Функция лунного пейзажа в лирических произведениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 21:34, реферат

Описание работы

Предмет исследования данной курсовой работы – функции лунного пейзажа в произведениях русских писателей и поэтов таких, как Н.В.Гоголь, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, И.А.Бунин, В.А.Жуковский, К.Д.Бальмонт, Вяч. Иванов, Д.И.Мережковский, С.А.Есенин, В.Маяковский. Таким образом, целью работы является определение понятия лунного пейзажа, его роли в художественном произведении на материале русской литературы. Для решения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

- изучить имеющуюся научную литературу по данной теме;

- определить понятие лунного пейзажа;

Содержание

Введение…………………………………………………………...……….2

1 глава. Общее понятие о лунном пейзаже.…….………………………..5

2 глава. Функция лунного пейзажа в эпических произведениях……….7

3 глава. Функция лунного пейзажа в лирических произведениях…....18

Заключение…………………………………………………………….....25

Библиография…………………………………………………………....27

Работа содержит 1 файл

пейзаж.docx

— 48.35 Кб (Скачать)

 

 

3 глава. Функции лунного  пейзажа в лирических произведениях

 

В лирических произведениях  пейзаж представлен скупее, чем в  прозе. Но из-за этого возрастает символическая  нагрузка пейзажа. Особенно ярко эта  функция отражена в поэзии символистов.

 

Так, для К.Бальмонта, как и для многих других символистов, луна является символом идеального мира, мира мечты, красоты, творчества. Поэт окутывает образ луны дымкой тайны, воспевает её печальную красоту: «Луна богата силою внушенья, // Вокруг нее всегда витает тайна.//…//Своим лучом, лучом бледно-зеленым,// Она ласкает, странно так волнуя,//…// Но, нас маня надеждой незабвенной,// Сама она уснула в бледной дали,// Красавица тоски беспеременной,// Верховная владычица печали!»(Бальмонт, Луна). Особенно четко связь луны и идеального мира выделяется в его сонете «Лунный свет»:

 

Когда луна сверкнет во мгле ночной

 

Своим серпом, блистательным  и нежным,

 

Моя душа стремится в мир  иной,

 

Пленяясь всем далеким, всем безбрежным.

 

А Вячеслав Иванов в одном  из своих стихотворений, метафорично  называя луну именем демонической богини Гекаты, прямо называет её «двойником мира»:

 

Бледный затеплив ночник,

 

Зеркалом черным глухого  агата

 

Так вызывает двойник

 

Мира – Геката.

 

Несколько по-иному раскрыт  образ луны у «старшего символиста»  Д.Мережковского. Луна у него выступает носителем вселенского зла. В своем стихотворении «Зимний вечер» поэт так говорит о луне: «О тусклая луна // С недобрыми очами», «Преступная луна,// Ты ужасом полна», «Луны проклятый лик // Исполнен злобной мощи». Кроме того, образ луны здесь можно также рассматривать как символ смерти, потому что под злобным взглядом ночной владычицы неба появляется образ поникшего тростника, «больного, сухого и тощего». Кроме луны символами смерти являются образы тишины и вороны:

 

Луны проклятый лик

 

Исполнен злобной мощи…

 

К земле поник тростник,

 

Больной, сухой и тощий…

 

Вороны хриплый крик

 

Из голой слышен рощи.

 

А в небе – тишина,

 

Как в оскверненном храме…

 

Неудивительно, что в литературе символика лунного образа так  разнообразна. Ведь она своими корнями  связана с мифологией. А в мифологии  луна играет очень неоднозначную  роль, и отношение людей к ней  было противоречивое. С одной стороны  владычица ночи – колдунья, неспособная  различать добро и зло. Но в  то же время луна – извечный символ женского материнского начала, первая помощница рожениц и молодых  матерей. Так, в западной (Древнегреческая  и Древнеримская) мифологии мы встретим различные ипостаси лунного божества. Это и Селена – богиня женственности, и Артемида – символ девственной природы, непорочности, и Гера – богиня материнства, супружества, и Персефона, символизирующая перерождение, магию, и Геката – богиня тьмы и призраков, покровительница иллюзий и обманов. Поэтому, например, интерпретации лунного образа в литературе как символа животной страсти, символа смерти восходят к мифологическому образу луны типа Гекаты, демонической богини, а как символа несчастной любви – к мифологическому образу типа Селены, которая по мифам страдала от неразделенной любви [Мифологический словарь: 129]

 

 Необходимо помнить,  что в поэзии в пейзаже главное  не сама изображенная природа,  а то чувство, которое хотел  передать поэт. Луна в художественных  произведениях чаще используется  для создания элегического настроения, для погружения читателя в  мир тоски, печали, грез. Такое  художественное решение часто  используется во многих произведениях  романтиков. Зрелищность романтического  противопоставления мира и идеального  героя высвечивается сумерками,  умирающим огнем луны и звезд,  благодаря которым размываются  границы действительности, погруженной  в полутьму. Именно в такой  атмосфере к романтическому герою  приходит уверенность в безбрежности  собственного существования, в  отсутствии пределов между ним  и бытием. Лунный пейзаж задает  тему вневременного пространства; это сфера нарождения стихий, личности как самостоятельной  субстанции, единственно могущей  постигнуть глубинный смысл мироздания. Луна, отражая бессознательное начало, не могла не использоваться  иррациональными в познании мира  романтиками.

 

Так, создатель романтического пейзажа с таинственным сумеречным колоритом, В.А.Жуковский очень часто использует лунный образ. М.Н.Эпштейн говорит о нем: «Жуковский открыл поэзию угасающего дня, «вечернее земли преображенье». Миросозерцанию поэта близок именно закатный час, в изображении которого он остался непревзойденным мастером, предшественником и вдохновителем А.Блока. Жуковский – один из самых «лунных» поэтов, воспевающий ночное светило более чем в 10 стихотворениях и создавший в своем «Подробном отчете о луне…» своеобразнейшую стихотворную энциклопедию лунных мотивов в собственном творчестве» [Эпштейн 1990: 210]. Жуковский использует образ луны для погружения в мир мечтаний и воспоминаний:

 

Луны ущербной лик встает из-за холмов…

 

О тихое небес задумчивых светило,

 

Как зыблется твой блеск  на сумраке лесов!

 

Как бледно брег ты озлатило!

 

Сижу задумавшись; в душе моей мечты;

 

К протекшим временам лечу воспоминаньем…

 

О дней моих весна, как быстро скрылась ты

 

С твоих блаженством и страданьем!

 

(Жуковский, Вечер)

 

 Именно с луной поэт  связывает таинственность бытия,  поэтому он часто использует  по отношению к ней эпитет  «таинственная»:

 

Ему луна сквозь темный бор

 

Лампадой таинственной светит…

 

(Жуковский, Подробный  отчет луне)

 

Чаще всего луна у Жуковского встречается в элегиях, так как  придает лирическому сюжету печальное, унылое настроение. Но нужно заметить, что лунный пейзаж у Жуковского овеян  светлой печалью, такое чувство, что поэт даже наслаждается ею. Так, в одном из стихотворений лирический герой, обращаясь к месяцу, говорит:

 

Снова лес и дол покрыл

 

 Блеск туманный твой:

 

Он мне душу растворил

 

Сладкой тишиной…

 

(Жуковский, К месяцу)

 

«Сладкая тишина», подаренная лирическому герою созерцанием  лунной ночи, отражает мироощущение самого Жуковского. Для него сладостность созерцания является ключевым понятием и важнейшим признаком «жизни души». Лирический герой Жуковского – это созерцатель мира. «Жуковский – первый русский поэт, сумевший не только воплотить в стихах реальные краски, звуки и запахи природы  – всё, то что составляет её «материальную» красоту, но пронизать природу чувством и мыслью воспринимающего её человека» [Семенко 1975: 84].

 

Как уже говорилось выше, особое место образ луны занимает в поэзии С.А.Есенина. Причем, как отмечает М.Н.Эпштейн, «в ранних стихах, примерно до 1920г., преобладает «месяц» (18 из 20), в поздних – луна (16 из 21)» [Эпштейн 1990: 248]. На наш взгляд, это объясняется тем, что в раннем творчестве поэта больше фольклорного начала, чем в зрелом (месяц более близок фольклору, это сказочный персонаж). Интересно, что в образе месяца Есенин подчеркивает его форму, внешний облик:

 

За темной прядью перелесиц, Время – мельница с крылом

 

В неколебимой синеве, Опускает за селом

 

Ягненочек кудрявый – месяц  Месяц маятником в рожь

 

Гуляет в голубой траве. Лить часов незримый дождь.

 

1916 1917

 

Ах, и сам я в чаще звонкой Оглядись спокойным взором,

 

Увидал вчера в тумане: Посмотри: во мгле сырой

 

Рыжий месяц жеребенком Месяц, словно желтый ворон,

 

Запрягался в наши сани. Кружит, вьется над землей.

 

1917  1925

 

Небо – как колокол, Славь, мой стих, кто ревет и  бесится

 

Месяц – язык, Кто хоронит  тоску в плече

 

Мать моя – родина, Лошадиную морду месяца

 

Я – большевик. Схватить за узду лучей.

 

1918 1919

 

Месяц рогом облако бодает, Чистит месяц в соломенной крыше

 

В голубой купается пыли. Обоймленные синью рога.

 

В эту ночь никто не отгадает,  1917

 

Отчего кричали журавли.

 

1916

 

В образе же луны поэт больше описывает свет, который она излучает, и то чувство, которое оно внушает  лирическому герою:

 

В деревянные крылья окна Золото холодное луны,

 

Вместе с рамами в тонкие шторы Запах олеандра и левкоя.

 

Вяжет взбалмошная луна  Хорошо бродить среди покоя

 

На полу кружевные узоры. Голубой и ласковой страны.

 

1925 1925

 

 

 

Ах, луна влезает через  раму, Синий туман. Снеговое раздолье,

 

Свет такой, хоть выколи глаза… Тонкий лимонный лунный свет.

 

Ставил я на пиковую  даму,  Сердцу приятно с тихою  болью

 

А сыграл бубнового туза. Что-нибудь вспомнить из ранних лет.

 

1925 1925

 

Неуютная жидкая лунность  Ах, у луны такое

 

И тоска бесконечных равнин, - Светит – хоть кинься в воду.

 

Вот что видел я в  резвую юность, Я не хочу покоя

 

Что, любя, проклинал не один.  В синюю эту погоду.

 

1925  1925

 

 Луна вносит в душу  лирического героя печаль, тоску  и даже отчаяние, уносит его  в мир воспоминаний об ушедшей  юности (сравни : «Тонкий лимонный лунный свет.// Сердцу приятно с тихою болью// Что-нибудь вспомнить из ранних лет»).

 

Интересное прочтение  образа луны можно наблюдать в  творчестве В.Маяковского, яркого представителя футуризма. Он как представитель урбанистической поэзии принижает этот образ. Это и неудивительно, ведь для футуристов природа – воплощение старого косного порядка. Так, в своем стихотворении «Адище города» Маяковский так изображает луну:

 

И тогда уже – скомкав  фонарей одеяла -

 

ночь излюбилась, похабна и пьяна,

 

а за солнцами улиц где-то ковыляла

 

никому не нужная, дряблая  луна.

 

Мы видим, что лирический герой противопоставлен природе, он выступает как бунтарь и относится  к природе иронически. Поэт подчеркнуто  «десакрализирует» луну, лишает её ореола возвышенности, святости, обращаясь с ней предельно фамильярно, а подчас не останавливается и перед бранными выражениями в её адрес: «луна, как дура // …// блинорожие плоское» [Эпштейн 1990: 246].

 

 

Заключение

 

Итак, лунный пейзаж является разновидностью пейзажа по источнику  света. Лунным пейзажем будет называться изображение незамкнутого пространства, освещаемого лунным светом. Выбор  автором именно лунного образа может  говорить о его пессимистичном миросозерцании (как например, у С.А.Есенина). Нами были отражены следующие функции использования лунного пейзажа:

 

1.  Пояснение времени  и места событий – лунный  пейзаж определяет ночное время  суток действия.

 

2.   Пояснение состояния,  настроения героя с помощью  психологической параллели или  противопоставления – чаще всего  это лирическое настроение, заставляющее  героя задуматься о смысле  жизни, о своем месте в этом  мире, напускающее на героя ожидание  чего-то таинственного.

 

3.   Создание элегического  эмоционального тона – посредством  включения лунного пейзажа автору  удается погрузить читателя в  мир тоски, печали, грез, тайны.  Эта функция ярко представлена  в лунных пейзажах Тургенева,  Жуковского, Есенина и других.

 

4.  Выражение философских,  этических идей автора – так,  Гоголь, изображая майскую ночь, желает показать прекрасный поэтический  мир украинской природы, а Маяковский, подчеркнуто снижая лунный пейзаж, противопоставляет себя природе,  которая в его глазах является  представительницей старого косного  порядка.

 

5.  символическая функция  – луна может быть символом  смерти (например, у А.П.Чехова), символом несчастной любви и разлуки (у И.А.Бунина), символом темной страсти (тоже у А.П.Чехова), символом вселенского зла (у Д.И.Мережковского), символом идеального, небесного мира(у К.Д.Бальмонта, Вяч.Иванова) и т.д.

 

 Лунный пейзаж является  составляющей романтического пейзажа,  потому что мотив ночи становится  аллегорической завязкой драматических  событий, окутан тайной и мистикой. Использование лунного пейзажа  писателями-реалистами (А.П.Чехов, Н.В.Гоголь, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, И.А.Бунин) придает романтические черты их творчеству.

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

1.Введение в литературоведение  / под редакцией Л.В.Чернец. – М.: Просвещение, 1999.

 

2. Греков В.Н. Русская  фантастика / Из кн. Русская и советская  фантастика.- М.: Правда, 1989.

 

3. Каплан И.Е. Анализ  произведений русской классики: Школьный курс: Книга для учителя,  старшеклассника, абитуриента. –  М.: Новая школа, 1997.

 

4. Катаев В.Б. Сложность  простоты: Рассказы и пьесы Чехова. В помощь преподавателям, старшеклассникам  и абитуриентам. – М.: Изд-во МГУ, 1998.

 

5. Минералов Ю.И. История  русской литературы 19 века (40-60-е  годы): Учеб. пособие.- М.: Высш.шк., 2003.

 

6. Мифологический словарь:  Книга для учителя / М.Н.Ботвинник, Б.М.Коган, М.Б.Рабинович.- М.: Просвещение, 1985.

 

7. Михайлова М.В. И.А.Бунин / из кн. Русская литература 19-20 веков: в 2т. Т.2: Русская литература 20 века / Сост. и науч.ред. Б.С.Бугров, М.М.Голубков. – М.: Аспект Пресс, 2000.

 

8. Переверзев В.Ф. У истоков русского реализма. – М.: Современник, 1989.

 

9. Семенко И.М. Жизнь  и поэзия Жуковского.: М., «Худож.лит.», 1975.

 

10. Словарь античности / Под редакцией Р.И.Кузищина.- М.: Эллис Лак; Прогресс, 1993.

 

11. Сохряков Ю.И. Художественные открытия русских писателей: О мировом значении русской литературы. – М.: Просвещение, 1990.

 

12. Шаталов С.Е. Художественный  мир И.С.Тургенева.: М., Изд-во «Наука», 1979.

 

13. Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной…»: Система  пейзажных образов в русской  поэзии: Научн.-попул.- М.: Высш.шк., 1990.


Информация о работе Функция лунного пейзажа в лирических произведениях