Трудовое законодательство США и России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:45, доклад

Описание работы

Все это, а также войны в Афганистане и Ираке создают не очень благоприятный образ Америки в мире. Этой стране все сложнее и сложнее действовать в одиночку, безапелляционно, служить образцом экономической и политической модели развития.
Если сравнивать Россию и США, еще недавно многие сказали бы, что тут и сравнивать нечего. Россия, дескать, отстает по всем показателям. А сегодня нам так не кажется.

Работа содержит 1 файл

трудовое законодательство сша и россии..docx

— 65.40 Кб (Скачать)

3. Целевой характер  персональной информации, законность  целей и способов ее обработки  и добросовестность. Согласно ТК  РФ (ст. 86) обработка персональных  данных работника может осуществляться  исключительно в целях обеспечения  соблюдения законов и иных  нормативных правовых актов, содействия  работникам в трудоустройстве,  обучении и продвижении по  службе, обеспечения личной безопасности  работников, контроля количества  и качества выполняемой работы  и обеспечения сохранности имущества.  По сути, здесь мы имеем чрезвычайно  широкое целеполагание при обработке персональных данных работника. Другими словами, получение и обработка персональных данных должны проводиться только в целях обеспечения трудовых прав и законных интересов работников и работодателей. При этом особое значение приобретает запрет получать информацию в иных целях и в большем объеме, чем предусмотрено Конституцией РФ и федеральными законами. Целевой характер означает, что персональные данные должны храниться не дольше, чем этого требует цель, для которой они накапливаются, и подлежат уничтожению, если в них миновала надобность. На это прямо указывает п. 2 ст. 5 ФЗ «О персональных данных». В ТК РФ легально не закреплены ни конкретные цели обработки персональных данных, ни правила об ограничении сроков их хранения.

Эти пробелы  следует восполнить в законодательном  порядке.

4. Свободный  доступ работника к своим персональным  данным и право на полную  информацию о них, а равно  запрет работодателю объединять  созданные для несовместимых  между собой целей баз персональных  данных, недопустимость создания  информационных ресурсов персонального  характера, закрытых или ограниченных  в доступе для работника, кроме  случаев, предусмотренных федеральным  законом.

5. Гарантированность  субъективных прав работника,  связанных с защитой его персональных  данных. Государственные органы, работодатели  обязаны соблюдать эти права.  Лица, виновные в нарушении норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных работника, в соответствии с указанием ст. 90 ТК РФ, несут дисциплинарную, административную (ст. 13.11 и 13.14 КоАП РФ), гражданско-правовую (ст. 277 ТК РФ для руководителя организации, ст. 1100 ГК РФ) или уголовную ответственность (137, 138 УК РФ). Наряду с дисциплинарной ответственностью по ТК РФ (пп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81, ст. 192) в качестве одного из оснований наступления полной материальной ответственности работников, имеющих в связи с должностными обязанностями доступ к персональным данным работников, может быть разглашение сведений, составляющих служебную тайну (ст. 243). Работник вправе обжаловать в суд любые неправомерные действия или бездействие работодателя при обработке и защите его персональных данных.

Согласно ТК РФ (ст. 86) работодатели, работники и  их представители должны совместно  выработать меры защиты персональных данных работников. Работник вправе определять своих представителей для защиты своих персональных данных (ст. 89 ТК). Таким образом, права работников в целях обеспечения защиты персональных данных гарантируются не только индивидуальными  способами защиты, но и коллективными (социально-партнерскими) с участием представителей работников.

Вышеназванные принципы в целом соответствуют  принципам, закрепленным в законодательстве ведущих стран Запада (Закон Великобритании о защите персональных данных, Принципы защиты и использования персональных данных (США), Модельный кодекс 
по защите персональных данных (Канада) и др.)
 

Взаимоотношения труда и капитала, функции государства 

Исследователи обоих направлений (консерваторы и  либералы) считают чрезвычайно важным для достижения экономического успеха страны улучшение взаимоотношений труда и капитала.

Новая эра технологических  открытий смещает акцент от индивидуального  разума к коллективному сотрудничеству. Важным звеном активизации экономики  и трудовых отношений считается  расширение коллективизма, интеграция труда и капитала на качественно  новой основе. Речь идет не о тактическом (вертикальном) уровне (как это было при институционализации тред-юнионов в общественно-политическую систему страны), разрешающем торг по условиям заработной платы и социальных льгот, а о стратегическом (горизонтальном), предполагающем выработку единых целей и задач труда и капитала в условиях жесткой конкуренции иностранных товаров, необходимости экономического выживания предприятий.

Для повышения  рентабельности производства рекомендуется  передача рабочим большей доли участия  в принятии решений не только в  рамках цеха, но и всего предприятия. Разрыв же в оплате труда и степени  ответственности за судьбу фирмы  между рабочими и менеджментом воспринимается как уничтожение духа команды  путем разделения предприятия на "мы" и "они". Либеральные  ученые, конечно, идут дальше своих  коллег-консерваторов, полагая, что  изменить установившийся порядок вещей  может правительство2.

Центральной задачей  государства в регулировании  трудовых отношений исследователи  считают создание эффективных механизмов участия рабочих в управлении производством. Для этого предлагается внедрить налоговые льготы для предприятий, где рабочие являются совладельцами доходов, акций, т.е. инвесторами производства.

Объединяющей  концепцией ученых консервативного  и прогрессивного направлений относительно будущего развития трудовых отношений  и функций государства является признание необходимости демократизации рабочих мест, принципов управления для обеспечения экономического роста и повышения производительности труда, а также переход от традиционных вертикальных систем управления на горизонтальные, многофункциональные рабочие места, действующие на основе высокоэффективных  команд.

Подобная схема  во многом интегрирует функции рабочих  с низшим и средним слоями менеджмента, объединяя их в одно мобильное  трудовое звено. Рабочие во многом сами решают производственные задачи, которые  ранее были исключительно в компетенции  управленцев. Новый принцип организации  труда уравнивает социальный статус работников, ликвидирует прежнюю  субординацию, сближает профессиональные интересы. Ученые и политики связывают  расширение масштабов действия этих систем производства с традиционной функцией государства оказывать  труду и капиталу морально-психологическую  и финансовую поддержку.

Американские  исследователи Дж.Грейсон младший и К.О'Делл считают лучшей схемой перспективного развития трудовых отношений этатистко-корпоративистскую модель, в рамках которой государство ассигнует фонды и само определяет важнейшие проблемы взаимоотношений труда и капитала (используя разработки средних и низовых звеньев администраций предприятий). Непосредственная же реализация рекомендуемых программ вверяется частному сектору совместно с корпорациями и профсоюзами, либо трудовыми коллективами.

Ряд прогнозов  и рекомендаций относительно будущего регулирования трудовых отношений  можно отнести исключительно  к либеральному направлению.

Так, в качестве новой схемы предлагается превратить правительство из наблюдателя в  участника переговоров между  трудом и капиталом (подобно тому, как это происходит в Англии).

В целях повышения  производительности труда выдвигается  идея превращения государства в  акционера предприятий, т.е. покупки  им некоторой части акций. Получение  же права голоса в Совете директоров при принятии решений обеспечит  защиту долгосрочных интересов региона, эффективность заключенных соглашений между трудом и менеджментом. Подобная практика уже существует в ряде штатов, в частности в Индиане. В перспективе приобретенные государством акции должны быть переданы непосредственно служащим компаний для предоставления им большей власти, улучшения региональной занятости, повышения заработной платы, роста производительности труда. Фактически утверждается схема социализации предприятий, что является более отдаленной перспективой, нежели другие проекты, связанные с расширением роли государства.  

Роль  государства в  подготовке 
и переподготовке кадров
 

Важным постулатом либеральных ученых является усиление ответственности государства за подготовку и переподготовку кадров, увеличение его доли в финансировании этого процесса.

Существующая  система обучения работников за счет фирм, профсоюзов и государства не отличается высокой эффективностью. В новой системе подготовки кадров нуждается не только промышленность, но и сфера услуг. Американские исследования показывают, что значительная часть  работников, несмотря на наличие образования  в рамках традиционной школы, не способна качественно выполнять свои обязанности.

Для повышения  квалификации или переподготовки персонала  И.Апельбаум и Р.Бэт, исследователи по вопросам индустриальных отношений, предлагают создать сильную локальную институциональную базу, которая будет обеспечивать на уровне рабочих мест гибкое реагирование на технологические изменения.

С этой целью  предполагается внедрить сеть подготовительных структур на базе маленьких фирм, общественных организаций, профсоюзов, колледжей, местных  трудовых организаций. Данная система  будет объединять подготовительные комитеты труда и менеджмента, существующие на уровне предприятий.

Ее финансирование должно обеспечиваться непосредственно из федерального бюджета. Предлагается особая схема кредитования. Предприятию должны выделяться со стороны государства специальные гранты и заключаться с ним контракты, обязывающие предпринимателя осуществлять подготовку и переподготовку работников. Чтобы государственные средства целевого назначения не расходовались финансовыми структурами на свои нужды, рекомендуется передать администрациям штатов контролирующие функции по аудиторским проверкам расходования денег на местах. Подобная практика уже была успешно реализована в штатах Иллинойс и Калифорния3.

Важной миссией  государства является введение постоянного  контроля за трудовыми ресурсами, особенно безработными и частично занятыми, в целях изменения их квалификации и планомерного перераспределения в новые отрасли производства. 

Заработная  плата 
и ценовая политика государства
 

В отношении  заработной платы и ценовой политики государства позиции либеральных и консервативных ученых существенно расходятся.

Формула консервативных исследователей основывается на урезании реальной заработной платы в сочетании с девальвацией доллара по сравнению с иностранными валютами с целью улучшения торгового баланса за счет удешевления американских товаров на мировых рынках. Данная схема, являясь эффективной в краткосрочном плане, в долгосрочной перспективе может отрицательно повлиять на жизненный уровень большинства американцев.

По мнению Р.Б.Рейча, преподавателя политэкономии в школе Дж.Кеннеди при Гарвардском университете, практическим следствием подобного поощрения корпораций станут замена квалифицированных рабочих неквалифицированными; увольнение старых работников без выплат пособий и пенсий; сокращение числа служащих; урезание реальной заработной платы (благодаря уступкам в коллективно-договорном процессе со стороны профсоюзов); разрастание масштабов двухъярусной системы оплаты труда и т.д.

В долгосрочном плане снижение внутренних выплат американцам  неизбежно приведет к выравниванию уровней жизни рабочих США, Бразилии, Южной Кореи. Достигнув повышения  конкурентоспособности американских товаров, особенно продукции автомобильной  промышленности, Америка в целом, считает Рейч, станет намного беднее4.

Информация о работе Трудовое законодательство США и России