Темы искусства и грехопадения как элементы антитезы в романе О.Уайльда "Портрет Дориана Грея"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 12:23, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы будет анализ тем искусства и грехопадения в романе «Портрет Дориана Грея» как элементов антитезы. Очертим круг задач, которые нам необходимо будет решить в данном исследовании:
1. Раскрыть понятие антитезы в литературе и особенности ее применения в романе О.Уайльда.
2. Проследить генезис эстетических идей писателя и отражение принципов эстетизма в «Портрете Дориана Грея».
3. Рассмотреть отдельно тему искусства и тему грехопадения на основе фабулы и системы образов романа, а затем провести их сопоставление.

Содержание

Введение 3
1. Роман «Портрет Дориана Грея» как воплощение эстетических идей О. Уайльда 5
1.1. Антитеза в литературе и ее применение в романе «Портрет Дориана Грея» 5
1.2. Генезис эстетизма в творчестве О.Уайльда 9
1.3. Отражение эстетических принципов О.Уайльда в романе «Портрет Дориана Грея» 13
2. Темы искусства и грехопадения как элементы антитезы в романе «Портрет Дориана Грея» 17
2.1. Тема искусства в романе 17
2.2. Грехопадение Дориана Грея 21
2.3. Искусство против порока. Мораль романа 31
Заключение 34
Список использованной литературы 36

Работа содержит 1 файл

портрет Дориана Грея.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

     Оригинальность  притягивала к нему людей образованных и взыскательных: Уолта Уитмена  и Генри Лонгфелло, Виктора Гюго и Поля Верлена, Альфонса Доде и Эмиля Золя, Стефана Малларме и Марселя Пруста.

     В теоретических работах с эффектными названиями — «Перо, карандаш и отрава», «Упадок лжи» — О.Уайльд доказывал, что искусство должно быть живым, оно должно рождать новую красоту  вместо грубой повседневной правды; идейное  содержание книги не имеет значения — важна лишь форма, мастерство художника, мораль должна быть отвергнута во имя красоты и наслаждения жизнью. Однако Оскар Уайльд своим творчеством постоянно опровергал создаваемые им теории.

     Наиболее  впечатляющ Оскар Уайльд был в  жанре разговорном, на который не скупился тратить свой талант. Его остроумие было невероятным. Блёстки ума, расточавшиеся им, требовали огромного напряжения, и далеко не все его отточенные фразы и даже целые устные новеллы, притчи, стихотворения в прозе оказывались занесёнными на бумагу — им самим или друзьями. Он пользовался тонким ядом иронии, сыпал бисером афоризмов, позволял себе роскошь быть непоследовательным, убеждал в уместности неуместного, во вздорности общепринятых мнений. Его звали “королём жизни” и “принцем Парадоксом”. Принцип парадокса положен в основу большинства произведений Оскара Уайльда.

     В конце 80-х и начале 90-х годов  Уайльд создаёт два тома сказок. Они были написаны под влиянием творчества Г.Х. Андерсена и сочетали красивую поэтическую форму с серьёзным  гуманистическим содержанием.

     Писатель  ставит вопрос: что важнее — добро  или красота? Герои уайльдовских сказок — эстеты, страстно влюблённые в красоту. Таков молодой король, любующийся статуями и картинами. Таков  Счастливый принц: он всегда был весел  и далёк от страданий, и после смерти ему воздвигли золотую статую; таков мальчик-звезда, оттолкнувший свою мать, так как она оказалась безобразной и старой. Но, встретившись с горем и нищетой, лучшие герои Уайльда прозревают и в своём стремлении помочь людям жертвуют всем. Золотой Счастливый принц при помощи ласточки отдаёт беднякам всё золото, которым покрыта его статуя, отдаёт и свои сапфировые глаза. Он становится слепым и безобразным, ласточка не хочет покидать его и гибнет от мороза у его ног, но им удалось внести немного тепла и радости в нищенские трущобы. Ответ в сказках Уайльда один: добро, служение людям выше и важнее красоты.

     Оскар Уайльд был выдающимся драматургом, написавшим несколько трагических  пьес и четыре комедии, осмеивающие  великосветское общество. Пьесы «Веер леди Уиндермир», «Незначительная женщина», «Идеальный муж», «Как важно быть серьёзным» вот уже много лет с большим успехом идут на разных сценах мира. Самое декадентское произведение О.Уайльда — его драма «Саломея». Она написана по-французски, что ещё больше должно подчеркнуть её изысканность и утончённость. Уайльд использовал в ней евангельскую легенду об иудейской царевне Саломее, потребовавшей от царя за свою пляску отрубленную голову пророка Иоканаана (Иоанна Крестителя). Этой легенде автор придал болезненно-эротическую трактовку: Саломея добивается головы Иоканаана, чтобы поцеловать её в губы. Любовь изображается Уайльдом как неестественное, извращённое чувство. Саломея отвергает красивых, здоровых юношей и влюбляется в Иоканаана именно потому, что её пугают его проклятья, его истощённое лицо. Её любовь переплетается с ужасом и ненавистью; говоря Иоканаану о своей любви, Саломея подбирает для него самые отталкивающие сравнения: “Твои волосы — как клубок змей! Твоё лицо бело, как кладбищенская стена при лунном свете! Оно бело, как кожа прокажённого!” Такая эстетизация безобразного и стремление представить чувство любви в болезненном и извращённом виде характерны для декадентской литературы.

     В 1895 году Оскар Уайльд был привлечён  к суду по обвинению в безнравственности и приговорён к двухлетнему тюремному заключению. В 1897-м он вышел из тюрьмы совершенно больным и сломленным человеком, а позже уехал во Францию. Его последним произведением стала поэма «Баллада Редингской тюрьмы» (1898).

     В «Балладе Редингской тюрьмы» Уайльд рассказывает о трагической судьбе узника, приговорённого к смерти за убийство возлюбленной. Призывы к состраданию и правдивое изображение ужасов жизни прямо противоречат прежним эстетским теориям Уайльда. Но он, в сущности, никогда не был последовательным выразителем этих теорий, всегда внутренне сопротивлялся им. Писатель остался одной из самых трагических и ярких фигур в истории английской литературы.

     Известнейшим  произведением писателя, которое  принесло ему всемирную славу  и наиболее полно отобразило его философские и эстетичные взгляды, жизненное кредо и принципы художественного творчества, был роман «Портрет Дориана Грея» (1891). Для того чтобы проанализировать контраст тем искусства и грехопадения в романе Уайльда, нам необходимо рассмотреть отражение эстетических принципов писателя в этом произведении, потому что кредо автора: «Искусство выше жизни», являющееся эстетическим принципом, как раз и порождает антитезу данных тем.

    1.3. Отражение эстетических  принципов О.Уайльда в романе «Портрет Дориана Грея»

 

     Роман имеет очень интересную историю  создания. Когда-то в мастерской  своего друга, художника Бэзила Орда писатель увидел натурщика, что поразило его удивительной красотой. Оскар вскрикнул: «Как жаль, что и ему не избежать старости со всей ее отвратительностью!». И Бэзил сказал, что будет рисовать каждый год новый портрет, чтобы природа оставляла свои неумолимые знаки на полотне, а не на внешности «херувима», которого увидел Уайльд. Такова история создания романа, что сделал имя Оскара Уайльда известным.

     Роман, написанный в 1891 году, – произведение крайне противоречивое. В нем чувствуется влияние готических романов о человеке, продавшем душу дьяволу за неувядаемую красоту и молодость.

     Единственный  роман Уайльда опирается на широкую литературную эрудицию автора. В нем исследователи легко находят общие черты с романтизмом начала ХIХ века, в частности с произведениями Гофмана (например, оригинально развязана тема двойников, существование двух миров: реального и фантастического, мрачная таинственность, как в «Эликсирах Сатаны»), или Шамиссо («Удивительная история Петера Шлемеля»). И то в творчестве Бальзака, что имело в себе романтическое начало, откликнулось в романе Уайльда. Это, прежде всего, «Шагреневая кожа», с которой в «Портрете Дориана Грея» слишком много перекликов.

     Очень близок роман Уайльда неоромантической прозе его современников. И здесь  в первую очередь стоит назвать  «Странную историю доктора Джекилла и мистера Хайда» Стивенсона, некоторые  вещи Конрада и Киплинга. Список источников идейно-художественной инспирации Уайльда при написании «Портрета Дориана Грея» можно продолжить. Главное, о чем свидетельствует роман, что это художественное произведение с великой литературной, собственно книжной, основой.

     В романе «Портрет Дориана Грея» органически объединены основные эстетические положения теории искусства Оскара Уайльда (предисловие к роману) и их художественная реализация (сам роман). Двадцать пять афоризмов предисловия в концентрированном виде определяют систему эстетических взглядов автора.

     В предисловии писатель утверждает, что  “искусство совершенно бесполезно”  и “искусство не отражает жизни”. Уайльд принадлежал, как уже говорилось, к такому художественному направлению, как эстетизм, и использовал романтический  творческий метод. В стремлении писателя утвердить мысль о превосходстве искусства над жизнью проявляется романтическая абсолютизация творчества и его независимости. В эстетизме Уайльда положения романтической теории приобретают полемическую заострённость, выражаются в форме парадокса. Именно так звучит положение писателя: “Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги или хорошо написанные, или написанные плохо. Вот и всё”. Своё понимание безнравственности искусства Уайльд вложил в уста лорда Генри, который является провозвестником идей самого писателя: “Так называемые «безнравственные» книги — это те, которые показывают миру его пороки, вот и всё”.

     Поскольку искусство выше жизни, оно не может  рассматриваться с точки зрения человеческой морали. Но это вовсе не значит, что писатель утверждает “безнравственное искусство”. Своим полемическим утверждением Уайльд подчёркивает, что искусство не может быть безнравственным. “Хорошо написанная книга” как произведение искусства всегда будет заключать урок человеку, потому что написана с позиций идеала и по законам красоты, которой чуждо всё безнравственное. “Плохо написанная книга” не является произведением искусства и не заслуживает внимания независимо от того, содержит она мораль или нет. Для художника высшим критерием является красота.

     И наконец, самый известный парадокс: “Искусство совершенно бесполезно”. С точки зрения эстетической теории Оскара Уайльда иного не может  быть. Понять произведение искусства  может лишь человек, тонко чувствующий  прекрасное, а для него моральный урок не нужен, ибо он сам живёт по законам красоты (например, лорд Генри). Для других же такое искусство будет недоступным: “Искусство — это зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь”.

     Провозглашая  право художника на полнейший произвол, Уайльд говорит, что искусство «нельзя судить внешним мерилом сходства с действительностью. Оно, скорее, покрывало, чем зеркало… стоит ему повелеть – и миндальное дерево расцветет зимою, и зреющая нива покроется снегом»7. Доводя свою мысль до крайнего парадоксального заострения, Уайльд заявляет, что подлинное искусство основано на лжи и что упадок искусства XIX в. (под упадком он подразумевает реализм) объясняется тем, что «искусство лжи» оказалось забытым: «Все плохое искусство существует благодаря тому, что мы возвращаемся к жизни и к природе и возводим их в идеал». Он заявлял, что «жизнь – очень едкая жидкость, она разрушает искусство, как враг опустошает его дом», говорил, что «реализм как метод – никуда не годится, и всякий художник должен избегать двух вещей – современности формы и современности сюжета»8.

     Уайльд  проповедует безыдейность, даже аморальность искусства, хотя, конечно, в такой  позиции есть известная доля бравады, погони за сенсацией, некий вызов  бытовавшим тогда представлениям о природе и задачах творчества.

     Роман Оскара Уайльда в 1891 году стал определенным итогом эстетических исканий и споров мыслителей и художников практически  всего 19 века. В нем предпринята  попытка осмысления таких эстетических категорий, как красота, нравственность, страх, совесть, порок, искушение, верность, эгоизм, любовь, молодость. Осознание красоты и ее ценность осмысляются автором через призму мыслей, поступков и диалогов героев романа, через сюжетные линии произведения.

     Надо  сказать, что роман сразу же вызвал гнев современной критики, в прессе появилось более двухсот негативных отзывов, и автору пришлось написать более десяти открытых писем в редакции британских журналов и газет с обоснованием своей творческой позиции. Он жарко отстаивал принципы эстетизма и независимости искусства от ханжеской морали века. 

     Подведем  итоги первой главы нашей работы. Антитеза как противопоставление понятий, фигур, образов и тем широко используется в литературе благодаря своей убедительности, яркости, способности резко оттенять контрастные черты сопоставляемых членов. Чтобы добиться глубокого  психологического воздействия на читателя, показать нравственную трагедию главного героя в романе «Портрет Дориана Грея» О. Уайльд прибегает к приему антитезы. О.Уайльд доказывал, что искусство должно быть живым, оно должно рождать новую красоту вместо грубой повседневной правды – это основные принципы эстетизма писателя, которые он проводил в романе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Темы искусства  и грехопадения  как элементы антитезы  в романе «Портрет Дориана Грея»

    2.1. Тема искусства в романе

     История падения молодого аристократа Дориана  Грея, развращенного великосветским циником лордом Генри, развертывается в изысканной обстановке богатых  комнат, затянутых старинными гобеленами, оранжереей с цветущими орхидеями, затемненных кабинетов с потайными шкафами, прячущими ядовитые зелья и не менее ядовитые книги. Любование предметами салонно-аристократического быта, эстетизация нравственного растления, оправдывающая циничные рассуждения и порочные похождения героев, делают роман «Портрет Дориана Грея» одним из наиболее характерных произведений декадентской прозы. О том, что доктрина эстетизма представляет собой по авторскому замыслу свод непременных правил, по которым следует интерпретировать роман, напоминает читателю лаконичное предисловие.

     Мысль о первичности искусства, отражающего  лишь того, кто смотрится в него, «а вовсе не жизни», - мысль, заявленная на этот раз фрагментарно, получила развернутое выражение в диалоге  «Упадок искусства лжи». В романе портрет как произведение искусства как будто отражает самое жизнь – жизнь Дориана Грея. Однако же, кроме Дориана, никто изменяющегося портрета не видит, а посему можно сказать, что портрет одномоментно отражает лишь того, кто в данную минуту «в него смотрится».

     Тема  искусства раскрывается в романе Уайльда при помощи образов персонажей, так или иначе относящихся  к миру искусства: актрисы Сибиллы  Вейн, ее брата Джеймса Вейна, художника  Безила Холлуорда. Рассмотрим эти образы подробнее.

     Не  прозвучавшая отчетливо в предисловии, но очень важная мысль о том, что деградация искусства впрямую связана с упадком высокого искусства лжи, иллюстрируется и доказывается в романе эволюцией актрисы Сибиллы Вейн. Не ведавшая, что такое любовь, девушка прекрасно фантазировала на сцене, лгала (в уайльдовском смысле), с успехом играя роли многих шекспировских героинь. Узнав истинное чувство, полюбив Дориана, она переживает резкий «упадок искусства лжи», в результате чего с ней как с актрисой происходит трагическая метаморфоза: она начинает играть из рук вон плохо (что фиксирует даже добрейший Холлуорд). Она произносит еретические слова о том, что искусство – только бледное отражение подлинной любви, и Дориан жестоко отлучает ее от церкви: «Без вашего искусства вы – ничто!».

Информация о работе Темы искусства и грехопадения как элементы антитезы в романе О.Уайльда "Портрет Дориана Грея"