Фольклор в литературе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:23, доклад

Описание работы

Помимо термина «фольклор» в научном обиходе разных стран встречаются и другие термины: немецкий — Volkskunde, в более узком значении слова — Volksdichtung; французский — Traditions populaires. В XIX в. у нас господствовал несколько расширительно толковавшийся термин «народная словесность» или «народная поэзия».
Художественное и историческое значение Ф. было глубоко раскрыто А. М. Горьким, высказывания которого имеют руководящее значение в разработке основных проблем фольклористики.

Работа содержит 1 файл

ФОЛЬКЛОР — художественное творчество широких народных масс.docx

— 253.12 Кб (Скачать)

Маркс и Энгельс  очень интересовались Ф. Их переписка  указывает, что они по большей  части в подлинниках читали и  перечитывали произведения немецкого, датского, норвежского, шотландского, испанского, сербского и русского Ф. О высокой оценке Марксом и  Энгельсом Ф. древней Греции, Запада и Востока говорит многократное использование его в научных  и полемических работах. Основоположники  марксизма не раз отмечали большое  значение фольклора как художественного  творчества (см. напр. письмо Энгельса Марксу о стародатских балладах от 20 июня 1860). О непосредственной любви  Маркса и Энгельса к произведениям  устной словесности говорят воспоминания Лафарга, В. Либкнехта и др. Высказывания Маркса и Энгельса о фольклоре  тематически чрезвычайно разнообразны.

Огромное значение для понимания явлений Ф. и  его развития имело известное  высказывание Маркса (во введении к  «К критике политической экономии») о греческом эпосе, об его мифологической основе, о связи его с определенной стадией социального развития и  о причинах доставляемого им художественного  наслаждения до настоящего времени. В лит-ом наследии Маркса и Энгельса есть немало высказываний по конкретным историческим и историко-литературным вопросам, связанным с Ф. Их интересовало и выяснение источников определенных фольклорных произведений, и проблема исторической и географической локализации основных образов Ф., использование Ф. писателями и значение Ф. как исторического и историко-бытового документа. Они всегда указывали на огромную политическую роль фольклора, на необходимость использования его как орудия

 

агитации и пропаганды, приветствуя всякий раз публикацию того или другого текста, если этот текст представлял интерес в  плане борьбы с существовавшим строем. Не раз они говорили о революционном  Ф., о политической его функции  в прошлом и настоящем, о классовых  переработках и искажениях его на протяжении веков и десятилетий.

Историческое значение Ф., в частности народных песен, многократно  и настойчиво подчеркивал Поль Лафарг. Лафарг посвятил даже целый трактат  Ф., статью «Свадебные песни и обычаи» (на русском языке в сборнике статей Лафарга: «Очерки по истории культуры», М. — Л., 1926).

Близко к вопросам Ф. подошел Г. В. Плеханов в своих  «Письмах без адреса» [«Научное обозрение», 1899, № 11, и 1900, №№ 3 и 6; перепеч. в «Сочинениях» Плеханова, т. XIV, М. (1925)]. Одна из главных  интересовавших его проблем —  проблема происхождения искусства. Из других марксистов отдельные высказывания по Ф. имеются у Воровского, Луначарского и др.

Что касается отношения  к фольклору В. И. Ленина, то прямых высказываний его в печати не было, но сохранились воспоминания Н. К. Крупской и В. Д. Бонч-Бруевича, которые говорят  о большом интересе и внимании Ленина к фольклору. Бонч-Бруевич  вспоминает: «Владимир Ильич Ленин, изучая словарь Даля, любил бывать на народных праздниках, интересовался  пословицами, любил революционные  песни и быстро запоминал их. Внимательно  читал Владимир Ильич „Смоленский  этнографический сборник“, отмечая  большую ценность материалов, помещенных в нем. Когда однажды речь зашла  об устном поэтическом творчестве, Владимир Ильич попросил дать ему  просмотреть некоторые сборники былин, песен и сказок. Его просьба  была исполнена. „Какой интересный материал, — сказал он. — Я бегло просмотрел вот эти книги, но вижу, что не хватает, очевидно, рук или желания  все это обобщить, все это просмотреть  под социально-политическим углом  зрения, ведь на этом материале можно  было бы написать прекрасное исследование о чаяниях и ожиданиях народных. Смотрите в сказках Ончукова, которые  я просмотрел — ведь здесь есть замечательные места. Вот на что  нам нужно обратить внимание наших  историков литературы. Это подлинное  народное творчество, также нужное и важное для изучения народной психологии в наши дни“».

Огромное руководящее  значение имеют для советской  фольклористики высказывания И. В. Сталина  о культуре, «социалистической по своему содержанию и национальной по форме». В свете этого учения Ф. не может не занимать видного места  в общественной жизни. «И если дело идет о приобщении различных национальностей  к пролетарской культуре, — говорит  Сталин, — то едва ли можно сомневаться  в том, что приобщение это будет  протекать в формах, соответствующих  языку и быту этих национальностей» (Сталин И., «Вопросы ленинизма», Соцэкгиз, Москва — Ленинград, 1931, стр. 178). Приобщение это

 

протекает наряду с  другими формами, как засвидетельствовано  собирателями и исследователями  современного советского фольклора, у  всех национальностей Советского Союза  через национальные песни и сказы, через пословицы и поговорки, через разные другие виды национального  Ф., вырастающего на основе языка и  быта этих национальностей.

Широко развернувшаяся, особенно за последние годы, художественная самодеятельность рабочих и колхозных  масс, в к-рой значительную роль играют традиционные художественные навыки в  устно-поэтическом, музыкальном, танцовальном, изобразительном искусствах, открывает  для исследователей фольклора необъятное поле наблюдений, которые приводят к выводам, не оставляющим камня  на камне от клеветнических утверждений  реакционеров о творческом бесплодии  трудящихся.

Условия общественной жизни в СССР выдвинули перед  фольклористами-исследователями целый  ряд таких исторических и теоретических  проблем, которые не замечались или  сознательно затушевывались буржуазной фольклористикой. «У нас есть материал и в природных богатствах, и в запасе человеческих сил, и в прекрасном размахе, который дала народному творчеству великая революция, — чтобы создать действительно могучую и обильную Русь» (Ленин В. И., Соч., 3-е изд., т. XXII, М. — Л., 1931, стр. 376). «Такая революция может быть успешно осуществлена только при самостоятельном историческом творчестве большинства населения, прежде всего большинства трудящихся» (Ленин В. И., Соч., 3-е изд., т. XXII, Москва — Ленинград, 1931, стр. 440). Эти слова т. Ленина относятся и к области искусства. Роль Ф. как голоса современности, как отражения и орудия классовой борьбы, как средства агитации и пропаганды, как способа массового художественного воспитания в духе подлинного интернационализма и глубокой любви к социалистической родине, как культурного наследства выяснялась в многочисленных научных, популяризаторских и педагогических работах советских фольклористов. Тесная связь с практическими вопросами политической и хозяйственной жизни страны очень четко отличает советскую фольклористику от узко кабинетной, часто крохоборческой работы многих фольклористов на буржуазном Западе.

Раскрытие, в связи  с подъемом национальной культуры множества  народов СССР, угнетавшихся колониальной политикой царской России, громадных  устно-поэтических богатств, в первую очередь героического эпоса, дает обильный и свежий материал для теоретических  построений в области фольклористики.

Руководствуясь  марксистско-ленинским учением диалектического  материализма, используя достижения палеонтологического анализа нового учения о языке, советские фольклористы делают, правда, пока еще робкие, попытки  воссоздания общей истории Ф. и Ф. отдельных национальностей. Эти попытки

 

встречают еще очень  много препятствий, прежде всего  в недостаточной разработанности  конкретных вопросов и памятников фольклора, в отсутствии исчерпывающей библиографии Ф., недостаточном координировании  работы фольклористов по всему Союзу  и сравнительной еще малочисленности  специальных научных кадров.

Огромную роль в  поднятии общественного интереса к  фольклору сыграло известное  выступление А. М. Горького на I Всесоюзном съезде советских писателей в 1934. А. М. Горький показал крупнейшее значение фольклора для понимания  истории народов, истории их литератур  и для развития советской литературы.

Основными центрами научной собирательской и исследовательской  работы по Ф. были Москва и Ленинград. В Москве фольклористическая работа с 1923 по 1930 была сосредоточена в Фольклорной  секции Гос. акад. худ. наук, преобразованной  в 1930 в Гос. акад. искусствознания, а  также с 1926 по 1930 в Фольклорной  подсекции Института литературы и языка РАНИОН. Основными работниками  этих организаций было совершено  много экспедиций по собиранию разных видов Ф. как в деревнях, так  и на фабриках и заводах (в частности, широкая постановка изучения пролетарского  Ф. является заслугой советских фольклористов, т. к. буржуазная фольклористика почти  начисто игнорировала эту тему).

В последние годы московские фольклористы объединились в работе Фольклорной секции ССП. С начала 1938 была организована специальная  кафедра русского фольклора в  МИФЛИ. В Ленинграде с 1930 объединяющим фольклорным центром является Фольклорная  секция Академии наук. В предшествующие годы фольклорная работа велась в  секции крестьянского искусства  Восточного института истории искусств и в Сказочной комиссии Географического  общества. Из краевых фольклористических центров надо отметить Саратов, Иркутск, Воронеж, Смоленск. В национальных областях и республиках работа по фольклору  была широко развернута в местных  научных учреждениях: в Украинской Академии наук, в Белорусской Академии наук, в Баку, в Тбилиси, Ереване, в Ташкенте, Ашхабаде и т. д. Однако в целом ряде национальных республик  и областей фольклористика не раз  использовалась местными националистическими  элементами в своих враждебных социалистическому  строю целях. Несмотря на отдельные  проявления местного национализма, а  иногда великодержавного шовинизма  в фольклористике, расцвет подлинного советского фольклора говорит сам  за себя. Одно из ярких и наглядных  доказательств этому — том  «Творчество народов СССР» (XX лет  Великой Октябрьской социалистической революции в СССР 1917—1937) [М., 1937, изд. «Правда»]. Книга эта, составленная из лучших образцов фольклора различных  народов, — свидетельство высокого культурного, политического и художественного  роста трудящихся Советского Союза  и показатель той огромной роли, к-рую играет

 

в жизни трудовых народных масс устное поэтическое творчество — фольклор. До какой высоты поднялось народное поэтическое творчество в СССР, показывает творческая деятельность таких народных поэтов, как лезгинский ашуг-орденоносец Сулейман Стальский и казахский акын-орденоносец Джамбул, имена и песни к-рых известны всему Союзу и окружены ореолом великой славы.

Библиография: Буслаев Ф. И., Исторические очерки русской народной словесности и искусства, т. I—II, Петербург, 1861; Его же, Народная поэзия. Исторические очерки, Петербург, 1887; Веселовский А. Н., Собрание сочинений, Серия 1, т. I и т. II, вып. I, Петербург, 1913; Миллер В. Ф., Очерки русской народной словесности, 3 тт., М., 1897, 1910, 1924; Пыпин А. Н., История русской этнографии, тт. I—IV, СПБ, 1890—1892; Сперанский М. Н., Русская устная словесность, М., 1917; Лобода А. М., Русский богатырский эпос, Киев, 1896; Савченко С. В., Русская народная сказка (История собирания и изучения), Киев, 1914; Кагаров Е. Г., Что такое фольклор. «Художественный фольклор», М., 1929, кн. 4—5; Соколов Ю. М., Очередные задачи изучения русского фольклора, там же, 1926, кн. 1; Его же, Фольклористика и литературоведение, в кн.: Памяти П. Н. Сакулина. Сборник статей, М., 1931; Его же, Природа фольклора и проблемы фольклористики, «Литературный критик», 1934, № 12; Жирмунский В. М., Проблема фольклора, в сб. «С. Ф. Ольденбургу. К пятидесятилетию научно-общественной деятельности (1882—1932)», изд. Академии наук СССР, Л., 1934; Азадовский М. К., Предисловие к сб. «Советский фольклор», вып. 1, изд. Акад. наук СССР, Л., 1934; Горький М., Советская литература (Доклад на I Всесоюзном съезде советских писателей), М., 1934; Его же, О литературе, 3 изд; М., 1937; Пиксанов Н. К., Горький и фольклор, Л., 1935; Против фальсификации народного прошлого (О пьесе «Богатыри» Демьяна Бедного), изд. «Искусство», Москва — Лениград, 1937; Соколов Ю. М., Русский былинный эпос (Проблема социального генезиса), «Литературный критик», 1937, № 9; Van Gennepp A., Le folklore, P., 1924; Kaindl R. F., Die Volkskunde, ihre Bedeutung, ihre Ziele und ihre Methode, Wien, 1903; Corso R., Volklore. Storia. Obbietto. Metodo. Bibliografia, Roma, 1923.


Информация о работе Фольклор в литературе