Темы искусства и грехопадения как элементы антитезы в романе О.Уайльда "Портрет Дориана Грея"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 12:23, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы будет анализ тем искусства и грехопадения в романе «Портрет Дориана Грея» как элементов антитезы. Очертим круг задач, которые нам необходимо будет решить в данном исследовании:
1. Раскрыть понятие антитезы в литературе и особенности ее применения в романе О.Уайльда.
2. Проследить генезис эстетических идей писателя и отражение принципов эстетизма в «Портрете Дориана Грея».
3. Рассмотреть отдельно тему искусства и тему грехопадения на основе фабулы и системы образов романа, а затем провести их сопоставление.

Содержание

Введение 3
1. Роман «Портрет Дориана Грея» как воплощение эстетических идей О. Уайльда 5
1.1. Антитеза в литературе и ее применение в романе «Портрет Дориана Грея» 5
1.2. Генезис эстетизма в творчестве О.Уайльда 9
1.3. Отражение эстетических принципов О.Уайльда в романе «Портрет Дориана Грея» 13
2. Темы искусства и грехопадения как элементы антитезы в романе «Портрет Дориана Грея» 17
2.1. Тема искусства в романе 17
2.2. Грехопадение Дориана Грея 21
2.3. Искусство против порока. Мораль романа 31
Заключение 34
Список использованной литературы 36

Работа содержит 1 файл

портрет Дориана Грея.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

     А между тем он хотел, чтобы Дориан Грей сделал искусством собственную жизнь, исходя из принципа неразрывного единства красоты и нравственности.

     Парадоксально то, к чему приходит главный герой. Он, стремящийся к красоте и  приятному времяпровождению, вынужден тайком развлекаться в грязных притонах, искать успокоения в опиуме, наслаждаться любовью продажных женщин. Это злая насмешка над тем идеалом, который рисовал Дориану Грею лорд Генри.

     Осознав гибель своей души, герой сумел  долгое время сохранять внешнее  спокойствие. Он ведёт двойную жизнь, но в этом неповинны ни лорд Генри, ни Безил Холлуорд. Виновен во всём лишь сам герой, и его наказание в романе было совершенно неизбежно.

     Развязка  романа закономерна с точки зрения эстетики Оскара Уайльда. Пытаясь разрушить чары страшного портрета, (метафорически – избавиться от страшных мук совести), Дориан Грей пытается уничтожить портрет, на котором молодой, полный сил невинный юноша за годы развязного разврата и погони за удовольствиями превратился в неприятного порочного старика, как бы компенсировав своим старением морально-нравственную нагрузку, выпавшую на долю «оригинала».

     Но  когда Дориан поднимает нож на портрет, мёртвым падает он сам, приняв принадлежащее ему безобразие, а прекрасное произведение искусства обретает первоначальную красоту и гармонию. Жизнь Дориана Грея кончилась, но искусство выше жизни, ибо только ему принадлежит вечность, — такова позиция писателя.

     Автор показывает, насколько неестественен  и опасен дисбаланс внутренней и  внешней красоты в человеке, в  его делах и поступках, в отношении к жизни и к окружающим его людям.

     Ставшему  жестоким и нечутким Дориану Грею (метафорически – тип Красоты, которая осознала себя красотой и  вследствие этого лишилась невинности) Оскар Уайльд противопоставляет  таких персонажей, как художник Холуорд, Сибилла Вэн, ее брата-матроса. Образная структура этих простых и искренних, чистых душой людей, способных на большое чувство, подчеркивает чудовищную греховность Дориана.

     Пытаясь спрятать следы своих преступлений и убивая художника Холлуорда, Дориан Грей символизирует тип Падшей Красоты, уничтожающей своего Создателя в надежде избежать возмездия, что отсылает нас к древнейшим сюжетам литературы. Это библейский сюжет искушения, и погоня за вечной молодостью, и продажа души дьяволу, и мотив неизбежной расплаты за грехи.

     Исход кульминации романа заставляет нас  вспомнить и более поздние  произведения («Шагреневая кожа»  О.Бальзака, «Фауст» Гете), по-разному  эксплуатирующие подобные сюжеты. Автором  подчеркивается  неизбежность расплаты за столь чудесно приобретенную, но так чудовищно и преступно растраченную вечную молодость.

     Образом Дориана Грея, человека с незаурядным  художественным темпераментом, Уайльд убеждает в реальности заложенного  в романе конфликта - между искусством и жизнью, искусством и природой, искусством и моралью.

     Согласившись  на ужасный по своей сути опыт, Дориан Грей отдается погоне за наслаждениями, не руководствуясь моральными принципами. Не только собственные недостатки, пороки, нехорошие поступки, а и  преступления искажают душу Дориана. Но, ни образ жизни, ни те изменения, которые происходят с ним, никак не отражаются на внешности реального Грея. Он остается юным и красивым, а его портрет отображает сущность его распущенной натуры, старение не только тела, а и души. Символика романа очень сложная. С одной стороны, воссоздавая истину на портрете, а не на лице живого человека, писатель иллюстрирует свой принцип, согласно которому искусство реальнее жизни и жизнь подражает искусству, а не наоборот.

     Рассмотрим  далее образ лорда Уоттона.

     В «Портрете Дориана Грея» наиболее полно выражается эстетизм Уайльда. Поступки и высказывания героев романа подчинены тому, чтобы как можно ярче осветить мысли и взгляды писателя. Не потому ли критики неоднократно подчеркивали: лорд Генри Уоттон - двойник Уайльда. В самом деле, на протяжении всего романа этот герой высказывает самые скрытые мысли писателя. Перед читателем возникает салонный апостол наслаждения и роскоши, которым был сам автор.

     Лорд  Генри, эстет во всем, исповедует философию  гедонизма, философию наслаждения жизнью, которая была присуща древним грекам. Человек должен жить полнокровной жизнью, а не быть аскетом. Отсюда его постулат о том, что человек должен все подвергнуть испытанию в жизни, ощутить и понять по собственному опыту. Но парадокс: Лорд Генри бездействует сам, а лишь распространяет теории и созерцает со стороны, как они действуют на людей. На протяжении всего романа он остается пассивным наблюдателем. Лорд Генри ощущает эмоции и наслаждение от того, как его идеи влияют на людей и к каким следствиям приводят. Дориан Грей для него лишь экспериментальная лаборатория, его действующий двойник, который приводит в движение все намерения. Т.е. два персонажа объединены между собой, как форма и содержание.

     Большое значение Лорд Генри придает красоте, понимая ее как средство власти над другими. Это утонченный эстет, который любит красоту и отталкивает безобразное в жизни. Это стремление не замечать ничего, кроме красоты, делает его не просто равнодушным ко всему другому, а и циничным. У лорда Генри холодная душа человека, который не имеет идеалов. Пробуждая в Дориане желание наслаждаться жизнью любой ценой, он совсем не задумывается над возможными последствиями такого поведения как для самого юноши, так и для других людей.

     Именно  лорд Генри учил, что жить стоит только ради наслаждений, что стремление «проявить во всей полноте свою сущность» равносильно подвигу, а совесть - это всего лишь «официальное название трусости». Правда, сам лорд Генри ни в чём дурном не замечен. Согласно его убеждениям, не следует совершать ничего такого, о чём нельзя было бы поговорить после обеда, но мудрости этого наблюдения многие не замечают.

     «Портрет  Дориана Грея» — это роман  о красоте внешней и внутренней, об их соотношении в человеке. Является ли лорд Генри нравственным человеком? Бэзил Холуорд ответил на этот вопрос явно положительно: “Удивительный ты человек! Никогда не говоришь ничего нравственного — и никогда не делаешь ничего безнравственного. Твой цинизм — только поза”.

     Все слова и все действия лорда  Генри по отношению к Дориану Грею последовательны и преследуют определённую цель.

     Лорд  Генри вовсе не намерен развращать главного героя, потому как это уничтожит  прекрасный облик Дориана. Напротив, он намерен сделать всё, чтобы  сохранить красоту своего друга. Первое, что делает лорд Генри, — пытается убедить Дориана в ценности молодости и красоты. И эта попытка увенчалась полным успехом.

     Но  даже не будучи безнравственным в  собственных поступках, можно развращать других людей. Рассуждения Генри  Уоттона заставили Дориана пожелать вечной молодости.

     Таким образом, жизненное кредо, прокламируемое Генри Уоттоном проходит причудливое  испытание на судьбе Дориана Грея. В первых главах романа душа и ум главного героя растревожены проникновением новых представлений о жизненном  предназначении красоты, в последней главе Дориан гибнет. В заданных границах он проходит весь цикл испытания, и вдумчивому читателю можно попытаться дать ответ на вопрос о том, доказала ли жизнь Дориана Грея за этот период состоятельность идиологемы лорда Генри Уоттона или нет.

     В лорде Генри, особенно в начале романа, можно разглядеть некоторые демонические черты, которые были свойственны  героям произведений английских романтиков. Это и «смуглое романтическое лицо», «усталое выражение лица», разочарованность лорда Генри, его скептицизм, ирония, «завораживающий» голос. В первую встречу с Генри Уоттоном Дориан очень явственно почувствовал музыку в движеньях его рук, в его голосе и в его словах, музыку, которая была «сладостнее звуков лютни и виолы». Примечательно, что в рамках самого произведения лорд Генри не совершает никаких поступков, по которым мы могли бы судить о нем; все, что мы о нем знаем, мы узнаем из его собственных слов о себе и изредка из отзывов о нем других персонажей. Образу лорда Генри, на первый взгляд, даже присуща некая загадочность, которую лорд Генри сам намеренно подчеркивает.

     И впервые повстречав лорда Генри, Дориан ощутил страх перед этим человеком, может быть подсознательно, чувствуя в нем какое-то зло, какую-то угрозу для своей жизни. Не случайно, каждый раз, когда Дориан хочет вернуться к праведной жизни, первым делом он решает не видеться больше с Генри Уоттоном. Лорд Генри производит впечатление человека, знающего все и обо всем, сама его фамилия, в какой-то степени, говорит о том знании, которым он обладает.

     «Цель жизни – самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность –  вот для чего мы живем», - внушает лорд Генри своему юному другу. Однако дальнейшая жизнь Дориана является вовсе не раскрытием сущности того человека, портрет которого написал художник Бэзил Холлуорд, а переформированием его души, отразившимся в конечном счете и на холсте. Это переформирование и приводит к той утрате целостности, косвенные признаки которой подмечает даже сам «идеолог», находя, что Дориан в отдельные моменты становится «сам не свой».

       Заглавный герой в ответ на вопрос герцогини Монмутской, помогла ли ему философия лорда Генри найти счастье, говорит, что «никогда не искал счастья», искал лишь наслаждений, но находил их «слишком часто». В другой беседе Грей признается своему учителю, что «был бы рад поменяться с любым человеком на свете» и что убитый человек счастливее его. Он тяготится своей «чудесной жизнью», признается он один раз, что «так жить больше не хочет» и даже упрекает лорда Генри за то, что он однажды «отравил» ученика книгой. Его друг протестует: «А “отравить” вас книгой я никак не мог. Этого не бывает. Искусство не влияет на деятельность человека, - напротив, оно парализует желание действовать. Оно совершенно нейтрально. Так называемые безнравственные книги – это те, которые показывают миру его пороки, вот и все».

       Растворение эстетизма в новом  гедонизме также характерно лишь  для тирад и реплик лорда  Генри. Вспомним, к примеру, гимн  Красоте из второй главы. «Красота  – один из видов Гения, она  еще выше гения… она имеет высшее право на власть и делает царями тех, кто ею обладает…». Идея   «вседозволенности», свойственной Красоте, подвергается в романе испытанию и в конечном счете опровергается. Лорду Генри кажется, что если бы идеи нового гедонизма овладели каждым человеком, то «мир ощутил бы вновь… мощный порыв к радости». У Дориана Грея, впитавшего эти мысли, оказывается много подражателей, но судьбы их – автор лишь сообщает о них, а не изображает в подробностях – никак не назовешь «порывом к радости». Итак, всеобщего возврата к «идеалам эллинизма» отнюдь не происходит.

       Сам Дориан Грей, ощутив вседозволенность, оказывается способным на самое  тяжкое преступление. Одно из  его преступлений, убийство Безила Холлуорда, которое подробно описывается в романе, не вызывает разночтений: оно является преступлением как в морально-этическом, так и в юридическом смысле.

       Лорд Генри, заявляющий, что преступления  – «удел низших классов», не  принимает убийства, аргументируя  свою позицию в свойственной  ему парадоксальной манере: «Убийство – всегда промах. Никогда не следует делать того, о чем нельзя поболтать с людьми после обеда», а на вопрос Дориана («Что бы вы сказали, если б я признался, что это я убил Бэзила?») лорд Генри отвечает еще одним афоризмом: «Всякое преступление вульгарно, точно так же как  всякая вульгарность – преступление». Верный себе, Уайльд не впадает в морализаторство, но явное преступление не находит в его романе оправдания даже в координатах идеологии нового гедонизма.

    2.3. Искусство против порока. Мораль романа

 

     Своим бессмертным романом Оскар Уайльд заявляет, что жизнь, управляемая одной лишь чувственностью, анархична и саморазрушительна. Дориан Грей – это лабораторный опыт. Результат отрицательный. По таким правилам жизнь прожить невозможно. Платой за попустительство самому себе становится расправа героя со своим портретом; этим действием, в некотором смысле обратным тому, чего он желал, Дориан раскрывает свое лучшее «я», хотя бы только в смерти. Уайльдовский персонаж приходит  к той точке, где сходятся противоположности. Непреднамеренное убийство делает Дориана первым мучеником эстетизма. Текст романа говорит нам: красиво плыви по поверхности – и некрасиво сгинешь в глубинах. Автор, прославляя эстетизм, сам предъявляет ему обвинение. «Портрет Дориана Грея» замкнут, обращен на себя в самом что ни на есть хитроумном смысле, как и его центральный образ.

Информация о работе Темы искусства и грехопадения как элементы антитезы в романе О.Уайльда "Портрет Дориана Грея"