Трудовое законодательство США и России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:45, доклад

Описание работы

Все это, а также войны в Афганистане и Ираке создают не очень благоприятный образ Америки в мире. Этой стране все сложнее и сложнее действовать в одиночку, безапелляционно, служить образцом экономической и политической модели развития.
Если сравнивать Россию и США, еще недавно многие сказали бы, что тут и сравнивать нечего. Россия, дескать, отстает по всем показателям. А сегодня нам так не кажется.

Работа содержит 1 файл

трудовое законодательство сша и россии..docx

— 65.40 Кб (Скачать)
 
 

А давайте сравним  эти две страны. До недавнего времени  считалось, что США - это такая  глыба во всех смыслах, это нечто  непревзойденное, идеальное для  жизни. Многие в мире стремились добиться вида на жительство в этой стране. Россию же пытаются изобразить как проблемную страну, которая катится по наклонной  плоскости куда-то вниз. 
Но такие оценки и отношение устарели. Первый серьезный сигнал о проблемах в США  прозвучал, когда в этой стране начался мировой финансовый кризис. К этому можно добавить свертывание космической программы полета челноков, что вывело Россию на передовые позиции в сфере космоса. Еще одна проблема - это неудачная война в Ливии. И, наконец, угроза дефолта самой мощной экономики мира. 
Все это, а также войны в Афганистане и Ираке создают не очень благоприятный образ Америки в мире. Этой стране все сложнее и сложнее действовать в одиночку, безапелляционно, служить образцом  экономической и политической модели развития. 
Если сравнивать  Россию и США, еще недавно многие сказали бы, что тут и сравнивать нечего. Россия, дескать, отстает по всем показателям. А сегодня нам так не кажется. Если стране угрожает финансовый крах, то можно ли ее экономику назвать сильной? Если именно в этой стране финансовые пирамиды, то есть феноменальная жадность и погоня за прибылью, явились источником больших экономических трудностей в мире, то совершенно ясно, что такая модель не может претендовать на образец потенциального развития. 
США испытывают серьезные экономические, финансовые, идеологические трудности. Перед ними встает очень серьезный вопрос, что же делать. 
Знакомый вопрос, не правда ли? Если говорить о России, то сейчас идут активные споры о том, как развиваться России дальше. Но в отличие от США в России нет такого финансового кризиса, а возможности экономического роста просто колоссальные. В России не может быть безработицы по определению, поскольку необъятные земли требуют обработки, огромные территории требуют развития инфраструктуры. Огромные территории Сибири требуют приложения рук, которых в России просто не хватает. России нужны ученые для разработки новых технологий, нужны грамотные инженеры и квалифицированные рабочие для создания новой техники. Ей нужны прекрасно образованные и обученные офицеры для обеспечения защиты страны. России не нужны чужие территории и захватнические войны, в отличие от США. 
Если говорить о перспективах развития, то в России они имеют неограниченный характер. Проблема лишь в том, чтобы создать надлежащие условия для реализации возможностей людей и прежде всего молодежи. Парадокс заключается в том, что при таких огромных возможностях властям и народу не удается создать организационные формы, которые бы обеспечили реализацию человеческих возможностей в полной мере. 
Удивительно то, что в условиях острой необходимости развития всех сфер жизни, модернизации страны, развития сельского хозяйства, науки, образования и всего другого молодые люди говорят о низком уровне мобильности кадров, о невозможности самореализации. Говоря просто, проблема России в том, что люди препятсхотят создавать, трудится, расти творчески и материально. Но у них на пути стоят коррупция, беззаконие, безответственность, неэффективное управление и зачастую глупость. Это как все выражается в жизни? Те, кто наверху, создают свои кланы, круг своих, и туда никого больше не пускают. Эти верхи сосредоточили в своих руках экономическую и политическую власть. И развитие страны застопорилось. 
И в этом Россия и США очень похожи. Россия сделала феноменальные вещи. Она за очень короткое время сумела пройти столетние стадии развития капитализма и вступила в кризис в таком же виде, как и США. Но есть и большое отличие. Если в США развитие капитализма происходило на протяжении всего двадцатого столетия и неоднократно прерывалось кризисами, то в молодой России этой первый такой системный  кризис. В США практически нет внутренних резервов для его преодоления, поэтому они развернули внешние походы и  войны. В России же есть огромные возможности для преодоления этого первого такого глубокого кризиса капитализма. 
Как этот кризис может быть преодолен? Есть уникальная возможность. Он не может быть преодолен снизу, поскольку народ отстранен от власти. Он не может быть преодолен самими коррумпированными кланами и продажной элитой. Но он может быть преодолен с помощью того ресурса власти, который сегодня в России есть. Действительно, слава Богу, что такая власть есть. Если бы ее не было, все было бы давно кончено. Но она есть и стоит, не смотря ни на что. И это само по себе огромная ценность. Пока есть такая прочная и незыблемая власть, Россия имеет шанс на возрождение. Только на секунду представим, что такой власти нет, что бы было или могло бы быть? 
А могла бы быть просто катастрофа. Сегодняшние трудности роста и развития показались бы раем. Так вот наличие этой консолидированной власти - это единственная реальная на сегодняшний день возможность развивать страну по всем направлениям. Только она должна опираться на народ России. Демократия должна стать народной, прямого действия. Для этого нужно на местах создавать органы народного самоуправления вместо сегодняшних коррумпированных органов власти. Жители должны на конкурсной основе выбирать комиссии  или народные комитеты по образованию, ЖКХ, развитию экономики, культуры и религии, строительства и жилья и так далее. Только к этом случае кандидаты будут соревноваться друг с другом, предлагать конкретные программы по развитию территорий. Сейчас избираются советы депутатов, а потом создаются разные комиссии. А нужно наоборот - сначала избирать каждую комиссию или комитет в отдельности на основе конкурсных программ, а уже потом объединять их в один большой совет или комитет народного самоуправления района. Избранные на конкурсной основе жители данной территории потом из своего состава избирают руководителя объединенного народного комитета, который на самом деле и должен быть главой района. Он будет представлять народ района, и обеспечивать реализацию его интересов. Комитеты должны иметь большие полномочия  и материальные ресурсы для реализации своих планов. Они назначают исполнительные органы, которые реализуют поставленные комитетами задачи. 
Сегодня же все перевернуто с ног на голову в местном самоуправлении. Неизвестно откуда присылается глава администрации, люди его не знают. Никаких планов по развитию района никто с ними не обсуждает, они никакого участия в управлении не принимают. Не удивительно, что народ от власти отстранен. А вакуум заполняет организованная преступность. На самом деле государство отдало организованной преступности органы местного самоуправления. 
В период советской власти народ активно привлекался к управлению через партийные, комсомольские, профсоюзные организации и другие формы. Сейчас же вообще нет никаких форм реализации волеизъявления жителей территорий. Предоставив возможность людям участвовать в управлении на местах, тем самым раскроются невиданные возможности для карьерного, творческого  и материального роста людей, создания новых проектов и быстрого развития страны по всем направлениям.     
 

В США сложилась  система, при которой трудовые отношения  регулируются комплексом федеральных  законов (ключевые законодательные  и исполнительные акты представлены в табл.).  
 

Основные  федеральные законы США, регулирующие трудовые отношения  

Наименование  Федерального закона Год принятия Основные  положения закона, касающиеся трудовых отношений
1. Законы о равных  возможностях/дискриминации
Закон о гражданских правах 1991 Предусматривает возможность компенсационных мер  и выплат, а также меры карательного воздействия и уголовного наказания  в случаях умышленной дискриминации
Закон об американских инвалидах 1990 Запрещает работодателям  дискриминацию ограниченно трудоспособных лиц; требует «разумных уступок»
Закон об иммиграционной реформе и контроле за иммиграцией 1986 Запрещает работодателям  найм лиц, о которых заведомо известно, что они являются незаконными иммигрантами
Закон о реабилитации ветеранов войны  во Вьетнаме 1974 Запрещает дискриминацию  ветеранов-инвалидов и ветеранов  войны во Вьетнаме
Закон о профессиональной реабилитации 1973 Запрещает дискриминацию  инвалидов в организациях по ментальным или физическим признакам
Возрастная  дискриминация в Законе о занятости 1967, 
(до 1986)
Запрещает работодателям, имеющим 20 и более работников, увольнять или отказывать в приеме на работу лицам в возрасте от 45 до 60 лет по причине их возраста
Исполнительные  акты 1124.6 и 11375 1965 Требует от государственных  подрядчиков устранять дискриминацию
Закон о гражданских правах, статья 7 1964 Запрещает дискриминацию  работодателями, профсоюзами, агентствами  по найму на основе расы, религии, цвета  кожи, пола или национального происхождения
2. Законы о вознаграждении  за труд, пособиях  и льготах
Закон об отпуске по медицинским показаниям и семейным обстоятельствам 1993 Требует от работодателей  обеспечения неоплачиваемого отпуска продолжительностью до 12 месяцев по случаю рождения или усыновления ребенка
Закон о защите работников преклонного  возраста 1990 Требует, чтобы  отступления от положений о возрастной дискриминации Закона о занятости  были согласованы с работниками
Закон о дискриминации по беременности 1978 Требует, чтобы  в связи с беременностью, рождением  ребенка или при аналогичных  медицинских показаниях женщинам обеспечивались условия, аналогичные условиям, созданным  всем другим работникам, включая льготы и пособия
Закон о пенсионном обеспечении 1974 Определяет  права, нормы и программы страхования  в отношении индивидуальных пенсионных планов
Закон о равной плате 1963 Запрещает оплату за равный труд по признаку пола
3. Законы по обеспечению здоровья/безопасности
Закон о примирении в процессе бюджетных  споров 1985 Требует сохранения платежей по медицинскому страхованию  после увольнения работника на пенсию
Закон об организации здравоохранения 1973 Требует от компаний, имеющих 25 и более работников, обеспечения альтернативы стандартному медицинскому страхованию
Закон о правилах техники безопасности и охране труда 1970 Определяет  стандарты техники безопасности и охраны труда работников на производстве
 

  
    Контроль за правами американских граждан при реализации трудовых отношений возложен на Национальный Совет по трудовым отношениям (Naional Labor Relations Board), созданный в соответствии с Законом о трудовом менеджменте (Labor Management Relations Act, 1947 [29 U.S.C. § 141])      

В соответствии с требованиями Национального совета любая американская компания должна иметь план позитивных шагов — формальный документ, который может быть затребован у работодателя как самими работниками, так и органами надзора. Основная цель организационных позитивных шагов состоит в том, чтобы ослабить или устранить внутреннее неравенство между группами работников компании. 
    Впрочем, в последнее время в США программы позитивных шагов уже не воспринимаются как средство «выравнивания игрового поля». Все чаще слышны жалобы на то, что они превратились в способ навязывания квот при трудоустройстве. Даже лица, на защиту которых направлена программа позитивных шагов, сомневаются в ее целесообразности. 
    Неподчинение закону о предоставлении равных возможностей при трудоустройстве грозит американским работодателям крупными штрафами. Судебные разбирательства о дискриминации могут возбуждаться на основании самых разнообразных жалоб, включая жалобы по так называемому «легкому неравенству». Так, например, техасская компания Pro-Line Cap была вынуждена выплатить в виде компенсации почти 117 тыс. долларов тридцати работницам, уволенным только в результате того, что работодатель не желал нести дополнительные расходы по оборудованию женских туалетов.  
    Характерной чертой трудовых отношений в США является их децентрализация, т.е. рабочие и служащие реализуют свои трудовые отношения или самостоятельно, или входят в различного рода объединения. Сектор, где трудящиеся объединены, гораздо меньше (12%), по сравнению с тем, который представляет индивидуалов (88%). По существу США относится к той группе стран, где плотность рабочих объединений весьма низка. Интересно, что эта тенденция идет в разрез с той политикой глобализации, которую США пропагандирует в настоящее время. 
   
    Приведенные выше данные по опыту ведущих зарубежных стран в области регулирования трудовых отношений показывают, что в современных условиях важное значение приобретает уровень взаимодействия предпринимательских и властных структур с производственными советами, представляющими интересы работников предприятия. Механизм взаимодействия и соответствующий контроль трудовых отношений постоянно усложняется, поскольку не может быть и речи о его эффективном функционировании без включения в процесс таких доминирующих параметров, как самоорганизующиеся структуры наемного труда. Западная демократия определила основную форму взаимодействия в трудовых отношениях — социальное партнерство. Его основными принципами являются учет взаимных требований и ответственности, уважительное отношение к интересам друг друга, разрешение споров и конфликтов за столом переговоров, готовность к компромиссам, последовательное выполнение достигнутых договоренностей, подписанных соглашений. Характерно, что социальное партнерство приобрело зрелые, достаточно эффективные формы лишь в отдельных высоко развитых странах, хотя в той или иной степени его пытаются внедрить и другие государства с рыночной ориентацией. Это говорит о том, что для реального достижения социального партнерства или для эффективного управления трудовыми отношениями необходим достаточно высокий уровень развития всего общественного производства.  
    Будем надеяться, что российское общество сможет достичь всех этих параметров в ближайшем будущем, поскольку без этого стабилизация экономики в условиях свободного рынка нереальна. 
 

Одним из основополагающих актов в сфере трудовых отношений  в США является Закон "О справедливых трудовых стандартах" (The fair labor standards Act), принятый в 1938 г. В данном Законе впервые на законодательном уровне в США закреплялись права и обязанности работников и работодателей в сфере труда. Таким образом, этот Закон призван обеспечить минимальные гарантии уровня заработной платы и других условий труда в США. Данным Законом  устанавливается минимальный размер оплаты труда: с 2009 г. он составляет 7,25 долл. США в час. Законом штата  минимальная зарплата может быть увеличена. Так, в District Colambia (DC) минимальная зарплата составляет 8,25долл. США в час. Максимальная продолжительность рабочего времени, согласно указанному закону, составляет 40 часов в неделю. Свыше 40 часов в неделю работа считается сверхурочной, которая должна  оплачиваться в полуторном размере.

Трудовое законодательство США в основном, регулирует общие  взаимоотношения работодателей  и работников. Вместе с тем, проведенное  исследование положений Закона "О  справедливых трудовых стандартах" позволяет сделать вывод о  том, что в нем не содержится никаких  указаний относительно регулирования  ряда важных вопросов, связанных с  трудовой деятельностью.

Так, в данном Законе не указывается на необходимость  выплаты пособия по временной  нетрудоспособности, беременности и  родам, оплаты отпусков, также не регламентируются порядок предоставления перерывов  для отдыха и питания в течение  рабочего дня и продолжительность  ежегодных оплачиваемых отпусков, при  этом лишь некоторые из этих вопросов урегулированы в нормах иных законов. Так, закон о семейном отпуске  предоставляет право работнику получить неоплачиваемый 12-ти недельный отпуск при рождении  и усыновлении ребенка, а также при серьезном заболевании.  То есть, в отличие от российского законодательство, работодатель в США не обязан  предоставлять работнику  оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком и в случае несерьезной болезни.

Кроме того, важно  подчеркнуть, что в Законе "О  справедливых трудовых стандартах" нет никаких положений об основаниях и процедуре прекращения трудового  договора, нет соответствующих норм и в других нормативно-правовых актах  федерального законодательства США. Как  отметил представитель Торговой палаты США, работодатель может уволить  работника по любой причине. На основании  исследования *законодательства США, а также из приведенных примеров судебной практики можно сделать вывод о том, что работники в США практически не защищены от необоснованного увольнения, если основания увольнения прямо не оговорены в трудовом или коллективном договоре.

Вместе с тем, нормы ряда законов запрещают  увольнение по дискриминационным основаниям. К таким законам относится  Закон "О гражданских правах" (The civil rights Act), согласно которому работодатель не должен допускать дискриминации работников по таким критериям, как раса, цвет кожи, религиозные убеждения, пол, национальное происхождение. Данный Закон распространяется на иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в США, однако, не распространяется на иностранных граждан, работающих на американских работодателей за пределами США.

При приеме на работу трудовой договор заключается в  устной форме, размер заработной платы  оговаривается также устно. Условия  труда работника могут содержаться  в различных внутренних актах  работодателя, с которыми работник обычно знакомится. При этом нет  обязательности  ознакомления  с этими актами работника под роспись. 

Как отмечают американские эксперты, в США нет смысла для  социальной ответственности бизнеса, т.к. существует конкуренция между  работниками и  менеджментом предприятия. Особенно это усилилось в последние 30 лет. Трудность состоит в том, что  работники думают, что эта ситуация, когда работодатель решает все, является нормальной. Идеология, которой придерживается  менеджмент,  переносится на работников. Американцы привыкли  так жить, они подстраиваются под эту систему. Это так называемая конкуренция работников. Не хочешь работать на таких условиях- увольняйся и ищи себе другую работу. Забастовки в США разрешены, но проводятся очень редко.  На период забастовки работников работодатель имеет право заменить бастующих работников на  других работников.

Согласно американской статистике 90% споров, возникающих между  работником и работодателем,  как правило, разрешаются в досудебном порядке. Происходит это потому, что рассмотрение споров в  государственном суде длится годами, судебная процедура очень дорогая. В силу сложного, прецедентного американского права без адвоката, услуги которого стоят очень дорого, в суд обращаться бесполезно. Вообще, вся система защиты прав в США построена таким образом, что бы люди сначала  обращались ко внесудебным процедурам - медиации, посредничеству, нейтральному эксперту и т.п. Тема медиации, как досудебного разбирательства трудовых споров, технологии ее применения вызвала у пермской делегации особый интерес. В отличие от России, Соединенные Штаты имеют значительную историю медиации, и  большинство споров разрешаются именно с помощью этой процедуры. Медиация существует двух видов:  в частном секторе и публичном секторе. В США создана специальная федеральная  служба по урегулированию коллективных  споров, которая финансируется государством,  а в разрешении индивидуальных трудовых споров  активно работают такие агентства, как ААА (Аmerican Arbitration Association).  

Информация о работе Трудовое законодательство США и России