Эволюция образа русской женщины в лирике Есенина

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:41, дипломная работа

Описание работы

Материалом для данной дипломной работы послужила поэзия С. Есенина, воспоминания современников о нем, литературоведческие работы о творчестве поэта. По нашему мнению, данная тема объединяет следующие стихотворные произведения поэта: «Под венком лесной ромашки», «Выткался на озер алый цвет зари», «Подражанье песне», «Хороша была Танюша, краше не было в селе», «Заиграй, сыграй, тальяночка», «Темна ноченька, не спится», «Моей царевне», «Королева», «Зашумели над затоном тростники», «Узоры», «Девичник», «Плясунья», «Вот оно, глупое счастье», «Не стану никакую», «Опять раскинулся узорно», «Не бродить, не мять в кустах багряных», «Зеленая прическа, девическая грудь», «Сыпь, гармоника. Скука…Скука…», «Пой же, пой. На проклятой гитаре», «Заметался пожар голубой», «Ты такая ж простая, как все», «Пускай ты выпита другим», «Дорогая, сядем рядом», цикл «Персидские мотивы», «Листья падают, листья падают», «Видно так заведено на веки», «Письмо к женщине».
Объект исследования - образ русской женщины в лирике поэта. Предметом дипломного исследования выступают особенности изображения образа русской женщины на разных этапах творчества.
С таким пониманием объекта и предмета исследования связана цель данной работы - показать эволюцию образа женщины в лирике C. Есенина от раннего этапа творчества к зрелому периоду, последним годам жизни.
Цель исследования конкретизируется задачами:
изучить особенности изображения женского образа в раннем творчестве С.А. Есенина, имея в виду влияние фольклорной поэтики на творчество Есенина;
проследить эволюцию женского образа в зрелой лирике поэта.
Научная новизна заключается в анализе образа русской женщины как объединительного начала для понимания различных граней женского характера и различных типов женщины.
Теоретическая ценность дипломной работы заключается в комплексном рассмотрении женского образа в творчестве С. Есенина.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Образ русской женщины в лирике С. Есенина 1910-х гг.
1.1. Особенности изображения русской женщины в ранней лирике
С.Есенина………………………………………………………………………….6
1.2. «Глупое счастье» поэта – особенности творчества конца 1910-х гг. (1918-1919)………………………………………………………………………………13
Глава II. Образ русской женщины в лирике С.Есенина 1920-х гг.
2.1. Противоречивая лирика 20-х гг.- между Западом и Россией……………16
2.2. Любовь и инфернальные мотивы в последние годы жизни поэта……22
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованной литературы и источников…………………………36
Приложение………………………………………………………………………39

Работа содержит 1 файл

диплом Есенин окончат.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. Образ русской женщины в лирике С. Есенина 1910-х гг.

1.1. Особенности изображения русской женщины в ранней лирике

С.Есенина………………………………………………………………………….6

1.2. «Глупое счастье»  поэта – особенности творчества конца 1910-х гг. (1918-1919)………………………………………………………………………………13

Глава II. Образ русской женщины в лирике С.Есенина 1920-х гг.

2.1. Противоречивая лирика 20-х гг.- между Западом и Россией……………16

2.2. Любовь и инфернальные  мотивы в последние годы жизни поэта……22

Заключение………………………………………………………………………34

Список использованной литературы и источников…………………………36

Приложение………………………………………………………………………39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

           В русской литературе конца XX - начала XXI века произошли глобальные   изменения, определившие  эволюцию философских, этических и эстетических систем. Писатели и поэты создают новые произведения, которые не только отражают происходящие в обществе перемены, но и вбирают в себя весь спектр духовно-философских проблем. Также пересматривается творчество поэтов и писателей, творивших в начале XX века и уже получивших свою оценку. В этом смысле актуализируется и творчество С. Есенина, рассмотрение закономерностей развития его художественного мира и то, что в нем отражены основные противоречия литературного процесса начала XX века.

           Больше столетия прошло с той  поры, как Сергей Есенин (1895-1925) вошел в русскую поэзию. Человек неординарный, пришел он в литературный мир не только со своей темой, но и со своей эстетикой, со своей творческой философией и, кроме того, - литературной политикой.

           Поэт говорил своему отцу, что его будут понимать лишь через сто лет. И действительно, только в последние годы выходят исследования, раскрывающие сущность творчества поэта. По новейшим библиографическим данным, о С.А. Есенине написано около десяти тысяч работ: книг, диссертаций, статей, заметок, воспоминаний и т.д. Как ни странно, до сих пор на фоне такого количества литературы очень мало работ, посвященных анализу образа женщины.

         Представляет интерес, как в раннем творчестве С. Есенина образ женщины связан с темой любви, как в зрелом творчестве имеет место расширение спектра тем и типов героинь. Важно и то, что определенное влияние на изображение образа русской женщины оказывает жанровая природа произведений. Стремясь  к  максимальной адекватности воплощения своих замыслов, Есенин обращается к разным литературным жанрам. Песенность его  лирики,  ее гармоничность сосуществовала с явными диссонансами, сочетанием   несочетаемого   в   образах,   звуках, красках. Исповедальность   не   исключала  диалога,  столкновения позиций. Пророчество и хулиганство  в стихах звучали в унисон.

  Поэтому актуальность данной работы заключается в необходимости разобраться с позиции нашего времени в проблемах становления и эволюции образа женщины в творчестве С. Есенина.    

     Материалом для  данной  дипломной  работы  послужила  поэзия С. Есенина, воспоминания современников о  нем,  литературоведческие работы о творчестве поэта. По нашему мнению, данная тема объединяет следующие стихотворные произведения поэта: «Под венком лесной ромашки», «Выткался на озер алый цвет зари», «Подражанье песне»,  «Хороша была Танюша, краше не было в селе», «Заиграй, сыграй, тальяночка», «Темна ноченька, не спится», «Моей царевне», «Королева», «Зашумели над затоном тростники», «Узоры», «Девичник», «Плясунья», «Вот оно, глупое счастье», «Не стану никакую», «Опять раскинулся узорно», «Не бродить, не мять в кустах багряных», «Зеленая прическа, девическая грудь», «Сыпь, гармоника. Скука…Скука…», «Пой же, пой. На проклятой гитаре», «Заметался пожар голубой», «Ты такая ж простая, как все», «Пускай ты выпита другим», «Дорогая, сядем рядом», цикл «Персидские мотивы», «Листья падают, листья падают», «Видно так заведено на веки», «Письмо к женщине».

           Объект исследования - образ русской женщины в лирике поэта.  Предметом дипломного исследования выступают особенности изображения образа русской женщины на разных этапах творчества.

             С таким пониманием объекта и предмета исследования связана цель данной работы - показать эволюцию образа женщины в лирике C. Есенина от раннего этапа творчества к зрелому периоду, последним годам жизни.

         Цель исследования конкретизируется задачами:

  1. изучить особенности изображения женского образа в раннем творчестве С.А. Есенина, имея в виду влияние фольклорной поэтики на творчество Есенина;
  2. проследить эволюцию женского образа в зрелой лирике поэта.

         Научная новизна  заключается в анализе образа русской женщины как объединительного начала для понимания различных граней женского характера и различных типов женщины.

            Теоретическая ценность дипломной работы заключается в комплексном рассмотрении женского образа в творчестве С. Есенина.         

             Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, насчитывающей 43наименования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.  Образ русской женщины в лирике С. Есенина 1910-х гг.

1.1. Особенности  изображения русской женщины

в ранней лирике С. Есенина

           Л.В. Занковская в монографии  «Новый Есенин. Жизнь и творчество поэта без купюр и идеологии»1, опираясь на метод историзма, к раннему периоду творчества Сергея Есенина относит время с 1910 по 1915 гг. Мы будем придерживаться ее периодизации.

           В ранней лирике Есенина женщина  нередко кажется воплощением  таинственной мечты. Часть стихотворений, представляющих героиню в ее чувствах, вроде «Сыплет черемуха снегом», «Под венком лесной ромашки», «Темна ноченька, не спится», представляет собой явную стилизацию в духе кольцовских песен, в которой почти невозможно разглядеть самого поэта, приметы именно его жизни, его сердечного опыта.

Объяснить это  странное обстоятельство, так не вяжущееся с образом жизнелюбивого, влюбчивого и имевшего успех у женщин поэта, можно лишь тем, что сами эти успехи не стали событиями его духовной жизни2.         

       Рассмотрим особенности ранней лирики Сергея Есенина на примере стихотворений, посвященных образу крестьянской девушки.

          Ты поила коня из горстей в поводу,

          Отражаясь, берёзы ломались в пруду.

          Я смотрел из окошка на синий платок,

          Кудри чёрные змейно трепал ветерок.

          Мне хотелось в мерцании пенистых струй

          С алых губ твоих с болью сорвать поцелуй.

          Но с лукавой улыбкой, брызнув на меня.

          Унеслася ты вскачь, удилами звеня.

          В пряже солнечных дней время выткало нить.

           Мимо окон тебя понесли хоронить.

           И под плач панихид, под кадильный канон,

           Все мне чудился тихий раскованный звон.

     («Подражанье  песне», 1910)

             Перед нами здесь не просто  образ крестьянской девушки, а  ее судьба. Две трети стиха  посвящено моменту встречи с  лирическим героем. В изображении героини есть моменты, характерные для песенного фольклора - упоминание отдельных деталей (это традиционные «черные кудри», «алые губы»); создание образа героини с помощью чистого, яркого цвета. С «алыми губами» соотносится и одновременно контрастирует «синий платок». Есть и то новое, что вносит Есенин и в характер героини, и в особенности использования художественных деталей. Что касается характера девушки, то он достаточно новый, в нем есть какая-то слитость с природой («Ты поила коня из горстей в поводу»), самостоятельность в принятии решений («Унеслася ты вскачь, удилами звеня»), лукавство («с лукавой улыбкой»). В каком-то смысле это образ девушки современной, смелой, активной, озорной, решительной. Несколько неожиданным оказывается финал стихотворения: от образа молодой, жизнелюбивой девушки, мы сразу обращаемся к ее похоронам. Неясно, сколько времени прошло между двумя фрагментами стихотворения, но очевидно, что Есенин сталкивает жизнь и смерть, ожидание и неожиданное, подчеркивая тем самым драматичность судьбы девушки.

          Неожиданным и интересным оказывается образ героя. В нем есть какой-то надрыв, какая-то проблемность (ведь он хочет сорвать ее поцелуй «с болью»). Концовка стихотворения философична: поэт напоминает о быстротечности времени, о том, что всему сущему есть завершение. Упоминает церковь, как непременную спутницу православного человека.

         Стихотворение «Хороша была Танюша» также может служить примером умелого обращения начинающего поэта с фольклором. В стихотворении много фольклорных слов, выражений, образов, и построено оно на основе народной песни, в нём чувствуется рука будущего мастера.

          Как и в предыдущем стихотворении, здесь есть традиционно-фольклорные элементы и новая психологическая мотивировка. Традиционно показывается оставленность девушкой парнем и изображение ее переживаний («схолодела», «развилась ее коса»).

              …Вышел парень, поклонился кучерявой головой:

             «Ты прощай ли, моя радость, я женюся на другой».

              Побледнела, словно саван, схолодела, как роса.

              Душегубкою-змеею развилась ее коса.

             «Ой ты, парень синеглазый, не в обиду я скажу,

              Я пришла тебе сказаться:  за другого выхожу»...

(«Хороша была Танюша», 1911)

          Новой является реакция героини на нерадостные слова, девушка не просто принимает слова любимого, она тут же парирует  и придумывает причину, которая позволяет ей в его глазах не выглядеть ущемленной, обиженной, переживающей. Эти два стихотворения в целом не лишены драматизма.

В следующих  двух стихотворениях дается лирически  идеализированный образ девушки. В  стихотворении «Темна ноченька, не спится» (1911) изображена любовь в деревне, причем лирически идеализированно. Образ девушки не раскрывается, дается общий план происходящего. Эта тема - только повод вспомнить о рязанских девушках и природе. Есенину хотелось украсить лиризмом самые родные ему и навсегда любимые предметы, образы, пейзажи – в глазах тех, кто не может знать их так, как он3.

              Залюбуюсь, загляжусь ли

              На девичью красоту,

              А пойду плясать под гусли,

              Так сорву твою фату.

              В терем темный, в лес зеленый,

              На шелковы купыри,

              Уведу тебя под склоны

              Вплоть до маковой зари.

(«Темна ноченька, не спится», 1911)

          «Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы  меха» (1912). Здесь, так же, как  и в последующих стихах, относящихся  к раннему периоду творчества  Есенина, особенно сказалось влияние народных песен. Мы снова встречаем фольклорные клише: повторяется устойчивый эпитет «синие глаза». К синему относим и цвет васильков, и бирюзу в сердце. Сюжет схож со стихотворением «Темна ноченька, не спится» - девушка ждет жениха тайком, на околице.     

             Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха.

             Выходи встречать к околице, красотка, жениха.

             Васильками сердце светится, горит в нем бирюза.

             Я играю на тальяночке про синие глаза…

(«Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха»,  1912)

           В более позднем произведении «Ты плакала в вечерней тишине» (1912-1913) ведущий мотив – печаль от разлуки. Не всегда любовь дарит радость и веселье, часто она заставляет человека печалиться и страдать. Очевидно, у героев есть претензии друг к другу, особенно у него по отношению к ней. Она больше страдает, чем герой «накала», и он замечает, что слезы ее горькие, но, тем не менее, констатирует, что они друг друга не поняли.

            Ты плакала в вечерней тишине,

            И слезы горькие на землю упадали,

            И было тяжело и так печально мне,

            И все же мы друг друга не поняли…

(«Ты плакала в вечерней тишине», 1912-1913)

             Немного другая ситуация в  «Моей царевне» (1913-1915), в которой больше страдает герой, нежели героиня. Здесь женский образ размыт, неясен. Лексика стихотворения напоминает лирику эпохи романтизма: женщина здесь предстает «царевной ясноокой» - сдержанной, холодной. Спокойный неспешный тон стихотворения поддерживается словами: «волны замирали», «бледный серп», «холодный поцелуй», «застудил». Лирический герой выступает антиподом женского образа и оказывается страстным, горячим, живущим сердцем и эмоциями, а не рассудком, как его любимая:

                …И я принес тебе, царевне ясноокой,

                Тот жемчуг слез моих печали одинокой

                И нежную вуаль из пенности волны…

                Отдай же мне за все, чего тебе не надо,

                Отдай мне поцелуй за поцелуй  луны.

(«Моей царевне», 1913-1915)

             «Я положил к твоей постели» (1913-1915) продолжает мотив смерти, начатый в стихотворении «Хороша была Танюша». Лирический герой стал мудрее и делает выводы о том, что красота – это мгновение и со временем люди меняют свое мировосприятие.

Информация о работе Эволюция образа русской женщины в лирике Есенина