Экспрессивная функция молодежного жаргона

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 10:30, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является комплексное описание молодёжного жаргона как одной из подсистем современного русского языка, описание особенностей употребления жаргонизмов, рассмотрение экспрессивной функции молодёжного жаргона и проблематики влияния жаргона на развитие русского языка.
Задачи курсовой работы: 1) рассмотреть сущность жаргона 2) выявить источники и пути пополнения жаргона; 3) охарактеризовать функции жаргона; 4) рассмотреть наиболее популярные виды жаргона: уголовный жаргон, компьютерный жаргон, молодежный жаргон.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1 Феномен жаргона………...……………………………………………..4
1.1 Место жаргона в системе современного русского языка…………..9
1.2 Социальные функции жаргона……………………………..………..10
2 Типы жаргонов в современной русской культуре …………………….12
2.1 Уголовный жаргон…………………………………………………….12
2.2 Особенности молодёжного жаргона…….…………………………...20
3 Эмоциональная составляющая молодёжного жаргона………………..27
Заключение………………………………………………………………...35
Список используемой литературы……………………………………….37
Приложение (CD-R диск со словорями)

Работа содержит 1 файл

Стиллистика_Курсовая работа_Фомин.docx

— 92.26 Кб (Скачать)

     Уголовный жаргон взял из языка  тоталитаризма и такую особенность  как схематизация. Человек, употребляющий уголовный жаргон, мыслит контрастами, предпочитая лишь два цвета: для "своих" - белый, для "чужих" - черный. Он не терпит оттенков и полутонов, свойственных демократическому обществу. Черный цвет на уголовном жаргоне обозначает "темную жизнь", "тюрьму", "зону", а белый - свободу, радость и т. п.

     Надо сказать и о такой особенности  уголовного жаргона, как стремление к стереотипизации, к шаблону. Она проявляется и в мотивировках совершаемых преступлений, в способах самооправдания, механизмах психологической защиты и т. п.

     Уголовный жаргон включает много  мишуры, недосказанного: убить -"замочить", финка - "перышко", порезать человека - "писануть", прения сторон в суде - "грызня" и т. п.

      В настоящее время в уголовный  жаргон все больше проникает  милитаристская терминология. Вспомним: банды именуются бригадами, отрядами, отделениями, экипажами, командами; главари - командирами, а члены банд - бойцами, пехотой, автоматчиками. Этот процесс берет свое начало в общегосударственном тоталитарном языке, где многие годы общественные события обозначались в милитаристском духе: "битва за урожай", "студенческий десант", "идеологический фронт", "сражение на литературном фронте", литератор - "идеологический боец партии", перо и кисть приравнивались к штыку и т. п. Следует отметить, что в обществе процесс милитаризации общенационального языка не идет на убыль, а в уголовном жаргоне, и подавно, милитаристский дух выходит на передний план, чему способствуют межнациональные конфликты и военные столкновения отрядов национальной гвардии, самообороны и т. п.

     В уголовном жаргоне, как и  в общенациональном языке времен  тоталитаризма, проявляется и механизм компенсации, о котором мы уже говорили, т. е. преступная деятельность обозначается "правильными" или нейтральными словами. Скажите любому грабителю, что он грабитель, он обидится , скажет, что он "штопорило".

      Вместе с тем с помощью уголовного  жаргона преступники и саморазоблачаются, поскольку язык дан человеку не только для того, чтобы скрывать мысли, но и рассказывать о намерениях, как бы тщательно он их не маскировал. Преступления - это уголовно наказуемые деяния, что хорошо понимают несовершеннолетние и молодежь. Общественное мнение осуждает преступления. А молодому преступнику хочется выглядеть лучше в глазах окружающих. Преступник всегда подозревается в нечестности. "Воры в законе" придумали (в порядке компенсации) категорию "честных", "правильных", "идейных" воров, которые якобы только и пекутся о том, чтобы установить в обществе абсолютную справедливость.

      Таким образом, уголовный жаргон, как специфический профессиональный язык, запечатлевает преступный стиль мышления определенной социальной группы населения, и прежде всего - несовершеннолетних и молодежи. Вместе с тем, он разоблачает этот стиль и мстит обществу за прошлое и настоящее. Ведь не секрет, что многие законопослушные лица тоже мыслят на уголовном жаргоне. Это одна из причин криминализации всего населения и прежде всего подрастающего поколения.

      Уголовный жаргон непрерывно  развивается. В нем появляются  одни и исчезают другие слова,  но он по-прежнему обслуживает и будет обслуживать криминальную деятельность людей. Чтобы потеснить уголовный жаргон из речевой культуры надо изменить образ мыслей всех людей. Нужно сделать мак, чтобы они не "доставали" какую-то вещь, а покупали ее, чтобы не "давали на лапу", а оплачивали услуги по закону. Тогда сфера функционирования уголовного жаргона будет сужаться, его терминология будет заменяться словами общенационального языка.

Подводя итог, скажу, что вред уголовного жаргона  заключается в том, что он учит личность мыслить криминальными  категориями, прививает ей извращенные взгляды и убеждения, насаждает отвращение к труду, жестокость и бесчеловечность, восхваляет "красоту" преступного образа жизни, воровскую хитрость, культ силы, презрение к общечеловеческим ценностям и общечеловеческой морали, искажает и извращает правосознание личности.

     Необходимо помнить, что уголовный  жаргон, как и любой язык, легче  усваивается в подростковом возрасте. Поэтому важно уберечь подростков  и молодежь от уголовного жаргона.  Пока это, к сожалению, только  мечта. 
 

г) распространенность уголовного жаргона:

     Не драматизируем ли мы события,  когда говорим о необходимости  борьбы с уголовным жаргоном? Может быть он не так широко распространен среди несовершеннолетних правонарушителей и молодых преступников? И где он больше распространен - в закрытых воспитательных и исправительных заведениях или в преступных группах на свободе? Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к результатам исследований. Согласно этим исследованиям четверо из пяти несовершеннолетних, находящихся в спецшколах и спецПТУ, пользуются жаргоном. У каждого пятого подростка устная речь изобилует жаргонными выражениями. Не употребляет жаргонных слов и выражений лишь один из семи подростков (и то условно).

     Приведенные данные говорят о  сильной пораженности учащихся  спецшкол и спецПТУ уголовным жаргоном. Эти данные незначительно отличаются от данных распространенности уголовного жаргона в воспитательно-трудовых колониях. Уголовным жаргоном поражены не только негативно настроенные подростки, но и активисты, члены органов ученического самоуправления. Поэтому так трудно бороться с ним.

      Бороться с уголовным жаргоном  трудно и потому, что он непосредственно связан с групповым поведением, вне которого не существует. Ведь уголовный жаргон является средством коммуникации в криминальной группе. Но и на свободе подростки и молодежь говорят на таком густом уголовном жаргоне, который не всегда услышишь в колониях и тюрьмах. Следовательно, борьба" с ним - это борьба с самими криминальными группами.

     Усвоение уголовного жаргона  - сложный стихийный процесс. Основную роль здесь играют механизмы психического заражения и подражания. Подросток и молодой человек, подражая сверстникам, усваивает терминологию, порой не зная как следует ее содержания. Менее половины подростков, пользующихся уголовным жаргоном, знают смысл употребляемых слов и выражений. Остальным знакомы лишь наиболее часто употребляемые термины.

     Значительная часть несовершеннолетних  и молодежи употребляет уголовный жаргон в целях самоутверждения и подтверждения своей принадлежности к преступной среде. По мнению каждого второго, приобщению к уголовному жаргону способствуют сложившиеся в "зонах" традиции. Каждого седьмого прельщает необычность, эмоциональная насыщенность употребляемой терминологии. К сожалению, нередко несовершеннолетние употребляют жаргонные слова и выражения, подражая взрослым, порой и воспитателям. Борьба с уголовным жаргоном пока ведется слабо. Свыше 80% случаев употребления жаргона несовершеннолетними проходят незамеченными воспитателями, педагогами или те на такую речь воспитуемых не реагируют.

     Доверительные беседы с выпускниками  спецшкол, спецПТУ, освобожденными из ВТК, которых уже не страшит дисциплинарная ответственность, показали, что жаргонные слова и выражения употреблялись юными правонарушителями в основном потому, что к этому их принуждала обстановка в спецучереждении. Они считают, что борьбе с уголовным жаргоном надо уделять больше внимания, поскольку он оказывает негативное влияние на отношения в коллективе, унижает и оскорбляет личность. Это подтверждают и многие сотрудники закрытых спецучреждений, которые видят, как уголовный жаргон разделяет людей в подростковой среде, порождает межличностные конфликты, нередко заканчивающиеся драками, хулиганством, самовольным уходом из спецшкол и спецПТУ и побегами из ВТК. Однако не все сотрудники спецучреждений видят в уголовном жаргоне опасность. Они сами нередко употребляют жаргонные слова и выражения в процессе общения с воспитуемыми. Это затрудняет борьбу с уголовным жаргоном в специальных воспитательных и исправительных учреждениях.8 

    1.   Особенности молодёжного жаргона.

   Молодёжная  культура – это свой, ни на что  не похожий мир. Он отличается от взрослого своей экспрессивной, порой даже резкой и грубой, манерой выражать мысли, чувства, неким словесным абсурдом, который могут употреблять только молодые люди, смелые и решительные, настроенные против всего мира и создавшие свой неповторимый мир. Как следствие этого – возникновение молодёжного жаргона.

   Современные носители русского языка активно  пользуются как литературным (нормативным) языком, так и различными его подсистемами: диалектами, профессиональными жаргонами и другими, т.е. они как бы «двуязычны», умеют владеть разными языковыми средствами в зависимости от речевой обстановки. Из всех современных разновидностей языка молодежный жаргон наиболее значим социально: им пользуются достаточно многочисленные группы носителей языка, элементы его во множестве проникают в литературную речь. Активно используют этот жаргон студенты, школьники, рабочая молодежь. Поэтому существуют разновидности молодежного жаргона: студенческий, рабочий, школьный. Они, по мнению специалистов, во многом совпадают. Лингвистическая сущность всех этих разновидностей молодежного жаргона одна: игра со словом и в слово, метафорическое переосмысление ходовых слов и выражений, придание им образного смысла.

    Одной из характерных черт  молодежного жаргона является  постоянное обновление лексических  средств, быстрая их сменяемость.  Так, К.С. Горбачевич приводит пример, что после гражданской войны, во времена разрухи и массовой беспризорности, распространились жаргонизмы буза, лафа и др. Во времена молодости автора книги встречались такие жаргонные выражения, как сделать на ять, на большой палец, на большой медвежий коготь и т.д. Но появились новые модные, «стиляжные» словечки: железно, потрясно, хилять, корочки, химичить, балдеть, балдеж, кадрить и т.д. Эти слова понятны молодым людям 90-х, но активно пользовались ими скорее всего их родители в молодости. Речь же современного школьника пестрит такими словечками: тараканит, колбаситься, тормоз, косячки и др. По утверждению специалистов, обновление современного молодежного жаргона идет в значительной степени путем заимствования и намеренной русификации английской лексики. Например, герл (от англ. girl – девушка), френд (от англ. friend – приятель). Если же говорить о влиянии жаргона на литературный язык, то, по мнению К.С. Горбачевича, такого влияния нет. Он пишет: «Увлечение части молодежи жаргонными словечками – это дурная, но преходящая мода, как бы «детская болезнь» в языке. Моды вообще быстро проходят».9 В работах современных языковедов отмечается, что вследствие того, что носители молодежного жаргона составляют многочисленный и социально активный слой в структуре современного общества, жаргонизмы проникают и в другие подсистемы русского языка, в частности, в просторечие, в устную разновидность литературного языка, в публицистику. Поэтому в последнее время лингвисты справедливо говорят о жаргонизации интеллигентской речи.

школьники отмечают легкость перехода от пользования  жаргоном к нормированной литературной речи, но некоторые жаргонные слова и выражения настолько укоренились в их речи, что при переходе к нормированному языку заменить их синонимичными они не могут. Как показывают наши наблюдения, в жаргоне современного школьника много однокоренных новообразований:

Хавать, хавчик, хавка, хаванина, похавать.

Угорать, угар, пригорать, угарный.

Прикол, прикольный, прикольно, приколоться, приколист

      Бросается в глаза и следующая  особенность лексики молодежи. Значительную часть ее составляют слова воровского арго. Например, бабки, базар, базарить, беспредел, по фене ботать, вакса, в масть, в натуре, хавка, туфта, туши свет и многие другие. Причина такого «увлечения» воровской лексикой, по-видимому, в следующем: во времена сталинских репрессий в составе многомиллионного населения лагерей побывали и недавние инженеры, и советские служащие, и артисты, и врачи, и ученые, и журналисты, т.е. воровской жаргон стал распространенным тюремно-лагерным языком, известным всей стране.

     Без сомнения, большая часть молодого  поколения не осознает истоков  возникновения некоторых слов, употребляемых  ими в речи. Мы сами удивились большому числу знакомых слов и выражений в словаре воровского языка; до начала работы над курсовой работой об этом не было оснований задумываться.

     Можно привести мнение школьников, многие из которых осознают ненужность особого языка, отличающего их от взрослых. Они пишут, что жаргон засоряет речь, но «в минуты жизненных неурядиц ничего приличного на ум не приходит. На нем (жаргоне) легче высказаться». «Жаргон нужен молодежи, чтобы общаться на своем языке и отличаться от взрослых». «Нужен для разнообразия. Если все будут говорить на правильном, литературном языке, то будет даже скучно».

Несмотря  на то, что К.С.  Горбачевич считает увлечение жаргонными словами «детской болезнью», существует опасная тенденция жаргонизировать литературный язык. Очевидно, надо формировать у современной молодежи высокую культуру речи. Как считает

      С.И. Ожегов: «Высокая культура  речи – это умение правильно,  точно и выразительно передать  свои мысли средствами языка.  Правильной речью называется  та, в которой соблюдаются нормы  современного литературного языка.  Но культура речи заключается  не только в следовании нормам  языка. Она заключается еще и в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т.е. наиболее выразительное), и наиболее уместное (т.е. самое подходящее для данного случая), и, следовательно, стилистически оправданное».10 

Информация о работе Экспрессивная функция молодежного жаргона