Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:23, доклад
Помимо термина «фольклор» в научном обиходе разных стран встречаются и другие термины: немецкий — Volkskunde, в более узком значении слова — Volksdichtung; французский — Traditions populaires. В XIX в. у нас господствовал несколько расширительно толковавшийся термин «народная словесность» или «народная поэзия».
Художественное и историческое значение Ф. было глубоко раскрыто А. М. Горьким, высказывания которого имеют руководящее значение в разработке основных проблем фольклористики.
Маркс и Энгельс
очень интересовались Ф. Их переписка
указывает, что они по большей
части в подлинниках читали и
перечитывали произведения немецкого,
датского, норвежского, шотландского,
испанского, сербского и русского
Ф. О высокой оценке Марксом и
Энгельсом Ф. древней Греции, Запада
и Востока говорит многократное
использование его в научных
и полемических работах. Основоположники
марксизма не раз отмечали большое
значение фольклора как художественного
творчества (см. напр. письмо Энгельса
Марксу о стародатских балладах от
20 июня 1860). О непосредственной любви
Маркса и Энгельса к произведениям
устной словесности говорят
Огромное значение для понимания явлений Ф. и его развития имело известное высказывание Маркса (во введении к «К критике политической экономии») о греческом эпосе, об его мифологической основе, о связи его с определенной стадией социального развития и о причинах доставляемого им художественного наслаждения до настоящего времени. В лит-ом наследии Маркса и Энгельса есть немало высказываний по конкретным историческим и историко-литературным вопросам, связанным с Ф. Их интересовало и выяснение источников определенных фольклорных произведений, и проблема исторической и географической локализации основных образов Ф., использование Ф. писателями и значение Ф. как исторического и историко-бытового документа. Они всегда указывали на огромную политическую роль фольклора, на необходимость использования его как орудия
агитации и пропаганды, приветствуя всякий раз публикацию того или другого текста, если этот текст представлял интерес в плане борьбы с существовавшим строем. Не раз они говорили о революционном Ф., о политической его функции в прошлом и настоящем, о классовых переработках и искажениях его на протяжении веков и десятилетий.
Историческое значение Ф., в частности народных песен, многократно и настойчиво подчеркивал Поль Лафарг. Лафарг посвятил даже целый трактат Ф., статью «Свадебные песни и обычаи» (на русском языке в сборнике статей Лафарга: «Очерки по истории культуры», М. — Л., 1926).
Близко к вопросам Ф. подошел Г. В. Плеханов в своих «Письмах без адреса» [«Научное обозрение», 1899, № 11, и 1900, №№ 3 и 6; перепеч. в «Сочинениях» Плеханова, т. XIV, М. (1925)]. Одна из главных интересовавших его проблем — проблема происхождения искусства. Из других марксистов отдельные высказывания по Ф. имеются у Воровского, Луначарского и др.
Что касается отношения
к фольклору В. И. Ленина, то прямых
высказываний его в печати не было,
но сохранились воспоминания Н. К. Крупской
и В. Д. Бонч-Бруевича, которые говорят
о большом интересе и внимании
Ленина к фольклору. Бонч-Бруевич
вспоминает: «Владимир Ильич Ленин,
изучая словарь Даля, любил бывать
на народных праздниках, интересовался
пословицами, любил революционные
песни и быстро запоминал их. Внимательно
читал Владимир Ильич „Смоленский
этнографический сборник“, отмечая
большую ценность материалов, помещенных
в нем. Когда однажды речь зашла
об устном поэтическом творчестве,
Владимир Ильич попросил дать ему
просмотреть некоторые сборники
былин, песен и сказок. Его просьба
была исполнена. „Какой интересный материал,
— сказал он. — Я бегло просмотрел
вот эти книги, но вижу, что не
хватает, очевидно, рук или желания
все это обобщить, все это просмотреть
под социально-политическим углом
зрения, ведь на этом материале можно
было бы написать прекрасное исследование
о чаяниях и ожиданиях
Огромное руководящее значение имеют для советской фольклористики высказывания И. В. Сталина о культуре, «социалистической по своему содержанию и национальной по форме». В свете этого учения Ф. не может не занимать видного места в общественной жизни. «И если дело идет о приобщении различных национальностей к пролетарской культуре, — говорит Сталин, — то едва ли можно сомневаться в том, что приобщение это будет протекать в формах, соответствующих языку и быту этих национальностей» (Сталин И., «Вопросы ленинизма», Соцэкгиз, Москва — Ленинград, 1931, стр. 178). Приобщение это
протекает наряду с другими формами, как засвидетельствовано собирателями и исследователями современного советского фольклора, у всех национальностей Советского Союза через национальные песни и сказы, через пословицы и поговорки, через разные другие виды национального Ф., вырастающего на основе языка и быта этих национальностей.
Широко развернувшаяся, особенно за последние годы, художественная самодеятельность рабочих и колхозных масс, в к-рой значительную роль играют традиционные художественные навыки в устно-поэтическом, музыкальном, танцовальном, изобразительном искусствах, открывает для исследователей фольклора необъятное поле наблюдений, которые приводят к выводам, не оставляющим камня на камне от клеветнических утверждений реакционеров о творческом бесплодии трудящихся.
Условия общественной
жизни в СССР выдвинули перед
фольклористами-
Раскрытие, в связи с подъемом национальной культуры множества народов СССР, угнетавшихся колониальной политикой царской России, громадных устно-поэтических богатств, в первую очередь героического эпоса, дает обильный и свежий материал для теоретических построений в области фольклористики.
Руководствуясь
марксистско-ленинским учением
встречают еще очень
много препятствий, прежде всего
в недостаточной
Огромную роль в поднятии общественного интереса к фольклору сыграло известное выступление А. М. Горького на I Всесоюзном съезде советских писателей в 1934. А. М. Горький показал крупнейшее значение фольклора для понимания истории народов, истории их литератур и для развития советской литературы.
Основными центрами научной собирательской и исследовательской работы по Ф. были Москва и Ленинград. В Москве фольклористическая работа с 1923 по 1930 была сосредоточена в Фольклорной секции Гос. акад. худ. наук, преобразованной в 1930 в Гос. акад. искусствознания, а также с 1926 по 1930 в Фольклорной подсекции Института литературы и языка РАНИОН. Основными работниками этих организаций было совершено много экспедиций по собиранию разных видов Ф. как в деревнях, так и на фабриках и заводах (в частности, широкая постановка изучения пролетарского Ф. является заслугой советских фольклористов, т. к. буржуазная фольклористика почти начисто игнорировала эту тему).
В последние годы
московские фольклористы объединились
в работе Фольклорной секции ССП.
С начала 1938 была организована специальная
кафедра русского фольклора в
МИФЛИ. В Ленинграде с 1930 объединяющим
фольклорным центром является Фольклорная
секция Академии наук. В предшествующие
годы фольклорная работа велась в
секции крестьянского искусства
Восточного института истории искусств
и в Сказочной комиссии Географического
общества. Из краевых фольклористических
центров надо отметить Саратов, Иркутск,
Воронеж, Смоленск. В национальных областях
и республиках работа по фольклору
была широко развернута в местных
научных учреждениях: в Украинской
Академии наук, в Белорусской Академии
наук, в Баку, в Тбилиси, Ереване,
в Ташкенте, Ашхабаде и т. д. Однако
в целом ряде национальных республик
и областей фольклористика не раз
использовалась местными националистическими
элементами в своих враждебных социалистическому
строю целях. Несмотря на отдельные
проявления местного национализма, а
иногда великодержавного шовинизма
в фольклористике, расцвет подлинного
советского фольклора говорит сам
за себя. Одно из ярких и наглядных
доказательств этому — том
«Творчество народов СССР» (XX лет
Великой Октябрьской
в жизни трудовых народных масс устное поэтическое творчество — фольклор. До какой высоты поднялось народное поэтическое творчество в СССР, показывает творческая деятельность таких народных поэтов, как лезгинский ашуг-орденоносец Сулейман Стальский и казахский акын-орденоносец Джамбул, имена и песни к-рых известны всему Союзу и окружены ореолом великой славы.
Библиография: Буслаев Ф. И., Исторические очерки русской народной словесности и искусства, т. I—II, Петербург, 1861; Его же, Народная поэзия. Исторические очерки, Петербург, 1887; Веселовский А. Н., Собрание сочинений, Серия 1, т. I и т. II, вып. I, Петербург, 1913; Миллер В. Ф., Очерки русской народной словесности, 3 тт., М., 1897, 1910, 1924; Пыпин А. Н., История русской этнографии, тт. I—IV, СПБ, 1890—1892; Сперанский М. Н., Русская устная словесность, М., 1917; Лобода А. М., Русский богатырский эпос, Киев, 1896; Савченко С. В., Русская народная сказка (История собирания и изучения), Киев, 1914; Кагаров Е. Г., Что такое фольклор. «Художественный фольклор», М., 1929, кн. 4—5; Соколов Ю. М., Очередные задачи изучения русского фольклора, там же, 1926, кн. 1; Его же, Фольклористика и литературоведение, в кн.: Памяти П. Н. Сакулина. Сборник статей, М., 1931; Его же, Природа фольклора и проблемы фольклористики, «Литературный критик», 1934, № 12; Жирмунский В. М., Проблема фольклора, в сб. «С. Ф. Ольденбургу. К пятидесятилетию научно-общественной деятельности (1882—1932)», изд. Академии наук СССР, Л., 1934; Азадовский М. К., Предисловие к сб. «Советский фольклор», вып. 1, изд. Акад. наук СССР, Л., 1934; Горький М., Советская литература (Доклад на I Всесоюзном съезде советских писателей), М., 1934; Его же, О литературе, 3 изд; М., 1937; Пиксанов Н. К., Горький и фольклор, Л., 1935; Против фальсификации народного прошлого (О пьесе «Богатыри» Демьяна Бедного), изд. «Искусство», Москва — Лениград, 1937; Соколов Ю. М., Русский былинный эпос (Проблема социального генезиса), «Литературный критик», 1937, № 9; Van Gennepp A., Le folklore, P., 1924; Kaindl R. F., Die Volkskunde, ihre Bedeutung, ihre Ziele und ihre Methode, Wien, 1903; Corso R., Volklore. Storia. Obbietto. Metodo. Bibliografia, Roma, 1923.