Труд иностранцев в условиях финансово-экономического кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 17:57, доклад

Описание работы

1. значение мигрантов трудовой сфере
2. нужны ли во время кризиса+ соц-е, нац-е, и эконом последствия
3. законопроект о приобретении патента

Работа содержит 1 файл

труд иностранцев.doc

— 43.00 Кб (Скачать)

ТРУД  ИНОСТРАНЦЕВ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

КРИЗИСА 

1. значение мигрантов   трудовой сфере

2. нужны ли во  время кризиса+ соц-е, нац-е, и эконом последствия

3. законопроект о  приобретении патента

вывод

1)В период мирового финансового кризиса острой проблемой становится трудовая миграция. Каковы ее масштабы, что влечет за собой сокращение квот на иностранную рабочую силу?

По словам председателя Комитета ГД по конституционному законодательству и госстроительству Владимира Плигина: В настоящее время миграционное законодательство находится в зоне особого внимания не только в Российской Федерации, но и практически во всех странах мира. Это связано с тем, что в условиях развивающихся кризисных явлений перед властью в любом государстве мира встает сложная проблема – защитить прежде всего своих граждан, создать для них некие приоритеты на рынках труда.

Российская экономика  не выживет без привлечения труда  мигрантов. Это категоричное утверждение  лет десять назад считалось едва ли не кощунственным и уж во всяком случае непатриотичным. Сегодня абсолютное большинство экспертов-экономистов убеждены, что запланированный на ближайшую перспективу экономический рост, даже при реальном повышении производительности труда, невозможен без масштабного пополнения трудовых ресурсов за счет миграции.

    2) В августе 2008 г. Правительством РФ была одобрена Концепция действий на рынке труда на 2008 - 2010 гг., положения которой определяли новые ориентиры в области занятости населения, сформулированные с учетом позитивных тенденций экономического развития, наблюдаемых в последние годы. Особое внимание в новой Концепции действий на рынке труда уделено вопросам регулирования привлечения иностранной рабочей силы.

    Мировой финансово-экономический кризис внес существенные коррективы в стратегии и планы государства и бизнеса.

    В условиях роста безработицы актуальной задачей становится защита права  российских граждан на приоритетное трудоустройство. В целях обеспечения  реализации указанного права в Российской Федерации устанавливаются квоты  на привлечение иностранной рабочей силы, а также максимально допустимая доля используемых работодателями трудящихся-мигрантов, которая определяется по видам экономической деятельности.

    Квоты на привлечение иностранных работников формируются на основании предложений региональных органов исполнительной власти по результатам обобщения и рассмотрения последними заявок работодателей, планирующих использование труда мигрантов.

    До  ноября 2008 г. вопрос о возможности  уменьшения установленных квот не возникал. Напротив, был не только исчерпан резерв квоты, но и сама величина квоты была пересмотрена в большую сторону. Изменение ситуации на рынке труда в связи с финансово-экономическим кризисом вызвало необходимость оперативного внесения изменений в действующее законодательство, предусматривающих механизм сокращения установленных квот.

    На 2009 г. Правительством РФ были установлены  квоты на выдачу иностранным гражданам  около 4 млн разрешений на работу и  более 1250 тыс. приглашений на въезд  из "визовых" стран. Поскольку  при определении указанных величин учитывалась норма, предусматривающая резерв в размере 30% установленной квоты, заявленная работодателями потребность составляет около 70% утвержденной величины.

    Российские  граждане, даже в условиях безработицы  и снижения уровня доходов, неохотно согласятся заниматься тяжелым физическим трудом за низкую оплату труда. государство не откажется от решения стратегических задач по развитию транспортной инфраструктуры, обеспечению населения жильем, развития агропромышленного комплекса. Это означает, что необходимость привлечения иностранной рабочей силы сохранится, по крайней мере, до тех пор, пока качество рабочих мест в соответствующих видах деятельности не изменится радикально.

    Большинство мигрантов не нашедших работу возвращаются к себе на Родину, но есть лица которые остаются. у которых попросту нет денег на обратную дорогу и они становятся "лакомым куском" для криминальных кругов и теневой экономики.

      В связи с этим нельзя не упомянуть и о социальной проблеме наличие в нашей стране трудовых мигрантов, приводят к резкой нетерпимости в российском обществе.

А при дальнейшей напряженности ситуации власти будут  искать "козла отпущения" для  отвода гнева людей от собственного нежелания всерьез взяться за решение социальных вопросов. Скорее всего, будет наблюдаться активизация разного рода националистических организаций. А версия "во всем виноваты мигранты" для обывателя всегда была очень удобна, ибо есть на кого свалить все невзгоды и несчастья. Одним словом, произойдет легализация чувства ненависти в обществе.

В России уже  сейчас наблюдается взрывной рост расистских настроений и даже атак на мигрантов - причем в самом худшем, диком  стиле, с видеосъемками.

В России давно  уже подогревается мнение, что  мигранты, сформировав свои неформальные трудовые объединения, препятствуют местному населению занимать те ниши, которые они бы хотели занять.  

3) Россия стала главным для всей Восточной Европы и Центральной Азии поставщиком рабочих мест, не требующих высокой квалификации, на нее приходится 2/3 всех доходов гастарбайтеров в этих регионах.

В 2003 году Международная  организация труда (МОТ) в рамках Специальной программы действий по борьбе с принудительным трудом провела исследование, целью которого был сбор данных о формах трудовой эксплуатации в России. Для нашей страны такое исследование чрезвычайно актуально, поскольку она переживает стремительный рост иммиграции (особенно из стран СНГ), а отсутствие адекватного регулирования миграционных процессов приводит к распространению различных практик эксплуатации, включая и такие как рабство и торговля людьми.

ФМС РФ внес на рассмотрение Правительства РФ проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный  закон «О правовом положении иностранных  граждан в РФ», Налоговый кодекс и Бюджетный кодекс РФ» Этот законопроект, в целом был одобрен еще на заседании правительства 17 декабря – с условием его доработки с участием профсоюзов. Курировать этот вопрос было поручено вице-премьеру Александру Жукову. Теперь документ, который вносит изменения в закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ», а также в Налоговый и Бюджетный кодексы, внесен правительством в Госдуму.

Законопроект  направлен на совершенствование  механизмов регулирования внешней  трудовой миграции, защиты национального  рынка труда. Проектом федерального закона предполагается создать наиболее благоприятные условия для отдельных категорий иностранных граждан, въезжающих в РФ для осуществления трудовой деятельности на безвизовой основе.

В целях легализации  трудовой деятельности иностранных граждан, осуществляемой по найму у физических лиц, законопроектом предлагается введение механизма приобретения иностранными гражданами патента. Для работы по найму у физических лиц иностранцы, в соответствии с проектом, должны будут приобретать в территориальных органах ФМС патент, стоимость которого составит 1000 рублей. Срок действия патента будет продлеваться без последующего обращения в ФМС, но при условии ежемесячного внесения платы в размере стоимости выданного патента.

Также иностранцы, собирающиеся работать в России, будут подлежать фотографированию и дактилоскопической регистрации. Идеология законопроекта исключает «патентных» мигрантов из системы квот ФМС на импорт рабочей силы. Правительственный документ с помощью патента легализует иностранцев, работающих у физических лиц. Напомню, что сейчас иностранный работник может работать в РФ только при наличии трудового договора, однако заключается он лишь с юридическим лицом. Патенты же планируется выдавать тем, кто будет работать на физических лиц – например, помощником по хозяйству, воспитателем, сторожем, садовником.

 По мнению главного специалиста управления по развитию трудового потенциала НИИ труда и социального страхования Минздравсоцразвития России Юлиана Алексенцева все патенты на работу для иностранцев в Российской Федерации необходимо дифференцировать. Необходимо делать различия от рода услуг, которые будут оказываться физическому лицу.

По  мнению законодателей Практическая реализация положений законопроекта позволит упорядочить регулирование трудовой миграции, создаст благоприятные условия для привлечения в РФ, в первую очередь, квалифицированных специалистов, будет способствовать легализации иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность по найму у физических лиц.

По данным ведомства, только в Москве находится около 1 млн. нелегалов, причем треть из них занята в частном секторе. В ФМС рассчитывают, что нововведение поможет их легализовать и получить дополнительные средства в бюджет.

Ранее против законопроекта  резко выступили московские власти, которые настаивают на полном пересмотре миграционного законодательства в сторону его ужесточения. Опасения московских властей в том, что патенты станут «лазейкой, благодаря которой количество мигрантов вырастет в арифметической прогрессии», объяснимы – именно на Москву приходится значительная часть миграционных потоков, притом что только 15% въехавших в Москву мигрантов зарегистрированы, остальные же 85% находятся «в тени». 

Эксперты, поддерживая  в целом идею законопроекта, сомневаются  в возможности адекватно его реализовать. Эксперты опасаются и роста числа нелегальных посредников, которые будут проводить мошеннические схемы с патентами. В целом не очень понятно, как закон будет реализован технически, но надо признать, что это будет хороший финансовый инструмент. Введение патентов приведет к дополнительным сборам и улучшениям показателей ведомства, но никак не решит проблему нелегалов. 

    Таким образом, задача совершенствования  регулирования внешней трудовой иммиграции является многогранной и затрагивает различные аспекты использования иностранной рабочей силы. Решение этой задачи, несмотря на изменившиеся экономические условия, не должно рассматриваться как создание механизмов для ограничения привлечения трудящихся-мигрантов. Необходимо большее внимание уделять противодействию нелегальной иммиграции, создавать условия для снижения неквалифицированного труда, предотвращать нарушения трудового законодательства, в том числе требований по охране труда, в отношении иностранных граждан.

    Решение стратегических задач экономического развития страны будет невозможным без привлечения дополнительных трудовых ресурсов из-за рубежа. В условиях демографического спада борьба за эти ресурсы будет обостряться по мере восстановления экономики, равно как она будет обостряться за инвестиции. К началу нового инновационного периода экономического развития в России должна быть уже сформирована эффективная модель управления трудовыми ресурсами и в том числе иностранной рабочей силой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Труд иностранцев в условиях финансово-экономического кризиса