Землепользование

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 14:51, реферат

Описание работы

Изначально земля была основным средством производства, определявшим благосостояние народов. Земля обладает ценностью, которая отличает ее от любого другого материального объекта, она является местом обитания всех предшествовавших и будущих человеческих поколений, она ограничена в пространстве и является базисом для размещения производительных сил. В силу своих природных свойств земля выступает всеобщей основой для размещения объектов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности общества (городов, промышленных, историко-культурных объектов и т.д.). Благодаря плодородному почвенному покрову, земля является основным средством производства в сельском и лесном хозяйствах. Эти свойства земли получили свое отражение в правовых нормах определенных категорий земель в соответствии с их целевым назначением. Ценность земли как ресурса заключается в том, что земля может выступать как средство производства (посевные площади, сады и пр.), как объект отраслевого законодательства, как объект сделок с недвижимостью, как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, как определенная территория и в других качествах.

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 47.18 Кб (Скачать)

Введение

Изначально  земля была основным средством производства, определявшим благосостояние народов. Земля обладает ценностью, которая  отличает ее от любого другого материального  объекта, она является местом обитания всех предшествовавших и будущих  человеческих поколений, она ограничена в пространстве и является базисом  для размещения производительных сил. В силу своих природных свойств  земля выступает всеобщей основой  для размещения объектов, необходимых  для обеспечения жизнедеятельности  общества (городов, промышленных, историко-культурных объектов и т.д.). Благодаря плодородному почвенному покрову, земля является основным средством производства в  сельском и лесном хозяйствах. Эти  свойства земли получили свое отражение  в правовых нормах определенных категорий  земель в соответствии с их целевым  назначением. Ценность земли как  ресурса заключается в том, что  земля может выступать как  средство производства (посевные площади, сады и пр.), как объект отраслевого  законодательства, как объект сделок с недвижимостью, как основа жизни  и деятельности народов, проживающих  на соответствующей территории, как  определенная территория и в других качествах. Не случайно основоположник классической английской политехнической  экономики У. Пети говорил, что труд есть отец богатства, а земля –  его мать. В разное время роль и значение земли в целом и  отдельных составляющих этого понятия  играли неодинаковую роль. Так, на протяжении многих веков земля была главным  кормильцем, и ценилось, прежде всего, ее плодородие. В условиях промышленной революции и индустриализации огромное значение приобрело наличие в  стране полезных ископаемых. В современных  же условиях значение земли в жизни  человечества определить не так просто. С одной стороны, роль естественных сил земли и зависимость человека от сил природы многократно снизились. С другой стороны, многие природные  ресурсы, которые ранее считались  неисчерпаемыми, оказались на гране  исчезновения.

В связи  с этим плата за землю выступает  не только средством пополнения бюджета, но и объективным принципом регулирования  земельных отношений. Плата за землю  обязательна для всех землевладельцев, земле пользователей, в том числе  арендаторов, и собственников земли  за исключением случаев, предусмотренных  настоящим законом и иными  законодательными актами Республики Беларусь. Размер платы за землю зависит  от качества и месторасположения  земельного участка. Плата за землю  взимается ежегодно в формах земельного налога или арендной платы. Целью  платы за землю является обеспечение  экономические методами рационального  использования земель, формирование средств для осуществления мероприятий  по землеустройству, повышению качества земель и их охране, а также социальному  развитию территории. Вышесказанное  определяет актуальность настоящей  курсовой работы, целью которой является исследование существующих платежей за землю в Республике Беларусь, определение  их роли и значения в жизни общества и государства, рассмотрение отдельных  видов таких платежей. Объектом исследования являются правовые отношения между  субъектами хозяйствования и государством, возникающие в процессе пользования  первыми землями, на праве пользования, владения, либо собственности. Предмет  исследования – нормативно-правовая база, регулирующая порядок землепользования и землевладения в Республике Беларусь. Представляется необходимым  решение следующих задач: дать общую характеристику землепользованию в Республике Беларусь, рассмотреть земельный налог, платежи за землю при переходе земли из государственной в частную собственность, платежи за право заключения договора аренды, арендные платежи за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, как виды платежей за землю.

Землепользование  в Рб

Право землепользования — сложный и  многообразный институт, охватывающий весь комплекс земельных отношений, связанных с использованием земли  в соответствии с ее хозяйственным  назначением. Право землепользования существует в двух значениях — как объективное и субъективное право. В первом случае право землепользования представляет собой институт земельного права, в состав которого входят нормы, регулирующие общественные отношения в области использования земель. В их число входят нормы, определяющие виды землепользования, порядок и условия предоставления земель в пользование, права и обязанности землепользователей, основания возникновения и прекращения права землепользования. Как субъективное право, право землепользования означает совокупность правомочий, возникающих у конкретных субъектов земельных правоотношений в связи с предоставлением им в пользование земельных участков. Лица, получившие право землепользования, являются землепользователями. Право землепользования — родовое понятие и на практике представлено различными видами [7; с. 34].

В основу научной классификации права  землепользова-ния могут быть положены различные критерии. По субъектам право землепользования подразделяется на: право землепользования юридических лиц и право землепользования физических лиц. В свою очередь право землепользования организаций можно классифицировать на право землепользования: сельскохозяйственных, промышленных, транспортных, оборонных, иных несельскохозяйственных юридических лиц, религиозных организаций. Право землепользования граждан может быть классифицировано в зависимости от целей использования земли (для выращивания овощей, картофеля и ягодных культур - огородные участки, для выпаса скота - пастбища). По срокам землепользования различают постоянное и временное землепользование. [ 1] 

Субъектами  земельных отношений являются: Президент  Республики Беларусь, Совет Министров  Республики Беларусь, государственные  органы, осуществляющие государственное  регулирование и управление в  области использования и охраны земель, граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без  гражданства, индивидуальные предприниматели, юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические лица и  их представительства, иностранные  государства, дипломатические представительства  и консульские учреждения иностранных  государств, международные организации  и их представительства. [ 4, ст. 4] 

Объектами земельных отношений являются: земля (земли), земельные участки, права  на земельные участки, ограничения (обременения) прав на земельные участки, в том числе земельные сервитуты. [ 4, ст. 3]

Земельные отношения осуществляются на основе принципов: государственного регулирования  и управления в области использования  и охраны земель, в том числе  установления единого порядка изъятия  и предоставления земельных участков, перевода земель из одних категорий и видов в другие; обязательной государственной регистрации земельных участков, прав на них и сделок с ними; единства судьбы земельного участка и расположенных на нем капитальных строений (зданий, сооружений), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными законодательными актами; использования земельных участков по целевому назначению; приоритета использования сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, лесных земель лесного фонда для целей, связанных с назначением этих земель; эффективного использования земель; охраны земель и улучшения их полезных свойств; платности землепользования; установления ограничений (обременений) прав на земельные участки, в том числе земельных сервитутов; гласности и учета общественного мнения при принятии решений об изъятии и предоставлении земельных участков, изменении их целевого назначения, установлении ограничений (обременений) прав на земельные участки, в том числе земельных сервитутов, затрагивающих права и защищаемые законом интересы граждан; защиты прав землепользователей. [ 4, ст. 5]

Содержание  права землевладения и землепользования составляют взаимосвязанные, неотделимые  друг от друга правомочия владения и пользования землей.

Правомочие  владения проявляется в правах по обладанию земельным участком: огораживание земельного участка, установление запретов и разрешений на проезд, проход и  т.д. Правомочие владения земельным  участком является предпосылкой пользования, его можно считать абсолютным правомочием, оно осуществляется в  рамках, установленных законодательством  или договором с собственником (например, законодательство обеспечивает третьим лицам право доступа  на чужие земельные участки без  установления сервитута, в определенных случаях)[3; ст. 263].

Правомочие  пользования выражается в правах и обязанностях по использованию  земли. Объем и содержание прав и  обязанностей зависит от целевого назначения земельного участка, формы использования  земли, субъектов, которые используют земельный участок. Права по использованию  земельного участка общие для  всех землевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков и связаны в основном с извлечением  экономических выгод от эксплуатации земли. Землевладельцы, землепользователи  и собственники земли имею право:

1. самостоятельно  хозяйствовать на земле;

2. использовать  земельные участки в соответствии  с целями для которых они  предоставлены;

3. в  установленном порядке возводить  на земельном участке жилые,  производственные, водохозяйственные  и иные строения и сооружения, проводить мелиоративные работы, использовать для своих нужд  имеющиеся на участке общераспространенные  полезные ископаемые, торф, водные  объекты, а также эксплуатировать  другие полезные свойства земли;

4. собственности  на посевы, посадки сельскохозяйственных  культур и насаждений, произведенную  сельскохозяйственную продукцию  и доходы от ее реализации;

5. в  случае изъятия земельного участка  или добровольного отказа от  него получить полную компенсацию  затрат на повышение плодородия  земли;

6.  добровольно  отказаться от земельного участка;

7. в  установленном порядке требовать  установления и прекращения земельного  сервитута.

8. граждане  Республики Беларусь, имеющие участки  в пожизненном наследуемом владении, могут обменивать их в установленном  порядке (ст. 92 Кодекса о земле)  и передавать их по наследству  в порядке установленном Советом  МинистровРБ (ст.59 Кодекса о земле).

9.  передавать  во временное пользование земельный  участок или его часть в  случаях или порядке, предусмотренных  законодательством Республики Беларусь (ст. 83, 84 Кодекса о земле);

10.  передавать  в залог право аренды земельного  участка при ипотеке зданий  и сооружений юридическими лицами.

Содержание  общих обязанностей землевладельцев, землепользователей и собственников  земли определяется основными принципами земельного права. 
 
 

Земельный налог 

В соответствии со ст. 32 Кодекса Республики Беларусь о земле от 23.07.2008г. № 425-З пользование  земельными участками в Республике Беларусь является платным. Формами  платы за пользование земельными участками являются земельный налог  или арендная плата. За пользование земельными участками, предоставленными в частную собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное или временное пользование, уплачивается земельный налог в соответствии с налоговым законодательством [4, ст. 32].

В настоящее  время правоотношения, связанные  с уплатой земельного налога регулируются нормами Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь, вступившей в законную силу с 01.01.2010 года [5, гл. 18]. Введение данного правового акта в законную силу повлекло за собой  признание утратившими силу ряда правовых актов, ранее регулирующих отношения в области платы  за землю: закон Республики Беларусь от 18 декабря 1991 года «О платежах за землю» ; Закон Республики Беларусь от 23 декабря 1991 года «О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог) и ряда других актов [6, ст. 5].

Введение  в действие такого нормативно-правового  акта, следует предполагать, приведет к упрощению системы всего  налогового законодательства страны, в том числе и упорядочило  нормы, касающиеся уплаты земельного налога.

Теперь, именно в рамках Налогового кодекса  Республики Беларусь (Особенной его  части) содержатся все нормы, касающиеся любого и республиканских и местных  налогов. Именно здесь определены налоговые  базы, объекты налогообложения, круг плательщиков налогов и лиц, имеющих право на определенные льготы. Земельному налогу посвящена гл. 18 Налогового кодекса Республики Беларусь «Земельный налог» (ст.ст.192-203). Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, которым земельные участки на территории Республики Беларусь предоставлены на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного или временного пользования либо предоставлены в частную собственность [12, с. 48].

Физические  лица, которым предоставлены служебные  земельные наделы, признаются плательщиками, если указанные наделы предоставлены  им районными исполнительными и  распорядительными органами из земель запаса и земель лесного фонда  с изъятием у лесохозяйственных  организаций. За земельные участки, предоставленные физическим лицам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, плательщиком признается крестьянское (фермерское) хозяйство. Отсутствие у организаций или физических лиц документов, либо отсутствие предусмотренной законодательством государственной регистрации прав частной собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного или временного пользования земельными участками не являются основанием для непризнания этих организаций или физических лиц плательщиками в отношении земельных участков, которыми они фактически пользуются [5, ст. 192].

Объектами налогообложения земельным налогом  признаются расположенные на территории Республики Беларусь земельные участки, находящиеся:

Информация о работе Землепользование