Темы и проблемы в романе Томаса Мэлори, «Смерть Артура»

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является тщательное изучение романа «Смерть Артура» и выявление тем и проблем данного произведения.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- изучить ранние легенды о короле Артуре
- выявить этапы формирования новых сюжетов
- тщательно изучить роман Томаса Мэлори, «Смерть Артура»
- выявить темы и проблемы, общие для первоначальных легенд и «Смерти Артура».

Работа содержит 1 файл

темы и проблемы в романе Томаса Мэлори, «Смерть Артура»..doc

— 270.50 Кб (Скачать)

        — Господи, благодарю Тебя, ибо вижу я то, что много дней уже стремился увидеть. Теперь, о благий Господи, я не хотел бы более ни дня оставаться в этом жалком мире, если будет на то воля Твоя, Господи. 

        И Иосиф Аримафейский обещает забрать  Галахада на небеса. Галахад прощается  с товарищами и просит  сэра Борса  передать привет его отцу, сэру Ланселоту и напомнить ему о непрочности этого мира. После чего Галахад приступает к последней молитве, во время которой Бог забирает его к себе.

        Сэр Персиваль прожил святой отшельнической жизнью чуть больше двух лет и тоже умер. Сэр Борс же вернулся в Камелот и пережил и Артура, и Гвиневру и дядю своего сэра Ланселота.

        Изучая  произведения Мэлори, мы обнаружили в  нем некоторые общие черты  с орденами крестоносцев, а именно с орденом Тамплиеров:

        - Рыцари-тамплиеры так же занимались  поисками Святого Грааля.

        - Галахад был воистину верующим  человеком, но не ценил жизнь  нехристиан, как и тамплиеры полагали, что убийство неверного не  считается грехом.

        Но  самое явное сходство мы видим, когда  Галахад получает в дар белый  щит с изображенным на нем красным  крестом. Красный восьмиконечный крест на белом фоне был отличительным знаком тамплиеров.

        Очевидно, что образ хранителей Грааля уже  в эпоху Средневековья соотносился  с образом рыцарей Ордена Храма. [http://ru.wikipedia.org/wiki/ Тамплиеры_и_Святой Грааль]

 
 
 
 

        2.4 Тема женского коварства и предательства

        В романе Томаса Мэлори «Смерть Артура»  наиболее ярко изображено поклонение рыцарей прекрасной даме, но, тем  не менее, прекрасная дама очень часто  оказывается коварной и притворной, как например Моргауза, Фея Моргана, мачеха Тристрама.

        Моргауза  была старшей в семье. Она вышла  замуж за Лота, короля Лоутеана и  Оркнея и родила на свет Гавейна, Агравейна, Гарета и Гахериса. Но Моргаузе страстно хотелось, чтобы на троне сидел  один из ее сыновей, а не Артур и  его будущие дети. Так она задумала коварный план. Когда Артур еще был молод и только был коронован, Моргауза, изменила свою внешность при помощи чар сестры Феи Морганы, и явилась под вымышленным именем с визитом к королю. Затем Моргауза напоила короля и провела с ним ночь, после чего родила Мордреда, который должен был захватить трон отца и предательски его убить. Тем не менее, мечты Моргаузы сбываются, и ее сын какое-то время правит страной, однако он умирает в один день с отцом.

        Фея Моргана, которая была ведьма, тоже ни раз предавала короля и даже пыталась его убить. Однажды, когда Артур спал, Моргана подкралась и украла ножны для меча Экскалибура. Это были не простые ножны, и Мерлин ни раз предупреждал короля, чтобы тот больше следил за ножнами, так как они были даже важнее самого Экскалибура. Ведь пока ножны были при короле, он не терял ни капли крови. Королева подарила те ножны своему возлюбленному сэру Акколону, так как любила его, а не мужа своегокороля Уриенса. Но, даже потеряв много крови, королю Артуру удается вернуть свои ножны и убить Акколона.

        Узнав о случившемся, Фея Моргана в  гневе  хочет отомстить брату  за смерть возлюбленного. Она придумывает  новый коварный план. Она шлет королю прекрасный плащ, в честь примирения с королем. Артуру очень нравится плащ, но он чует неладное и просит девицу ,которая доставила этот подарок, примерить его. Девица сгорает на месте.

        А король разгневался  еще пуще прежнего и молвил королю Уриенсу:

        - Сестра моя, а  ваша жена постоянно  замышляет против  меня измену. Хотел

        бы  я знать, не состоите ли вы сами или мой племянник, ваш сын, в  сговоре  с

        нею, чтобы меня погубить. Впрочем, что до вас, - так  говорил  король  Артур

        королю  Уриенсу, - я не думаю, чтобы вы были в  этом заговоре, ибо  от Акколона

        слышал  я признание из его  собственных  уст,  что  она  намеревалась  и  вас

        погубить, как и меня. И  потому вас я считаю свободным от подозрений.  А  вот

        что до вашего сына сэра Ивейна, то он остается у  меня  под  подозрением.  И

        потому  повелеваю вам  удалить его от моего двора.

        [КНИГА ПЕРВАЯ: Повесть о короле Артуре, глава V, 1]

 

        Даже Гвиневра, не будучи ведьмой и не умышляя ничего злого против окружающих, изображена капризной и ревнивой дамой. С появлением сэра Ланселота при дворе короля, королева всячески поощряет внимание к себе этого рыцаря, устраивает ему встречи и даже закатывает ему сцены ревности (при этом часто выгоняет его со двора). Мы видим, как сильно Гвиневра заставляет страдать Ланселота. Она то поощряет его, то желает знать о каждом его шаге, то обвиняет его в неверности. Из-за этого Ланселот даже теряет рассудок.

        Именно  Гвиневра (не желая того) становится причиной разрушения братства рыцарей  Круглого стола, захвата престола Мордредом  и смерти короля Артура. А смерть самой Гвиневры убивает и Ланселота.

        Так получается, что Артура с самого начала окружают коварные женщины, каковыми являются его сестры Моргауза и Фея Моргана. Тем не менее, предательства данного рода не могут сломить короля. Артур остается великодушным и бескорыстным. Он искренне любит своих племянников, детей Моргаузы. А Гавейн, старших из них, становится Артуру самым близким другом, и король долго оплакивает его смерть во время борьбы против армии Мордреда. 
     
     

        Выводы по главе III

       Роман Томаса Мэлори «Смерть Артура», будучи наиболее полным и многогранным из всех ранних произведениях о Короле Артуре, содержит в себе множество тем и проблем. Наиболее важными из них, на наш взгляд, являются: Тема доблестного рыцаря в романе Томаса Мэлори, тема Круглого Стола и рыцарского единства, сюжеты о Святом Граале, тема женского коварства и предательства.

        Ярче  всего, в романе Мэлори прослеживается тема доблестного рыцаря.

    И хотя, большинство из описанных в романе «Смерть Артура» рыцарей наделены таким качеством, как доблесть, первым среди них, несомненно, останется Ланселот.

             Круглый стол был сооружен для того, чтобы рыцари не спорили, кому сидеть во главе стола. Здесь каждый имел право высказаться и был воспринят, как равный. Рыцари Артура уважали друг друга и понимали свою принадлежность к одному братству и приверженность единой цели.

             Как мы уже говорили, рыцари  Артура были на редкость верующими

    людьми  и хотели быть ближе к Богу. Именно поэтому, они отправлялись на поиски Святого Грааля - чаши, из которой пил Иисус во время последней вечери. Однако только самые праведные рыцари удостаивались такой чести.

        Мэлори  уделял большое внимание образу женщины  в своем романе.

    Но  так получается, что Короля Артура с самого начала окружают коварные женщины, каковыми являются его сестры Моргауза и Фея Моргана, а в последствии неверная жена Гвеневра. 
     
     
     
     
     

        Заключение

        В данной работе мы изучили ранние легенды о короле Артуре. Были выявлены периоды и подпериоды их формирования.

        Многие  средневековые ученые и литературоведы занимались изучением легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола. Они изучали самые ранние источники, переписывали уже созданные произведения, собирали их воедино и создавали что-то свое.

        На  протяжении всей своей истории (от самых  ранних легенд валлийских монахов до более близких нашему времени  романов в жанре фэнтези, таких авторов, как Т.Х. Уайта, М. Стюарт, и М.З. Брэдли) легенды о короле Артуре развивались, претерпливали значительные изменения и превращались в абсолютно новые литературные произведения.

        Несомненно, самое ясное представление о  короле Артуре, его супруге Гвиневре  и о храбрых рыцарях Круглого Стола было создано Томасом Мэлори. Но нельзя недооценивать вклад в развитие легенды более ранних авторов, в особенности, работы  Гальфрида Монмаутского (1100 – 1154) и Кретьена  де Труа (1135 - 1183).

        Романы  об Артуре выстроены по одной же схеме, созданной  Гальфридом Монмаутским, который подарил миру новых литературных  героев: Гвиневру, Кэя, Мордреда, а также чародея  Мерлин, включая всю его историю,  не  забыв о магической  транспортировке Каменного Круга Стоунхенджа из Ирландии  на  равнину Солсбери.

        Кретьен де Труа ,в свою очередь, знакомил нас с первым рыцарем короля бриттов, Ланселотом, который в более поздних произведениях артурианы станел третьей стороной любовного треугольника, вместе с Артуром и Гвиневерой. Он также принадлежит к числу рыцарей, взыскующих Святого Грааля, священнейшей среди святых реликвий, которую более поздние авторы отождествляют с чашей, использовавшейся Иисусом Христом во время Тайной вечери.

        Опираясь  на все вышеперечисленные нововведения того времени и более ранние источники, Томас Мэлори, английский писатель пятнадцатого века, создал свой бесценный труд – роман «Смерть Артура».

        Тщательное изучение романа Томаса Мэлори, помогло нам выявить темы и проблемы, общие для ранних легенд и романа «Смерть Артура». Как никому другому, Мэлори удалось передать дух средневековой Европы,  рыцарства и с точность изобразить дворянство того периода.

        Рыцари  в романе Мэлори доблестные, благодетельные и верующие. Они верны своему правителю, Богу и своим высоким целям.

    Однако  на них всегда находится лютый  враг, стремящийся сломить братство Круглого Стола и доказать миру свое господство.

        Несомненно, Мэлори уделяет большое внимание образу женщины в своем романе. В «Смерти Артура» женщина представляется либо ведьмой (волшебницей), как Фея Моргана, Моргауза, Владычица Озера, либо страдалицей, какими представлены Гвиневра, Элейна и многочисленные девицы, потерявшие своих возлюбленных рыцарей.

        Не  смотря на присутствии в романе магии  и мистики, его можно назвать жизненным, так как его центральными темами являются темы патриотизма, любви, веры, благородства. Автор не избегает тем мести, ревности, зависти, любовных треугольников, что делает роман еще более близким к жизни и понятным для всех времен и народов.

        Таким образом, нам удалось тщательно  изучить роман Томаса Мэлори «Смерть  Артура» и выявить темы и проблемы данного произведения, что и являлось целью данной работы. 
     
     
     
     

        Список  литературы 

    
  1. Вовк О.В. Сто великих рыцарей. —   М.: Вече,2004. –480 с.
  2. Блейк Стив, Ллойд Скотт. Пендрагон. —   М.: Вече, 2006. — 352 с.
  3. Говард Рид. Артур - король драконов. Варварские истоки величайшей легенды Британии. – М.: Менеджер, 2006. – 360 с.
  4. Дмитриева О. В. Культура Англии в конце XV - начале XVII в. // История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения —   М.:, 1993. c. 211.
  5. Королев К. Мифология Британских островов. —   М.: Эксмо,2003. – 636 с.
  6. Ладыгина О.М. Легенды о короле Артуре и мифотворчество XX века ⁄ О.М. Ладыгина. – М.: изд-во НОУ «Полярная звезда», 2000. – 74 с.
  7. Монмутский Гальфрид. История бриттов: Жизнь Мерлина. —   М.:1984. с.137.
  8. Мортон А. Артуровский цикл и развитие феодального общества // Мэлори Т. Смерть Артура. —   М.:, 1993. c. 769.
  9. Мэлори Т. Смерть Артура. - http://modernlib.ru/
  10. Попова М. К. Легенда о короле Артуре в культуре елизаветинской Англии. Миф в культуре Возрождения. —   М.: Наука, 2003, с. 294-300
  11. Сапковский А. Мир Короля Артура. Online Библиотека. ttp://www.bestlibrary.ru
  12. Эрлихман В. Король Артур. —   М.: Молодая гвардия,2009.- 319 с.
  13. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Королева_ фей_ (поэма)
  14. http://ru.wikipedia.org/wiki/Смерть_Артура
  15. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Тамплиеры_и_Святой Грааль
  16. http://www.peoples.ru/art/literature/prose/roman/thomas_malory/
  17. История религии, http://religion.babr.ru/

Информация о работе Темы и проблемы в романе Томаса Мэлори, «Смерть Артура»