Экспрессивная функция молодежного жаргона

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 10:30, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является комплексное описание молодёжного жаргона как одной из подсистем современного русского языка, описание особенностей употребления жаргонизмов, рассмотрение экспрессивной функции молодёжного жаргона и проблематики влияния жаргона на развитие русского языка.
Задачи курсовой работы: 1) рассмотреть сущность жаргона 2) выявить источники и пути пополнения жаргона; 3) охарактеризовать функции жаргона; 4) рассмотреть наиболее популярные виды жаргона: уголовный жаргон, компьютерный жаргон, молодежный жаргон.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1 Феномен жаргона………...……………………………………………..4
1.1 Место жаргона в системе современного русского языка…………..9
1.2 Социальные функции жаргона……………………………..………..10
2 Типы жаргонов в современной русской культуре …………………….12
2.1 Уголовный жаргон…………………………………………………….12
2.2 Особенности молодёжного жаргона…….…………………………...20
3 Эмоциональная составляющая молодёжного жаргона………………..27
Заключение………………………………………………………………...35
Список используемой литературы……………………………………….37
Приложение (CD-R диск со словорями)

Работа содержит 1 файл

Стиллистика_Курсовая работа_Фомин.docx

— 92.26 Кб (Скачать)

   В начале века феня насчитывала около четырех тысяч слов и фраз. А сталинские репрессии подарили России соответствующие неологизмы. Лагерная политика создала целый мир, кусочки которого связывало звено - Блатное арго. Отбывали срок, нередко интеллигентные, талантливые люди, признанные «врагами» народа. И отчасти, благодаря им, а отчасти и обычным заключенным,  создались неологизмы, которые до сих пор существуют в лексике «братанов», а некоторые вошли в нашу речь так, что мы и не замечаем, что это воровской сленг: жулик, барыга и другие. Но многие из них— пассивный запас, а используется из них около четырехсот.

   Классики  современности показывали жизнь  за колючей проволокой так, что каждая фраза была наполнена емким арго: Довлатов, Солженицын, Высоцкий... Их жаргонизмы не отталкивают, а только еще больше увлекают читателя.

   Но  это классики, а что же обычные  зэки? Приведу пример из письма заключенного 50-х:

   « В живодерке малова была в норме, мандра и рассыпуха оседали в гараже. Заварганили грузинским веником, имели и дурь женатую, и косячок. Санитары зыбают на цырлах перед главным и другими коновалами, чтобы не куранули на баржу... »

   Известны  только предлоги, слова же являются незнакомыми, будто другой язык. Но главное, чтобы понял это адресат  письма. 

    1.   Место жаргона в системе современного русского языка.

    Национальный (общенародный) русский  язык - это совокупность всех слов, всех форм, всех особенностей  произношения, присущих людям, говорящим на русском языке. Однако не все русскоязычные люди говорят одинаково: в их речи наблюдаются элементы общенародные, т.е. употребляемые всеми русскоговорящими, и элементы, употребляемые отдельными группами людей, объединенных территориальной или социальной общностью. Национальный язык имеет свои разновидности и ответвления. Структура его выглядит следующим образом:

                                    
 

     НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЯЗЫК

литературный  язык                                  нелитературные разновидности просторечие                                             диалекты

территориальные (говоры)                       социальные (жаргоны)  

   В данной структуре выделяются социальные диалекты (жаргоны, арго, сленг) - разновидности  национального языка, используемые отдельными социальными группами, объединенными  по признаку профессии (жаргон золотоискателей), интересов (жаргон филателистов), возраста (молодежный жаргон, или сленг)                                               

   Распространение социальных диалектов, особенно в разговорной  речи, вызывает у многих тревогу  и беспокойство. Печальнее всего  то, что подобное жаргонное словообразование относится к характерным качествам культуры речи молодежи.

   Сленг – это молодежный жаргон, составляющий слой разговорной лексики, отражающей грубовато-фамильярное, иногда юмористическое отношение к предмету речи.

   Молодежный  сленг представляет собой интереснейший  лингвистический феномен, бытование которого ограничено не только определенными возрастными рамками, но и социальными, временными пространственными рамками. Он бытует в среде городской учащейся молодежи – и отдельных более или менее замкнутых референтных группах.

   Как все социальные диалекты, он представляет собой только лексикон, который питается соками общенационального языка, живет  на его фонетической и грамматической почве. 

    1.   Социальные функции жаргона.

   Некоторые лингвисты, например А. Хомяков, выделяет такую функцию жаргона, как «функция конспиративной коммуникации», особенно если речь идет об уголовном жаргоне . Этой же точки зрения придерживается и А.Д. Швейцер, считающий, что жаргон – это «зашифрованная речь», непонятная для непосвященных . Подобная точка зрения оспаривается Л.И. Скворцовым, отмечающим успешное усвоение многих жаргонизмов просторечием и их переход в экспрессивную базу разговорной речи, что едва ли было бы возможным, обладай жаргон тайным характером.7

Использование жаргонизмов в речи  имеет несколько  функций: первая функция - номинативная. Многие составители словников с  трудом давали толкования словам, обозначающим различные ощущения. Исследователям приходилось либо жертвовать точностью  во имя краткости, либо приводить очень длинные пояснения . Это говорит о том, что в общелитературном языке нет слов, которые являлись бы адекватным синонимом каждому жаргонизму. Соответственно, некоторые жаргонизмы заполняют естественные пустоты в кодифицированном языке.

   Некоторые номинации изобретаются для того, чтобы избежать употребления в речи общеизвестного слова или языкового штампа, которое несет в себе готовое оценочное значение, отвергаемое группой (или, наоборот, нежелательно нейтрально). Ср. "Вовлечь в потребление наркотиков" и "подсадить на иглу"; "распространитель", "продавец" и "барыга".

   Вторая  функция - герметизация словесного общения. Говорящий преследует две основные цели: скрыть смысл разговора от посторонних и узнать, причастен ли собеседник к миру употребляющих наркотики. В первом случае восполняется потребность в конспирировании противозаконных деяний, во втором - выполняются законы групповой психологии типа "свой-чужой".

   Третья  функция - языковая экономия, которая  проявляется и в других жаргонах: "инсулинка" - инсулиновый шприц, "канабка" - каннабис. Элемент языковой игры в жаргоне наркоманов не играет большой роли.  

2. Типы жаргонов  в современной  русской культуре. 

2.1 Уголовный жаргон.

   Существование "своего" языка (военного, спортивного, научного, торгового, медицинского и т.п.) является одной из социально-психологических закономерностей функционирования различных социальных и профессиональных групп. В уголовном мире тоже существует свой язык, проявляющийся в форме воровского (тюремного) жаргона ("воровской речи", "блатной музыки", "блата", "фени"). Уголовный жаргон -не случайность, а закономерное явление, отражающее специфику субкультуры преступной среды, степень ее организованности и и профессионализации. Уголовный жаргон - явление международное. Он родился и развивается вместе с преступностью и отомрет с ее исчезновением (если, конечно, она когда-нибудь исчезнет). Уголовный жаргон - неизбежный атрибут криминальной субкультуры, но это не означает, что с ним не надо бороться. Чтобы успешно вести борьбу с уголовным жаргоном, необходимо изучить закономерности его развития.

   Уголовный жаргон - это условный  язык. Как и любой жаргон, он  имеет свою лексику и фразеологию,  включающую на сегодня примерно 16 тыс. слов. Уголовный жаргон  является особой словесной системой, базирующейся на фонетике и грамматике общенационального языка и имеющей существенные диалектные и социально-групповые различия. В уголовном жаргоне выделяют разновидности: воровской, тюремный как его основную часть, а также жаргон проституток и сутенеров, рэкетиров, наркоманов, бомжей, несовершеннолетних и молодых преступников и др. 

а) возникновение уголовного жаргона:

    Полагают, что при возникновении  уголовного жаргона в него  вошло много слов из профессионального  языка моряков, который в известной степени интернационален, а также из языков других народов. Отмечается, например, влияние на него восточных языков, а также еврейского и цыганского.

      В воровской жаргон вошли слова  из языка нищих, также связанного  с языком офеней в такой  степени, что "... благодаря обилию  слов этот язык позволял вести  разговоры не только на узкопрофессиональные  темы. Собственно воровской язык, по-видимому, более профессионален, хотя, конечно, в его словаре есть слова для ведения и бытовых разговоров"

    Судить о степени развитости  воровского жаргона трудно, поскольку  имеющиеся словари отражают лишь  часть языка, которым пользуются  уголовные элементы. Словари свидетельствуют  лишь о том, в какой мере  исследователи и сотрудники правоохранительных  органов знают этот язык, а  не о практическом его состоянии.  Возможно, это "лишь отголоски  того языка, которым пользуются  высшие слои воровского мира  и который недоступен исследователям"

    На развитие воровского жаргона  сильное влияние оказали заимствованные из русского языка вульгаризмы. Развиваясь, воровской жаргон перестал быть единым. Пополняясь за счет других "естественных" и "искусственных" языков, он способствовал созданию языков различных преступных сообществ, не относящимся к ворам в законе. На развитии уголовного жаргона в современных условиях отразились, с одной стороны, профессионализация преступности, появление организованной и коррумпированной преступности, а с другой - ее вульгаризация. Пока эта проблема изучается слабо. 

б) функции уголовного жаргона:

Имея  много общего в закономерностях  возникновения и развития с другими видами профессиональных языков, уголовный жаргон в то же время отличается от них своим аморальным содержанием и криминальными функциями. Прежде всего он предназначен для зашифровки мыслей и тем самым обеспечения живучести преступного сообщества. Это достигается постоянными изменениями, происходящими в уголовном жаргоне (его динамизмом), постоянным обновлением его словаря. Кроме того, в уголовном жаргоне много синонимов. Например, для обозначения способности говорить на воровском жаргоне употребляются как синонимы слова: по фене ботать, курсать, куликать по-свойски, блатыкаться, наблатоваться. Для обозначения проститутки имеются около 180 .терминов, а стукача (доносчика) - свыше 125.

     Владение уголовным жаргоном  всегда использовалось несовершеннолетними и молодежью и как средство самоутверждения в преступной среде, подчеркивания мнимого превосходства сообщества преступников над другими людьми. Он возник и из объективной потребности распознавания" своих" и выделения их в особую "касту", противостоящую законопослушным гражданам . В этом уголовный жаргон по своим функциям схож с татуировками.

    Одной из важных функций уголовного  жаргона является выявление с  его помощью лиц, которые хотели  бы проникнуть в криминальное  сообщество. В. Челидзе называет этот процесс иерархической диагностикой. Поэтому в определенные моменты употребляется лишь часть всего словаря, что позволяет "изобличать" подосланных властями агентов, изучивших общие основы языка, но не знающих его характера в данный момент. Те, кто лишь заимствуют воровские обычаи, выдавая себя за закоренелых "воров в законе", быстро проваливаются на таком языковом экзамене, т. к. не знают истинных информационных связей, действующих в преступном мире на сегодня.

   Знание воровского жаргона необходимо  и для отражения внутригрупповой иерархической структуры. Каждая "каста" имеет здесь свое название. Обозначая каждого члена сообщества терминами жаргона, можно сразу определить и правила их поведения, права и обязанности, систему взаимоотношений с ними, что также отражается в словаре.

    Уголовный жаргон выполняет функцию  обслуживания преступной деятельности. Это его главное назначение. Основная терминология в нем должна обозначить содержание и характер деятельности, предметы и орудия преступления, ситуации и объекты преступного посягательства, способы ухода от уголовного преследования и т. п.

    И, наконец, уголовный жаргон  призван обеспечить внутреннюю  жизнь криминального сообщества, связанную с дележом добычи, проведением  времени, развлечениями, половыми  отношениями т. п. 

в) взаимосвязь уголовного жаргона с языком тоталитаризма:

Уголовный жаргон оказался тесно связанным  с существовавшим в обществе языком эпохи тоталитаризма. В нем ярко выражено стремление к иерархизации. Об этом, в частности, говорят наименования иерархических каст в преступной среде. "Верхи" уголовного мира (своеобразные члены Политбюро) именуются приятными, возвышенными терминами ("директор", "автор", "пахан", "барин" и др.), "низы" же стигматизируются неблагозвучными, оскорбительными терминами. Так же образуются и клички.

    Как и тоталитарный язык, уголовный  жаргон характеризуется двоесмыслием. Ведь к "своим" отношение - одно, а к "чужим" - другое. Это же относится и к характеристике деятельности. Так, "воры в законе", изымая деньги у граждан и государства, именуют свою деятельность "работой". Проведенный государством обмен 50- и 100- рублевых купюр на сходках назван ими "государственным бандитизмом". Двоесмыслие в тоталитарном языке - это способность одновременно придерживаться противоположных убеждений и чувство, что убеждения - это одно, а жизнь - другое. Криминальная субкультура как "другая жизнь" в обществе, должна была создать и свой двойной язык: в официальной сфере нужно говорить на одном языке, а в своей общности - на другом. Официальная жизнь для преступника -это жизнь "понарошку", призрачная, а преступная - это нечто реальное.

Информация о работе Экспрессивная функция молодежного жаргона