Типы диалогов в романе "Мастер и Маргарита"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в комплексном описании структурных особенностей диалогов с учетом их функционально-содержательных типов, своеобразия языковых личностей, как автора, так и персонажей. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
выявить частотность употребления каждого из функционально-содержательных типов диалога;
определить зависимость структуры каждого диалога от ее функционально-содержательного типа;

Содержание

Введение. 3-4
Глава 1. Теоретические основы исследования.
1.Диалог как форма речи. 4-5
1.1. Определение понятия диалог 5-7
1.2Границы понятия. Узкое и широкое понимание диалога как формы речи. 7
2.Параметры диалога
2.1.Вербальная составляющая диалога: предмет речи 8
2.2.Невербальная составляющая диалога: речевая ситуация 9-11
2.3.Субъекты речевой ситуации как воплощение ее вербальных и невербальных составляющих 11-13
3.Единицы диалога.
3.1.Реплика как основная структурная единица диалога. 13
3.2.Виды реплик. 14-15
3.3.Связь реплик. 16-17
3.4.Диалогическое единство. 18-20
Глава 2. Исследование специфики структуры диалогов в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
4.Функционально-содержательные типы диалогов. 20-21
4.1.Логико-интеллектуальный диалог. 21
4.1.1.диалог-сообщение 21
4.1.2.диалог-беседа 21-22
4.1.3.диалог-расспрос 22
4.1.4.диалог-унисон. 22
4.1.5.диалог-спор 23
4.1.6.интенсиональный диалог. 23
4.2.Волевой диалог. 23-24
4.2.1.диалог-приказ 24
4.2.2.диалог-просьба. 24
4.3.Эмоционально-аффективный диалог. 24-25
4.3.1.диалог-ссора. 25
4.3.2.диалог-объяснение. 25-26
5.Художественный диалог.
5.1.Своеобразие художественного диалога. 26-29
5.2.Особенности структуры и структурных элементов художественного диалога. 29-31
6.Диалоги в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
6.1. Типы диалогов в романе, их структура. 31-43
7.Заключение.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 75.62 Кб (Скачать)

                                              План

Введение.                                                                                                  3-4

Глава 1. Теоретические основы исследования.

1.Диалог как форма речи.                                                                        4-5

1.1. Определение понятия диалог                                                           5-7

1.2Границы понятия. Узкое и широкое понимание диалога как формы                                  речи.                                                                                                              7

2.Параметры диалога                                                                                  

2.1.Вербальная составляющая диалога: предмет речи                             8

2.2.Невербальная составляющая диалога: речевая ситуация               9-11

2.3.Субъекты речевой ситуации как воплощение ее вербальных и невербальных составляющих                                                                 11-13 

3.Единицы диалога.

3.1.Реплика как основная структурная единица диалога.                         13

3.2.Виды реплик.                                                                                      14-15

3.3.Связь реплик.                                                                                      16-17

3.4.Диалогическое единство.                                                                   18-20

Глава 2. Исследование специфики  структуры диалогов в романе М.А.Булгакова  «Мастер и Маргарита»

4.Функционально-содержательные типы диалогов.                             20-21

4.1.Логико-интеллектуальный диалог.                                                        21

4.1.1.диалог-сообщение                                                                                 21

4.1.2.диалог-беседа                                                                                    21-22

4.1.3.диалог-расспрос                                                                                      22

4.1.4.диалог-унисон.                                                                                        22

4.1.5.диалог-спор                                                                                              23

4.1.6.интенсиональный диалог.                                                                     23

4.2.Волевой диалог.                                                                                   23-24

4.2.1.диалог-приказ                                                                                         24

4.2.2.диалог-просьба.                                                                                      24

4.3.Эмоционально-аффективный диалог.                                                24-25

4.3.1.диалог-ссора.                                                                                           25                 

4.3.2.диалог-объяснение.                                                                           25-26

5.Художественный диалог.

5.1.Своеобразие художественного диалога.                                            26-29

5.2.Особенности структуры и структурных элементов художественного диалога.                                                                                                       29-31

6.Диалоги в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

6.1. Типы диалогов в романе, их структура.                                            31-43

7.Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Исследовать диалог в художественном тексте очень важно, потому что он представляет собой неотъемлемую часть создаваемой автором картины мира. Специфика каждого диалога обусловлена авторской индивидуальностью.

    Исследование  диалога в художественном тексте  важно с точки зрения изучения  многообразия характеров людей  в различных жизненных ситуациях,  так как персонаж является  носителем культурно-языковых, коммуникативно-деятельностных ценностей, знаний, установок и поведенческих реакций. Особенности структуры и развертывания каждого диалога в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» определяются социально-психологическим типом языковой личности персонажа, его принадлежностью к той или иной группе персонажей.

     Объектом данного  исследования является диалог  как компонент художественного  текста М.А. Булгакова.

     Предметом  исследования является специфика  структуры художественного диалога  в зависимости от его функционально-содержательного  типа и функционирование каждого  диалога в романе.

     Материалом  исследования послужили диалогические  фрагменты романа М.А. Булгакова  «Мастер и Маргарита», формируемые  сочетанием авторской и персонажной  речи и отражающие специфическую  структуру, определяемую вербальными  и невербальными параметрами.

    Цель исследования  заключается в комплексном описании  структурных особенностей диалогов  с учетом их функционально-содержательных  типов, своеобразия языковых личностей,  как автора, так и персонажей. Для достижения поставленной  цели необходимо решить следующие  задачи:

 

выявить частотность употребления каждого из функционально-содержательных типов диалога;

определить зависимость  структуры каждого диалога от ее функционально-содержательного  типа;

охарактеризовать особенности  художественного диалога, с точки  зрения его структуры.

1.Диалог как форма речи.

    Изучение диалогической речи представляет собой актуальное направление исследований в современной науке. Они различны по методике, целям и задачам. Но очевидно, что изучение речевой деятельности а, говоря о речевой деятельности, мы имеем в виду, прежде всего ситуацию диалогического общения, содержит в себе множество интересных и иногда малоизученных проблем и вопросов. Проблема диалога имеет непосредственное отношение к вопросам языкового развития, на это указывали ещё Л.В. Щерба, Л.П. Якубинский (Щерба 1957, Якубинский 1986).

    Диалог занимает  настолько обширное пространство  нашей жизни, повседневного общения,  что понятен носителям языка  уже на интуитивном уровне, не  осознается как некий механизм, имеющий свою особую структуру.  Но диалог – это сложная,  наполненная многообразным содержанием  форма человеческого взаимодействия. А потому необходимо понимать, что природа диалога весьма  проблематична и заслуживает  внимательного изучения.

    Диалогическая  речь - первичная, естественная форма  языкового общения. Если иметь  в виду бытовые диалоги, то  это, как правило, речь спонтанная, неподготовленная, в наименьшей  степени литературно обработанная. О том, что диалог  более  архаичная и более привычная  человеку форма общения, мы  можем читать в работах многих  ученых(Якубинский 1986, Бахтин 1979). А  Л.В. Щерба в своем исследовании «Восточно-лужицкое наречие» писал: «Все эти наблюдения лишний раз показывают, что монолог является в значительной степени искусственной языковой формой, и что подлинное свое бытие язык обнаруживает лишь в диалоге» (цитируется по Якубинскому 1986)

    Л.П. Якубинский  в своей работе «О диалогической  речи» (Якубинский 1986,17-56) объясняет  важность диалогической формы  тем, что, во-первых,  наш организм  всегда реагирует на внешнее  воздействие, в  том числе  речевое(таково его свойство, во-вторых, обнаруживает тесную связь между  нашими эмоциями, мыслями и их  речевым выражением, и, в-третьих(что  оказывается, по мнению Якубинского,  особенно важным), способность речевой  акции вызывать речевую же  реакцию, причем это обстоятельство  часто имеет почти рефлекторный  характер.  Мы можем заметить, что диалог является такой  формой речи, в которой коммуникативная  функция языка реализуется наиболее  полно. Но при этом большинство  ученых рассматривали диалог  как форму речи главным образом  присущую устному способу общения. 

 

1.1.Определение понятия

Итак, мы видим, что понятие  диалога трактуется учеными по-разному. Обратимся к определениям диалога, представленным в словарях.

Словарь лингвистических  терминов О.С. Ахмановой, М., 1966:

Диалог – англ.dialog .Одна из форм речи, при которой каждое высказывание прямо адресуется собеседнику и оказывается ограниченным непосредственной тематикой разговора. Диалог характеризуется относительной краткостью отдельных высказываний и относительной простотой их синтаксического построения. Ср. монолог.

Диалог внутренний англ.inner dialog. Исп.dialogism. Фигура речи, состоящая в обращении к самому себе.

Большой толковый словарь русского языка:

Диалог – 1)разговор между или несколькими лицами; 2)часть литературного произведения ,представляющая собой разговор двух лиц; 3) публиц. Переговоры, контакты между двумя странами, партиями, блоками; 4)проф. О технически грамотной постановке человеком заданий для компьютера и получении от нее нужных результатов.

Словарь русского языка (МАС):

ДИАЛО́Г и ДИА́ЛОГ, -а, м. Разговор между двумя или несколькими лицами. [Тагильский] ушел ---. Минутный диалог в прихожей несколько успокоил тревогу Самгина. М. Горький, Жизнь Клима Самгина. || Часть литературного произведения, представляющая собой разговор двух лиц. Диалог его [Горького] пьес --- предельно выразителен и жив до сегодня. Леонов, Горький сегодня. || Литературное произведение, написанное в форме беседы. Диалоги Дидро.

[Греч. διάλογος]

Толковый словарь Ушакова:

ДИА'ЛО'Г, а, м. [греч. dialogos]. 1. Разговор между двумя или несколькими лицами. || Часть литературного произведения, состоящая из разговоров. Артисты хорошо провели заключительный д. 2. Литературное произведение, написанное в форме разговора (лит.). Диалоги Платона

    Проанализировав  разные определения, мы можем  сделать вывод, что почти во  всех источниках диалог представляется  как разговор, тип речевой коммуникации, при этом указывается, что диалог  может присутствовать не только  в устной речи. Так, во многих  определениях видим: часть литературного  произведения, состоящая из разговоров (толковый словарь Ушакова, словарь  русского языка), обмен репликами между персонажами литературного произведения как основной способ изображения характеров и развития действия в драме и один из способов в прозе (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона). Таким образом, понятие диалог отделяется от привязанности только лишь к устной форме общения.

1.2Границы понятия.  Узкое и широкое понимание  диалога как формы                                  речи.

    Большинство определений  противопоставляет диалог монологу, требует обязательного участия  двух или нескольких лиц (групп  лиц), а также указывает на необходимость  соблюдения определенной тематики.

Итак, уже из самих определений  диалога можно сделать вывод  о природе диалогического общения  как формы речи. Оно возникает  при непосредственном взаимодействии двух или несколько лиц, и может  реализовываться как в устной, так и в письменной речи. Причем нужно отметить, что письменная речь понимается как разговорная ( обмен  записками ), так и научная (обмен  письмами) и, конечно, художественная (диалог как часть литературного произведения).

    Разграничивается  широкое и узкое понимание  диалога. М.М. Бахтин писал:  «Вся жизнь языка в любой  области его употребления пронизана диалогическими отношениями» (Бахтин1979). Имеется в виду, что любой текст или высказывание диалогизированы, потому что имеют установку на восприятие их адресатом, и в этом смысле явление диалога глобально. Если же мы понимаем диалог как форму речи, противопоставленную монологу как высказыванию одного лица, и состоящую в обмене взаимообусловленными репликами, здесь можно говорить об узком понимании диалога.

    Диалог – это  особая форма речи, а механизм  речи представляет собой совокупность  лингвистических и экстралингвистических  факторов, без наличия которых  процесс коммуникации осуществляться  не может. И мы должны непременно  помнить обо всех этих факторах, говоря о диалоге, как о ферме  человеческого речевого взаимодействия.

 

2.Параметры диалога

2.1. Вербальная составляющая диалога: предмет речи

 

Ещё один важный параметр диалогического общения – это предмет речи. Уже из определений понятия диалог видно, что диалог, помимо прочих факторов, называется тематика. Диалог не может  состояться, если один из собеседников не понимает, не представляет, о чем  идет речь или имеет неправильное понимание предмета речи.

Диалог будет успешно развертываться только в том случае, если обоим  его участникам известно, о чем  идет речь, если они компетентны  в этой области и правильно  понимают предмет диалогического общения.

Объективно существующая речевая  ситуация имеет свой субъективный образ  в сознании говорящего и его собеседника. Такое субъективное восприятие может  совпадать с объективной сущностью  ситуации, но может и существенно  отличаться от нее. Таким образом, если одним из участников диалога речевая  ситуация воспринята неправильно, то развертывание  диалога, который возник на основе этой ситуации, направлено на выяснение  объективно существующей ситуации, а  не предмет речи. Так, выслушав начальное  речевое действие, собеседник не может  удовлетворить запрос говорящего и  использует свои реплики для выяснения  неправильно истолкованной или  неизвестной говорящему ситуации. Бывает и так, что собеседник правильно  понимает речевое действие говорящего, но не имеет никакого отношение к  этой ситуации, не располагает знаниями о ее условиях, и потому не может  разрешить возникшую проблему.

Информация о работе Типы диалогов в романе "Мастер и Маргарита"