Эволюция образа русской женщины в лирике Есенина

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:41, дипломная работа

Описание работы

Материалом для данной дипломной работы послужила поэзия С. Есенина, воспоминания современников о нем, литературоведческие работы о творчестве поэта. По нашему мнению, данная тема объединяет следующие стихотворные произведения поэта: «Под венком лесной ромашки», «Выткался на озер алый цвет зари», «Подражанье песне», «Хороша была Танюша, краше не было в селе», «Заиграй, сыграй, тальяночка», «Темна ноченька, не спится», «Моей царевне», «Королева», «Зашумели над затоном тростники», «Узоры», «Девичник», «Плясунья», «Вот оно, глупое счастье», «Не стану никакую», «Опять раскинулся узорно», «Не бродить, не мять в кустах багряных», «Зеленая прическа, девическая грудь», «Сыпь, гармоника. Скука…Скука…», «Пой же, пой. На проклятой гитаре», «Заметался пожар голубой», «Ты такая ж простая, как все», «Пускай ты выпита другим», «Дорогая, сядем рядом», цикл «Персидские мотивы», «Листья падают, листья падают», «Видно так заведено на веки», «Письмо к женщине».
Объект исследования - образ русской женщины в лирике поэта. Предметом дипломного исследования выступают особенности изображения образа русской женщины на разных этапах творчества.
С таким пониманием объекта и предмета исследования связана цель данной работы - показать эволюцию образа женщины в лирике C. Есенина от раннего этапа творчества к зрелому периоду, последним годам жизни.
Цель исследования конкретизируется задачами:
изучить особенности изображения женского образа в раннем творчестве С.А. Есенина, имея в виду влияние фольклорной поэтики на творчество Есенина;
проследить эволюцию женского образа в зрелой лирике поэта.
Научная новизна заключается в анализе образа русской женщины как объединительного начала для понимания различных граней женского характера и различных типов женщины.
Теоретическая ценность дипломной работы заключается в комплексном рассмотрении женского образа в творчестве С. Есенина.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Образ русской женщины в лирике С. Есенина 1910-х гг.
1.1. Особенности изображения русской женщины в ранней лирике
С.Есенина………………………………………………………………………….6
1.2. «Глупое счастье» поэта – особенности творчества конца 1910-х гг. (1918-1919)………………………………………………………………………………13
Глава II. Образ русской женщины в лирике С.Есенина 1920-х гг.
2.1. Противоречивая лирика 20-х гг.- между Западом и Россией……………16
2.2. Любовь и инфернальные мотивы в последние годы жизни поэта……22
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованной литературы и источников…………………………36
Приложение………………………………………………………………………39

Работа содержит 1 файл

диплом Есенин окончат.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

          Стихи Сергея Есенина, посвященные любимым женщинам, – это исповедь перед ними, раскрытие самых заветных и сокровенных тайн души поэта. Он так и не нашёл той единственной, любимой женщины с которой мог бы связать свою судьбу. Поэтому то и звучит любовная лирика так печально, так безысходно. В этом то и заключается его трагедия.

         Сначала это произведения фольклорно-поэтического, стилизаторского характера, например, «Подражание песне», похожее на народную лирическую песню.

         Позже в любовной лирике появляются мотивы, сливающие воедино поэзию любви с поэзией природы, передающие возвышенную одухотворенность чувства и его целомудренность. Так, в стихотворении «Зеленая прическа...», посвященном Л.И. Кашиной, хрупкая девушка сравнивается с тонкой, заглядевшейся в пруд березкой, ее косички - с ветвями, прибранными лунным гребешком. Девушка-березка открывает «тайну ...древесных дум», рассказывает о пастухе, приходящим к ней «ночью звездной».

            Совсем иная «любовь» появляется в «Москве кабацкой». Начало 20-х годов - время душевного кризиса поэта, мечущегося между старой и новой Россией, чувствующего свою ненужность. Утешения он искал в пьянстве и разгуле. Кажется, он не способен на светлое чувство. Это разочарование рождает циничные строки: «Сыпь, гармоника. Скука... Скука... Гармонист пальцы льет волной. Пей со мной, паршивая сука, пей со мной. Излюбили тебя, измызгали - невтерпеж». Такое неуважительное отношение к женщине появляется в творчестве впервые. Слова оскорбления адресуются всем женщинам: «свора собачья». Однако в конце герой проливает сентиментальные слезы и просит прощения: «Дорогая, я плачу. Прости... Прости...». Утешения герой все же пытается искать в любви, любовью старается излечить кровоточащие душевные раны.

            Цикл «Персидские мотивы» пронизан чувством ностальгии, а чувство к женщине и чувство к Родине слиты воедино.

            Русская женщина в лирике Есенина  показывается читателю то светлой,  то темной стороной. То она  страдалица с «иконным ликом», то распутная, потонувшая в пороке страстей трактирная баба. Но это две крайности. Есенину все-таки ближе образ женщины как  музы, как мудрой спутницы мужчины. 

 

 

 

 

Список  использованной литературы и источников

1) Базанов В.Г. Сергей Есенин и крестьянская Россия. – Л.: Сов. писатель, 1982.  – 303 с.

2) Бельская Л.Л.  Песенное слово: Поэтическое мастерство  С. Есенина. – М.: Просвещение, 1990. – 142 с.

3) Береснев Э.В., Казаков А.Л. Я в песне отзовусь… Воспоминания, размышления, эссе, стихи о Сергее Есенине. – Челябинск: Юж. Урал. кн.изд-во, 1989. – 237 с.

4) Большакова  А. Есениноведение сегодня: ключи  к пониманию // Литертаурная учеба.  – 2002.  - №1. с.192-194

5) В мире Есенина:  Сб. статей. – М.: Сов. писатель, 1986. – 654 с.

6) Волков А.А. Художественные искания Есенина. – М.: Сов. писатель, 1976. – 440 с.

7) Занковская  Л.В. Характерные черты стиля  С. Есенина // Литература в школе.  – 2004. - №2. – с. 7-11

8) Захаров А.И.  Поэтика Есенина. – М., 1995

9) Казимирова  Н.А. Стихи «Радуницы» С.А. Есенина в истории рус. лит. / Н.А. Казимирова. – (Фундаментальная наука вузам) (Филологические науки) // Преподаватель XXI век. – 2011. - №1, ч.2, с.375-383

10) Карпов А.С. Поэмы Сергея Есенина. – М.: Высшая школа,1989. – 108 с.

11) Кибиров Тимур.  Прояснение Есенина // Эксперт.  – 2007. - №35. – с.120

12) Климова Н.Н.  Исследование литературно-исторического  аспекта феномена хулиганства  // Вестник Моск. ун-та. Сер.9. Филология.  – 2002. - №5. С. 152-155

13) Коржан В.В.  Есенин и народная поэзия / Отв.  ред. В.Г. Базанов. – Л.: Наука, 1969.

14) Кошечкин  С.П. Жизнь Есенина: Рассказывают  современники. – М.: Правда, 1988. –  605 с.

15) Кошечкин С.П. Поэты. – М.: Правда, 1986. – 46 с.

16) Кошечкин С.П. Раздумья о Есенине. – Тбилиси: Мерани, 1977. – 287 с.

17) Куняев Станислав, Куняев Сергей. Сергей Есенин. – М.: Мол. Гвардия, 1995. – 571 с.

18) Лукьянов А. Сергей Есенин: Тайна жизни. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 512 с.

19) Марченко А.М. Поэтический мир Есенина.  – М.: Сов. Писатель, 1989.  -302 с.

20) Марченко А.М. Сергей Есенин. Русская драма. – М.: АСТ Пресс, 2005. – 512 с.

21) Наумов Е.И. Сергей Есенин. Личность. Творчество. Эпоха. – Л.: Лениздат, 1973. – 455 с.

22) Новокрестьянская  поэзия // Семенова С.Г. Русская  поэзия и проза 1920-1930 гг. – М., 2001. – с. 40-66

23) Овчинников Д.А. Певец России: Очерк творчества С.А. Есенина. – Тула: Приок. кн. изд-во, 1992.  – 270 с.

24) Павлов Ю.  Есенин без Есенина, или путь  в беспутье // Наш современник.  -2012.- №6. – с. 262-272. – М.: Астрель, 2012

25) Панарина  Мария. Символика цвета в поэзии С.А. Есенина // Исследовательская работа школьников. – 2011.  - №3. – с. 141-152

26) Прокушев Ю.Л. Летопись жизни и творчества С.А. Есенина: в 5 т. – М.:     ИМЛИ РАН, 2003

27) Прокушев Ю.Л. Сергей Есенин. Образ. Стихи. Эпоха. – М.: Молодая гвардия, 1989. – 348 с.

28) Прокушев Ю.Л. Сергей Есенин. Поэт. Человек. – М.: Просвещение, 1973

29) Пушкин и Есенин: Междунар. науч. конф., посвященная 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина и 104-летию со дня рождения С.А. Есенина 25-27 марта 1999. – М.: Наследие, 2001. – 232 с.

30) Россинская  С.В. Сергей Есенин: вера, надежды,  иллюзии // новая библиотека. –  2010. - №18. – с. 15-18

31) Самоделова  Е. Обращение к античности в  творчестве Есенина // Литературная  учеба. – 2005. - №6. – с. 154-169

32) Сербин П.К. Изучение творчества С.А. Есенина в школе: пособие для учителя. – Киев: Рад. шк., 1986.  -175 с.

33) Серегина  С.А. «Пророк несбывшихся упований»:  творчество С.А. Есенина в свете  философско-эстетических исканий  Серебряного века // Литература в  школе. – 2008. - №11. – с. 26-28

34) Столетие Сергея Есенина: Международный симпозиум: есенинский сб. / Рос. акад. наук, Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького. – М.: Наследие, 1997. – 527 с.

35) Творчество С.А. Есенина и современное есениноведение: Межвуз. сб. науч. тр. / Рязан. гос. пед. ин-т им. С.А. Есенина. – Рязань: РГПИ, 1987. – 137 с.

36) Хазан В.И.  Проблемы поэтики С.А. Есенина.  – М.; Грозный, 1988

37) Харчевников В.И. Традиции русской народной песни в стиле раннего Есенина (1910-1916 гг.). Пособие по спецкурсу. – Ростов н/Д, 1974

38) Челышев Виталий.  Загадка Есенина // Журналист.  – 2011. - №11. – с. 80

39) Шахов В.В. Художественный мир Есенина: учебное пособие к спецкурсу. – Рязань: Рязанское ГПИ, 1986. – 71 с.

40) Шубникова-Гусева Н.И. Девушка в белой накидке и помещица Анна Снегина: образ-сюжет-жанр-традиция // Литературная учеба. -  2002. - №1. – с.187-191

41) Шубникова-Гусева Н.И. Поэмы Есенина: от «Пророка» до «Черного человека»: творческая история, судьба, контекст и интерпретация. – М.: ИМЛИ РАН: Наследие, 2001. – 688 с.

42) Шубникова-Гусева Н.И. С.А. Есенин в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2003. – 112с.

43) Шубникова-Гусева Н.И. Сергей Есенин глазами современников. – СПб: Росток, 2006. – 638 с.

1 Л.В. Занковская. Новый Есенин. Жизнь и творчество поэта без купюр и идеологии. - М.: ФЛИНТА, 1997. С. 43-45

2 Бельская Л.Л. Песенное слово: Поэтическое мастерство С. Есенина. – М.: Просвещение, 1990. – С. 22

3 Волков А.А. Художественные искания Есенина. – М.: Сов. писатель, 1976. С. 219

4 Сидорина Н. Знак того, что вместе нам сгореть (женщины в жизни С. Есенина) // Россия молодая. - 1994 №10. С 88 – 91

5 Шубникова-Гусева Н.И. С.А. Есенин в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2003. С.90.

6 Кошечкин С.П. Жизнь Есенина: Рассказывают современники. – М.: Правда, 1988. С. 410.

7 Коробов В. Шесть женщин С. Есенина // Москвичка – 1998 №№5 – 10

8 Марченко А.М. Поэтический мир Есенина.  – М.: Сов. Писатель, 1989. С. 256

9 Невольно возникает мысль, нет ли за ним прототипа? Может быть, женщина с этим именем действительно встречалась с Есениным?

            В середине декабря 1924 года  преподавательница армянской школы  в Батуми, Шаганэ Нерсесовна Тальян  возвращалась домой после занятий с малышами. У дверей школы она заметила молодого человека. Быстрый взгляд, брошенный в его сторону, подсказал, что это не местный житель. Незнакомец не подошёл к ней, а стал следовать за нею. Весь путь до дома она чувствовала, что молодой человек идёт следом. Не на шутку встревоженная бесцеремонным поведением, Шаганэ постаралась побыстрее добраться до своей комнаты. Познакомились они 16 или 17 декабря 1924 года. Приезжий оказался Сергеем Есениным. Представил его журналист местной газеты Л.О. Повицкий.

           На следующий день, выйдя из школы, опять увидела поэта на том же месте. В глубине души она была уверена, что он больше не придёт. Протянула радушно руку. То, что поэт дожидается, было даже приятно. Она была первой слушательницей стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ!»: «В декабре 1924 года на третий день знакомства Сергей Александрович преподнёс мне стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ!», второе стихотворение «Ты сказала, что Саади» было написано на обороте фотографии, где на берегу моря были сфотографированы стоя Сергей Есенин, Л.О. Повицкий и двое незнакомых мне мужчин. Над стихотворением было написано: «Милой Шаганэ», а в конце стояла подпись С. Есенин». Она удивилась, какое отношение  может иметь к стихотворению. Есенин объяснил, что пишет цикл стихотворений, героиня – персиянка. Он назвал её Лалой, теперь хочет, чтобы имя у неё было другое – Шаганэ. Никогда более в последующие годы Шаганэ не слышала ничего подобного, когда те же стихи читались профессиональными чтецами и актёрами.  Лукьянов А. Сергей Есенин: Тайна жизни. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 512 с.

10 Холщевников В. Е. Стихотворение и поэзия – Л.: 1991. С. 247 – 255

 


Информация о работе Эволюция образа русской женщины в лирике Есенина