Условия труда в ортоптическом кабинете

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 20:19, дипломная работа

Описание работы

Охрана здоровья работников, обеспечение безопасных условий труда, ликвидация профессиональных заболеваний и травматизма составляет одну из главных задач современной организации. В настоящее время широко применяются достижения науки и техники, что позволяет свести к минимуму ручной малоквалифицированный труд, создать обстановку, исключающую профессиональные заболевания и производственный травматизм.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ
2. ВРЕДНЫЕ И ОПАСНЫЕ ФАКТОРЫ В ОРТОПТИЧЕСКОМ КАБИНЕТЕ


2.1. Воздействие опасных веществ

2.2. Воздействие вредных веществ

2.3. Идентификация механических опасностей
2.4. Идентификация электрических опасностей

2.5. Идентификация термических опасностей

2.6 Идентификация биологических факторов

2.7 Идентификация ЭМИ

2.8 Идентификация психофизиологических факторов

3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ИСКУССТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ

3.1. Расчет системы общего освещения методом светового потока

3.2. Разработка рациональной схемы равномерного размещения светильников

4. РЕКОМЕНДАЦИИ И МЕРЫ ПО СНИЖЕНИЮ УРОВНЯ ШУМА И ВИБРАЦИИ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

4.1. Рекомендации и меры по снижению уровня шума
4.2. Рекомендации и меры по снижению вибрации

5. ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА ВОСПИТАТЕЛЯ-МЕТОДИСТА

5.1. Химический фактор. Оценка УТ

5.2. Биологический фактор. Оценка УТ

5.3. Физический фактор. Оценка УТ

5.3.1. Оценка УТ по содержанию в воздухе РЗ фиброгенов

5.3.2. Оценка УТ по показателям световой среды РЗ

5.3.3. Оценка УТ по уровням шума, вибрации, инфразвука, ультразвука на РМ

5.3.4. Оценка УТ по параметрам микроклимата
5.3.5. Оценка УТ по неионизирующим ЭМИ

5.3.6. Оценка УТ по ионизирующим ЭМИ

5.4. Тяжесть трудового процесса. Оценка УТ

5.5. Напряженность трудового процесса. Оценка УТ

6. ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ

6.1. Электробезопасность

6.2. Действие электрического тока на организм человека
6.3. Защита от поражения электрическим током

6.4. Первая медицинская помощь при поражении электрическим током
7. ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
7.1. Пожаробезопасность

7.2. Расчет времени эвакуации и разработка плана эвакуации людей

7.3. Первая медицинская помощь при ожогах


ПРИЛОЖЕНИЯ

План эвакуации при пожаре
Интенсивность движения людей

Инструкция о порядке действий персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей при пожаре

План эвакуации работников и воспитанников на случай пожара

План противопожарных мероприятий на 2009-2010 учебный год

Приказ об установлении противопожарного режима

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Условия труда.doc

— 729.50 Кб (Скачать)

  2.1. Воздействие опасных веществ

     Взрывчатые, окисляющиеся, ядовитые, агрессивные, самовоспламеняющиеся, легковоспламеняющиеся, сжатые, сжиженные и растворенные под давлением опасные вещества отсутствуют в помещении.

  2.2. Воздействие вредных веществ

     В помещении из вредных веществ  присутствуют: фиброгены, аллергены, малоопасные  вещества с концентрацией более 10 мг/м3. Канцерогенов, различных медицинских препаратов и веществ, опасных для развития острого отравления в помещении не выделяется.

  2.3. Идентификация механических опасностей

     Рассматриваемый кабинет характеризуется отсутствием  различного рода движущихся механизмов, деталей машин, перемещающихся изделий. Звуковые раздражения, вызываемые посторонними шумами  сведены к минимуму. Так же помещение характеризуется отсутствием источников инфразвука и ультразвука. Общая и локальная вибрации не проявляют себя. Воспитатель - методист не подвергается никаким физическим перегрузкам, связанным с различного рода перенесением тяжестей.

  2.4. Идентификация электрических опасностей

     Наиболее  часто в помещениях с компьютерами человек подвержен электрическим  опасностям, так как при работе с ЭВМ возможно соприкосновение  с проводниками, находящимися под  напряжением. Наиболее распространенными  видами опасностей, связанных с электричеством, являются высокое напряжение и возможность кратковременного контакта с металлическими корпусами или элементами электрооборудования. Так же существует опасность воздействия статического электричества.

  2.5 Идентификация термических опасностей

     ПК  и работающая оргтехника выделяет среднее  количество тепла. Степень его выделения  нельзя назвать интенсивной. ПК являются причиной повышения температуры  и снижения влажности воздуха  на рабочем месте, вызывающих раздражение  кожи. Однако повышения температуры незначительны и регулярное проветривание помещения с ПК способствуют поддержанию нормального здорового микроклимата в помещении рабочей зоны.

  2.6 Идентификация биологических факторов

     Рассматриваемое помещение кабинета не содержит источников выделения и развития микроорганизмов, патогенных и непатогенных организмов, белковых препаратов, а так же гормонов, ферментов и фармацевтических веществ.

  2.7 Идентификация ЭМИ

     Помещение с ПК и оргтехникой является источником различных электромагнитных излучений, приводящих к различным изменениям и отклонениям в физиологии человека, развитием различного рода болезней и снижению сопротивляемости заболеваниям при длительном непосредственном облучении. Работающие в ортоптическом кабинете подвергаются воздействию электростатического поля, ЭМИ от ЭВМ, ионизации воздуха и различным полям (магнитным и электрическим).

     

     Рис. 2.1. Магнитные поля вокруг ПК.

  2.8 Идентификация психофизиологических факторов

       Труд воспитателя - методиста  характеризуется высоким уровнем психической нагрузки, так как на него возлагается большая ответственность. Поэтому у воспитателя могут отмечаться головные боли, плохой сон, снижение бодрости, работоспособности. Воспитатель – методист подвергается различного рода интеллектуальным, эмоциональным, зрительным нагрузкам. 

     Проведя оценку вышеперечисленных факторов можно сделать вывод, что работа воспитателя – методиста характеризуется  наличием следующих опасных и  вредных факторов:  

    • недостаточная освещенность ортоптического кабинета;
    • воздействия ЭМИ излучений;
    • высокое напряжение;
    • воздействие вредных веществ;
    • ионизация воздуха;
    • повышенная температура и пониженная влажность воздуха;
    • интеллектуальное и психо-эмоциональное перенапряжение преподавателя;

  Описание  выявленных опасностей:

  Недостаточная освещенность помещения

  Одним из важнейших условий БЖД работника  является рациональное и достаточное  освещение рабочего места и помещения  в целом. Кабинет может быть плохо  освещен, вследствие чего воспитателю  приходится напрягать зрительные органы. Плохая освещенность может привести к ухудшению зрения, снижению работоспособности, быстрому утомлению и росту числа ошибок в выполняемой работе. Воспитатель подвергается воздействию плохой освещенности с самого начала работы. Последствиями плохой освещенности являются песок в глазах, тени перед глазами, напряжение зрительных органов. Последствия проходят через некоторое время после окончания работы за ПК. Длительность “восстановительного периода” зависит от времени, проведенного за ПК при плохой освещенности. Для предупреждения воздействия этого вида опасности необходимо позаботиться заранее о нормальной системе освещения, соответствующей санитарно-гигиеническим нормам, а так же применять местное освещение. При плохой освещенности рабочего места воспитателя - методиста не рекомендуется длительно пребывать за ПК и свести время работы за ним к минимуму, чаще делать перерывы в работе.

  Воздействие ЭМИ излучений

     Воспитатель - методист подвергается воздействию  ЭМИ в ортоптическом кабинете с момента начала работы и до ее прекращения. Источниками ЭМИ служат мониторы ПК. Последствиями воздействия ЭМИ на человека могут быть физико-химические изменения в организме, ослабление иммунитета организма, развитие заболеваний. ЭМИ излучения воздействуют в различной степени на всех присутствующих в классе с ПК. ЭМИ воздействуют на организм в небольших количествах,  но их действие со временем сказывается на организме человека в той или иной степени, приводя к заболеваниям внутренних органов в виде различных опухолей. Однако при работе за ПК их воздействие сведено к минимуму, благодаря применению различных технологий защиты от ЭМИ. Так, например, ЭМИ от работающего монитора считается не опасным при нахождении на расстоянии от него более 50-80 см. Наиболее рациональным средством защиты от ЭМИ является соблюдение графика работы с чередованием пауз, а так же нахождение на безопасном расстоянии от монитора и другой оргтехники как того требуют правила техники безопасности при эксплуатации конкретного вида оборудования, излучающего ЭМИ.

  Высокое напряжение

     При работе в кабинете воспитатель подвержен  воздействию высокого напряжения. Источниками  высокого напряжения в помещении  являются ЭВМ, светильники. Так же воспитатель  может случайно прикоснуться к токоведущим  частям электроустановки, к частям ЭУ случайно в данный момент оказавшимся под напряжением. Опасность реализуется при непосредственном контакте с электрооборудованием. Воспитатель - методист, подвергнувшийся кратковременному воздействию высокого напряжения, может испытать болевой шок, потерять сознание, получить ожоги при плотном контакте с токоведущей частью. Причинами так же может служить плохая изоляция токоведущих проводов в помещении. С этой целью обычно все токоведущие провода и соединительные кабели между ЭВМ и оргтехникой располагаются в местах недоступных для пользователей. При соблюдении правил техники безопасности  вероятность подвергнуться воздействию этой опасности сводится к минимуму. Для снижения вероятности реализации этой опасности необходимо проверять изоляцию токоведущих проводов, соединений аппаратов, их исправность.

  Воздействие вредных веществ

     К вредным веществам, которые действуют  в помещении кабинета, относятся  пыль и выделения паров спирта после профилактической чистки ПК. В помещениях с ПК воспитатель  подвержен  воздействию пыли, притягиваемой к работающему и сильно наэлектризованному оборудованию. В процессе работы за ПК при сильной запыленности помещения частички пыли попадают в организм, оказывая на него неблагоприятное воздействие, затрудняя дыхание. У некоторых людей воздействие сильной запыленности помещения может вызвать аллергию. Чтобы избежать этого и снизить степень запыленности помещения, необходимо регулярно проветривать помещение кабинета, осуществлять пылеуборку помещения, использовать системы кондиционирования воздуха. Содержание паров этилового спирта в помещении с ПК невелико, так как он используется лишь в профилактических целях, и его воздействию воспитатель подвергается кратковременно и очень редко, так как обработка ПК этиловым спиртом производится в конце рабочего дня.

  Ионизация воздуха

     При работе ПК возникает ионизация среды, которая приводит к физико-химическим изменениям в структуре веществ. Конечный результат ионизации веществ  определяется интенсивностью и продолжительностью облучения. Облучение может вызвать небольшое повышение температуры тела во время работы за компьютером. При продолжительной работе может возникнуть сильное переутомление, что может ослабить защитные свойства организма и сопротивляемость другим заболеваниям.

     Высокое напряжение на токоведущих частях схемы вызывают ионизацию воздуха с образованием положительных ионов, которые неблагоприятно воздействуют на человека. В рабочем воздухе содержится число положительных ионов в диапазоне от 200 до 6000. Воздействию ионизирующего излучения воспитатель подвергается в процессе работы, находясь в непосредственной близости от монитора. При соблюдении требуемого расстояния между источником ионизирующих излучений и воспитателем влияние ионизирующего излучения на организм можно свести к минимуму.

  Повышенная  температура и пониженная влажность воздуха 

     При работе любого электрооборудования (ЭО) выделяется некоторое количество тепла, которое зависит от потребляемой мощности ЭО. Работа ПК приводит к повышению  температуры в помещении и  понижению влажности воздуха, так как высокопроизводительная техника работает на сверхвысоких частотах, что вызывает сильный нагрев элементов. При работе ПК, образующийся теплый воздух выдувают наружу из системного блока специальные вентиляторы. Это приводит к повышению температуры в помещении и снижению влажности воздуха. Для подержания параметров микроклимата необходимо использовать системы кондиционирования воздуха.

  Интеллектуальное  и психо-эмоциональное  перенапряжение воспитателя

     Деятельность  воспитателя - методиста требует напряжения воли для обеспечения необходимого уровня внимания, что заставляет прилагать большие усилия и сопровождается последующим истощением энергетических ресурсов организма. Труд воспитателя характеризуется высоким уровнем психической нагрузки. Последствиями воздействия такого рода нагрузок приводят к быстрому переутомлению, головным болям, плохому сну и снижению работоспособности. Интеллектуальным нагрузкам человек подвергается не только сидя за ПК, но и вне его при решении других задач, не  связанных только с контролем диагностического процесса. Такая опасность проявляется при выполнении ответственных задач с использованием ПК. Степень ее воздействия зависит от уровня сложности выполняемого задания. Для того чтобы снизить риск переутомления, истощения нервно-психических ресурсов организма, нужно делать регламентированные перерывы в работе.

     Таким образом, условия труда воспитателя - методиста, несмотря на отсутствие явных вредностей, нуждаются в улучшении.  
 
 
 
 

  3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ИСКУССТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ

     Поскольку через глаза человек получает около 90% всей информации, важно создать  рабочую обстановку, которая отвечает всем требованиям стандартов. Качество поступления информации во многом зависит  от освещения. При неудовлетворительном освещении приходится напрягать глаза, что ведет к утомлению зрения и организма в целом. Перед глазами появляются бегающие тени, препятствующие нормальному восприятию окружающей действительности. Особенно важно следить за качеством освещения в помещении кабинета, т.к. в ортоптическом кабинете проходит диагностика зрительного аппарата у детей.

     Согласно  нормативным документам все помещения  по задачам зрительной работы подразделяются на 4 группы:

  1. Помещения, в которых производится  различие объектов зрительной  работы при фиксированном направлении линии зрения работающих на рабочую поверхность.

  2. Помещения, в которых производится  различение объектов при нефиксированной  линии зрения и обзор окружающего  пространства.

  3. Помещения, в которых производится  обзор окружающего пространства пир очень кратковременном, эпизодическом различении объектов.

  4. Помещения, в которых происходит  общая ориентировка в пространстве  интерьера.

     Искусственное освещение применяется в темное время суток и в помещениях, где нет естественного освещения. По конструктивному исполнению оно подразделяется на общее (равномерное или локализованное) и комбинированное (общее + местное). Одно местное освещение в производственных помещениях не допускается.

     Рекомендуется искусственное освещение в помещениях с компьютерами реализовывать с помощью системы общего равномерного освещения. В производственных и административно-общественных помещениях, в случаях преимущественной работы с документами, допускается применение системы комбинированного освещения (к общему освещению дополнительно устанавливаются светильники местного освещения, предназначенные для освещения зоны расположения документов).

Информация о работе Условия труда в ортоптическом кабинете