Темы искусства и грехопадения как элементы антитезы в романе О.Уайльда "Портрет Дориана Грея"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 12:23, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы будет анализ тем искусства и грехопадения в романе «Портрет Дориана Грея» как элементов антитезы. Очертим круг задач, которые нам необходимо будет решить в данном исследовании:
1. Раскрыть понятие антитезы в литературе и особенности ее применения в романе О.Уайльда.
2. Проследить генезис эстетических идей писателя и отражение принципов эстетизма в «Портрете Дориана Грея».
3. Рассмотреть отдельно тему искусства и тему грехопадения на основе фабулы и системы образов романа, а затем провести их сопоставление.

Содержание

Введение 3
1. Роман «Портрет Дориана Грея» как воплощение эстетических идей О. Уайльда 5
1.1. Антитеза в литературе и ее применение в романе «Портрет Дориана Грея» 5
1.2. Генезис эстетизма в творчестве О.Уайльда 9
1.3. Отражение эстетических принципов О.Уайльда в романе «Портрет Дориана Грея» 13
2. Темы искусства и грехопадения как элементы антитезы в романе «Портрет Дориана Грея» 17
2.1. Тема искусства в романе 17
2.2. Грехопадение Дориана Грея 21
2.3. Искусство против порока. Мораль романа 31
Заключение 34
Список использованной литературы 36

Работа содержит 1 файл

портрет Дориана Грея.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

     В отчаянии она, как Гретхен из «Фауста», отравляет себя. И даже ее смерть трактуется в эстетическом ключе – вначале лордом Генри, а затем и самим Дорианом. Лорд Генри находит, что она сыграла свою последнюю роль, которая представляется ему «необычайным и мрачным отрывком из какой-нибудь трагедии семнадцатого века». Он говорит: «Эта девушка, в сущности, не жила – и, значит, не умерла». Дориан соглашается и с такой же легкостью заявляет: «Она снова перешла из жизни в сферы искусства». Последующее гедонистическое истолкование судьбы несчастной молодой актрисы содержится в пространном монологе лорда Генри Уоттона из восьмой главы романа – истолкование, возвращающее Дориану душевное равновесие и стабильное безразличие к окружающим людям.

     Любовь  — это своеобразное единство красоты внешней и внутренней. Однако сам Дориан разрушил это единство, когда отверг Сибиллу Вэйн. Эта девушка предложила ему то, то, о чём мечтал лорд Генри: любовь, которая стала бы искусством в реальной жизни. Именно поэтому Сибилла утратила способность играть на сцене. Однако это единство оказалось недоступным Дориану Грею, он не понял ту, которая его любила.

     Художник  Безил Холлуорд - воплощение идеи служения искусству. Он создает красоту, и для него нет ничего высшего живописи. Он имеет горячее, чуткое, доброе сердце и вкладывает его в каждое свое произведение.

     Портрет Дориана Грея стал его лучшим творением. Именно поэтому Безил Холлуорд сначала не хочет выставлять его, так как это означает открыть свою душу, ее глубину каждому, кто придет посмотреть на новую работу. Безил восхищается собственным шедевром настолько, что уже не отделяет портрет от живого человека, с которого он написан. Он обожествляет Дориана, становится ему другом, ощущает, что начал намного лучше рисовать с того времени, как познакомился с этим юношей.

     В отличие от Генри и Дориана, для  Холлуорда этическое и эстетичное неотделимы, как красота и доброта. Собираясь уехать из Лондона на продолжительное время, Холлуорд приходит к Грею, чтобы удержать его от желания подвергаться соблазнам, предостеречь от такого образа жизни, который нуждается в наслаждениях разного рода любой ценой. Холлуорд не хочет верить тем неуверенным слухам, которые ходят вокруг имени Дориана, но считает своим долгом предупредить друга. Конечно же, он не мог предвидеть, как трагически завершится визит к тому, кто вдохновил его на лучшее полотно. И конец Безила неминуемый. Он сжигает себя на алтаре служения искусству.

     Это человек с предельно развитым эстетичным чувством. И именно в  этом причина его трагедии. Художник страдает от того, что ощущает страшный разрыв между идеальным содержанием, которое он вложил в свое творение, и жизнью, которая разбивает его мечту, не дает ему возможности быть счастливым.

     Понятие «прекрасное» и «красота» (Уайльд пишет  это слово с заглавной буквы) ставятся в предисловии на самую верхнюю ступень ценностей. Поучения лорда Генри и их воплощение – жизнь Дориана – как будто вполне соответствует такой расстановке. Дориан красив, и красота оправдывает все негативные стороны его натуры и ущербные моменты его существования («избранник - тот, кто в прекрасном видит лишь одно – Красоту»). Тот, кто покушается на Красоту, - независимо от причин и помыслов – сам становится жертвой, как, например, Джеймс Вейн, брат несчастной Сибиллы.

     Дориан  карается только тогда, когда поднимает руку на прекрасное – на произведение искусства. Искусство как воплощение прекрасного вечно, и потому погибает герой, а остается жить прекрасный, как и в момент окончания работы художника, портрет. Все как будто бы согласуется с теоретическими воззрениями писателя.

     Отдельные исследователи видят в портрете, опять-таки, иллюстрацию, но уже не конфликта в душе человека (или конфликта человека с собственной душой), а отношения, на фабульном уровне, искусства и жизни. Для А.А. Аникста портрет иллюстрирует тезис о том, что «искусство реальнее жизни». Для В.К. Тарасовой портрет является просто одной из иллюстраций авторских взглядов на соотношение искусства и жизни. По Н.С. Бочкаревой, картина призвана «выражать взаимодействие искусства и жизни». Здесь же можно привести мнение Н.В. Тишуниной о том, что портрет в качестве двойника Дориана на фабульном уровне, позволяет Уайльду на символическом уровне показать, что «искусство не отражает жизнь», что «искусство и жизнь существуют по разным законам».

     Красота - неотъемлемая часть Искусства, потому и красота Дориана Грея должна Искусству принадлежать. И Искусство, первоначально, черпая в красоте Дориана вдохновение, новые идеи и новые формы, в конечном счете, полностью забирает ее себе, в чем можно убедиться в эпилоге романа, сравнив прекрасный портрет и безобразный труп.

     Ближе к концу романа Дориан уже совсем не думает о себе как о произведении искусства. «Уродства жизни, когда-то ненавистные ему, потому что возвращали к действительности, теперь по той же причине стали ему дороги», и только один лорд Генри, вплоть до самого завершения романа, продолжает лелеять эту идею о Дориане-произведении искусства. «Ах, Дориан, какой же вы счастливец! Как прекрасна ваша жизнь! /.../ Сейчас вы - совершенство! /.../Вашим искусством была жизнь. Вы положили себя на музыку. Дни вашей жизни - это ваши сонеты».

     Так последовательно и стройно реализуется  в романе эстетическая система Оскара Уайльда. Писатель утвердил своеобразный культ красоты, заявляя, что искусство  выше жизни, что не оно подражает  действительности, а действительность должна подражать искусству, которое неизмеримо выше жизни.

    2.2. Грехопадение Дориана Грея

 

     Тема  грехопадения в романе связана с  двумя персонажами: Дорианом Греем  и лордом Генри Уоттоном, причем если первый совершает реальные злодеяния, вплоть до убийства, то второй косвенно участвует в этих злодеяниях, даже сам того не желая.

       Автор поставил Дориана Грея в фантастическую ситуацию: ему даны вечные молодость и красота, а стареет и становится уродливым, ужасным его изображение на портрете. Богатый, красивый юноша погрузился в мир наслаждений вслед за своим учителем лордом Генри Уоттоном, который подсказал идею вечной молодости, любуясь портретом Дориана в мастерской художника Безила Холлуорда. Художник, пораженный чистотой юного Грея, вложил в портрет свои мечты, чувства, свое видение красоты, «самого себя». Прекрасное произведение искусства получило часть души творца, способную влиять на других и покорять их. Но Дориана Грея привлекли не чувства Безила, а идеи лорда Генри, по мнению которого человек должен не доверять искусству, не учиться у него красоте, а самостоятельно искать ее в жизни.

     Между художником и лордом разгорается  борьба за душу и красоту юноши, победу в которой на первых же страницах  романа получает лорд Генри, наверное, потому, что его слова упали на благодатную почву.

     Дориан  Грей пошел за своим новым учителем без долгих раздумий, променяв собственную  душу на поиск вечных наслаждений. С  помощью фантастических приемов  автор материализовал слова юноши: «Если бы я мог остаться навечно  молодым, а старел бы портрет. За это… за это… я отдал бы все». И портрет, созданный Безилом, принял на себя, и груз времени, и моральную ответственность за жажду острых ощущений.

     Наслаждение всегда требует жертв. Первой данью  стала любовь к юной актрисе Сибилле  Вейн. Но любовь быстро прошла, когда Сибилла, влюбившись в юного красавца, больше не смогла изображать любовь на сцене. Не получив наслаждения от представления, Дориан Грей грубо оттолкнул девушку не только от себя, но и от жизни, она отравилась. Это было первое преступление, которое отразилось на портрете. Сначала оно напугало Дориана, но эгоизм победил: он спрятал портрет и начал новую жизнь.

     Эта новая жизнь была двойной. В обществе Грей – блестящий денди, кумир  молодежи. Жадный до новых, необычайных  ощущений, вечный юноша, меблировал свой дом с пышностью, собрал коллекцию гобеленов и редчайших парфюмов, драгоценных камней и экзотических музыкальных инструментов. Простор романа замкнут в границах комнат, шкатулок, флаконов. Нет описаний природы, это мертвая красота Дориана Грея.

     Дориану вскоре стало мало изысканных вещей  и одинокой жизни. От светских салонов  он перешел к грязным притонам, опиумным курильням, за ним потянулись темные сплетни. Первый кому Дориан открыл тайну портрета, был Безил. Он показал  этот портрет как насмешку, брошенную в ответ на попытки художника вразумить юношу. Безила устрашает настоящее лицо Дориана, бывший некогда прекрасным портрет теперь изображает сластолюбивого старика, изуродованного пороками и злодеяниями. Но и сам Грей не может не ужасаться этому зрелищу, он начинает винить Безила в своих пороках и поведении, в порыве ярости Дориан убил художника кинжалом, от трупа он избавился, растворив его в азотной кислоте.

     Слишком поздно Дориана начинают терзать  муки совести, он начинает завидовать всем людям чья совесть чиста и непорочна, в конце концов, он решает, что портрет является его собственной совестью и решает от него избавиться и тем самым облегчить свои душевные муки. С тем же кинжалом, которым ранее лишил жизни Безила, Дориан бросается на ужасный портрет. Проснувшиеся от крика слуги обнаружили труп уродливого старика рядом с портретом прекрасного юноши, выяснить что это труп Дориана Грея удалось только по кольцам на пальцах…

     Такова  история грехопадения Дориана Грея. Кто же виноват в том, что молодой, прекрасный юноша смог опуститься на дно порока? Лорд Уоттон, который соблазнил Дориана предаться с головой наслаждения жизни, или, может, бедный художник Холлуорд, который нарисовал портрет Грея, образец совершенной красоты, двойник души юного красавца, и тем самым заставил Дориана завидовать вечной молодости произведения искусства? А может все дело в том, что Дориан изначально не был совершенством и поэтому легко поддался искушению?

     Последовательная  и неизбежная деградация Дориана  Грея – результат гедонизма, в который его так умело втянул лорд Генри Уоттон.

     Лорд  Генри философствует: провозглашает проповедь в защиту жизни, юности и физической совершенности человека, которая одновременно является льстивой одой красоте Дориана. «Новый гедонизм – вот что необходимо нашему веку, а вы, Дориан, могли бы стать олицетворенным символом».

     Гедонизм (гр. – удовольствие) – философско-этическая теория, разновидность антропологического натурализма, в некоторой степени внеисторический разум и асоциальный взгляд на человека, что упрощает мотивы ее поведения. Гедонизм утверждает, что наивысшим благом жизни есть удовольствие, оно же является и единственным критерием моральности. И это, в свою очередь, оправдывает морально-этический релятивизм. У каждого, мол, своя мораль! Отсюда открывается прямая дорога к проповеди и морализму и крайнего индивидуализма, как оно, по сути, и было в кругу Оскара Уайльда.

     Лорд  Генри сыплет блестящими парадоксами, в его высказываниях мы видим  настолько присущие Уайльду знаменитые афористически оформленные неожиданные мысли, направленные на попытку осмысления природы добра и зла, природы любви, природы красоты и дружбы, природы творчества.

     После разговоров с лордом Генри Дориан осознал быстротечность времени, те опасности, которые несут годы для красоты. И герой высказал желание сохранить вечную молодость, предоставив своему портрету нести на себе печать времени и страстей. Произошло противоестественное разделение человека и его совести, и это разделение не могло не сказаться на поведении героя.

     Освобождённый от совести Дориан постепенно утрачивает всё лучшее, что заложено в нём.

     Смирившись  с тем, что его портрет будет  меняться вместо него, герой одновременно поверил в свою безнаказанность, решил рассматривать произведение искусства как нечто подчиненное его желаниям. На самом деле Дориан становится рабом своего портрета. Он не смеет надолго покидать свой дом, так как опасается, что кто-нибудь может увидеть портрет и разгадать его тайну. Вначале он следит за изменениями своего лица на портрете, но затем начинает бояться собственного изображения.

     Влияние Генри Уоттона на Дориана Грея было весьма сложным. Лорд Генри прекрасно  знал, что порок уничтожает красоту, накладывает на лицо человека страшный след. Вот почему он неоднократно говорил  Дориану о необходимости сохранить свою душу, подчёркивая мысль о том, что для наслаждения жизнью нужно душевное спокойствие, которое даёт только чистая совесть. Герой помнит об этих словах, и какие-то отголоски утраченной совести слышатся в речах Дориана и много позже, когда он потерял большинство своих лучших качеств. И вот тут внешность играет роковую роль в судьбе героя. Никто не верит в его раскаяние, так как просто невозможно допустить мысль о его порочности. Это вытекает из того, что порочный человек не может сохранить свою красоту. Время от времени у лорда Генри возникают какие-то сомнения, он постоянно “проверяет” своего друга, но эти проверки оказываются совершенно бессмысленными, ибо Генри Уоттон не видит портрета.

Информация о работе Темы искусства и грехопадения как элементы антитезы в романе О.Уайльда "Портрет Дориана Грея"