Темы искусства и грехопадения как элементы антитезы в романе О.Уайльда "Портрет Дориана Грея"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 12:23, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы будет анализ тем искусства и грехопадения в романе «Портрет Дориана Грея» как элементов антитезы. Очертим круг задач, которые нам необходимо будет решить в данном исследовании:
1. Раскрыть понятие антитезы в литературе и особенности ее применения в романе О.Уайльда.
2. Проследить генезис эстетических идей писателя и отражение принципов эстетизма в «Портрете Дориана Грея».
3. Рассмотреть отдельно тему искусства и тему грехопадения на основе фабулы и системы образов романа, а затем провести их сопоставление.

Содержание

Введение 3
1. Роман «Портрет Дориана Грея» как воплощение эстетических идей О. Уайльда 5
1.1. Антитеза в литературе и ее применение в романе «Портрет Дориана Грея» 5
1.2. Генезис эстетизма в творчестве О.Уайльда 9
1.3. Отражение эстетических принципов О.Уайльда в романе «Портрет Дориана Грея» 13
2. Темы искусства и грехопадения как элементы антитезы в романе «Портрет Дориана Грея» 17
2.1. Тема искусства в романе 17
2.2. Грехопадение Дориана Грея 21
2.3. Искусство против порока. Мораль романа 31
Заключение 34
Список использованной литературы 36

Работа содержит 1 файл

портрет Дориана Грея.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

       Дориан восходит – или опускается  – от жизни к искусству и  от него обратно к жизни.  Всякое событие, как и всякий  персонаж книги, имеет скрытую эстетическую составляющую, которой это событие, этот персонаж и мерится в конечном итоге. Безил Холлуорд завершает портрет Дориана именно в тот  момент, когда лорд Генри начинает охотится за душой молодого человека. Хотя Уайльд в предисловии к роману утверждает: «Раскрыть людям себя и скрыть художника – вот к чему стремится искусство», Холлуорд боится, что портрет слишком откровенно обнаруживает его любовь к Дориану, а Дориан позднее, в свою очередь, боится, что он слишком откровенно обнаруживает его сущность.

     Уже после появления журнальной публикации романа в «Липпинкотс Мэгезин» он вызвал грубую критику, а выход романа отдельным изданием породил целую волну резких и явно несправедливых нападок. Общество взывало к цензуре, суду и полиции. Писатель отвечал своим критикам через газеты со свойственными ему остроумием и невозмутимостью. Книге приписывалось самое тяжкое обвинение во времена воинствующего пуританизма – безнравственность. В ответ Уайльд писал: «Узнав из столь авторитетного источника, что это безнравственная книга, которую правительство тори должно изъять и запретить, несчастная публика, несомненно, сейчас же бросится ее читать. Но увы! Она обнаружит, что это  роман с моралью. А мораль такова: всякая чрезмерность как и всякое самоотречение, несет в себе наказание. Художник Безил Холлуорд, боготворящий, как и большинство художников, физическую красоту, гибнет от руки того, в душе которого взрастил он чудовищную и нелепую гордыню. Дориан Грей, живущий лишь чувственностью и наслаждением, пытается убить свою совесть и одновременно убивает себя. Лорд Генри Уоттон, стремясь всегда  оставаться созерцателем жизни, обнаруживает, однако, что тот, кто уходит от битвы, зачастую бывает ранен глубже, чем тот, кто участвует в ней. Да, в «Дориане Грее» содержится страшная мораль, которую не смогут разглядеть люди извращенного ума, она откроется только тем, чьи помыслы чисты. Является ли это художественной ошибкой? Боюсь, что так. Но это единственная ошибка в этой книге».

     Заключительные  фразы статьи вообще вызывают дрожь ужаса и удовольствия одновременно: «Каждый человек видит в Дориане Грее свои собственные грехи. В чем состоят грехи Дориана Грея, не знает никто. Тот, кто находит их, имеет в виду свои собственные».

     Итак, эстет Оскар Уайльд, провозглашая независимость искусства от морали, вместе с тем утверждает своим произведением: нельзя безнаказанно перечеркивать нормы человеческой жизни. Потеря моральных устоев ведет человека к гибели. В этом - гуманистический смысл романа.

     Таким образом, антитеза «искусство – грехопадение» в романе доказывает излюбленный тезис Уайльда о том, что искусство выше жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

     Учитывая  все вышесказанное, попробуем подвести итоги нашего исследования:

     Роман, безусловно, несет определенную надсмысловую, нагрузку, касающуюся выражения идейно-художественных принципов автора (своеобразный манифест эстетизма).

     На  протяжении романа и в кульминационной  части в диалогах героев, в сюжетных поворотах без труда угадывается  авторская позиция по отношению  к основополагающим категориям эстетизма.

     Кульминация романа возвращает все на свои места  – погибает и натурщик, и творец, а Красота остается неизменной, поддерживая  тем самым идею эстетизма о  ценности искусства как такого и  преимущества искусства над жизнью.

     Итак, эстет Оскар Уайльд, провозглашая независимость искусства от морали, вместе с тем утверждает своим произведением: нельзя безнаказанно перечеркивать нормы человеческой жизни. Потеря моральных устоев ведет человека к гибели. В этом - гуманистический смысл романа. «Портрет Дориана Грея» можно толковать по-разному, но не признавать его безусловную неординарность и художественное совершенство - невозможно.

     Не  смотря на то, что роман Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея" был  написан в конце XIX века, до сих  пор исследователи так и не пришли к единому мнению по поводу того к какому литературному направлению можно причислить роман. Его творчество до сих пор пытаются охарактеризовать, прибегая к самым разным названиям: символизм, эстетизм, импрессионизм, неоромантизм, модернизм - и даже находят в некоторых произведениях Уайльда связь с постмодернизмом. До сих пор остается открытым вопрос и о жанре "Портрета Дориана Грея", который рассматривают и как нравственно-философскую притчу, и как социально-психологический роман, и как символический роман, и как роман творения, и даже как критическое эссе, воплощенное в художественную форму.

     Критики, споря по отдельным вопросам относительно художественных позиций Оскара Уайльда, приходят к общему выводу о романе: это произведение новое, сложное и жизнеспособное.

     Свидетельством  этого является многолетняя жизнь  романа, в котором каждое новое  поколение читателей находит  то, что созвучно данному времени, что волнует душу, обогащает ум, дает наслаждение, так как творчество великого английского писателя Оскара Уайльда - это настоящее искусство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

 
     
  1. Акройд  П. Последнее завещание Оскара Уайльда. – М., 1993
  2. Аникин Г. В. Михальская Н. Г. История зарубежной литературы для студентов пед. Институтов по спец. №2103 «Ин. яз.» – М.: Высшая школа. – 1985. – С. 254-257, С. 278-281.
  3. Бэлза С. О. Роман жизни Оскара // Уайльд О. Избранное: Пер. с англ. / Сост. и вступ. ст. с. Прим А. Зверева. – М.: Правда, 1989. – С. 5-26.
  4. Валова О.М. Оскар Уайльд в русской критике. // Английская литература в контексте мирового процесса. Киров, 1996.
  5. Гражданская З. Т. Зарубежная литература XX века (1871-1917): Учебник для студентов филол. фак. пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 1979. – 351с.
  6. Жак де Ланглад.  Оскар Уайльд, или Правда масок. – М., 1999.
  7. История английской литературы. /Под ред. М.Н. Черневича/ - М., 1983. Т.3
  8. Квятковский А. П. Поэтический словарь / Науч. ред. И. Роднянская. — М.: Сов. энцикл., 1966
  9. Кривина Т. М. Что знал о красоте Оскар Уайльд // Зар. лит. – 2006. – №7. С. 13 –14.
  10. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. Т. 1. А—П.
  11. Порфирьева Т.А. О. Уайльд и традиции неоромантизма // Актуальные проблемы зарубежной литературы XX века. - М., 1989.
  12. Соколянский М.Г. Оскар Уайльд: очерк творчества. – Киев; Одесса 1990.
  13. Тишунина Н.В. Английский символизм: эстетический бунт против современности. Живопись прерафаэлитов и проза Уайльда // Тишунина Н.В. Западноевропейский символизм и русская литература последней трети XIX - начала XX века. - СПб, 1994.
  14. Тумбина, О. В. Контраст и парадокс в повествовательной прозе Оскара Уайльда: К характеристике творческого метода писателя. АКД. - СПб.
  15. Тяжелые времена и большие надежды (герой английской литературы). Библиографические эссе. М, 1996.
  16. Уайльд О. Избранные произведения. Вступ. ст. А. Аникста. – М., 1960. Т.1-2.
  17. Уайльд О. Избранное.  Вступ. ст. С Бэлзы – М., 1989.
  18. Уайльд О. Письма. – М., 1997.
  19. Чебракова М.А. Исследование общих характеристик, структур и загадок текстов сказок Оскара Уайльда. – СПб, 2004.
  20. Эллман, Ричард. Оскар Уайльд: биография. – М., 2000.

Информация о работе Темы искусства и грехопадения как элементы антитезы в романе О.Уайльда "Портрет Дориана Грея"