Темы и проблемы в романе Томаса Мэлори, «Смерть Артура»

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является тщательное изучение романа «Смерть Артура» и выявление тем и проблем данного произведения.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- изучить ранние легенды о короле Артуре
- выявить этапы формирования новых сюжетов
- тщательно изучить роман Томаса Мэлори, «Смерть Артура»
- выявить темы и проблемы, общие для первоначальных легенд и «Смерти Артура».

Работа содержит 1 файл

темы и проблемы в романе Томаса Мэлори, «Смерть Артура»..doc

— 270.50 Кб (Скачать)

        Ты  же, сэр Ланселот, ради прежней любви, что была некогда  между нами, не медли, прошу тебя, но переезжай  через море со всею возможной поспешностью, и твои благородные  рыцари пусть приедут  с тобою, и спасите  благородного короля, который посвятил когда-то тебя в рыцари, ибо ему угрожает жестокая опасность от коварного изменника — моего единоутробного брата сэра Мордреда. Ибо тот короновался здесь королем и задумал еще жениться на госпоже моей королеве Гвиневере; и так бы он и сделал, когда бы королева не засела в Лондонском Тауэре со своими людьми. А десятого дня минувшего месяца мая господин мой король Артур и мы все высадились в Дувре и обратили этого коварного изменника сэра Мордреда в бегство. Вот тогда-то и пришлось мне получить удар по старой ране, нанесенной вами. А время написания этого письма — всего лишь за два с половиной часа до моей смерти. Писано моею собственной рукой и подписано кровью моего сердца. Прошу тебя, прославленнейший рыцарь мира, посети мою могилу".

        [Книга восьмая: Плачевная повесть о смерти Артура Бескорыстного, глава IV, §2].

 

        В решающей битве Мордред убивает  своего отца и погибает сам. Гвеневра постригается в монахини, а за ней  и Ланселот принимает духовный сан. Больше они не видятся. Лишь в день смерти Гвиневры, уже будучи священником, Ланселот видит сон: 

        Но  вот однажды ночью  было сэру Ланселоту  божественное видение  и повелело ему, во искупление его грехов, поспешить в Эмсбери: «А к тому времени, как ты туда прибудешь, ты найдешь королеву Гвиневеру мертвой. И потому возьми с собой товарищей твоих и снаряди конную повозку, возьми в Эмсбери тело королевы, отвези и похорони ее подле ее супруга, благородного короля Артура».

        [Книга восьмая: Плачевная повесть о смерти Артура Бескорыстного, глава V, §3].

 

        Похоронив королеву, Ланселот совсем зачах. Он не ел, не спал, только молился. 

        Все время лежал он, распростершись ниц, на могиле короля Артура и королевы Гвиневеры, и как ни пытались его утешить епископ  и сэр Борс и  все его товарищи, их старания оставались безуспешны.

        [Книга восьмая: Плачевная повесть о смерти Артура Бескорыстного, глава V, §5].

 

        Через шесть недель Ланселот совсем ослаб  и слег. И однажды утром епископ  и родичи Ланселота нашли его  мертвым. 

          — Ах, Ланселот! Ты был всему христианскому рыцарству голова! И скажу теперь, сэр Ланселот, когда лежишь ты здесь мертвый, что не было тебе равных среди рыцарей на всей земле. Ты был благороднейшим из рыцарей, когда-либо сидевших верхом на коне, и самым верным возлюбленным изо всех грешных мужей, когда-либо любивших женщину, и самым добрым человеком, когда-либо поднимавшим меч. Ты был собой прекраснейшим изо всех в среде рыцарей, и ты был кротчайшим мужем, когда-либо садившимся за стол вместе с дамами, а для смертельного врага — суровейшим противником, когда-либо сжимавшим в руке копье.

        [Книга восьмая: Плачевная повесть о смерти Артура Бескорыстного, глава V, §6].

 

        Таким образом, можно утверждать, что Ланселот был самым ярким  примером настоящей  доблести и великодушия. Лишь одному рыцарю удалось превзойти Ланселота, но это был его сын Галахад.  

        2.2 Тема Круглого Стола и рыцарского единства

        Женившись на Гвиневре, король Артур получает от ее отца Круглый стол. Еще задолго до описываемых событий Круглый стол был сооружен волшебником Мерлином как знак истинной круглости мира. 

        Ибо весь мир, и языческий и христианский, стремится к Круглому Столу, и  когда человека избирают в братство рыцарей Круглого Стола, он почитает это для себя высшей милостью и  вестью, нежели получи он полмира в  собственное свое владение.

        [Книга шестая: Повесть о святом граале,глава III, 2].

 

        Кроме того, круглый стол был сооружен для того, чтобы рыцари не спорили, кому сидеть во главе стола. И, скорее всего, в этом и скрывалась вся сила Камелота. Рыцари братства редко ругались, а турниры проводили лишь для того, чтобы помериться силами и показать свое мастерство королю.

        Однако, согласно переводам Мэлори «Французской книги», существует еще одна версия появления Круглого Стола: Те, кто будут рыцарями круглого стола, познают истину Святого Грааля. В этом и кроется тайна «Гибельного (Погибельного) сидения».

        Круглый стол был рассчитан на сто пятьдесят человек. Поначалу, он был заполнен всего на треть. В последствии в братстве Круглого Стола состояло 149 рыцарей, а одно место пустовало, так как никто не решался занять его.   

        А когда его спрашивали, как же отличить тех, кто сподобится достичь  Святого Грааля, он отвечал: «Три белых  быка исполнят этот подвиг, и двое будут  непорочны, а третий чист. И один из тех  троих превзойдет отца своего, как  лев превосходит леопарда, и силою и бесстрашием».

        Слыхавшие же это из уст Мерлина  сказали: «Раз должен появиться такой  рыцарь, ты устрой для  него силою чар  твоих особое сиденье, чтобы никому нельзя было сидеть на нем, кроме лишь того, кто превосходит  всех рыцарей». И Мерлин ответил, что так он и сделает. И устроил он Погибельное Сиденье, на котором сидел Галахад во время пиршества на прошлую Троицу.

        [Книга шестая: Повесть о святом граале,глава III, 2].

 

        Однажды к исходу утра в Светлое воскресенье  рыцари увидели, что  на каждом сиденье Круглого стола, появились золотые надписи, гласившие о том, где какой рыцарь должен сидеть. Так рыцари обошли все сиденья, и дошли до Погибельного Сидения, которое содержало надпись: «Когда сравняется четыреста пятьдесят лет и еще четыре года со дня страстей Господа нашего Иисуса Христа, тогда будет занято это место».

        Все рыцари поняли, что им стоит ждать  великих чудес, а Ланселот объявил, что то был как раз первый праздник Пятидесятницы, после того, как сравнялось четыреста пятьдесят четыре года.

        В тот же вечер ко двору явился старец в белых одеждах  с юным рыцарем  в красных доспехах.

        — Сэр, вот я привел вам юного рыцаря, он королевской крови и из рода Иосифа Аримафейского, и через него будут свершены дивные чудеса при этом дворе и в чужих странах.

        [Книга шестая: Повесть о святом граале,глава III, 3].

 

        Так было занято последнее сиденье Круглого стола Галахадом, сыном Ланселота  Озёрного, который является главным  героем сюжетов о Святом Граале.

        Тем не менее, чем бы не являлся Круглый стол (символом единства или появления Галахада), на наш взгляд, Круглый стол всего лишь предмет, положивший начало братства, во главе с королем Артуром. Рыцари круглого стола – символ могущества и величия Камелота, а с ним и короля Артура. Могущество Артура кроется ни в волшебном мече Экскалибуре, ни в его любимой жене Гвиневре и даже ни в придворном маге Мерлине. Братство Круглого стола  и является смыслом жизни Артура.

        Когда раскрывается тайна об измене Гвиневры и Ланселота, Артур горюет не о  предательстве жены, а о потере своего лучшего рыцаря. Ланселот, рыцарь великодушный и благородный, выручал из беды и спасал от смерти своих собратьев. Король знал, что  теперь они  вступятся за него. Кроме того, немало родственников Ланселота были рыцарями Круглого стола (Эктор Окраинный, Лионель, Борс и другие). А это означает распад братства. Король не боялся потерять Гвиневру, ведь королев может быть много. Но вот другой такой дружины ему нигде не найти.

        Таким образом, мы можем утверждать, что Круглый стол был также символом жизни короля Артура, так как с распадом братства Артур вскоре погибает.   
     

    1. Тема  Святого Грааля

        На  протяжении всей книги «Смерть Артура»  мы сталкиваемся со Святым Граалем, которому Мэлори даже посвящает целую книгу (Книга шестая: «Повесть о Святом Граале»).

        Во  второй главе первой книги Мэлори повествует о происхождении божественной чаши. Святой Грааль – это чаша, из которой пил Иисус во время  последней вечери. После того, как  Иисус был распят, Лонгин пронзил  сердце Господа, и из раны потекла  кровь. Иосиф Аримафейский (один из тайных учеников Христа) наполнил ту самою чашу кровью Христа, а потом перевез ее в Британию и обратил жителей острова в христианство. После его смерти Святой Грааль находился в замке короля Пелеса в Корбенике и появлялся перед безгрешными рыцарями, когда они были в беде, или же совершали геройские подвиги.

        Многие  рыцари мечтали «вкусить» Святого Грааля. Кто-то помышлял об этом из-за волшебных свойств чаши (многие рыцари считали, что Грааль дарует вечную жизнь). Но во истину верующие рыцари мечтали увидеть чашу для того, чтобы быть ближе к Богу. Ведь только самые праведные рыцари удостаивались такой чести. Однако трем рыцарям Круглого стола была дана такая возможность. То были: Борс Ганский, Персиваль Уэльский и Галахад, безгрешный рыцарь, сын Ланселота и леди Элейны.

        Главным героем «Повести о Святом Граале» является сэр Галахад, которому еще до его рождения было предречено излечить увечного короля Пелама из рода Иосифа Аримафейского при помощи чаши господней. По Мэлори, Галахад сам являлся последним из рода Иосифа Аримафейского. 

        — Внимай же, сэр Ланселот, — сказал ему добрый старец, — надлежит тебе узнать о твоем высоком происхождении, ибо видение твое говорит о нем. Спустя сорок лет после страстей Иисуса Христа Иосиф Аримафейский прорицал о победе короля Эвелака, о том, что ему в битвах предстоит одолеть своих врагов, а также о семи королях и двух рыцарях. Из коих первым был святой человек по имени Наппус, второй же звался Насьен в память праотца своего, и в нем воплотился Господь наш Иисус Христос, а третьего звали Хелиас Дородный, четвертого — Лисайа, пятого — Иона; он покинул свою страну и прибыл в Уэльс и взял там за себя дочь Мануелеву, а за нею он взял страну Галлию. И он поселился в той стране, и от него родился король Ланселот, твой дед, который был повенчан с дочерью короля Ирландии, и был он столь же достойный муж, как и ты. От него же родился король Бан, твой отец. И это — последний из семи королей. Что же до тебя, сэр Ланселот, то ангелы тебе показывают, что ты — не из их числа. Девятым же был рыцарь, ему обозначение — лев, ибо он превзойдет всех земных рыцарей; и это — сэр Галахад, которого ты зачал от дочери короля Пелеса. Тебе же надлежит благодарить Господа более, нежели кому-либо из смертных, ибо из грешников ты не имеешь себе равных в рыцарстве и не будешь иметь. Но мало ты возносил благодарений Богу за все те великие достоинства, коими он тебя наградил.

        [Книга шестая: Повесть о святом граале,глава IV, 4].

 

        После того, как выясняется, что Галахад - тот самый рыцарь, кому удастся узреть Святой Грааль, многие из рыцарей просятся отправиться на поиски чаши вместе с ним. Но Галахад отказывается от их сопровождения и берет собой лишь своего пажа, который оказывается королевских кровей. Галахад посвящает пажа в рыцари и отправляется с ним в путь. Но его спутник погибает во время первого же поединка.

        В то же время на поиски выходят Персиваль  Уэльский и Борс Ганский с которыми приключаются чудесные вещи, и они оказываются на корабле, на который чуть позже доставлен Галахад. Затем они пересаживаются на другой корабль, на котором и начинаются самые удивительные приключения.

             На этом корабле Галахаду достается  добрый меч, Меч – на – Чудесной– Перевязи, а так же ножны — Отворяющие Кровь.  

        Сэр Галахад обнажил  свой Меч-на-Чудесной-Перевязи и разил им направо и налево, убивая всякого, кто ни попадался ему на пути, и так он там преуспел, что, кто ни видел его, думал, будто он не смертный человек, но ужасное чудовище.

        [Книга шестая: Повесть о Cвятом Граале] 

         После это с сэром Галахадом и его спутникам сэром Борсом и сэром Персивалем происходит еще множество приключений, но главным из них является исцеление Увечного Короля, встреча с самим Богом. 

        — Благодарение Тебе, Господи, что Ты признал нас и провозгласил сынами Твоими! Теперь-то мы докажем на деле, что не напрасны труды наши.

        [Книга шестая: Повесть о Cвятом Граале , глава IX , 4]

 

        Но  для того, чтобы увидеть истинные чудеса Грааля рыцари вынуждены поехать в Саррас (мистическое место на Ближнем Востоке). Они всходят на корабль и обнаруживают, что Святой Грааль при них. Разве могут они быть более счастливы? Однако по прибытии в Саррас их захваливает местный король-тиран и держит их там полгода. Потом король обнаруживает, что с прибытием этих трех рыцарей его здоровье становится все хуже и хуже,

        Король  раскаивается в содеянном, отпускает  рыцарей и в тот же день умирает. Жители Сарраса вынуждают Галахада быть своим правителем под страхом смерти. Здесь рыцари и остаются. Галахад правит в Саррасе всего год, после чего перед ним появляется Иосиф Аримафейский и показывает истинные чудеса Грааля.

Информация о работе Темы и проблемы в романе Томаса Мэлори, «Смерть Артура»