам работников, порядка и размеров их премирования; 4) разработка и принятие правил внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, иных локальных актов.

     Все образовательные учреждения вправе привлекать дополнительные финансовые, в том числе валютные, средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг (научно-исследовательских, экспертных, консультационных) без снижения нормативов и (или) абсолютных размеров гго финансирования.

     Таким образом, в законодательстве прослеживается тенденция к наделению их правом самостоятельно определять содержание их трудовой правосубъектности путем расширения видов осуществляемой ими деятельности. Поэтому основная специальная работодательская правосубъектность юридических лиц, определяемая учредителем (учредителями), расширяется ими за счет самостоятельного инициативного расширения видов деятельности, обеспечивающих дополнительное финансирование.

     Эта тенденция, как следует из сказанного, касается даже бюджетных организаций, которые в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, имеют право вести предпринимательскую деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям (ст. 50 ГК РФ).

2.3. Профессиональные  союзы, объединения  работодателей

     На  современном этапе в новых  экономических условиях, сложившихся  при переходе к рыночной экономике, значительно возрастает роль и значение социального партнерства в сфере труда как системы взаимоотношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленной на регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

     Эта тенденция характерна для многих государств с развитой рыночной экономикой и приобрела международный характер в рамках МОТ.

     Развитие  социального диалога между трехсторонними участниками социального партнерства (работниками, работодателями и правительствами) и функционирование системы глобального партнерства МОТ предусматривает в качестве первостепенной задачи создание достойных условий труда каждому работнику.

     Трудовой  кодекс значительно расширил круг участников социального партнерства на всех уровнях, установив, что сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (ст. 25).

     Состав  представителей работников и представителей работодателей как субъектов трудового права по сравнению с КЗоТ РФ и трудовым законодательством, действовавшим до принятия ТК РФ, включает не только традиционные виды субъектов в лице профессиональных союзов, иных профсоюзных организаций, объединений работодателей, но и другие категории представителей.

     Так, по общему определению, данному в  ст. 29 ТК РФ, представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ.

     Конкретный  состав представителей работников, выступающих в качестве субъектов трудового права, определяется в зависимости от уровня социального партнерства.

     На  уровне отдельной организации интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

     Если  в организации, кроме работников, являющихся членами профсоюза, - имеются работники, не являющиеся членами профсоюза, то они обладают правом уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем.

     При отсутствии в организации первичной  профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю.

     Наличие иного представителя не может  являться препятствием для реализации профсоюзной организацией своих полномочий.

     Какой конкретно представительный орган  работников, избираемый ими, может выступать в качестве иного представителя работников, в ТК РФ не указывается (ст. 52).

     На  практике название представительного органа устанавливается общим собранием или конференцией работников, которые определяют статус этого органа, обычно путем принятия соответствующего положения (например, Положение о Совете работников организации).

     Важно, что ТК РФ, исходя из равенства всех представителей работников как субъектов трудового права, устанавливает, что работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с ТК РФ, законами, коллективным договором, соглашениями (ст. 32).

     Подробнее вопросы прав и гарантий деятельности профессиональных союзов изложены в разделах настоящего учебника, посвященных социальному партнерству и защите трудовых прав работников профессиональными союзами.

     Представителем  работодателя на уровне организации при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора являются руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами (ст. 33 ТК РФ).

     Представителями работодателей, уполномоченными представлять их интересы при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, являются объединения работодателей.

     По  своему статусу объединение работодателей - это некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

     Особенности правового положения объединения  работодателей как субъектов права устанавливаются федеральным законом.

     Наряду  с этим в качестве представителей работодателей -государственных и  муниципальных предприятий, а также организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов (федерального, региональных и муниципальных образований), могут выступать органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные на представительство законодательством или работодателями. Трудовой кодекс, помимо представителей работников и работодателей, рассматривает в качестве специфического субъекта трудового права комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, создаваемые по соглашению сторон социального партнерства.

     Указанные комиссии образуются из числа наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон в целях обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки к заключению коллективного договора и соглашений, а также для организации контроля за выполнением коллективного договора и соглашений на всех уровнях на равноправной основе.

     Правовой  статус этих комиссий и их деятельность будут подробнее рассмотрены при характеристике института социального партнерства.

3. Понятие, система  и содержание трудового  правоотношения

    Основанием  трудовых правоотношений (юридическим  фактом) является трудовой договор. Ставится вопрос о возникновении единого (основного) трудового правоотношения. Наиболее распространённым юридическим фактом является трудовой договор, но нельзя забывать о том, что он далеко не единственный юридический факт. Договор относится к числу наиболее распространенных юридических фактов и является основным средством, регулирующим отношения участников экономической деятельности. Правовой режим договорных отношений обеспечивается действующим законодательством, исполнительными и судебными органами власти. Юридическую силу отношениям сторон придает договор.

    Основная  функция трудового договора как  юридического факта, порождающего трудовые отношения, есть установление правовой связи между работодателем и работником. Сущность этого юридического факта состоит в том, что он основывается на добровольном и взаимном волеизъявлении сторон, а объектом соглашения выступает товар особого рода - рабочая сила как совокупность физических и духовных способностей человека.

    Поскольку этот товар неотделим от личности, он не переходит в собственность  покупателя, а передается ему во временное пользование. Поэтому, с  юридической точки зрения, трудовой договор есть соглашение о найме труда, хотя социально-экономическая сущность его состоит в купле-продаже рабочей силы.

     Каждый  гражданин Российской Федерации  имеет право свободно распоряжаться  своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию4. Эти конституционные права российских граждан реализуются, как правило, с помощью трудового договора.

    В науке российского трудового  права, трудовой договор рассматривается  в различных аспектах:

    1. во-первых, он является одним из центральных институтов трудового права, нормы которого регулируют прием  граждан на работу, переводы на другую работу и увольнение их с работы;
    2. во-вторых, трудовой договор представляет собой организационно-правовую форму обеспечения народного хозяйства кадрами и тем самым с его помощью комплектуется (создается) трудовой коллектив, который выполняет все производственные и социальные задачи данного предприятия, учреждения, организации;
    3. в-третьих, трудовой договор служит организационно-правовой формой распределения труда внутри данного предприятия, учреждения, организации;
    4. в-четвертых, трудовой договор (контракт), как указано выше, является главным основанием возникновения трудовых правоотношений и существования их во времени.

    Трудовой  договор закрепляет договорный характер установления трудовых правоотношений, свободу включения граждан в трудовой коллектив предприятия, учреждения, организации. Он регулирует трудовые отношения как отношения по найму, которые возникают между работодателями и наемными работниками5.

    В условиях перехода к рыночным отношениям, когда появляется конкуренция и  безработица, роль и значение трудового  договора резко возрастают, так как  с его помощью осуществляется прием на работу, а работодатель стремится принимать на работу наиболее квалифицированных, опытных и производительных работников. Трудовой договор – это соглашение между работником и работодателем, по которому работник обязуется выполнять определённую трудовую деятельность, подчиняясь правилам внутреннего распорядка, а работодатель обязуется выплачивать заработную плату и обеспечивать условия, установленные законодательством, коллективным договором и соглашениями.  Из этого определения вытекает ряд выводов:

    1. Трудовой договор есть соглашение его сторон, т. е. на лицо взаимное волеизъявление их, направленное на установление между ними трудового правоотношения;
    2. Сторонами его являются трудящийся и предприятие, учреждение, организация различных форм собственности.
    3. Трудовой договор определяет основные обязанности его сторон.

    К основным обязанностям трудящегося по трудовому договору  относится, прежде всего, выполнение работы определенного рода на данном предприятии, в учреждении, организации. Выполнение работы определенного рода, а это означает выполнение работником определенной трудовой функции в общем коллективном труде работников данного предприятия, учреждения, организации.

Ready_Субъекты трудового права.doc

— 160.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Субъекты трудового права. Трудовые правоотношения