Трудовые споры

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 13:05, дипломная работа

Описание работы

Цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть правовые проблемы трудовых споров и порядок их разрешения в современном трудовом законодательстве Республики Казахстан.
Задачами дипломной работы являются следующие:
1. Дать общую характеристику законодательству Республики Казахстан о трудовых спорах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..
4


1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДОВЫХ СПОРАХ……………… …………………………………...
1.1 История становления и развития трудового законодательства Республики Казахстан и законодательства о трудовых спорах …….....
1.2 Понятие трудовых споров и причины их возникновения ………...
1.3 Классификация трудовых споров…………………………………….


7

7
11
19

2 ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ …………………………………………………………………..
2.1 Понятие и сущность индивидуального трудового спора …………..
2.2 Причины возникновения индивидуальных трудовых споров ...…..
2.3 Основные принципы рассмотрения индивидуальных трудовых споров ……………………………………………………………………...


23
23
27

32

3 ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ …………………………………………………………………..
3.1 Понятие коллективных трудовых споров и причины их возникновения …………………………………………………………….
3.2 Рассмотрение коллективного спора примирительной комиссией ...
3.3 Рассмотрение коллективного спора трудовым арбитражем ………
3.4 Рассмотрение коллективного спора с участием посредника ………


43

43
53
55
58

4 ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗРЕШЕНИЯ ТРУДОВЫХ СПОРОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ …………………………………………………


60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………

64

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

69

Работа содержит 1 файл

Диплом о трудовых спорах.doc

— 419.00 Кб (Скачать)

Ни одна из сторон спора не вправе уклониться от участия в примирительных процедурах. Каждая примирительная процедура проводится в установленные законом сроки. Но в случае необходимости эти сроки могут быть по соглашению сторон спора продлены. Данные сроки являются процессуальными. Исковых, давностных сроков по коллективным трудовым спорам не установлено. В поддержку своих требований в период разрешения коллективных трудовых споров работники имеют право проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование в соответствии с законодательством.

Представители сторон, примирительная комиссия, 'посредники, трудовой арбитраж и Служба по урегулированию коллективных трудовых споров обязаны использовать все предусмотренные законодательством возможности для разрешения возникшего коллективного трудового спора.

Примирительная комиссия – это совместный орган спорящих сторон, созданный ими на паритетных началах в срок до трех рабочих дней с момента начала спора. Ее создание оформляется соответствующим приказом работодателя и решением представителей работников, выделяющим в комиссию представителей сторон на равной правовой основе (в равном количестве и с равными правами). Количественный ее состав устанавливают стороны по соглашению. Стороны не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе. А если уклоняется одна из сторон, то коллективный трудовой спор передается на рассмотрение трудового арбитража. Комиссия должна рассмотреть спор в срок до 5 рабочих дней с момента издания приказа о ее создании. В этот срок она может заседать не один раз. Работодатель создает необходимые условия для работы примирительной комиссии.

Заседания комиссии должны проводиться в полном составе выделенных представителей. Из своего состава комиссия выбирает открытым голосованием председателя и секретаря, но они должны быть от разных сторон.

Процедура разрешения коллективного трудового спора в примирительной комиссии законом не предусмотрена. Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон на основе переговоров. При этом предложения одной стороны должны совпадать с мнением другой. Принятое соглашение оформляется протоколом, имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, установленные решением комиссии.

В протоколе комиссии должно быть записано ее решение и указаны присутствующие представители каждой стороны, дата принятия решения и подписи всех представителей сторон. В решении могут быть указаны сроки исполнения каждого требования. Закон не оговорил, указываются в протоколе все предъявляемые работодателю требования или только те, по которым стороны в комиссии достигли соглашения. Количество требований может быть уменьшено, но новые требования, которые не утверждались собранием (конференцией) и не предъявлялись до комиссии работодателю для его решения, нельзя выдвигать[14, с. 98].

То же касается и спора, рассматриваемого примирительной комиссией по протоколу разногласий сторон, подписанному ими при коллективных переговорах. Комиссия в этом случае также ограничивается рассмотрением тех разногласий сторон, которые указаны в протоколе разногласий. В решении же комиссии указывается, по каким из этих разногласий соглашение достигнуто, а по каким – нет. В решении комиссии также указываются порядок и сроки его исполнения.

 


3.3 Рассмотрение коллективного спора трудовым арбитражем

 

 

Трудовой арбитраж - временно действующий орган для раз­решения коллективного спора, не получившего своего разреше­ния в примирительной комиссии или с участием посредника. Он создается сторонами коллективного трудового спора в течение пяти календарных дней со дня прекращения работы примирительной комиссии с участием членов республиканской, отраслевой или региональной комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (ст. 292 Трудового кодекса Республики Казахстан).

В состав трудового арбитража не должны включаться представители сторон спора. Соответствующим решением рабо­тодателя, представителя работников оформляется соз­дание трудового арбитража, его персональный состав, регламент и его полномочия[13, с. 49].

Трудовой арбитраж создается в случае, если стороны коллек­тивного спора заключили в письменной форме соглашение об обязательном выполнении его решения. Это новое положение Кодекса предоставляет право работникам начать за­бастовку, если стороны после решения спора примирительной комиссией не достигли соглашения по созданию посредника и трудового арбитража, т.е. упрощает для работников начало за­бастовки, что, думается, не следовало делать.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника может окончиться одним из двух вариантов: если по спору соглашение достигнуто, оно оформляется решением, обязательным для сторон спора, если соглашение сторон по спору не достигнуто, то оформляется протоколом разногласий. С этого момента оканчивается рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника. Если составлен протокол разногласий, то стороны обращаются к третьему этапу – трудовому арбитражу.

Трудовой арбитраж рассматривает спор с участием представителей его сторон в срок до 5 рабочих дней со дня создания трудового арбитража, может заседать не один раз. Он рассматривает обращение сторон, получает необходимые документы и сведения, касающиеся коллективного трудового спора, в случае необходимости информирует органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора. По окончании рассмотрения спора трудовой арбитраж принимает решение по существу спора в письменной форме. Поскольку в составе трудового арбитража три арбитра, то его решение может быть принято и по большинству голосов арбитров.

Если работодатель уклоняется от создания трудового арбитража, рассмотрения спора в нем, а также выполнения его решений, то Закон предоставил право работникам в этих случаях приступить к забастовке.

Соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, оформляется в письменной форме и имеет для сторон обязательную силу. Контроль за его исполнением осуществляют стороны коллективного трудового спора.

Положения Главы 32 Трудового кодекса Республики Казахстан предусмотрели определенные гарантии работникам, участвующим в примирительных процедурах разрешения коллективного трудового спора. Члены примирительной комиссии (посредники почему-то исключены), трудовые арбитры на время их участия в разрешении коллективного трудового спора освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более 3 месяцев в течение одного года. Закон установил специальные гарантии трудовых прав и для представителей работников, профсоюзов, их объединений. Они в период разрешения коллективного трудового спора не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя без предварительного согласия уполномочившего их на это представительство органа. Эта дополнительная специальная гарантия действует лишь на период разрешения коллективного спора, в котором они представляют сторону[13, с. 62].

 Создание трудового арбитража обязательно в организациях, в которых законом запрещено или ограничено проведение забас­товок.

Трудовой арбитраж рассматривает спор с участием предста­вителей его сторон в срок до 5 рабочих дней со дня создания трудового арбитража, может заседать не один раз. Он рассматри­вает обращение сторон, получает необходимые документы и све­дения, касающиеся коллективного трудового спора, в случае не­обходимости информирует органы государственной власти и ор­ганы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора. По окончании рассмотрения спора трудовой арбитраж принимает решение по существу спора в письменной форме. Поскольку в составе тру­дового арбитража три арбитра, то его решение может быть при­нято и по большинству голосов арбитров.

Если работодатель уклоняется от создания трудового арбит­ража, рассмотрения спора в нем, а также выполнения его реше­ний, то Закон предоставил право работникам в этих случаях приступить к забастовке.

Проблема создания в Казахстане трудовых арбитражных судов обсуждается уже давно. Необходимость таких специализированных судов очевидна. И вот на этом пути сделан первый шаг. На примере Российской федерации приведем пример создания такого суда в г. Москве. По мнению экспертов, подобные органы, действующие в качестве досудебного механизма разрешения коллективных трудовых споров, по сравнению с судами общей юрисдикции, имеют для участников спора ряд преимуществ, таких как компетентность в вопросах, касающихся взаимоотношений спорящих сторон, быстрота и экономичность рассмотрения спора[13, с. 62].

Предлагаемый суд в судебную систему России не входит. На этапе его создания не требуется внесение изменений в законодательство, в своей деятельности трудовой суд будет руководствоваться действующим законодательством РК. В качестве трудовых арбитров (судей) будут выступать опытные юристы и специалисты, рекомендованные на эту работу социальными партнерами и прошедшие обучение по специальной программе. Утверждать судей будет Служба по урегулированию трудовых коллективных споров Минтруда России.

Предполагается, что создаваемый трудовой арбитражный суд возьмет на себя часть полномочий по урегулированию коллективных трудовых споров в Москве, по согласованию с Министерством труда и социального развития РК.

Учредителями Трудового арбитражного суда для разрешения коллективных трудовых споров выступили: Правительство Москвы, Московская Федерация профсоюзов, Московская конфедерация промышленников и предпринимателей, а также Инюрколлегия. Правительством Москвы было подтверждено обязательство по долевому участию в оказании финансовой поддержки последующей деятельности трудового суда.

На наш взгляд, подобная практика Российской федерации могла бы найти свое применение и в Республике Казахстан.


3.4 Рассмотрение коллективного спора с участием посредника

 

 

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется по соглашению сторон коллективного трудового спора.

В качестве посредников сторонами определяются независимые по отношению к ним организации и лица. Республиканская, отраслевая, региональная комиссии по регулированию социально-трудовых отношений могут с согласия сторон коллективного трудового спора привлекать к работе по урегулированию коллективных трудовых споров руководителей и работников центральных и местных исполнительных органов, ассоциаций и других общественных объединений, работодателей, а также независимых экспертов.

Во всех случаях избрания посредников от них должно быть получено письменное согласие на посредничество.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора опре­деляется по соглашению сторонами спора с участием посредни­ка выглядит следующим образом. Посредник приглашается по соглашению сторон независимо от Службы по урегулированию коллективных трудовых споров или по ее рекомендации. Стороны могут сами пригласить любо­го специалиста в качестве посредника[14, с. 119].

Осуществляется уведомительная (сторонами) регистрация коллективных трудовых споров, проверяются в случае необходимо­сти полномочия представителей сторон коллективного трудового спора, формирует список посредников и трудовых арбитров и проводит их подготовку, выявляются и обобщаются причины и ус­ловия возникновения коллективных трудовых споров, подготав­ливает предложения по их устранению, оказывается методическая помощь сторонам на всех этапах разрешения коллективного тру­дового спора и организует финансирование примирительных процедур — оплату посредников и трудовых арбитров.

Посредник — это третий нейтральный орган по отношению к спорящим сторонам, призванный помочь сторонам достигнуть соглашения по спору. Посредник имеет право запрашивать и по­лучать от сторон необходимые документы и сведения по коллек­тивному трудовому спору, который должен быть рассмотрен с участием посредника в срок до 7 календарных дней с момента его приглашения (назначения).

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием по­средника осуществляется в срок до семи рабочих дней со дня его приглашения (назначения) и может окончиться одним из двух вариантов: если по спору соглашение достигнуто, оно оформляется решением, обя­зательным для сторон спора, если соглашение сторон по спору не достигнуто, то оформляется протоколом разногласий. С этого момента оканчивается рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника. Если составлен протокол разногласий, то стороны обращаются к третьему этапу — трудовому арбитражу.


4 ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗРЕШЕНИЯ ТРУДОВЫХ СПОРОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

 

 

Согласно статистике, каждый тридцатый работающий человек сейчас судится за свои права с работодателем. Судятся не по мелочам, а когда сильно припекло и нечего терять. При переходе на рыночные отношения несколько раз переписывали права и обязанности работников, стараясь сделать их более демократичными, но до сих пор не создана системы, которая заставила бы все эти права работать. Некомпетентными оказались судьи, адвокаты, по традиции они отвыкли воспринимать работника субъектом права.

Конфликты на работе как не решались, так не решаются до сих пор. Суд беспомощен и будет он им до тех пор, пока при трудовых спорах не уравняют в правах работника и работодателя. Должны существовать особые правила защиты прав и свобод граждан в сфере труда, сводом таких правил может стать трудовой процессуальный кодекс Республики Казахстан (ТПК РК)[14, с. 126].

Концепцию такого кодекса создал доктор юридических наук профессор Владимир Миронов, один из немногих, хорошо знающих трудовое право. Он считает, что можно решать эти вопросы с помощью процессуального трудового кодекса, не выходя за границы гражданских судов, просто эти учреждения должны пополниться судебными бригадами, которые хорошо знают трудовое право. К этим бригадам должны отойти конфликты по невыплате зарплаты, трудовому стажу, страхованию труда на производстве, коллективные договора, соглашения и многие другие вопросы из трудового права. Концепция еще несовершенна, требуется доработка, но Миронов первым перешел от слов к делу и за это ему большое спасибо.

Согласно ей состав суда должен состоять из профессионального судьи и двух общественных (один от объединения работников, второй от объединения работодателя). Все три члена суда обладают равными правами.

Информация о работе Трудовые споры