Анна Ахматова

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 18:25, реферат

Описание работы

На рубеже прошлого и нынешнего столетий, хотя и не буквально хронологически, накануне революции, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась, может быть, самая значительная во всей мировой литературе нового времени "женская" поэзия - поэзия Анны Ахматовой. Ближайшей аналогией, которая возникла уже у первых ее критиков, оказалась древнегреческая певица любви Сапфо: русской Сапфо часто называли молодую Ахматову.

Содержание

Первые шаги 3
Романность в лирике Ахматовой 3
Загадка популярности любовной лирики Ахматовой 6
"Великая земная любовь" в лирике у Ахматовой 8
Роль деталей в стихах о любви у Ахматовой 9
Пушкин и Ахматова 11
Больная и неспокойная любовь 12
Любовная лирика у Ахматовой в 20-е и 30-е годы 15
Заключение 22

Работа содержит 1 файл

Ахматова.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

                    Но если  встретимся глазами

                    Тебе клянусь я небесами, 

                    В огне расплавится гранит. 

   Недаром в одном из посвященных  ей стихотворении  Н.  Гумилева  Ахматова изображена с молниями  в руке: 

                    Она светла в часы томлений

                    И держит молнии в руке,

                    И четки сны ее, как тени

                    На райском огненном песке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Анализ  стихотворения «Клевета»

   Стихотворение Ахматовой «Клевета» было написано в 1922 году. Оно вошло в цикл стихов «Anno Domini». В то время в России было много таких людей, «безвинно виноватых» только потому, что они были жёнами, детьми, братьями и сёстрами так называемых врагов народа. Их никто не признавал и никто не подавал им руки при встрече. Но никто из этих людей не сумел поэтически описать трагедию отвергнутого человека так, как это сделала Анна Ахматова в стихотворении «Клевета.

   «И  всюду клевета сопутствовала  мне» – это звучит, как зловещий приговор для дальнейшего повествования.

   «Её ползучий шаг я слышала во сне». Все это вызывает у нас самые  мерзкие и отвратительные ассоциации. Ахматова олицетворяет клевету, сравнивая её с ползучим пресмыкающимся.

      И в мертвом  городе под беспощадным небом,

      Скитаясь  наугад за кровом и за хлебом.

   Это оксюморонное выражение «мертвый город» помогает нам почувствовать весь ужас одиночества героини. Для неё город мёртв, потому что в нём нет ни единой родственной души. Во всех глазах лишь предательство, страх и горящий отблеск клеветы. И этот горящий блеск показывает нам огонь – символ не только жизни, но и символ уничтожения и пожиратель всего живого.

   И сразу же на этот «вызов новый» наша лирическая героиня противостоит всему  этому ужасу.

      Я не боялась  её. На каждый вызов новый

      Есть у  меня ответ достойный и суровый.

     Но  есть ли на самом деле этот «достойный ответ»?

     Здесь у Ахматовой противоречие самой себе, так как последующие строки полны смирения и покорности.

      Но неизбежный день уже предвижу я, –

      На утренней заре придут ко мне друзья

      И мой сладчайший сон рыданьем потревожат...

   Поэтесса  намеренно называет смерь «сладчайшим  сном», так как это избавление от суровой действительности под «под беспощадным небом» в «мёртвом городе».

      Никем не знаема тогда она войдет,

      В моей крови  её неутоленный рот

      Считать не устаёт небывшие обиды,

      Вплетая голос  свой в моленья панихиды.

   Иссякла последняя капля жизни, нарушены  покой и умиротворённость, достигнутые моленья панихиды.

   И дальше она пишет:

      И станет внятен всем её постыдный бред

      Чтоб на соседа глаз не мог поднять сосед,

      Чтобы в  последний раз душа моя горела.

   Горело  не только тело живого человека, но и  душа, продолжая мучаться в неземных муках, но «земным бессмыслием», «летя в рассветной мгле».

   Ахматова  пишет в одном стихотворении:

      А в книжках  я последнюю страницу

      Всегда любила больше всех других.

   И в её собственных стихах именно концовка или последняя строка часто имеет особую жизнь, и они начинают излучать энергию.

   Вот и здесь в последней строке сосредоточена вся суть, вся идея и весь замысел.

      Чтобы в  последний раз душа моя горела

      Земным бессилием, летя в рассветной мгле,

      И дикой  жалостью к оставленной земле.

   Последняя строчка звучит как гимн любви  и жизни, которая, несмотря ни на что, даже на вынужденный уход, есть самая  высшая ценность, так как душа «горела» «дикой жалостью к оставленной земле».

   Личная  драма лирической героини показана через философский мир вечной борьбы добра со злом, человека с обстоятельствами.

   Это стихотворение небольшое, всего 22 строчки, но очень ёмкое и познавательное. Поэтесса использует в стихотворении  образные эпитеты: «сон сладчайший», «город мёртвый», «беспощадное небо». Есть здесь метафора и оксюморон: «душа горела», «мёртвый город».

   Местоимение «я», неоднократно повторяющееся по ходу повествования, усиливает эмоции и глубину переживания: «я не боюсь  её», «есть у меня», «предвижу  я», «придут ко мне», «мой сон», «душа  моя». Чувствуется огромное одиночество человека. Рифмовка парная, мужская. Кажущаяся простота стихотворения несёт в себе глубокий смысл: небом – хлебом. Символ возвышенного, духовного сочетается с символом земного, насущного. Глаза – страх, тело – горело, мгле – земле, обиды – панихиды отражают суть всего произведения.

   Чтобы показать всю мерзость и сущность клеветы, и сравнить её с ползущим пресмыкающимся Ахматова использует чередования  каких букв как: з, ш, с, ч.

      Её ползучий шаг я слышала во сне.

   Это стихотворение как нельзя лучше показывает незащищенность души лирической героини перед невзгодами жизни, хотя она восклицает «Я не боюсь её». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

   Если расположить любовные стихи  Ахматовой в определенном порядке,  можно построить целую повесть со множеством  мизансцен,  перипетий,  действующих лиц,  случайных и неслучайных происшествий.  Встречи и разлуки,  нежность, чувство вины, разочарование, ревность, ожесточение, истома, поющая в сердце радость,  несбывшиеся ожидания,  самоотверженность, гордыня, грусть – в каких только гранях и изломах мы не видим любовь на  страницах ахматовских книг.

   В лирической героине стихов  Ахматовой,  в душе самой поэтессы  постоянно жила жгучая,  требовательная  мечта о любви истинно высокой,  ничем не искаженной.  Любовь у Ахматовой - грозное,  повелительное, нравственно чистое, всепоглощающее чувство, заставляющее вспомнить библейскую строку: "Сильна, как смерть, любовь - и стрелы

Информация о работе Анна Ахматова