Темы искусства и грехопадения как элементы антитезы в романе О.Уайльда "Портрет Дориана Грея"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 12:23, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы будет анализ тем искусства и грехопадения в романе «Портрет Дориана Грея» как элементов антитезы. Очертим круг задач, которые нам необходимо будет решить в данном исследовании:
1. Раскрыть понятие антитезы в литературе и особенности ее применения в романе О.Уайльда.
2. Проследить генезис эстетических идей писателя и отражение принципов эстетизма в «Портрете Дориана Грея».
3. Рассмотреть отдельно тему искусства и тему грехопадения на основе фабулы и системы образов романа, а затем провести их сопоставление.

Содержание

Введение 3
1. Роман «Портрет Дориана Грея» как воплощение эстетических идей О. Уайльда 5
1.1. Антитеза в литературе и ее применение в романе «Портрет Дориана Грея» 5
1.2. Генезис эстетизма в творчестве О.Уайльда 9
1.3. Отражение эстетических принципов О.Уайльда в романе «Портрет Дориана Грея» 13
2. Темы искусства и грехопадения как элементы антитезы в романе «Портрет Дориана Грея» 17
2.1. Тема искусства в романе 17
2.2. Грехопадение Дориана Грея 21
2.3. Искусство против порока. Мораль романа 31
Заключение 34
Список использованной литературы 36

Работа содержит 1 файл

портрет Дориана Грея.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

     Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

     Споры вокруг романа «Портрет Дориана Грея» («The Picture of Dorian Gray», 1890 - журнальная публикация, 1891 - отдельное дополненное издание), возникшие сразу же после его опубликования, не утихают до сегодняшнего дня. И до сих пор в статьях, посвященных творчеству Уайльда, можно встретить мнение о «Портрете Дориана Грея» как о «омане таинственном, странном, спорном и до сих пор, возможно, до конца не разгаданном»1. Во многом, именно эта загадочность, а также неоднозначность и многоплановость романа, позволяющие рассматривать его под разными углами зрения и дающие возможность для различных интерпретаций, объясняют тот интерес, который вызывает «Портрет Дориана Грея» не только у читателей, но и у литературоведов. Поэтому тема нашей работы всегда остается актуальной.

     В России первые попытки осмыслить  творческое наследие Оскара Уайльда  можно найти уже у символистов  начала XX века, ставших "главными адептами и пропагандистами Уайльда» и внесших «существенный вклад в дело его популяризации»2. С середины 1900-х годов (и вплоть до начала 1920-х годов) к творчеству Уайльда начинают обращаться критики других литературных направлений. Появляются работы З.А. Венгеровой, К. И. Чуковского, Е.А. Аничкова, Л.И. Аксельрод, Н.Я. Абрамович, A.M. Редько и других исследователей, которые рассматривали произведения Уайльда с научной точки зрения и «пытались найти в них и отражение его эстетических взглядов, и критику современного общества, и новые взгляды на искусство, и новый подход к решению вечных проблем»3.

     Круг идей, интересовавших писателя, был довольно широк, но в особенности волновали его вопросы, связанные с духовным миром человека. Что дает людям высшую радость? - вот вопрос, больше всего волновавший Уайльда. Его ответ гласил: красота! Не труд, не любовь, не борьба, а именно красота.

     «Для меня красота - это чудо из чудес. Только ограниченные люди не судят по внешности. Настоящая тайна мира заключается в видимом, а не невидимом»4. Этот, парадокс Уайльда выражает центральную идею всего творчества писателя. Он был сторонником так называемого "чистого" искусства или "искусства ради искусства". Он считал, что искусство целиком формирует человека и что не оно подражает жизни, а жизнь - искусству. Люди, говорил Уайльд, подражают любимым литературным героям, и распознавать красоту человек научается лишь благодаря художникам, которые открывают или создают ее в своих картинах. Эти темы поднимаются писателем в романе «Портрет Дориана Грея» как элементы антитезы: искусство противостоит жизни, полной грехов и пороков.

     Целью нашей работы будет анализ тем  искусства и грехопадения в романе «Портрет Дориана Грея» как элементов антитезы. Очертим круг задач, которые нам необходимо будет решить в данном исследовании:

  1. Раскрыть понятие антитезы в литературе и особенности ее применения в романе О.Уайльда.
  2. Проследить генезис эстетических идей писателя и отражение принципов эстетизма в «Портрете Дориана Грея».
  3. Рассмотреть отдельно тему искусства и тему грехопадения на основе фабулы и системы образов романа, а затем провести их сопоставление.

     При написании работы мы пользовались статьями и исследовательскими материалами  таких литературоведов, как Валова О.М., Соколянский М., Тумбина О.В. и др.

1. Роман «Портрет Дориана Грея» как воплощение эстетических идей О. Уайльда

    1.1. Антитеза в литературе  и ее применение  в романе «Портрет  Дориана Грея»

     С незапамятных времен у разных народов  для объяснения жизни использовались два противоположных подхода: сопоставление  по сходству и сопоставление по контрасту. Так, чтобы охватить все многообразие явлений искусства, древние греки сводили его к двум противостоящим началам: светлому, гармоничному Аполлону и исполненному темных, разрушительных страстей Дионису.

     Особенно  актуальным в искусстве принцип  контраста становится в кризисные  эпохи, когда жизнь резко меняет привычный ход.

     Антите́за (редко антитезис; риторическое противопоставление текста; др.-греч. ντίθεσις — противоположение) — стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом5.

     Как средство усиления выразительности, антитеза применяется в следующих основных случаях:

     1. При сопоставлении образов или понятий, контрастирующих между собою: Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лёд и пламень Не столь различны меж собой (Пушкин А. С.)

     2. Когда понятия или образы в  совокупности выражают нечто  единое: Сегодня — трезво торжествую, Завтра — плачу и пою (Блок А. А.)

     Здесь антитеза выражает понятие человека, как существа контрастного, антитетического по своей природе.

     3. Когда необходимо оттенение другого  образа, который стоит в центре  внимания: Где стол был яств, там гроб стоит (Державин Г. Р.)

      4. Когда необходимо выразить альтернативу: …Вам все равно, с чего бы ни начать, С бровей ли, с ног ли (Пушкин А. С.).

     Фигура  антитезы может служить принципом  построения для целых поэтических  пьес или отдельных частей художественных произведений в стихах и прозе. Например у Петрарки Ф. имеется сонет (перевод Верховского Ю. Н.), целиком построенный на антитезе:

                    И мира нет — и нет нигде врагов;

                    Страшусь —  надеюсь, стыну и пылаю;

                    В пыли влачусь  — и в небесах витаю;

                    Всем в мире  чужд — и мир обнять готов. 

                    У ней в плену неволи я не знаю;

                    Мной не хотят  владеть, а гнёт суров;

                    Амур не губит  и не рвёт оков;

                    И жизни нет конца и мукам — краю. 

                   Я зряч — без глаз;

                   нем — вопли испускаю;

                   И жажду гибели —  спасти молю;

                    Себе постыл  — и всех других люблю;

                    Страданьем —  жив;

                    со смехом я  — рыдаю; 

                   И смерть и жизнь  — с тоскою прокляты;

                   И этому виной, о донна, — ты!  
 

     Описания, характеристики, особенно так называемые сравнительные, часто строятся антитетически. Например, характеристика Петра Великого в «Стансах» Пушкина А. С.: То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник…

     Резко оттеняя контрастные черты сопоставляемых членов, антитеза именно благодаря  своей резкости отличается слишком  настойчивой убедительностью и  яркостью (за что эту фигуру так  любили романтики).

     Об  антитезе, как композиционном принципе, можно говорить и применительно к архитектонике крупных литературных жанров. Уже самые заглавия многих драм и романов указывают на такого рода антитетическую их структуру: «Коварство и любовь», «Война и мир», «Преступление и наказание» и т. п. Фигуры Наполеона и Кутузова у Толстого, князя Мышкина и Рогожина, Аглаи и Настасьи Филипповны, или трех братьев Карамазовых у Достоевского в архитектонике целого сопоставляются антитетически6.

     Резкая  ясность антитезы делает её также  весьма пригодной для стиля произведений, которые стремятся к непосредственной убедительности, как, например, в произведениях декларативно-политических, с социальной тенденцией, агитационных или имеющих моралистическую заданность и т. п. Примером могут служить: Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир (Манифест коммунистической партии); Кто был никем, тот станет всем! (Интернационал).

     Антитетическая  композиция часто наблюдается в  социальных романах и пьесах при  контрастном сопоставлении жизни различных классов (например: «Железная пята» Дж. Лондона, «Принц и нищий» Марка Твена и т. п.); антитеза может лежать в основе произведений, рисующих нравственную трагедию (например: «Идиот» Достоевского) и т. п.

     Роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» - яркий пример антитезы. В центре творчества Оскара Уайльда - тема красоты и наслаждения. Писатель описывает настоящую трагедию в разногласии между стремлением человека к наслаждению и невозможностью блаженства. Именно это разногласие и стало центром романа  «Дориана Грея». Проблема раскрывается через два главных образа. Один из них - художник Холлуорд, который посвящает себя искусству, отдавая жизнь ради служения идеала искусства. Второй - Дориан Грей, который губит свою душу, стремясь к наслаждению. Темы искусства и грехопадения становятся элементами антитезы в романе. Искусство неизмеримо выше жизни – это всегда подчеркивал Уайльд в своих произведениях. Если подчинить жизнь погоне за наслаждениями, в конечном итоге погибнет человеческая душа, как это произошло с душой Дориана Грея. В конце романа герой, совершивший грехопадение, гибнет, а его портрет – символ искусства возвращает свой прежний вид и остается прекрасным навеки, то есть Красота побеждает.

     О. Уайльд не зря прибегает в своем  романе к приему антитезы. Во-первых, его произведение рисует нравственную трагедию, а наиболее ярко ее можно показать только при помощи противопоставления добра и зла. Во-вторых, роман «Портрет Дориана Грея» глубоко моралистичен. В- третьих, Оскар Уайльд был последователем романтизма, а романтики, как мы убедились выше, очень любили фигуру антитезы, которая благодаря своей резкости отличается слишком настойчивой убедительностью и яркостью.

     Рассмотрим  подробнее тему искусства и тему грехопадения как элементы антитезы в романе «Портрет Дориана Грея». Для этого нам необходимо будет проанализировать генезис данных тем в творчестве писателя, разработку проблем искусства и грехопадения в «Портрете Дориана Грея» и систему контрастных образов в романе.

    1.2. Генезис эстетизма в творчестве О.Уайльда

     Оскар Уайльд (1854–1900) по рождению ирландец, сын  знаменитого дублинского врача  и известной поэтессы. Его ранние годы прошли в обстановке комфорта и богатства. Он получил университетское  образование в Оксфорде, ему не приходилось работать ради куска хлеба, ничто не препятствовало его литературному призванию. Богемная обстановка, окружавшая его с детства, способствовала его увлечению новыми модными теориями о значении красоты, о превосходстве её над пользой и правилами морали.

     Жизнь наравне с литературой воспринималась Уайльдом как высший и труднейший вид искусства, выразить в котором себя в полной мере можно, лишь найдя соответствующую форму и стиль. Задачу художника, да и всякого человека, он видел в том, чтобы стать творцом своей жизни, и биография самого Уайльда поистине походит на роман, происшедший в действительности.

     Первые  стихи начал писать ещё в Оксфорде. Он стремился внести в свою жизнь  как можно больше поэзии, видя в  ней — и вообще в искусстве  — противоядие против прозаичного буржуазного уклада. В меру скромных средств, выделявшихся ему отцом, он начинает окружать себя красивыми вещами. В его лондонской квартире появляются ковры, картины, занятные безделушки, книги в нарядных переплётах, изящный голубой фарфор. Он отпускает себе длинные волосы, тщательно следит за своей наружностью, экстравагантно одевается: заказывает себе необыкновенный костюм из бархата и шёлка, напоминавший одежду людей эпохи Возрождения, и появляется в нём, держа в руке лилию или подсолнечник (эти цветы считались эмблемами красоты).

     Антибуржуазный  протест проявлялся у Уайльда  в форме эстетизма — так  называлось возглавляемое им движение. В нём нашёл своё воплощение призыв поклоняться красоте во всех её проявлениях  в противовес уродствам бездуховного бытия в век, пропитанный утилитаризмом. Он мог с лёгкостью иронизировать над всем, но в отношении к искусству, в могущество которого он свято верил, оставался предельно серьёзным, что не помешало ему завершить преамбулу к «Дориану Грею» словами: “Всякое искусство совершенно бесполезно”. Врождённый артистизм, безукоризненное чувство стиля и самобытность дарования позволяли ему в итоге оставаться оригинальным.

Информация о работе Темы искусства и грехопадения как элементы антитезы в романе О.Уайльда "Портрет Дориана Грея"